Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Волшебный мир бумаги»
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Программа "Волшебный мир бумаги" является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических умений. Бумага- первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Каждое знятие имеет тематическое наполнения, связанное с изготовлением новой поделки. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа-интернат ст-цы Крыловской
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от_31.08._2017 года протокол № 1
Председатель_______ А.А.Детко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по общекультурному направлению
«Волшебный мир бумаги»
Уровень: начальное общее образование 1 класс
Учитель Тарарева Н.П.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Волшебный мир бумаги» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. Рабочая программа по внеурочной деятельности « Волшебный мир бумаги» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
2.Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа «Волшебный мир бумаги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству.
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
Цели программы:
- развить интеллектуальные, творческие, эстетические и коммуникативные способности ребенка;
- привить навыки сотрудничества с другими людьми;
- привить первоначальные умения работы с бумагой и инструментами.
Задачи программы:
Обучающие
- Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
- Познакомить обучающихся с разными видами искусства, с различными техниками выполнения работ.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
- Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, ибо увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности бумаги сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком.
Предлагаемая программа имеет общекультурную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Место программы в учебном плане
Программа разработана для учащихся 1 класса, рассчитана на 66 занятий в год. Периодичность проведения – 2 раз в неделю. Время занятия- 40 минут.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Регулятивные УД:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УД:
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- понимание значения декоративно - прикладного искусства в жизни человека и общества.
Коммуникативные УД:
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя;
- умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме.
Содержание программы
Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Календарно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание занятия |
1. | Вводное занятие. Игра-путешествие «В королевстве бумаги». | 1 | Беседа «Умелые руки мастера». Виды искусства и его роль в жизни человека. Правила поведения, требования к занятиям и соблюдения Т.Б. на занятиях. | |
2. | Беседа «Как делают бумагу». Поделка «Змейка» | 1 | История происхождения бумаги. Виды и свойства бумаги. Операции по обработке бумаги: сминать, размачивать, скатывать, обрывать, складывать, размечать по шаблону, резать. | |
3. | Знакомство с инструментами и материалами. Упражнение в вырезании. | 1 | Правила безопасности и приемы работы с ножницами, клеем, бумагой. Игры с загадками. | |
4. | Игры с бумагой Волшебные комочки: «Колобок», «Смешарики | 1 | Трансформация плоского листа бумаги – смятие. Развлекательные, развивающие и подвижные игры с применением различных видов бумаги. | |
5. | Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Поделка «Змейка» | Вырезание по кругу (спирали). Изготовление поделки. | ||
6. | Упражнение в вырезании. Аппликация «Орнамент» | 2 | Понятие «Аппликация». Понятие «Орнамент». Значение орнамента и элементы узора. Способ изображения орнамента. Форма, расположение, цветовая гамма. Изготовление аппликации из геометрических фигур. | |
7. | Работа с бумагой Изготовление «Светофора» | 2 | Беседы по правилам поведения на дороге, в автобусе. Экономное расходование материала. Вырезание деталей по кругу, ломанным, закругленным линиям, последовательное приклеивание к заготовке | |
8. | Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов. | 2 | Экономное расходование материала. Вырезание деталей по кругу, ломанным, закругленным линиям, последовательное приклеивание к заготовке | |
9. | Аппликация из геометрических фигур. Чебурашка из кругов | 2 | Основные правила при выполнении аппликации. Вырезание кривых линий и поворот бумаги. Техника работы с ножницами и правила ТБ. Характеристика качества работы. | |
10. | Аппликация из бумаги. Открытка ко дню учителя. | 2 | Организация рабочего места и Т.Б. Роль аппликации в жизни и творчестве человека. Правила вырезания и приклеивания. Плоскостная клеевая аппликация с применением творческой фантазии. | |
11. | Контурная мозаика из кусочков цветной бумаги «Осенний лист». | 2 | Контурная мозаика: порядок работы, требования к выполнению работы, контурное надрывание бумаги. | |
12. | Что растет на грядке? «Домики, которые построила природа» | 2 | Беседа: «Дары осени». Изготовление сказочных домиков в форме овощей, фруктов и грибов. | |
13. | Знакомство с симметрией. Складывание бумаги. Вырезание симметричных фигурок. | 1 | Понятие «симметрия». Виды симметрии. Симметричное складывание бумаги. Вырезание симметричных фигур с предварительным нанесением контура. | |
14. | Симметричное вырезание «Грибная поляна». | 2 | Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам. Вырезание кривых линий и поворот бумаги. Техника работы с ножницами и правила ТБ. | |
15. | Симметричное вырезание. Аппликация «Рыбки в аквариуме». | 2 | Изготовление аппликации. Основные правила при выполнении аппликации. Характеристика качества работы. | |
16. | Обрывная аппликация «Сказочная птица» | 2 | Виды и разнообразие аппликации из бумаги в прикладном творчестве. Эскиз, рисунок, шаблон. | |
17. | Знакомство с техникой Оригами. Складываем гармошку. | 1 | Беседа об истории появления оригами. Технология складывания бумаги в гармошку. | |
