Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» –М: Вентана-Граф, 2012 год.
рабочая программа по окружающему миру на тему

Рабочая программа составлена на основе  авторской  программы  Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» –М: Вентана-Граф, 2012 год, которая разработана в соответствии с   Федеральным государственным образовательным  стандартом начального общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir.docx53.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  по Окружающему миру

1 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе  авторской  программы  Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» –М: Вентана-Граф, 2012 год, которая разработана в соответствии с   Федеральным государственным образовательным  стандартом начального общего образования.

Цели и задачи курса

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

  1. Общая характеристика учебного предмета

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста  знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также  последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  3. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
  4. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
  5. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п..

Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

  • уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирической уровне, в том числе в дошкольном детстве;
  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
  • преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

Особенности содержательных линий

  1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. Темы: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс)
  2. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. Темы: «Ты — первоклассник»,, «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
  3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
  4. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
  5. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

 Согласно  учебному плану МБОУ СОШ № 63  на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 1 час в неделю (33 рабочие недели), за год 33 часа.  

Авторская программа: 66 часов

Рабочая программа: 33 часа

  1. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы

Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли

России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

  1. Содержание учебного предмета

  1. Введение. Этот удивительный мир: Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира.
  2. Мы — школьники: Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе.
  3. Родная природа: Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери  в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России.
  4. Семья: Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье.
  5. Труд людей: Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос.
  6. Твоё здоровье: Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться.
  7. Наша страна — Россия. Родной край: Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России.
  8. Я и другие люди: Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества.

  1. Тематическое планирование

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Темы, разделы

Кол-во часов

УУД

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение. Этот удивительный мир

1

1

Что такое окружающий мир. Живая и неживая природа

2

Мы - школьники

2

1

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование Правила поведения. Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам

3

Твоё здоровье

6

3

Здоровый образ жизни. Режим. Питание. Наблюдение. Опыт. Обогащение словаря. Правила закаливания

4

Я и другие люди

3

1

Правила дружбы. Правила поведения

5

Труд людей

6

3

Хлеб — главное богатство людей. Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос.

6

Родная природа

31

16

Определение природных явлений. Наблюдение за птицами. Классификация грибов. Составление рассказа описания. Сезонные изменения природы.

7

Семья

2

1

Составление рассказа о себе, семье. Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности.

8

Наша страна – Россия. Родной край.

15

7

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  семья,  родители,  город,  село,  страна,  памятное  место,  транспорт,  фольклор,  народное  творчество,  профессия.Разнообразие и богатство природы России. Символика России: гимн, флаг, герб.

ИТОГО

66

33

  1. Описание материально-технического обеспечения

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения по авторской программе

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения по рабочей программе

  • Н.Ф. Виноградова Окружающий мир, 1 класс ( учебник) — М: Вентана — Граф, 2011
  • Н.Ф. Виноградова Окружающий мир (рабочая тетрадь) 1 класс— М: Вентана — Граф, 2013
  • Н.Ф. Виноградова Методические рекомендации для учителя - М: Вентана — Граф, 2011
  • Электронные пособия по Окружающему миру
  • Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
  • Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
  • Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
  • Плакаты по основным темам естествознания -магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).
  • Учебные презентации Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
  • Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
  • Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа.
  • Компас.
  • Часы с синхронизированными стрелками.
  • Микроскоп (по возможности цифровой).
  • Лабораторное  оборудование  для   проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.), изучения   свойств   звука   (камертоны,   наушники и т. д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т. д.), 
  • Н.Ф. Виноградова Окружающий мир, 1 класс ( учебник) — М: Вентана — Граф, 2011
  • Н.Ф. Виноградова Окружающий мир (рабочая тетрадь) 1 класс— М: Вентана — Граф, 2013
  • Н.Ф. Виноградова Методические рекомендации для учителя - М: Вентана — Граф, 2011
  • Электронные пособия по Окружающему миру
  • Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
  • Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
  • Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
  • Плакаты по основным темам естествознания -магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).
  • Учебные презентации. Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
  • Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа.
  • Компас.
  • Часы с синхронизированными стрелками.
  • Микроскоп (по возможности цифровой).
  • Лабораторное  оборудование  для   проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.), изучения   свойств   звука   (камертоны,   наушники и т. д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т. д.),

СОГЛАСОВАНО                                                                    СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

учителей начальной школы                                             заместитель директора по УМР

от 22 августа 2013  года   № 1                                         ______________  Е.Н.Бабак

___________ Л.С. Золотарева                                            22 августа  2013  год

Календарно-тематическое планирование

 окружающий мир 1 класс

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

УУД

Дата

Оборудование урока

по плану

по факту

Ты первоклассник ( 5 часов)

1

1

Нас окружает удивительный мир.

