Интеллектуальные игры по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру на тему

 

Ученики младших классов любят играть, поэтому педагоги часто проводят уроки в форме различных интеллектуальных игр. На их подготовку уходит достаточно много времени,  мы предлагаем разработки, которыми можно вос­пользоваться по мере знакомства школьников с учебным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnye_igry.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная кола №24» г. Уссурийска

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № 5 от 18.05.2014 г.

Руководитель ШМО

Интеллектуальные игры

по окружающему миру

Методическая разработка

Составили учителя начальных классов:

Потапова А. В., Федяева Л. М

г. Уссурийск

 2014 г.

Аннотация

Ученики младших классов любят играть, поэтому педагоги часто проводят уроки в форме различных интеллектуальных игр. На их подготовку уходит достаточно много времени, поэтому мы предлагаем готовые разработки, которыми можно воспользоваться по мере знакомства школьников с учебным материалом.

Интеллектуальные игры

 «Звёздный час»

Экология

Ведущий. Сегодня мы проведем игру «Звездный час», но игра эта не совсем обычная. Она экологическая. Что такое экология, как вы думаете?

Дети отвечают.

-А теперь положите головы на парты и закройте глаза.

Учитель включает пластинку с записью голосов птиц, распыляет каплю духов.

- Что вы почувствовали? Что представили? Выслушиваются ответы детей.

- Сейчас весна. Она входит в наши окна яркими солнечными лучами. Лес скоро наполнится птичьими голосами. Оживает природа.

Не правда ли, прекрасны творения природы! Давайте подумаем вместе: будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или сорвем два-три красивых цветка? Или поймаем необыкновенную бабочку?

Дети отвечают.

-Да, природе будет хуже. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую -кто-то еще - что же с ней станет? Давайте подумаем: как же вести себя на природе?

Дети называют правила поведения на природе.

- Вы знаете, как вести себя в храме природы. Но еще нужно знать природу. Итак, начинаем экологическую игру «Звездный час»!

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

Участвуют все дети. За каждый правильный ответ ученик получает жетон.

1. Растет ли дерево зимой? (Нет, оно замирает.)

2. Кто из кукушек кукует - самка или самец? (Самец.)

3. Кто из птиц наших лесов быстрее всех летает? (Стриж.)

4. Какая рыба зовется именем человека? (Карп.)

5. Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)

6. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушата.)

1. Какой лесной зверек сушит на деревьях грибы? (Белка.)

8. Что зимой страшнее для птиц - голод или холод? (Голод.)

9. Пользу или вред приносит зимой барсук? (Ни то, ни другое - он спит.)

10. Отчего старых лосей называют сохатыми? (У них рога похожи на соху.)

11. Можно ли паука назвать насекомым? (Нет, у него восемь ног.)

12. Кто дважды родится, один раз умирает? (Птицы.)

Шесть учеников, получившие наибольшее количество жетонов, проходят в первый тур.


ПЕРВЫЙ ТУР

Подготовленный ученик читает стихотворение Сергея Махотина «Жук».

Ученик 1.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был -

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

Ведущий. Действительно, как славно, что жук остался жив! Но не всем животным на пути встречаются такие мальчики.

Ребята, кто знает, что такое Красная книга? Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека. Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезла, например, морская корова.

Ученик 2. Это было примерно 250 лет назад. В 1741 году экспедиция Витуса Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали морскими коровами. Эти доверчивые медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и к 1768 году истребили всех. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.

Ведущий. В Международную Красную книгу попали и животные нашей страны. Например, в Амурской области охраняются амурский тигр, красный волк, дальневосточная черепаха, журавли - белый и черный, маньчжурский дальневосточный аист, белый медведь, атлантический морж и другие.

Эти животные еще не попали в Красную книгу, но и к ним нужно относиться бережно.

Первый тур нашей игры называется: «Дикие животные наших лесов». Вопросы, которые будут вам предложены, посвящены диким животным. Выбрав правильный ответ, поднимите карточку с нужной цифрой.

На доске:

1

2

3

4

лиса

волк

барсук

медведь

5

6

7

8

кабан

заяц

белка

лось

1. Какой зверь самый чистоплотный? (3 - барсук.)

1. Детенышей какого зверька называют листопадничками? (6 - зайца.)

3. Какой зверь очень любит малину? (4 - медведь.)

