Урок окружающего мира "Домашние и дикие животные", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Ляпина Галина Сергеевна

Конспект урока окружающего мира во 2 - м классе по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse.docx276.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе «Дикие и домашние животные»

Урок окружающего мира во 2  классе соответствует программе по окружающему миру (учебник окружающий мир 2 класс; автор А.А. Плешаков)

Тема урока:   «Дикие и домашние животные».

Тип урока «Урок изучения нового »

Урок с использованием презентации, способствует формированию у детей представления о диких и домашних животных. Развивает любознательность,  внимание, память, прививает любовь к окружающему миру.

Цели :

  • Знакомство с характерными признаками диких и домашних животных.          
  • Развитие умения анализировать, сравнивать, находить сходства и отличия.
  • Развивать память, внимание, речь,
  • Воспитывать интерес и позитивное отношение к природе.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.
  • Отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних.

Планируемые результаты:  

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • Сравнивать и различать диких и домашних животных,
  • Работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.
  • Находить в тексте нужную информацию, выступать с сообщениями;
  • Сочинять  и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном ( по своему выбору)
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

                                                       Ход урока

I.Организационный момент

 Добрый день ребята!

Садитесь.

Я приглашаю вас на урок окружающего мира.

II.  Психологический настрой на урок

Прозвенел для нас звонок.

 Начинается урок.

 Время быстро пробежит.

 Надо нам им дорожить.

III. Опрос домашнего задания по теме «Дикорастущие и культурные растения».

           - Вспомните, какое значение для человека имеют растения? (Растения кормят,  одевают, лечат, дают много полезных вещей.)

-На какие группы можно разделить все растения?            СЛАЙД   2

- Какие дикорастущие растения нашего края вы знаете?

- А какие культурные растения нашего края вы знаете?

- В свою очередь, культурные растения на какие группы делятся?

                              (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные)

На доске рисунки  ЕЛИ,  ЯБЛОНИ

- Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее – это деревья. Различия – ель растет в лесу, яблоня в саду и за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу людям.)

IV. Изучение нового материала.

  1. Актуализация уже имеющихся знаний.

                 Отгадай загадки.  СЛАЙД   3

                                                                                  ИЛИ       (НА ДОСКЕ КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖ   ЖИВОТНЫХ)

- Кто догадался, о ком мы  сегодня будем говорить?

- Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. Продолжите фразу:

Думаю, что на уроке я узнаю…

             Я хочу узнать….                     СЛАЙД   4

- Откройте учебник на стр. 72

- Прочитайте, что нам говорит Муравей – вопросик.

  1. Изучение нового материала.                          

- На какие 2 группы можно поделить этих животных?    (домашние и дикие)       СЛАЙД   5

- Назовите среди них диких животных. Почему их называют дикими?

 (Самостоятельно добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детёнышами)

  - Мы уже знаем, что дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают сами пищу, строят жилища. Ухаживают за своим потомством. А откуда появились домашние животные?

   - Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам.

                  СЛАЙД   6, 7, 8, 9

Выступление ученика

        Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. К их жилищу часто подходили волки. Люди стали подкармливать их. Волки становились добрее, а их детёныши привязались к человеку и остались жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Громким лаем, они предупреждали об опасности. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь уже человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.

- Сейчас узнаем, каких домашних животных знаете?

Выступления уч-ся  + фото (на доске)

1.Кто не кузнец, не плотник,
А первый на селе и в поле работник?
(лошадь)

Что вы знаете о лошади?

