РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по общекультурному направлению «Путешествие в мир этикета»
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Бабакова Евгения Юрьевна

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир этикета» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика. Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме культуре общения и усвоения нравственных норм и правил поведения. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_3_klass.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №11

«Рассмотрена и рекомендована

к утверждению»

Руководитель МО учителей

начальных классов

_____________/____________________

Протокол МО

 от ______________2014г.

№___________________

«Рассмотрена и рекомендована

к утверждению»

Заместитель директора по УВР,

председатель МС

МОУ лицея №11

_____________/____________________

Протокол МО

от ______________2014г.

№___________________

«Утверждена»

Директор

МОУ лицея №11

_____________/____________________

Приказ МОУ лицея №11

 от ______________2014г.

№___________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общекультурному направлению

 «Путешествие в мир этикета»

на 2014 – 2015 учебный год

Социальный педагог Е.Ю.Бабакова

Рассмотрена и

рекомендована

к утверждению

на заседании педагогического совета

МОУ лицея №11 протокол ПС

от __________________2014г.

№_______________

г. Волгодонск

Содержание

Пояснительная записка

3

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Путешествие в мир этикета»

6

Учебно-тематический план

8

Содержание программы

11

Список литературы

17

Тематический план работы

19

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир этикета» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика. Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме культуре общения и усвоения нравственных норм и правил поведения. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

        При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

Актуальность

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир этикета» отвечает требованиям ФГОС и решает воспитательные задачи трёх уровней, которые поставлены в задачах внеурочной деятельности, через приобщение обучающихся к познанию окружающего мира – с самим собой.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни.

Актуальность и социальная значимость данной внеурочной деятельности состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Занятия предполагают активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.

Новизна

Новизна программы состоит в получении результатов нового качества, которая дает возможность поэтапного накопления нравственных знаний для выработки убеждений, формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. В возникновении потребностей в нравственном и культурном самосовершенствовании.

Цель: Формирование знаний у учащихся ценных нравственных качеств, нравственного поведения и нравственного сознания, посредством творческой деятельности с учетом природных способностей, индивидуальных склонностей и устремлений ребенка. формирование гражданской позиции младших школьников.

Задачи:

  • содействие ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, в стране, входящей в систему стран всего мира;
  • помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определённые права и требующему исполнения определённых обязанностей, воспитание основ правового сознания;
  • обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности;
  • развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения;
  • развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
  • воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других;
  • формировать сознательное отношение к выполнению общественного долга и выработка активной жизненной позиции;
  • формировать у учащихся трудолюбие, коллективизм, культуру общения и межличностные отношения.

Методы:

  • эмоционально-символические;
  • релаксационные;
  • когнитивные;
  • совместных проектов;
  • игры (ролевые. психогимнастические, дискуссионные).

Материальное обеспечение программы:

  • материалы и инструменты для самостоятельного творчества каждого ребенка;
  • все необходимое для создания совместных творческих проектов, а также выполнения некоторых упражнений;
  • аудио- и видеозаписи, необходимые для просмотра на занятиях.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

  1. «Как научиться понимать друг друга?»
  2. «Правила общения в семье и с друзьями.»
  3. «Правила на всю жизнь.»
  4. «Подводим итоги.»

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭТИКЕТА»

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

познавательные:

  • делать осознанный выбор поступков, поведения;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений.  

личностные:

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • развитие нравственных чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • установка на здоровый образ жизни.

регулятивные:

  • уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей;
  • уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия.

коммуникативные:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач, строить монологические высказывания;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь решать конфликты;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:

  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение;
  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов и тем темы

Количество часов

Как научиться понимать друг друга?

1

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

1

2

Значение речи в жизни человека, общества.

1

3

Школьные правила вежливости.

1

4

Что такое личность?

1

5

Познай самого себя.

1

6

Если вы вежливы.

1

7

Путешествие в мир добрых мыслей.

1

8

Я могу быть волшебником.

1

9

Культура общения. Этикет разговора.

2

10

Этика и этикет. Как поступил бы ты?

2

11

Простые правила этикета

1

12

Эмоции и чувства.

1

13

Как настроение?

1

14

Почему возникают конфликты?

1

15

Научись слушать других.

1

16

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1

17

Умей контролировать себя в разных ситуациях.

1

18

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

19

Когда идёшь по улице.

1

Итого по разделу

21

Правила общения в семье и с друзьями

1

Что такое семья?

1

2

Человек и его корни. Правила общения в семье

2

3

Тепло родного дома.

1

4

Об уважительном отношении к старшим.

1

5

Гость – хозяину радость.

1

6

Семейные праздники и традиции.