4. След, какого хищника похож на человеческий? (4 - медведя.)

5. Какой зверь легко бегает по болотам? (8 - лось.)

ВТОРОЙ ТУР

Ведущий. Итак, после первого конкурса осталось 5 участников.

Ученик 3.

Мы безмерно богаты

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково

И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,

Как же, наше богатство

На полях, в перелесках,

 Так сказать, птичье царство.

 Птичье царство - и только?

Ну, дрозды, ну, синички...

Где запомнить все клички,

Просто клички и - только.

А цветы разве знаем

 На лугах? Разве ценим?

Ученик 4.

Все травой называем,

А подкошена - сеном.

И с деревьями то же:

Роща в общем и целом.

Ель от пихты не можем

Отличить грешным делом.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим,

Не жалеем.

     Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде —

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

Ведущий. В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли этих голубей странствующими. Их было так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекращалась до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного странствующего голубя. Поэтому, чтобы такого не случилось с другими птицами, не стоит браться за рогатки и стрелять в ни в чем не повинных ласточек, воробьев.

Выбросить свою рогатку, забрать ее у другого мальчишки - это и будет ваше маленькое, но важное дело охраны природы.

Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. Оно требует усилий всех государств и народов. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день окружающей среды, в которую входят и птицы. Второй тур называется «Птицы». Следующие вопросы - о них.

На доске:

1

' 2

3

4

ласточка

снегирь

дятел

дрозд

5

6

7

8

голубь

цапля

воробей

скворец

1. Какая птица устраивает свои гнезда в обрывах над рекой? (7 - ласточка.)

2. Какая птица любит покататься на спине коровы, лошади, овцы, с тем чтобы найти там пищу -насекомых, личинок? (8 - скворец.)

3. Какая из птиц считается символом мира? (5 - голубь.)

4. Какой птице хвост помогает не только в полете, но и при добывании пищи? (3 - дятел.)

ТРЕТИЙ ТУР

Ведущий. А теперь поговорим о больших ранах, наносимых природе.

С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля.

Все это для жизни человека необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, люди уничтожают леса.

Много деревьев вырубают ради получения древесины. Ее требуется очень много.

С каждым годом на нашей планете остается все меньше лесов.

Подготовленный ученик читает стихотворение Владимира Орлова «Доброе дерево».

Доброе дерево, старые ветви.

В листьях запутались шумные ветры.

Сколько птенцов под густою листвою

Ты укрывало от стужи и зноя!

Старые ветви ночами не спали,

Чтобы на землю птенцы не упали,

Чтобы им с дерева, словно с порога,

В синее небо открылась дорога.

Лето промчится, и перед зимой

Дерево птицам помашет листвой.

Будет потом ему сниться и сниться,

Как по весне возвращаются птицы.

Их не пугают опасные кручи,

Белые молнии, черные тучи.

Птицы на родину мчатся уверенно,

Зная, что помнит их доброе дерево.

Ведущий. Доброе дерево дает крышу и грибам.

Некоторые грибы предпочитают расти в лиственном лесу, некоторые - в хвойном.

После второго тура у нас осталось четыре участника.

Для них - третий тур, который называется «Логические цепочки».

На доске:

        1                         2                    3            4

 подберезовик подосиновик рыжик волнушка

1. Какой из этих грибов не растет в лиственном лесу? (3 - рыжик.)

Ученик 4.

Лес - не только для нашей забавы,

Он - богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать не сочтешь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

Ведущий. Вы уже знаете, что есть Международная Красная книга.

Однако в нее нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять собственные Красные книги.

В марте 1974 года была учреждена Красная книга СССР (так называлась тогда наша страна). В первый ее список были внесены 52 вида зверей и 65 видов птиц нашей страны.

Казалось бы, чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают злыми.

Но вот и барс попал в Красную книгу. Хищники, как и другие животные, необходимы в цепи жизни. Они улучшают стада травоядных животных, истребляя больных и слабых.

А теперь посмотрите на доску.

Эти экзотические животные не живут в нашей стране. Они живут в странах с теплым климатом. Но они также живут в заповедниках. Эти животные хорошо бегают.

На доске:

              1

антилопа  гну

    2   кенгуру

      3      гепард          

            4

         зебра

1. Расположите этих зверей в порядке убывания скорости бега. (Гепард, антилопа, зебра, кенгуру)

Участники пишут номера ответов в нужном порядке на листах бумаги.

