Живые участники круговорота веществ. Решение задач с многозначными числами.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Коновалова Любовь Викторовна

Конспект интегрированного урока по окружающему миру (ОС «Школа 2100», авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан) и математике (автор: Петерсон Л. Г.).3 класс. Урок составлен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx319.08 КБ

Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образования администрации

муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Прогимназия № 81 «Здравствуй!» г. Сыктывкара

Учитель начальных классов Коновалова Л.В.,

Конспект интегрированного  урока

по окружающему миру (ОС «Школа 2100», авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан) и математике (автор: Петерсон Л. Г.).3 класс.

Урок составлен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон.

Тема: Живые участники круговорота веществ. Решение задач с многозначными числами.

Цель: организовать работу детей по определению роли живых организмов, выявлению взаимодействия живых организмов в биосфере посредством решения задач экологической направленности.

Задачи (формирование УУД):

  1. Познавательные:
  • Формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, поиска и выделения необходимой информации, структурирование знаний.
  1. Регулятивные:
  • Формировать умение планировать деятельность, работать по плану.
  • Формировать навыки самоконтроля на основе выполнения самостоятельной работы с проверкой по образцу.
  1. Личностные:
  • Формировать интерес к окружающему миру, а так же желание выполнять учебные действия посредством занимательного материала и организации уроков в технологии деятельностного метода.
  1. Коммуникативные:
  • Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами посредством работы в группе.
  • Формировать навыки монологической речи посредством ответа по заданному плану.


Структура урока

Содержание

  1. Мотивация

к учебной деятельности

«Великая книга природы написана математическими символами». ( Галилео Галилей) (СЛАЙД 1)

Информация для учителя:

Итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, член Национальной академии деи Линчей (1611). Р. в Пизе в семье талантливого музыканта Винченцо Галилея. В 1575 семья Галилеев переехала во Флоренцию. В 1581 поступил в Пизанский ун-т, где изучал медицину. Позднее познакомился с произведениями Евклида и Архимеда. Впечатление от них у Галилея было настолько сильным, что он оставил медицину и возвратился во Флоренцию, где стал изучать математику. В 1589 получил кафедру математики в Пизанском ун-те, в 1592 — в Падуанском ун-те. В Падуе прожил 18 лет. Здесь он выполнил ряд исследований по статике и динамике, в частности установил законы свободного падения тел, падения по наклонной плоскости, движения тела, брошенного под углом к горизонту, изохронизм колебаний маятника. В этот же период Галилей стал приверженцем учения Коперника.[1]

- Как вы понимаете это высказывание? (знания о природе и математика очень тесно связаны друг с другом)

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (как изучая новое в естествознании можно использовать знания по математике)

- Как же вы открываете новое? (Мы должны сами понять, что ещё мы не знаем, и самим постараться открыть это новое)

- Пожелайте друг другу удачи! В путь! Посмотрите на доску. Чему будет посвящён наш урок?

На доске слова картинки с животными, растениями, грибы. 

(СЛАЙД 2)

-Живым организмам.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация знаний

По расчётам канадцев, в Мировом океане обитает 2,2 млн. видов, на суше – 6,5 млн. Животных на планете всего около 7,8 млн. видов, грибов – 611 тысяч, растений — 300 тысяч. При этом растениям повезло больше всего: из них описано 72% видов, тогда как животных – 12%, грибов – только 7%. [2]

Откройте тетради по математике, запишите количество видов этих живых организмов.

Если не принимать в расчёт сокращение биоразнообразия, на открытие оставшихся животных и растений должно уйти еще около пяти веков. Запишите это число. Сосчитайте, какой год будет на Земле через 500 лет (2513 год). Запишите этот год.

- благодаря какому явлению в природе сохраняется порядок? (Благодаря круговороту веществ)

- В чём суть этого явления? (в конце замкнутой цепи восстанавливается именно то вещество, с которого она началась)

Пробное действие и фиксация затруднения.

- Что вы сейчас повторили? (Мы повторили кто такие «кормильцы», «едоки» и «мусорщики», круговорот веществ, запись и действия с многозначными числами)

- Как выполняли действия с многозначными числами? (как и с двузначными)

- Почему именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое)

- Какое задание я вам сейчас предложу (Задание, в котором есть что-то новое)

- Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы ещё не знаем)

- Назовите роли этих живых организмов в круговороте веществ по-другому и объясните, почему они так называются.

