Конспект интегрированного урока «Окружающий мир», музыка в 1 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Яханова Лариса Александровна

Интегрированный урок окружающего мира и музыки позволяет целостно воспринимать природу во всех ее проявлениях. Развивает творческую активность и позволяет эмоционально отзываться на музыкальные и литературные произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zachetnogo_integrirovannogo_uroka.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект зачетного  интегрированного  урока  «Мир вокруг нас», музыка в 1 классе, подготовленного  для проведения   __________________2008года

Тема урока: «Почему идет дождь и появляется на небе радуга?» 

Цели урока:

- ознакомить детей со свойствами воды, с ее тремя состояниями  ;

-развивать умение находить взаимосвязи в природе;

-воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам;

-обучать различать и сравнивать  характер музыкальных произведений;

-учить  выразительно  исполнять музыкальные произведения;

- развивать творческую активность детей, способность эмоционально отзываться на музыкальные и литературные произведения.

Оборудование: плакат « Вода – это жизнь», картины родной природы, иллюстрации к произведению К.Чуковского «Мойдодыр»; диск с записью пьесы  Шуберта   «Баркарола»    и «Океан – море синее»; вступление к опере Н.Н.Римского –Корсакова «Садко».

                                                    Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

1.(Звучит музыка из оперы Н.Н.Римского –Корсакова «Садко». Вступление к опере «Океан – море синее»)

- Сегодня мы будем говорить о воде – колыбели жизни  на Планете.

- Прочитайте название плаката «Вода – это Жизнь» (дети читают хором)

-Древние философы относили воду наряду с огнем , воздухом и землей  к категории начала всех начал в природе. Нет другого такого вещества, значение которого для человека было так велико и необходимо. Вода нужна всему живому на земле.

2. Вступительная беседа

-Сколько раз вы за день пьете воду?  (1-5 раз. Дети отвечают)

-А сколько можете не пить? (день, два)

-Человек может  жить без пищи два месяца, но без воды не может более 4-5 дней.

- Французский писатель  Антуан де Сент – Экзюпери  говорил о воде: «Ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются  к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на земле.»

(продолжает звучать музыка из оперы Н.Н.Римского –Корсакова «Садко»)

- Отгадайте отрывок, из какого произведения  прозвучал сейчас?

(музыка из оперы Н.Н.Римского – Корсакова «Садко»)

- В основе оперы Н.Н.Римского – Корсакова «Садко» лежит былина. Тема моря одна из главных в опере.

     

 -Охарактеризуйте  музыку этого отрывка.

( мелодия становится то громче, то тише, как будто бы волны то приливают к берегу, то отходят назад )

-А кто заметил, как  в конце мелодия меняется?

(в конце музыкального отрывка  мелодия становится спокойная, мечтательная, светлая)

-Как вы думаете, откуда к нам пришла вода?

   На этот вопрос нам ответят стихами.

  1. Изучение нового материала

1. Чтение  стихотворения «Откуда пришла вода?» учениками  в лицах.

«Откуда пришла вода?»

Спросил на днях малыш-сосед

У струнки, льющейся из крана:

-Откуда ты?

Вода в ответ:

- Издалека! Из Океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росой искрилась вся поляна.

Откуда ты?- спросил росу.

Поверь – и я из Океана!

На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

Откуда   ты? Ты  кто такой?

И я, дружок,  из Океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в мае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в слезинке, и в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода!  

2.Беседа о воде  и об образовании облаков.

-Вода окружает нас везде: в ручьях, в реках,  в морях, океанах. Все это водные богатства. Мы идем в школу, а кругом снег и лед. Это тоже вода, только в твердом состоянии. Роса, туман – это тоже мельчайшие капельки воды.

-А как вы думаете, из чего сделаны облака?

(из маленьких  капелек  воды)

--Облака – это мельчайшие капельки воды в газообразном состоянии. Итак, вода находится в трех состояниях – в жидком, которую мы видим каждый день, в твердом (в виде снега, града, льда) и газообразном (в виде пара, облаков).

-Каждому растению необходима  вода. Какая же вода больше всего обрадует растения? (дождевая)

3. Исполнение песни «Дождик»

-Сейчас мы исполним песню «Дождик». Слова  Заходера, музыка Туманяна  (дети встают и поют песню)

Дождик песенку поет

Кап, кап…

Только кто ее поймет

Кап, кап?

