Конспект и презентация урока "Как живут растения?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Спирина Ольга Александровна

Конспект разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zhivut_rasteniya_konspekt.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Спирина Ольга Александровна

Предмет:   окружающий мир

Класс:        1

Тема:        Как живут растения?

Тип урока: урок-исследование

Цель : определение условий жизни живых организмов

Задачи урока:

  • Показать школьникам связь живой и неживой природы;

способствовать формированию умений анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы; обучать применению полученных знаний;

  • Развивать зрительную память, логическое мышление, устную речь,

коммуникативные способности; умение работать с интерактивными средствами обучения;

  • Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, бережное

отношение к природе.

Планируемые результаты:

личностные - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

предметные - освоение способов изучения жизни растений (наблюдение, запись, опыт, сравнение) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

метапредметные - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные УУД – формирование представления о растительном мире, об условиях жизни растений;

Регулятивные УУД – формирование умения ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД – развитие умения общаться с товарищами, сотрудничая в группе.

Организация пространства

Парты в кабинете расставлены для групповой работы.

Виды совместной деятельности:

Проращивание семян гороха в течении недели;

Выполнение теста "Как живут растения"

Материалы по оцениванию.

Формы работы:

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Дидактические материалы

Презентация к уроку, раздаточный материал(схема развития растений).

Оборудование:

  • мультимедиа
  • стаканчики с результатами опытной работы (6 штук)
  • комнатное растение, палочка для рыхления почвы, влажная салфетка, лейка (на каждой парте)

Подготовка к уроку:

За неделю до проведения урока класс делиться на 3 группы. Каждая группа закладывает опыт и в течение недели наблюдает за  результатами.

Цель опытов: исследовать, какие условия необходимы для роста растений.

Группа № 1:

В два стакана поместили  семена гороха. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место.

Группа № 2:

В два стакана поместили семена гороха. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. 

Группа № 3:

Взяли  два стакана с семенами гороха. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стёклами. Один стакан поместили в теплое место, а другой – на холод (на подоконник, ближе к стеклу).

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

2.Повторение изученного материала.

У.: На прошлом уроке  вы познакомились со свойствами снега и льда. Что вы о них узнали?

Д.: Мы узнали, что снег и лёд – это замёрзшая вода.

У.: Чем похожи снег и лёд?

Д.: В тепле снег и лёд тают, и образуется вода.

      Они легче воды.

 У.: Чем они различаются?

Д.: Снег рыхлый, а лёд – хрупкий.

      Снег белый, а лёд – прозрачный.

      Снег непрозрачный, а лёд – прозрачный.

Выполнение заданий в тетради для тестовых работ«Проверь себя»

3.Выход на тему урока.

У.: Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учёными – исследователями. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами. Кто знает игру «Третий лишний»?  Итак, ваша задача в каждом ряду найти лишний предмет

  1. ЛОТОС, орёл, сова
  2. лиса, ГОЛУБИКА, белка
  3. бабочка, жук, СОСНА

У.: Посмотрите, какие картинки остались? Что вы о них можете сказать?

Д.: Это – растения.

У.: Молодцы! А какие вы ещё знаете растения?

Д.:

У.: Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Д.:

4. Сообщение темы и целей урока.

У.: Верно! Сегодня урок посвятим тому, чтобы ответить на вопрос  «Как живут растения?» Поговорим о том, что необходимо для жизни и роста растений.

5. Работа по теме урока.

У.: Послушайте внимательно одну историю и запомните, как росло растение.  

     

“Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели яблоневые, вишнёвые, сливовые деревья.

Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее растение приносило ему огромную радость.

Но недалеко от тех краёв в тёмном замке поселился злой волшебник. Прослышал он про прекрасный дворец и решил погубить его. Он ненавидел, когда люди радовались.

И вот однажды, когда король любовался своим великолепным садом, налетел ураган. Он рвал и метал, снося всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие растения, но ураган не унимался. И, наконец, потеряв последние силы, король упал на землю и заплакал.

А злой волшебник радовался слезам короля.

Когда король очнулся, то увидел вокруг себя голую пустыню. Кругом валялись сломанные деревья, цветы, кустарники – всё погибло. Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику. Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. Увидев росток, волшебник хотел погубить его, но что-то заставило его остановиться. Шло время, росточек окреп, на нём появились листики. И вот однажды растение зацвело.

Злой волшебник очень изменился. Он ходил вокруг растения и наблюдал за ним. И вдруг вспомнил про короля. “Какую боль я ему причинил! Ведь в растениях вся его жизнь! – подумал волшебник. – Нельзя не радоваться, когда смотришь, как они растут, борются за свою жизнь”.

Он схватил свою волшебную палочку и сказал: “Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!”.

И снова у короля и на всей земле зацвели прекрасные сады!”

У.: Как вы думаете, почему в конце сказки злой волшебник изменился?