2

7

Правила этикета: как дарить подарки.

1

8

Без друга в жизни туго. Мои друзья.

1

9

Праздничный этикет.

1

Итого по разделу

11

Правила на всю жизнь

1

«В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

1

2

А как было раньше?

2

3

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

4

Положительные герои в былинах и сказках.

2

5

Сказка ложь – да в ней намёк.

1

6

Добро и зло в сказках.

1

7

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

1

8

Хорошие песни к добру ведут.

1

9

Оглянись внимательно вокруг.

1

10

Присмотритесь друг к другу.

1

11

Добрыми делами славен человек.

1

12

Искусство и нравственность.

1

13

Правила хорошего человека.

2

14

Мои достоинства. Мои недостатки.

1

15

О хороших привычках. О дурных привычках.

1

16

Жизнь дана на добрые дела.

1

17

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

1

18

Что такое ответственность?

1

19

Почему разные страны помогают друг другу?

1

20

Уважение к чужому достоянию.

1

21

Отворите волшебные двери добра и доверия.

1

22

Секретные советы девочкам и мальчикам.

1

23

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

1

24

Самое ценное.

2

Итого по разделу

28

Подводим итоги

1

Я, ты и мы.

1

2

Правила: как мы их исполняем.

1

3

Этикетные ситуации. Ролевая игра.

2

4

Навыки, которые пригодятся мне в жизни.

2

5

Мой выбор.

2

Итого по разделу

8

Итого

68

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. КАК НАУЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА?

  1. Вводное занятие. Как мы будем учиться.

Знакомство с детьми.  Формировать интерес младших школьников к внеурочным занятиям.

  1. Значение речи в жизни человека, общества.

Объяснить значение речи, общения в жизни людей. Учить оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях. Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Ролевые игры.

  1. Школьные правила вежливости.

Воспитывать культуру поведения, познакомить со школьными правилами поведения и этикета. Рисование на тему: «Правильное и неправильное поведение в школе».

  1. Что такое личность?        

Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», познакомить с понятием «личность», «индивидуальность», «неповторимость», заложить понимание, что какими бы разными мы не были, нас объединяет то, что каждый из нас человек.

  1. Познай самого себя.         

Стимулировать учащихся к познанию собственного Я. Раскрыть понятия внешний и внутренний мир человека. Развивать уверенность в себе, в своих силах. Рисование на тему: «Каким я себя вижу»

  1. Если вы вежливы.        

Раскрыть понятие «вежливость». Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Учить детей анализировать поступки.

  1. Путешествие в мир добрых мыслей.

Познакомить детей с высказываниями и пословицами о добре, добрых поступках. Формировать понимание того, что каждый сам отвечает за свои поступки. Рисование на тему: «Мой лучший поступок».

  1. Я могу быть волшебником.        

Ролевые игры. Анализ поступков «Как поступил бы ты?»

  1. Культура общения. Этикет разговора.        

Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми. Дать понятия «диалог», «общение», «уважение», «тон голоса», «речь». Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.

  1.  Этика и этикет. Как поступил бы ты?

Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики. Анализ поступков «Как поступил бы ты?»

  1.  Простые правила этикета        

Продолжать знакомить детей с правилами этикета. Рисование на тему: «Ситуация из жизни»

  1.  Эмоции и чувства.        

Знакомство с различными чувствами человека, органами его чувств, развитие эмпатии. Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека. Игры на выражение эмоций.

  1.  Как настроение?        

Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование «Я - веселый, я - хмурый». 

  1. Почему возникают конфликты?        

Дать понятия «конфликт», «терпимость», «характер», для разрешения конфликта необходимо проявлять терпимость. Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение басни «Лебедь, рак и щука».

  1.  Научись слушать других.        

Учить детей слушать и слышать окружающих людей, принимать во внимание чужую точку зрения. Уважение к мнению сверстников, родителей и учителей.

  1.  В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

Учить детей находить правильные выходы из конфликтных ситуаций. Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность.

  1.  Умей контролировать себя в разных ситуациях.        

Дать понятия «ответственность», «ответственный», «безответственный»: всякий человек несёт ответственность за своё поведение.

  1.  Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.        

Учить детей оценивать людей по их поступкам и поведению. Рисование на тему: «Мой не любимый сказочный герой»

  1.         Когда идёшь по улице.        

Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах, на улице.

РАЗДЕЛ 2. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ И С ДРУЗЬЯМИ

  1. Что такое семья?

Дать понятие «семья», «родственники». Рисование на тему: «Моя семья».        

  1. Человек и его корни. Правила общения в семье.

Дать понятие «семейное древо», «поколение». Составление рассказа на тему: «Моя семья».  Традиции общения в русской семье. Культура общения в современной семье.        