Не  поймем  ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава…

Лучше всех поймет зерно:

Прорастать

Начнет

Оно

4. Чтение стихотворения Т.Пушкаревой  «Повстречалось Солнышко с дождем»

- Иногда в жизни бывают чудеса. Однажды можно увидеть, как разговаривает Солнышко с Дождем. Мы сейчас послушаем  этот разговор.

(дети читают стихи Т.Пушкаревой)

Повстречалось Солнышко с дождем

И спросило: « Ну, куда идем?»

Дождь ответил: «Землю поливать,

Всех друзей водою угощать!»

Солнышко сказало: «Замечательно,

Дай Земле водицы обязательно!

Я за то вручу тебе подарок

Из семи чудесных ярких арок

-Вы догадались, что это за подарок, ребята?  (радуга)

-Зачем  нужен дождик, дождевая вода? (чтобы полить растения, чтобы земля не засохла)

-  Вода нужна всем: и растениям, и полям, и лесам и нам. Но всему живому нужна чистая вода. Растет население планеты нашей, увеличиваются затраты воды. С развитием промышленности, ростом заводов, фабрик во всем мире наблюдается загрязнение рек, озер, морей вредными отходами.

Чтобы этого не происходило, на предприятиях необходимо строить очистные сооружения. Охрана чистоты воды это очень важное и нужное дело. Человек, как и все живые организмы, скоро может остаться без воды. А вода – это жизнь. Но не только заводы и фабрики загрязняют воду.  Это часто делаем и мы сами – простые люди. Часто  летом  после отдыха на природе остаются горы мусора.

  1. Закрепление пройденного материала.

1.   Слушание музыки  Шуберта

« Баркарола» песнь на воде лодочников

- Какая музыка звучит? ( песня лодочников)

- Почему ее называют песней лодочников? ( эту песню придумали лодочники в Венеции, чтобы не сбиваться с темпа при гребле веслами )

-Молодцы!

- Вы сейчас тоже будете работать под эту песню лодочников дружно, вместе.

2.Выполнение заданий в     рабочей тетради « Мир вокруг нас»

(дети слушают музыку и выполняют задание.) После окончания работы:

-Дайте характеристику музыкальному произведению.

 (мелодия в этом  произведении похожа на покачивание  лодки на волнах: мягкая, ровная)

-Правильно, само  название происходит от итальянского  слова «Качающаяся лодка».  Музыка прозрачная , как вода, звучание голоса красивое, похожее на  лебедя, которая плавно плывет по воде. Это романс и текст  к нему был изначально написан на итальянском языке, но сегодня вы услышали русский перевод.

3..Физкультминутка:

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,-

Это лодочка моя.

Паруса подниму

Синим морем поплыву,

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там,  

Плывут рыбки тут и там.

4. Выводы о  бережном     отношении к воде.

-В старину говорили: «Мать – водица – всему царица».

Вода – это важное лечебное средство, она закаливает наш организм.

Вода нам нужна всюду и всегда. А часто мы ее расходуем напрасно. Почему, уходя из дому, мы тщательно закрываем все краны?

(чтобы вода не капала)

-Прочитайте плакаты:

«Охранять природу – значит охранять Родину»

                                                                            М.М.Пришви

IV. Итог урока

1.Релаксация

-О чем мы сегодня беседовали на уроке? (О воде)

- В каких трех состояниях бывает вода? ( в жидком, твердом, газообразном)

- Откуда пришла вода?

-Как мы можем беречь и охранять природу?

Природа – это наш дом, в котором мы живем, и охрана этого дома - нам просто необходима. Если мы не будем беречь реки, ручейки, водоемы, то погибнут и насекомые, и птицы, и рыбы,  и растения, и мы с вами. В природе все взаимосвязано, и вся наша Земля превратится в ужасное мрачное зрелище.

2.Исполнение «Гимн Воде»

(демонстрация иллюстрации к стихотворению К.Чуковского  «Мойдодыр»)

-Из какого произведения к нам пришли герои?

- Они к нам пришли неспроста, а принесли песню «Гимн Воде»

Ученики исполняют стоя  песню « Гимн Воде»  

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

 

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде-

Вечная слава воде!