СУПЕРИГРА

Ведущий. В суперигру вышли два участника.

Подготовленный ученик читает стихотворение С.Вику лова «Монолог природы».

Я - Природа. Я - великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастье

Одарить - в моей все это власти! -

Гриб в лесу, ромашка на лугу,

Небо в час восхода и захода,

Ива над рекой... Наконец,

Солнцем прокаленный, рыжеватый

Хлебный колос, как всему венец!

Только ты мой дар, мое ученье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам - мое творенье!

И у нас с тобой - одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством,

Шире,что ни год,твои шаги.

Но не занимайся самоедством

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка - вдруг да он последний...

Уничтожишь (зверь не карандаш) -

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся - ни часу врозь, ни дня.

И не можешь быть ты надо мною.

Как не можешь быть и вне меня.

Ведущий. Мы с вами - часть природы. Мы изучаем ее на уроках природоведения.        

А сейчас - суперигра. Используя буквы слова «природоведение», составьте как можно больше слов за три минуты.

Участники записывают слова на листах.

Победителя награждают.

-Человек изучает природу, использует ее, но надо стремиться к тому, чтобы не причинить природе вреда. Нельзя забывать, что в природе все взаимосвязано. Прекрасен мир живой природы, а люди - часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир. Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека в самом высоком смысле этого слова.

Исполняется песня «Не дразните собак».

«Счастливый случай»

Окружающий мир

Ведущий. Добрый день, уважаемые гости, родители и дети! Мы с вами на игре «Счастливый случай». Именно счастливый случай свел нас сегодня всех вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвящаем нашу игру.

Главными действующими лицами будут две команды - две семьи.

Звучит музыка.

ГЕЙМ 1

Дается 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ - 1 очко.

За временем следит секундант, он же вывешивает на доску количество очков, набранных каждой командой.

Вопросы команде 1

1. Трава от 99 болезней. (Зверобой.)

2. На следах каких хищных зверей нет отпечатков когтей? (Кошки, рыси.)

3. Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими.)

4. Кто может пить ногой? (Лягушка.)

5. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

6. Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи, овсянки.)

1. Пингвин - птица или нет? (Птица.)

8. Самое сладкое дерево наших лесов? (Липа.)

9. Разноцветные грибы. (Сыроежки.)

10. Какая ягода бывает черной, красной и белой? (Смородина.)

11. У кого каждый день растут зубы? (У бобра, у зайца.)

12. У какого дерева ствол белый? (У березы.)

13. Какая птица выше всех летает? (Орел.)

14. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)

15. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)

16. Когда чаще всего бывает первая гроза? (В мае.)

17. Как стрекочет кузнечик? (Трет ногой о крыло.)

18. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Она умирает.)

19. Какое дерево весной дятла поит? (Береза.)

20. Самая высокая трава. (Бамбук.)

Вопросы команде 2

1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

2. Название какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник.)

3. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц.)

4. Кровожадный хищник наших лесов. (Волк.)

5. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик.)

6. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождем.)

7. Какая птица в мире самая большая? (Страус.)

8. Какое животное наших лесов похоже на кошку? (Рысь.)

9. Когда еж не колется? (Когда только родится.)

10. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно.)

11. Дерево - символ нашей Родины. (Береза.)

12. Чьи листья опадают осенью зелеными? (Листья ольхи.)

13. Какая птичка достает себе пищу из-под о льда? (Оляпка.)

14. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.)

15. Где у кузнечика ухо? (На ноге.)

16. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

17. Когда температура тела воробья ниже - летом или зимой? (Одинаковая.)

18. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

19. Сколько ног у паука? (Восемь.)

20. От чего утка плавает? (От берега.)

Итоги первого гейма подводятся по количеству набранных очков.

ГЕЙМ 2. «Заморочки из бочки»

Бочка сделана из картона и окрашена в желто-коричневый цвет, «заморочки» - бочонки с числами (можно взять из игры «Лото»). Каждой команде предназначено по 3 вопроса. Достают «заморочки» по очереди: сначала первый игрок одной команды читает вопрос, затем первый игрок другой команды дает ответ.

1. Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они ловят насекомых, которых холодный воздух прижимает к земле.)

2. Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее? (Облака для земли - все равно что одеяло: они не дают остывать земле.)

3. Почему волка называют «санитаром леса»? (Добывает волк прежде всего больных, ослабленных животных.)

4. Из какой бумаги земляные осы строят гнезда? (Бумагу они делают сами: острыми челюстями соскабливают с дерева кусочки древесины и, размельчив ее, смачивают своей клейкой слюной. Получается жидкая кашица. Когда кашица высыхает, она превращается в плотную «бумагу» серого цвета, на ней можно даже карандашом писать.)

5. Зачем страус прячет голову в песок? (И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока не погибнут или не сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.)

6. Зачем змеи язык показывают? (Не подумайте, что это они вас дразнят. Это они воздух «ощупывают», добычу ищут. А что вынюхают -несут на языке в рот.)

(Если игроки достают бочонок, на котором написано «Счастливый случай», то получают шоколадку или конфетку.)

ГЕЙМ 3. «Ты - мне, я - тебе»

Команды задают друг другу по вопросу.

*Почему у журавля один птенец? (Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого. Но самое страшное, что родители стоят рядом и безразлично наблюдают за этим сражением.)

* Почему мухи к осени «звереют»? (Действительно, к осени мухи в домах начинают «звереть» и кусаются почем зря. За домашней мухой много чего плохого водится, но к кусанию она никакого отношения не имеет - рот у нее так устроен. Мух много, свыше 20 000 видов, все похожи, и разобраться в них может лишь специалист. Осенью в наших домах свирепствует жигалка осенняя, которой обязательно нужно крови насосаться, чтобы продолжить свой род.)

Музыкальный номер

Дети показывают свои музыкальные номера.

ГЕЙМ 4. «Темная лошадка»

«Темная лошадка» предлагает три вопроса на тему «Природа».

1. Назовите 10 съедобных грибов., (Белый гриб, подосиновик, подберезовик, рыжик, волнушка, сыроежка, масленок, лисички, опята, сморчок.)

2. Когда раки линяют? (Раки линяют , когда им панцирь становится тесен. Это происходит где-то в конце осени. А тесен он им по простой причине - раки растут. Как же расти, если ты в панцирь закован? А сбросить его и еще немного подрасти! Так рак и поступает:

выдергивает из панциря сначала заднюю часть тела, а потом лапки и клешни.)

3. Кто полгода живет без обеда? (Те, кто зимой впадает в спячку.)

(Если команды не могут ответить, помогают зрители.)

«Гонка за лидером» (1 минута) Вопросы команде 1

1. Какой снег тает быстрее - чистый или грязный? (Грязный.)

2. Какое насекомое «носит чин» морского офицера? (Бабочка адмирал.)

3. Какую корову доят муравьи? (Тлю-коровку.)

4. Сколько крыльев у жука? (Четыре.)

5. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза.)

6. Какое дерево цветет позже всех? (Липа.)

7. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

8. Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)

9. Состояние реки, когда вода заливает большую территорию. (Половодье.)

10. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

11. Самый чистоплотный зверек. (Барсук.)

12. Какие животные кормят молоком чужих детенышей? (Зайцы.)

13. Животное, которое строит дом на реке. (Бобер.)

14. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)

15. Прилет каких птиц означает начало весны? (Грачей.)

16. Родилась в воде, живет на земле. (Лягушка.)

17. Какой у нас самый маленький зверек? (Землеройка -2,3 см.)

18. У кого самое тонкое обоняние? (У бабочки.)

19. Месяц весенних первоцветов. (Апрель.)

20. Какая рыба «вьет гнездо»? (Корюшка.)

Вопросы команде 2

1. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка.)

1. Какое животное почти все время проводит под землей? (Крот.)

3. Из чего добываются этиловый спирт, глицерин, камфара? (Из веток пихты.)

4. В какие времена года можно наблюдать туманы? (Во все.)

5. Какая птица любит семена репейника? (Щегол.)

6. Какую траву любят кошки? (Валериану.)

7. Кто кукует у кукушки - самка или самец? (Самец.)

8. Как называют гнездо белки? (Тайно.)

9. Дерево, которое зацветает раньше других. (Ива.)

10. Какие детеныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата.)

11. Изменение густоты и окраски шерсти у животных. (Линька.)