Режим дня первоклассника. Определение времени по часам.

1

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу)..

Интерактивное оборудование, плакаты,

2

Домашний адрес. Улица: тротуар, обочина,  проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом.

1

Иллюстрации, плакаты,

3

Знакомство со школой. Уважение к труду работников школы. Правила поведения на уроке. Осанка.

1

Плакаты, иллюстрации

4

Твои новые друзья. Коллективные игры и труд. Как нужно относиться к друзьям. Правила дружбы.

1

5

Дорожные знаки. Светофор. Правила поведения на улицах и дорогах, во дворах домов и на игровых площадках.

1

Памятка по ПДД, интеративное оборудование

Ты и здоровье

3

Последовательность трудового процесса. Обогащение словаря

6

Что такое здоровье. Забота о своем здоровье .Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния.

1

интеративное оборудование

7

Солнце, воздух, вода - факторы закаливания.  Проветривание помещения, прогулки на воздухе. Утренняя гимнастика.

1

интеративное оборудование

8

Режим питания .Культура поведения за столом. Кубан. Кубань здравница России.

интеративное оборудование

Мы и вещи

3

Установление логических связей.  Сочинение конца предложений

9

Труд людей, которые делают для вещи: одежду, обувь, книги. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

1

интеративное оборудование

10

Обращение с бытовыми электрическими и газовыми приборами .Противопожарная безопасность. Телефоны экстренных вызовов.

интеративное оборудование

11

Экономное отношение к электроэнергии, воде. Кубан. Водоемы Краснодарского края.

интеративное оборудование, карта

Родная природа

14

Рассказ-рассуждение. Моделирование.

12

Красота природы. Экскурсия в парк. Кубан .Природа Краснодарского края.

1

интеративное оборудование

 13               Природа и творчество человека.  Кубан. Природные зоны.

1

Классификация. Учебный диалог.

14

Природа и фантазия. Кубан. Равнины, горы, холмы, овраги.

1

интеративное оборудование

   15               Сезонные изменения в      природе. Кубан. Особенности форм поверхности своей местности.

2

Наблюдение. Опыт. Обогащение словаря. Демонстрация.

16

Растения пришкольного участка. Кубан. Разнообразие растительного мира Краснодарского края.

1

интеративное оборудование

17

Растения сада и огорода. Кубан. Красная книга Краснодарского края.

1

интеративное оборудование

18

Комнатные растения , условия роста : тепло, свет, вода.

1

19

П/р. « Уход за комнатными растениями».

1

Животные вокруг нас

6

Рассказ по воображаемой ситуации. Обобщение информации

21

Животные вокруг нас: звери, птицы, насекомые.Кубан. Разнообразие растительного мира Краснодарского края.

1

интеративное оборудование

22     Домашние и дикие животные.   Кубан. Охрана животных.  

1

Чтение и обсуждение. Наблюдение.

23

Сезонная жизнь животных.

1

24    Бережное отношение к растениям и животным. Кубан. Заповедники и заказники Краснодарского края.

1

Правила участия в диалоге

интеративное оборудование

25

Правила безопасного поведения на природе.

1

интеративное оборудование

Родная страна

8

Анализ. Сопоставление. Опыт. Как узнать дерево по кроне. Дневник наблюдения

26

Семья. Члены семьи.Труд и отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Кубан. Хозяйство семьи.

фото

27

Название города в котором ты живешь.Главная улица города.

интеративное оборудование

28

Памятные места нашего города.Кубан. Родной город Краснодар.

интеративное оборудование

29  Труд людей нашего города. Кубан.Особенности труда земляков.

Рассказ по воображаемой ситуации. Восприятие и обобщение информации

30

Машины помогающие трудиться.

1

интеративное оборудование

31

Труд и профессии людей.Уважение к труду людей.

1

интеративное оборудование

32

Россия. Москва.Красная площадь.

1

интеративное оборудование

33

Народное творчество: пение, танцы, сказки..

1

ИТОГО: 33 часа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету развитие речи(окружающий мир) для 1 класса на 2012-2013 учебный год

программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, объединяет программу А.А. Плешакова по окружающему миру и прогамму по развитию речи для школ V вида....

Рабочие программы для 3 класса по Виноградовой (ФГОС)

Рабочие программы составлены для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочие программы, 3 класс,по УМК Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа 21 века" на 2014-2015 учебный год

В данной работе содержатся рабочие прграммы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии и ИЗО. Все прграммы разработаны с опорой на авторские программы и с учётом...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...

Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.

Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе»  Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С....

Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся 1 класса с ОВЗ.

Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отс...