18. | Изготовление «Котенка». | 1 | Последовательность работы над простыми моделями. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как “треугольник”, ”квадрат”, ”прямоугольник”. | |
19. | Обрывная аппликация «Природа Зимой» | 2 | Описание зимнего пейзажа. Свойства бумаги. Понятие «трафарет», «контур». Нанесение рисунка при помощи трафарета и заполнение их обрывками бумаги. | |
21. | ||||
22. | Мастерская Деда Мороза. | 1 | Беседа о проведении праздника «Новый год», об игрушках на новогодней елке, поздравлении близких, подарках, украшении дома | |
23. | Изготовление «Снежинки» | 1 | Виды и разнообразие снежинок. Бумага для вырезания снежинок. Техника изготовления снежинки. Работа с шаблоном и Т.Б. в работе. | |
24. | Изготовление елочных игрушек. «Фонарик» | 1 | Правила техники безопасности при работе с ножницами. Симметричное складывание и вырезание бумаги. | |
25. | Изготовление елочных игрушек. «Гирлянда» | 1 | Правила техники безопасности при работе с ножницами. Симметричное складывание и вырезание бумаги. Изготовление гирлянды по шаблону. | |
26. | Поделка «Ёлочка-иголочка» | 2 | Беседа о хвойных деревьях. Выделение характерных признаков елки. Вырезаем и складываем по контуру. Создание образа. Склеивание деталей, аппликация. Правила техники безопасности | |
27. | Поделка « Цветы» из салфеток | 2 | Знакомство с разными видами бумаги и картона. Приемы работы с бумагой. План изготовления изделий. Выполнение изделия. | |
28. | Объёмная аппликация «Одуванчик» | 2 | Понятие «объем». Объемная аппликация из бумаги приемом скручивания. | |
29. | Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | 1 | Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного. | |
30. | Праздник «Дорогие наши мамы». | 1 | Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей маме, заучивание стихов. | |
31. | Объёмная аппликация «Ромашка» | 2 | Объемная аппликация из бумаги приемом скручивания. Подарок маме. | |
«Пасхальная корзина» | 2 | Беседа: Пасха - самый радостный праздник». Техника обрывной аппликации. | ||
«По просторам вселенной» | 2 | Беседа «Полет к звездам». Техника «вырезанная аппликация» | ||
Изображение животных» Бумажная пластика | 1 | Трансформация плотного листа бумаги, освоение его возможностей (скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, сминание бумаги). | ||
«Изображение фонариков» Бумажная пластика | 1 | (скручивание, сгибание, склеивание частей) | ||
«Изображение деревьев» | 1 | (скручивание, склеивание, сминание бумаги) | ||
Открытка ветерану. | 2 | Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов. | ||
Картина в технике аппликации из бумаги и картона. | 2 | Создание коллективной работы с использованием различной бумаги, салфеток, гофрированной и туалетной бумаги на основе полученных знаний и первоначальных умений. | ||
Операция «Живи книга» | 1 | Беседа о бережном отношении к книгам. Ремонт книг. | ||
«Лето, здравствуй!» | 2 | Фантазия. Творческая работа. | ||
Игра-конкурс «Знайка». Выставка работ. | 1 | Познавательная беседа. Рассказы детей о правилах техники безопасной работы с ножницами, бумагой и клеем, о том, чему научились. Загадки об орудиях труда и профессиях. Награждение активистов. |
Техническое оснащение занятий.
- цветную бумагу,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- зубочистка
Инструменты:
- ножницы,
- карандаши простые,
- линейка,
- кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
Материально-техническое обеспечение
- Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы (ручной труд)./ Под ред. В.Д.Петровой: 2-е изд. – Москва, 1986
- Горяева Н.А., Коротеева Е.И. /Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – Волгоград, 2008.
- Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. – 255 с.
- Ефимова А. Сделаем игрушки своими руками. – М., 1983.
- Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона.- М: ООО ИКЦТ «ЛАДА», 2007.- 256с.
- Журнал для умелых ребят «Коллекция идей»./ Под ред. Е. Цыгаровской ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА»
- Земцова М. Аппликация из бумаги: орнаменты, фигурки и сюжеты. Творческое, логическое и речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста /Феникс, 2010.
- Интернет ресурсы
- tvorchestvo.wordpress.com/category/азбука;
- https://go.mail.ru - поделки из бумаги
- www.babyblog.ru/community/post/rukodelie - поделки
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МС Зам. директора по УВР
От _______ № ________ ____________ Л.В. Рей.
Руководитель МС "___" __________ 20____г.
____________Т.А. Алёхина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Работа с цветной бумагой»
Данная программа разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, отражая духовно-нравственное и социальное направления.Содержание программы представлен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-499674-1413869663.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок" Волшебный пластелин"
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок" Волшебный пластелин"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-479462-1425500803.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Волшебный мир книг»
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы дл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/21/picture-507755-1440160584.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир волшебных звуков и слов"
Прграмма направлена на детей с нарушением фонематического слуха....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-692624-1445762862.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Волшебный мир книг»
Пояснительная записка.Цели и задачи:- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;- формир...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/30/picture-696577-1446220753.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Волшебный квиллинг» для 2 класса
Программа по внеурочной деятельности "Волшебный квиллинг"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-40077-1427505068.jpg)
Программа по внеурочной деятельности. Кружок "Волшебный листок бумаги" технология
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология»....