12. Какие ноги у жирафа длиннее - передние или задние? (Одинаковые.)

13. Где раки зимуют? (Под водой, под кореньями.)

14. Чемпион по скорости роста среди деревьев. (Эвкалипт.)

15. Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые. (Крапива.)

16. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)

17. Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль.)

18. Самый быстрый зверь на земле. (Гепард.)

19. Из чего делают манную крупу? (Из пшеницы.)

20. Какое растение является хищником для насекомых? (Росянка.)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Пока подводятся итоги, можно прочитать стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар».

Забывчивый охотник на привале

 Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а вешки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

 И ожил потухающий костер

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

 Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

 С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Стихотворение обсуждается с детьми.

• Как надо вести себя в лесу?

• Почему нельзя оставлять костер в лесу?

• К каким последствиям приводит лесной пожар?

• Кто от этого страдает?

 «Веришь ли ты?»

На доске - изображение цветка, на лепестках которого записаны вопросы двух туров.

Учитель. Сейчас мы поиграем - выясним, кто в нашем классе лучше знает природу. В каждом туре по 4 вопроса. Темы туров «Почему?» и «Веришь ли ты?» - по материалам, которые мы изучили.

За ответы в первом туре вы получаете жетон того цвета, какого цвета был лепесточек, и выходите во второй тур.

ВОДА

Тур 1. «Почему?»

1. Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? (Вода -растворитель.)

2. Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды, испарение с поверхности.)

3. Почему в крышке чайника делают отверстие? (Для выхода пара.)

4. Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (Лед легче воды.)

Тур 2. «Веришь ли ты?»

1. Веришь ли ты, что в глубоких колодцах иногда даже летом на дне лежит лед и не тает? (Верю. Если зимой колодец промерзнет до дна, то летом может оттаивать только верхняя часть:

вода — плохой проводник тепла.)

2. Веришь ли ты, что человек может поднять кубометр воды? (Нет, масса 1 куба воды 1000кг.)

3. Веришь ли ты, что водоплавающим птицам холодной осенью теплее в воде, чем на земле? (Да, так как вода теплее воздуха, который успел охладиться.)

4. Веришь ли ты, что облака и туман не одно и то же? (Нет: туман и облака - это мельчайшие капельки воды.)

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Тур 1. «Почему?»

1. Почему о соли говорят «В воде родится, а воды боится»? (Она растворяется в воде.)

2. Почему Москву называют белокаменной? (В УП-УШ веках здания строили из белого известняка.)

3. Почему песок используют как фильтр в колодцах, водопроводах? (Он водопроницаемый.)

4. Почему почва плодородна? (В ней много веществ, необходимых для роста развития растений.)

Тур 2. «Веришь ли ты?»

1. Веришь ли ты, что уткам и курам в пищу добавляют известь и мелкие камни? (Да, известь нужна для того, чтобы скорлупа их яиц была прочной, а камешки - для перетирания пищи, ведь у них нет зубов.)

1. Веришь ли ты, что Москва стоит на слое известняка толщиной более 3 км? (Да.)

3. Веришь ли ты, что для защиты конфет и сыра от высыхания используют продукты нефтепереработки? (Да, парафином покрывают бумагу и сыр.)

4. Веришь ли ты, что жемчуг является известняком? (Да, он входит в состав раковин.)

РАСТЕНИЯ

Тур 1. «Почему?»

1. Почему у деревьев весной клейкие листочки? (Смолистые вещества защищают от заморозков. )

1. Почему медуницу называют «цветок-букетик»? (На веточке цветы розового, голубого, фиолетового цветов.)

3. Почему древесина не тонет в воде? (В древесине есть воздух.)

4. Почему листья на верхушке дерева опадают последними? (Они моложе остальных.

Тур 2. «Веришь ли ты?»

1. Веришь ли ты, что дрова, заготовленные зимой, сухие и горят лучше дров, заготовленных летом? (Да: дерево зимой «спит» и не всасывает влагу.)

2. Веришь ли ты, что есть растения-хищники? (Да.)

3. Веришь ли ты, что осину называют «спичечной королевой»? (Да: из нее получаются самые лучшие спички.)

4. Веришь ли ты, что дятел пьет березовый сок? (Да.)

ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

Тур 1. «Почему?»

1. Почему говорят: «Волка ноги кормят?» (Он не стережет добычу, а догоняет.)