Д.:(ответы)

У.: Как росло единственное выжившее после урагана растение? Что с ним происходило? Найдите на вашем столе конверт с пособием «Развитие растения из семени» и разложите карточки в том порядке, как растёт растение.

Д.: (на рабочих местах, после проверка на доске)

У.: Я вам предлагаю увидеть это своими глазами. (проверка- слайд).

Гимнастика для глаз :(ромашка)

У.: Мы с вами говорили о том, что растение оставляет после себя семена. Как вы думаете, почему у каждого растения много семян?

Д.: Семена едят птицы,

    они могут замёрзнуть, пропасть, но хоть одно прорастёт

У.: Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия. (слайд 7)

Первое необходимое условие это то, чьё название спрятано за точками в этом стихотворении:

Не умыться, не напиться без …

Листику не распуститься без …

Без …прожить не могут птица. зверь и человек

И поэтому всегда всем везде нужна….                      

Д.: вода

У.: Вспомните опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе.

Д.: (группа № 1):: «В два стакана поместили семена гороха. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в тёплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, в стакане без воды семена не изменились»

У.: Итак, что необходимо для жизни растений?

Д.: вода

У.: Чтобы выяснить, какое второе условие, надо отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него прожить не можем.            

Д.:  воздух

Группа №2:: В два стакана поместили семена. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором стакане семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый для дыхания семян.

У.: Какое второе необходимое условие для роста растений?

Д.: Растениям необходим воздух.

У.: Название следующего условия в новом четверостишии:

Выше леса, выше туч

Пробивался ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, луч.

Он всему живому нужен

И в тепло, и в злую стужу.          

Д.: солнце

Группа №3: Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стеклом. Один стакан поместили в тёплое место, а другой – на холод. На холоде семена не проросли.

Учитель достает 2 цветка(один был на свету, другой в темноте),учащиеся сравнивают.

Д.: Вывод: еще необходим и свет.

У.: Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений?

Д.: В земле, где есть вода и свет, воздух и тепло, семена обязательно прорастут.

6. Первичное закрепление.

У.: Откройте учебники на с.71.

Давайте вспомним комнатные растения, изображённые на рисунке.

Д.: На рисунке изображены герань, бегония и фикус

У.: Зачем поливают комнатные растения?

Д.: Растениям для роста нужна вода, без неё они погибнут.

У.:  Почему комнатные растения ставят близко к окну?  

Д.: Свет необходим для жизни всем растениям, поэтому комнатные растения мы располагаем на подоконниках.

У.: Что делает девочка и почему?  

Д.: Девочка вытирает пыль  с листьев фикуса.

    Пыль, если её не смывать, мешает растению дышать. Поэтому листья надо протирать    или обрызгивать.

У.: Посмотрите, как это правильно делать. (показ учителем  как ухаживать за растением).

Практическая  работа в парах по уходу за растениями.

Каждая группа детей получает цветок на стол, и задание (полить, прорыхлить, протереть листья от пыли) на отдельном столе стоят инструменты для ухода за растениями, дети должны выбрать инструменты соответственно полученному заданию и выполнить его.

У.: Что произошло с растением на правом нижнем рисунке? Почему?

Д.:  Открывая окна, чтобы проветрить квартиру, цветы надо убрать с подоконника. Мы помним, что комнатные растения попали к нам из жарких стран. Холодный воздух может быть для них смертельным

7. Итог  урока.

У.: Итак, что нужно растениям для жизни?

Д.: вода, воздух, свет и тепло.

У.: Назовите этапы жизни растения.

Д.: семечка, росток, листики, цветы, плоды.

8. Рефлексия:

У.:-Что вызвало затруднения при работе на уроке?

Д.:(отв.)

У.: - Какой момент урока понравился больше всего?

Д.:(отв.)

Давайте определим свое настроение с помощью «Смайликов»

Вклеить в тетрадь карточки –  этапы развития растений.

Литература

  1. Интернет-ресурсы.
  2. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»:1 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс»,Е.М.Тихомирова. - М. Издательство «Экзамен»,2013. – 335.
  3. Окружающий мир: занимательные материалы /авт. – сост. Г. Н.  Решетникова,  Н.И. Стрельников. -  Волгоград: Учитель, 2008, - 264 с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"

Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"...

Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"

Презентация "Как живут животные?" к учебнику А.А. Плешакова "Окружающий мир 1 класс"...

Презентация "Где живут белые медведи и слоны"

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Где живут белые медведи и слоны" (УМК "Школа России")...

Презентация "Где живут белые медведи и слоны?"

Презентация к уроку окружающего мира для 1 класса "Где живут белые медведи и слоны"...

Презентация "Где живут белые медведи"

Презентация может быть использована на уроке окружающего мира в 1 классе по программе Плешакова....

Конспект и презентация к уроку "Окружающего мира" в 1 классе УМК: «Школа России» Тема урока: «Где живут слоны?»

Цель урока: знакомство обучающихся с жаркими районами планеты и их обитателями....