- Итак, у кого нет ответа?

- Что вы не смогли сделать (Назвать роли этих живых организмов круговороте  по-другому)

- У кого есть ответ? (фиксируется на доске)

- Обоснуйте свои действия. Назовите эталон, которым вы пользовались. (Мы не можем назвать эталон, не можем обосновать свои действия)

- Что же нам надо сделать (Остановиться и подумать)

  1. Выявление места и причины затруднения.

- Что же надо сейчас сделать?  (Назвать роли этих живых организмов в круговороте веществ по-другому).

- В чём возникло затруднение? (в названии роли этих живых организмов по-другому).

- Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем, как по-другому называются роли живых организмов в круговороте веществ и почему).

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова цель нашей дальнейшей деятельности? (узнать роли живых организмов в круговороте веществ)

- Сформулируйте тему урока. («Роль живых организмов в круговороте веществ »)

- Объединитесь в группы. Работу необходимо организовать по следующему плану: (СЛАЙД 3)

1. Определите  роль живых организмов.

2. Как можно назвать их "профессию" и почему?

3. На что расходуются полученные и произведённые вещества?

4. Выберите ключевые слова для своих ответов.

(набор ключевых слов у каждой группы одинаковый: органические вещества: белки, жиры, углеводы; производители; углекислый газ; минеральные вещества: соли; едоки; потребители; кислород; мусорщики; разрушители )

Прежде чем начать работу, вспомните правила работы в группе (эталон «Работа в группе», «Мир деятельности», 1 класс).

  1. Реализация построенного проекта по плану в группах.

Организуется выступление представителей групп.

После выступления на доске появляется запись:

1 группа должна прийти  к выводу, используя ключевые слова:

неорганические вещества: соли

углекислый газ

кислород

органические вещества: белки,

жиры, углеводы

ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУППЫ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЗАДАЧА С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ

  1. Зелёные насаждения с одного гектара земли за один час дня поглощают 8 000 граммов углекислого газа. Сколько граммов углекислого газа поглощают растения с одного гектара земли за световой летний день - 12 часов? (СЛАЙД 4)

2 группа должна прийти  к выводу, используя ключевые слова:

углекислый газ

кислород

органические вещества: белки,

жиры, углеводы

ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУППЫ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЗАДАЧА С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ

  1. Летом за сутки лось съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется ему в течение 30 дней? (СЛАЙД 5)

3 группа должна прийти  к выводу, используя ключевые слова:

углекислый газ

кислород

органические вещества: белки,

жиры, углеводы

ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУППЫ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЗАДАЧА С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ

  1. За один год с гектара леса падает на землю 2400 кг хвои, листьев, веток, шишек и коры. Всё это перерабатывают грибы, главным образом дождевики. Сколько килограммов  хвои, шишек и листьев необходимо переработать дождевикам  за 18 месяцев?

(СЛАЙД 6)

- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое правило)  

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Задание 1 стр. 13 тетрадь. (СЛАЙД 7)

  1. Работа в парах.

- Как вы теперь должны поработать? (В парах)

- Для чего? (Чтобы каждый из вас проговорил этот эталон)

Учащиеся в парах выполняют задание до конца, комментируя друг другу                проверка по образцу.

- У кого есть ошибки в выполнении задания?

- В чём они? ()

- Исправьте ошибки. Вы, молодцы, т.к. сами определили причину своих трудностей.

- У кого нет ошибок? Какой вывод вы можете сделать? (мы знаем, как называются профессии живых организмов).

- Мы поработали в парах. Какой будет следующий шаг? (самостоятельная работа).

  1. Самостоят. работа с самопровер -

кой по образцу.

- задание 2 с 13,  (2-3 минуты)                  проверка по образцу. (СЛАЙД 8)

- Проверьте свои работы по образцу.

Поставьте «?» знак, если допустили ошибки, «+» - работу выполнили без ошибок.

- У кого есть ошибки? В чём они? Молодцы, что нашли у себя ошибки, определили причину. Какой вывод можете сделать? (Нужно ещё потренироваться).