2. Почему кошки чистоплотнее собак, волков, лисиц? (Они поджидают добычу в засаде, , и умываются очень чисто, чтобы от них не было запаха.)

3. Почему звери и птицы зимой держатся ближе к человеческому жилью? (Легче добывать пишу.)

4. Почему говорят: «Как с гуся вода»? (Перья водоплавающих птиц смазаны жиром, с них легко скатывается вода.)

Тур 2. «Веришь ли ты?

1. Веришь ли ты, что у птиц бывает зуб? (Да, у птенцов есть на клюве шишечка, «яйцовый зуб», им птенец разбивает скорлупу.)

1. Веришь ли ты, что по клюву птицы можно определить, чем они питаются? (Да, у насекомоядных - узкий, тонкий клюв; у птиц, питающихся зернами, семенами, - толстый, твердый; у хищных - крючковатый.)

3. Веришь ли ты, что рыбы и змеи спят с открытыми глазами? (Да.)

4. Веришь ли ты, что, улетев на юг, птицы там вьют гнезда и выводят птенцов? (Нет.)

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Тур 1. «Почему?»

1. Почему весной нельзя охотиться на пушных зверей? (Они в это время выкармливают детенышей.)

2. Почему весной, в начале лета нельзя шуметь - в лесу? (Это пугает птиц, животных: они бросают гнезда, птенцов, детенышей.)

3. Почему нельзя вырубать леса по берегам? (Реки мелеют.)

4. Почему нельзя уничтожать в лесу ядовитые грибы? (Ими лечатся животные.)

Тур 2. «Веришь ли ты?»

1. Веришь ли ты, что лишайники растут только в том лесу, где чистый воздух? (Да.)

2. Веришь ли ты, что лес - источник здоровья? (Да.)

3. Веришь ли ты, что 60 кг макулатуры сберегают одно дерево? (Да.)

4. Веришь ли ты, что причиной лесных пожаров может стать удар молнии, небрежность человека? (Да.)

ВОЗДУХ

Тур 1. «Почему?»

1. Почему двигаются облака по небу? (Благодаря движению воздуха - ветру.)

2. Почему в окнах используют двойные рамы? (Воздух - плохой проводник тепла.)

3. Почему в сильные морозы птицы прячутся под снегом? (От холода: в снегу много воздуха, он сохраняет тепло.)

4. Почему верно утверждение, что воздух имеет отношение к музыке? (Звуки - это колебания воздуха, они передаются по воздуху, и ухо воспринимает эти колебания.)

Тур 2. «Веришь ли ты?»

1. Веришь ли ты, что в железнодорожном вагоне теплее спать на верхней полке, чем на нижней? (Да: теплый воздух легче, он поднимается вверх.)

2. Веришь ли ты, что есть искусственный ветер? (Да: веер, вентилятор.)

3. Веришь ли ты, что есть жилища из снега и в них тепло, как в обычном доме? (Да. Народы Севера строят дома из снега, полы и стены устилают шкурами.)

4. Веришь ли ты, что без воздуха в мире стояла бы полная тишина? (Да, так как звуки - это колебания воздуха.)

Литература:

«Начальная школа»  («Первое сентября») №2-2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по окружающему миру для 2 класса

 Разработка и презентация  к  интеллектуальной игре по окружающему мируЦель игры: формирование познавательного интереса к окружающему миру...

Интеллектуальная игра по окружающему миру.

1-2  КЛАССЫЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ?(конкурсная программа)Цель: обобщить знания детей о животных, развивать внимание, речь, умение работать сообща, воспитывать дружеские отношения в колле...

Интеллектуальная игра по окружающему миру «Знатоки природы»

     Интеллектуальная игра по окружающему миру                  ...

Интеллектуальная игра по окружающему миру для 2 класса

Обобщить знания о животных и явлениях природы....

Интеллектуальная игра по окружающему миру для учащихся 3 - 4 классов "Семь бед - один ответ"

Интеллектуальная игра "Семь бед - один ответ" по окружающему миру предназначена для учащихся 3- 4 классов. Цели игры - расширение кругозора детей в области знаний о животных, пробуждение интереса к ок...

Интеллектуальная игра по окружающему миру

Интеллектуальная игра по окружающему миру не полько позволит проверить знания, но узнать новое. Ира для учащихся 2-4 классов....