  1. Тепло родного дома.        

Закрепление знаний о семье, родителях, родных (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье.

  1. Об уважительном отношении к старшим.

Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские традиции отношения к старшим (чтение сказки).        

  1. Гость – хозяину радость.

Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Рисование по теме беседы.

  1. Семейные праздники и традиции.

Обсуждение с детьми: какие семейные традиции и праздники существуют в их семье. Просмотр презентации.        

  1. Правила этикета: как дарить подарки.

Как выбирать подарки. Как дарить подарки. Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками. Правила приема гостей. Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошо-плохо». Рисование по теме беседы.                

  1. Без друга в жизни туго. Мои друзья.        

Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе. Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра.

  1. Праздничный этикет.

Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники.

РАЗДЕЛ 3. ПРАВИЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

  1. «В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

Познавательная беседа о сказках, волшебстве и т.д. Выставка рисунков «Моя любимая сказка».

  1. А как было раньше?

Познакомить детей с историей этикета. Просмотр и обсуждение тематической презентации.

  1. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

Познакомить детей с русскими былинами и их героями. Просмотр презентации о былинном герое Илье Муромце.

  1. Положительные герои в былинах и сказках.

Продолжать знакомить детей с русскими былинами и их героями. Рисование на тему: «Запомнившийся герой».

  1. Сказка ложь – да в ней намёк.

Беседа с детьми о русских народных сказках, об уважении к старшим в сказках.

  1. Добро и зло в сказках.

Рассуждение с детьми на тему: «Почему добро побеждает зло?». Просмотр презентации по теме.

  1. «Зло, как и добро, имеет своих героев».

Беседа о добре и зле, о героях и злодеях. Почему в сказках всегда присутствуют злодеи. Рисование на тему: «Злодей из сказки».

  1. Хорошие песни к добру ведут.

Познакомить детей с русскими народными песнями о добре и зле. Просмотр и обсуждение тематической презентации. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

  1. Оглянись внимательно вокруг.

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д. Рисование на тему: «Нарисуй соседа по парте».

  1. Присмотритесь друг к другу.

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом. Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.

  1. Добрыми делами славен человек.

Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше. Рисование на тему: «Доброе дело».

  1. Искусство и нравственность.

Составление рассказов к картинам художников, на которых поднята проблема нравственности и морали.

  1. Правила хорошего человека.

Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения».

  1. Мои достоинства. Мои недостатки.

Составление рассказа о достоинствах и недостатках (нормы поведения и общения с окружающимися). Рисование на тему: «Что я в себе люблю и что я в себе не люблю?»

  1. О хороших привычках. О дурных привычках.

Просмотр и обсуждение презентации по теме.

  1. Жизнь дана на добрые дела.

Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действии во имя блага или радости других. Учимся видеть добрые поступки вокруг. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

  1. Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

Закрепление знаний о правилах поведения, вежливости и т.д.

  1. Что такое ответственность?

Дать понятия «ответственность», «ответственный», «безответственный»: всякий человек несёт ответственность за своё поведение.

  1.  Человек в природе и его здоровье.

Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным. Рисование на тему: «Лес и я».

  1. Уважение к чужому достоянию.

Научение детей грамотному построению фраз при высказываниях о достоянии другого человека; уважительное отношение к ценностям другого человека; составление рассказа о достоянии своего партнера.

  1. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Беседа с детьми. Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

  1. Секретные советы девочкам и мальчикам.

Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».

  1. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»

  1. Самое ценное.

Обобщение полученного опыта по пройденной теме; уточнение пройденных понятий; составление списка «добрых» поступков.

РАЗДЕЛ 4. ПОДВОДИМ ИТОГИ

  1. Я, ты и мы.

Беседа с детьми. Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе. Рисование на тему: «Наши занятия».

  1. Правила: как мы их исполняем.

Беседа с детьми о том, что нового они узнали и как они применяют это в жизни.

  1. Этикетные ситуации. Ролевая игра.

Игровые моменты. Ролевые игры. Просмотр и обсуждение презентации «Этикетные ситуации»

  1. Навыки, которые пригодятся мне в жизни.

Актуализация знаний, полученных за год.

  1. Мои победы.

Осознание детьми того, чему они научились за год; выставка рисунков «Правила этикета».

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

2.        Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

3.        Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

4.        Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

5.          Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

6.        Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

7.        Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

8.        Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006

9.        Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

10.        Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

11.        Максимова Т.Н. Классные часы 3 класс Москва «Вако», 2009г.

12.        Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.

13.        Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.

14.        Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

15.        Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

16.        Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

17.        “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

18.        Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

19.        Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

20.        Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.

21.        Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. -  М.: Школа-Пресс, 1999.

22.        Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

23.        Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

24.         Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

25.         Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.