Рассказ ученика:

     Более ста лет назад в пустынях Китая учёным-путешественником была открыта дикая лошадь. Она получила название в честь учёного — лошадь Пржевальского. В прошлом лошадь была незаменимой помощницей человека. Она помогала крестьянину в поле, когда не было тракторов. Она перевозила людей и грузы, потому что не было автомобилей. Лошадь участвовала и в военных битвах...
     Современная техника во многих делах заменила лошадь. Во многих, но не во всех. Лошадь по-прежнему необходима лесникам, пастухам, пограничникам. В селе на лошадях удобно перевозить грузы на небольшие расстояния. Немало людей увлекаются конным туризмом и конным спортом. И конечно, как и раньше, люди не перестают восхищаться красотой лошадей. Общаясь с лошадью, человек учится понимать живое, учится доброте.
     Люди вывели много пород лошадей. Породистых лошадей разводят на конных заводах.

2.У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

                         Замурлычет, запоет.         (кошка)

Что вы можете рассказать о кошке?

Рассказ ученика:

     Все кошки – замечательные охотники. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, он не растеряли диких повадок.  Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Играя, кошка редко пускает в ход когти, но если разозлить – не обижайся, сами виноваты!

     Домашние кошки очень похожи на своих диких родственников: на полосатого тигра, льва. У домашней кошки долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно стали свозить в хранилища, в амбары. Тут – то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку.

     Удивительно чистоплотны эти животные. Умывается кошка очень тщательно. В доме уютнее, когда кошка мурлычет где – нибудь у печки и «намывает» гостей – по старинной примете.

  1. Гладишь – ласкается,

дразнишь – кусается.      (собака)

 Рассказ ученика:

    Собак в мире примерно 400 пород. Собака – верный друг и помощник человека. Это умные, преданные животные. Собака  никогда не оставит хозяина в беде. Она в дом чужого не пустит, помогает пасти стада овец.  Есть собаки, которые спасают людей. Если враг перейдет границу, тут вновь на помощь придет собака. Она поможет найти и задержать врага. Ухаживать за собакой не просто. Её нужно хорошо кормить, расчёсывать, выводить на прогулку. Человек в ответе за здоровье и жизнь четвероного друга!

- Мы сейчас с вами услышали много интересной и полезной информации о домашних животных. А скажите, к какой группе животных они все относятся?           (звери)

СЛАЙД    10

- Как вы думаете, а птицы домашние бывают? Назовите каких домашних птиц вы знаете.      (куры, утки, гуси, индюки)          СЛАЙД    10

                                                  Не царь, а в короне,
                                           Не всадник, а со шпорами. 
(петух)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

             Дарит мягкие перинки.     (гусь)

- Петух является главой куриной семьи. Давайте послушаем, что о нём и курах нам приготовила ... .

Рассказ ученика:

     Проста петушиная жизнь — песни ори да кур сторожи. Утром в щели курятника проникает свет. Наступает день петушиных забот.
    Петушок своё дело знает: ищет зёрна, сзывает кур, бьётся на шпорах с чужаками, следит за ястребом.
    Особенно много разводят кур. В далёком прошлом, много тысяч лет назад, люди приручили, одомашнили диких кур. Приручать диких кур стали в Юго-Восточной Азии и исключительно в спортивных целях. Устраивали петушиные бои.
     И не просто одомашнили, а вывели множество пород этих животных. Дикие куры имели жёсткое мясо, откладывали по 5—6 яиц в год. На одних птицефабриках разводят кур-несушек, которые откладывают по 300 и даже больше яиц в год. А в магазин поступают сотни миллионов яиц в год.
    Людям удалось вывести породы кур с нежным, вкусным мясом. На многих птицефабриках выращивают мясных цыплят — бройлеров, которые очень быстро растут. 
     В Японии выведена порода декоративных кур — феникс. Петухи этой породы имеют хвосты до двух метров длиной.

- А есть и домашние насекомые. 

Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком – 
                                           И поделится медком.          
(пчела)      СЛАЙД  11

- Кто такие пчёлы?