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод.

  1. Включение в систему знаний.

Составить цепи питания

(тетрадь, задание 3, с. 14)

  1. Рефлексия УД на уроке.

- Какова была цель нашего урока? (Узнать узнать роли живых организмов в круговороте веществ)

- Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового знания? В какой степени и почему?

- Оцените свою работу с помощью лесенки успеха.

- Кто находится на самой верхней (средней, низкой)ступеньке? Какой вывод можете сделать?

- Что было трудно? Удалось ли справится с трудностями? Как?

- Над чем ещё надо поработать?

- Где мы можем это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

  1. Домашнее задание.
  1. Если трудности в решении задач – задача на карточке.
  2. Параграф 7, задание максимального уровня в тетради.

 Источники информации:

  1. http://www.astronet.ru/db/msg/1219575
  2. http://secretworlds.ru/news/kolichestvo_zhivotnykh_i_rastenij_na_zemle/2011-11-14-2585
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/library/issledovatelskii-proekt-uchashchikhsya-ekologicheskie-zadachi-n


Приложение 1. Ключевые слова для работы в группе.

производители

потребители

разрушители

едоки

мусорщики

кормильцы

кислород

углекислый газ

минеральные вещества: соли

органические вещества: белки, жиры, углеводы


Приложение 2.

Арифметические задачи на урок

  1. Зелёные насаждения с одного гектара земли за один час дня поглощают 8000 граммов углекислого газа. Сколько граммов углекислого газа поглощают растения с одного гектара земли за световой летний день - 12 часов?

  1. Летом за сутки лось съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется ему в течение 30 дней?

  1. За один год с гектара леса падает на землю 2400 кг хвои, листьев, веток, шишек и коры. Всё это перерабатывают грибы, главным образом дождевики. Сколько килограммов  хвои, шишек и листьев необходимо переработать дождевикам  за 18 месяцев?


Приложение 3.

Арифметические задачи для работы дома (на выбор).

Большая синица за летний день подлетает с кормом к гнезду 400 раз. Сколько раз прилетит синица с кормом к гнезду за неделю?

Можжевельник живёт 2000 лет, а сосна 600 лет. На сколько лет больше живёт можжевельник, чем сосна?

Берёза живёт 400 лет, а рябина 100 лет. Во сколько раз меньше живёт рябина, чем берёза?

Утки-кряквы живут в среднем 70 лет, а лебеди 24 года. На сколько лет меньше живут лебеди, чем утки?

Стрекоза за два часа съедает 40 мух. Сколько мух стрекоза съест за сутки?



Приложение 4. Эталон, полученный в результате работы в группах.

Производители – производят пищу и кислород. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=273287665-48-72&n=21

Потребители  - потребляют пищу и кислород. http://img-fotki.yandex.ru/get/6601/130283026.1a8/0_93d98_de3bc97_XL

Разрушители  - разрушают мёртвые организмы. http://russ-vkus.ru/uploads/recipe/pripravy_sousy_zapravki/sous-dlya-ledyanogo-griba-mnoyu-podobrannyj_2501.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живые участники круговорота веществ

Урок по окружающему миру даёт полный обзор круговорота веществ в природе, яркую характеристику цепи питания растений и животных, дети, работая в группах, проводят опыты и составляют собственные работы...

Живые участники круговорота веществ

Урок по окружающему миру УМК Школа 2100...

Урок окружающего мира " Живые участники круговорота веществ" Школа 2100, 3 класс

В архиве представлен конспект урока, составленный на основе методической разработки авторов программы. Презентация разработана также авторами образовательной системы, только адаптирована под соответст...

Тест_Живые участники круговорота веществ

Тест предназначен для проведения оценки достижения учащимися 3 класса (УМК "Школа 2100") результатов обучения по окружающему миру....

Растения - часть1. Живые участники круговорота веществ.

Растения (определение). Условия жизни растений. Виды растений....

Тест. Окружающий мир. 3 класс. «Живые участники круговорота веществ»

Тест для тематической проверки знаний учащихся....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Живые участники круговорота веществ"

Ученики познакомятся  с основными "профессиями" живых организмов и их взаимной зависимостью. В результате выполнения творческих заданий  в группах ребята представят работу пищевых ...