Рассказ ученика:

В далёком прошлом люди ходили за мёдом на охоту! В лесах было тогда очень много диких пчёл. Они жили в дуплах деревьев. Найдя пчелиные жилища, люди полностью их разоряли, пчелиная семья погибала. Со временем люди стали разумнее. Они одомашнили пчёл, стали выносить улья на пасеки. 
Пока одни пчелы собирают нектар, другие заняты сбором пыльцы. Из нектара получается мед, а из пыльцы корм, его называют хлеб, для личинок.
Все лето, не зная отдыха, трудились пчелки и запасли столько меда, что хватит не только на зимовку, но и для нас постарались.

- Интересные сведения о пчеле. 
-  Оказывается есть и домашние рыбы .

V.  Физминутка.      СЛАЙД    12        

- Если я называю домашних животных, то вы поднимаете руки вверх.

Если диких – приседаете.

VI. Закрепление

1)Работа в тетради            стр. 50,   № 1     1 вариант – находит диких животных

                                                                            2 вариант – домашних

2) Работа с учебником.                стр. 73,   задание № 1,   № 2

- Какую пользу приносят домашние животные человеку?           СЛАЙД    13,  14,   15

Корова - очень полезное домашнее животное. Она даёт людям мясо, молоко, следовательно, и все молочные продукты.

Овца - даёт человеку шерсть, мясо, шкуру, из которой делают шубы и дублёнки.

Кур разводят повсюду. Они дают человеку мясо, яйца, перо.

Человек выращивает кроликов. Кролики дают пух, из которого вяжут тёплые свитера, носки, платки.

- Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши.

3)  Игра:   «Назови  детёныша»              СЛАЙД   16

-  Я показываю картинку животного, а вы называете детёныша.

                                      ( ИЛИ:  Я называю маму, а вы детеныша)

  • Свинья - поросята
  • Корова – теленок
  • Утка – утята
  • Гусь – гусята
  • Лошадь – жеребята
  • Овца – ягнята
  • Кошка – котята
  • Собака – щенки
  • Курица – цыплята

VII. Подведение итогов урока

                             СЛАЙД  17

Закончи предложения:

а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются … .

б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

- Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним?

Игра: «Хлопок» (хлопнуть на домашнем животном)

  • сокол
  • курица
  • рысь
  • пчела
  • бабочка
  • щука
  • индюк
  • коза
  • корова
  • утка
  • кабан
  • свинья
  • карп
  • волк
  • белка
  • гусь

- Встаньте те, кто не сделал ни одной ошибки. 
- Кто сделал 1-2 ошибки.
- Вы сегодня молодцы! Вы знаете домашних и диких животных.

-  Чему же вы сегодня научились на уроке?   СЛАЙД  18

  • Я повторил
  • Я запомнил
  • Я узнал

- Мы ещё не всё рассказали о животных. Кто захотел узнать о них ещё больше, можете воспользоваться книгами с выставки.

VIII.  Домашнее задание

- Сочинить  сказочную историю о диком или домашнем животном ( по своему выбору)

 X.  Рефлексия.

 Дети цветными  карандашами выражают настроение    

ИЛИ   выбирают солнышко

D:\Уроки\СОЛНЫШКО\солнышк.png                        D:\Уроки\СОЛНЫШКО\солнышко.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный. Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем. Цели и адачи: Коррекционно - обучающая: 1.    Уточнить и...

Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»

            Данный урок был разработан в рамках  учебно- методической системы  Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века».  Урок входит в раз...

уроки окружающего мира по ФГОС (1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Дикие животные"), с использованием интерактивного пособия "Наглядная школа"

Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных на­глядных пособий по всему спектру предметных дисциплин.     Создание серии «Наглядная шк...

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный.Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем.Цели и адачи:Коррекционно - обучающая:1.    Уточнить и расшири...

Урок окружающего мира. Тема «Дикие и домашние животные». 2-й класс .

Тип УЗ: изучения новых знаний и первичного закрепленияТема: «Дикие и домашние животные»...

Конспект урока по коми языку. Дикие животные . 3 класс.

Конспект урока по коми языку. Тема: Дикие животные.Знакомство с новыми животными. Понятие имени прилагательного....