РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Работа с цветной бумагой»
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Крепких Наталья Витальевна

 

Данная программа разработана  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, отражая духовно-нравственное и социальное направления.

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой  и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы, а так же на ознакомление с приёмами краеведения. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-10 лет. При обучении используется режим групповых занятий по  2 часа в неделю. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда. У обучающихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterim_iz_bumagi.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №62»







УТВЕРЖДАЮ:

Директор  

МБОУ   «Школа № 62»

_______Л.Н. Буданаева

Приказ №        ______ от

«___» _________        20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

 «Работа с цветной бумагой»

Направление «духовно-нравственное»

для 2 класса

Составитель:

Крепких Н.В.,

учитель начальных классов,

первая квал. категория

2012 - 2013 учебный год


Пояснительная записка.

Данная программа разработана  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, отражая духовно-нравственное и социальное направления.

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой  и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы, а так же на ознакомление с приёмами краеведения. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-10 лет. При обучении используется режим групповых занятий по  2 часа в неделю. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда. У обучающихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Цель:  Развитие творческих способностей младших школьников,  эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного. Развитие кругозора.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач: развивать сенсорику, мелкую моторику рук, пространственное воображение, техническое и логическое мышление, глазомере; способности ориентироваться в информации разного вида; осваивать знания о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальные представления о мире профессий; овладевать начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к людям и результатам их труда, интерес к информационной  и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Знакомить с приёмами работы по краеведению: поиск информации, анализ жизненных ситуаций относительно родного края.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны для разметки, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у детей способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Учебно-тематический план или Структура курса

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Аппликация и моделирование.

24 часа

Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.

Работа с пластическими материалами на бумаге. 

8 часов.

Личностные универсальные учебные действия

обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; Регулятивные универсальные учебные действии Обучающийся научится: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; Коммуникативные универсальные учебные действия  Учащиеся смогут: договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов.

Секреты бумажного творчества.

20 часов.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы: устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действии Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; Коммуникативные универсальные учебные действия  Учащиеся смогут: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:  анализировать объекты, выделять главное.

 Оригами.

17 часов

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действии Обучающийся научится: преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия  Учащиеся смогут: владеть монологической и диалогической формой речи. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:  анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии.

Учебно-тематическое планирование

№ темы

Название темы

Количество часов

Описание примерного содержания занятий

Раздел 1. Аппликация и моделирование. 24 часа.

1

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги  «Деревья Сибири. Кедр и сосна»

2

Журнальная бумага, картон. Знакомство с видами аппликаций, беседа о деревьях Сибири(Кедре и сосне)

2

Аппликация из птичьих перьев  на картоне «Птицы Кузбасса. Горихвостка»

1

Перья, картон. Знакомство с приёмами работы с мелкими деталями на бумаге. Знакомство с птицами Кузбасса, беседа о горихвостке.

3

Аппликация из ткани  на картоне «Мой любимый край- мой Кузбасс»

2

Накрахмаленная ткань, картон. Знакомство с приёмами работы с плотными видами картона и тканью. Экскурсия и наблюдения за осенними пейзажами родного края.

4

Аппликация по шаблону  «Осенние цветы  Сибири»

2

Бумага, картон. Работа с шаблоном. Наблюдение и демонстрация слайдов и рассмотрение различных видов осенних цветов, произрастающих в Сибири.

5

Мозаика из ватных комочков ан бумаге  «Первый снег в Прокопьевске»

2

Вата, бумага, картон. Экскурсия и наблюдение за изменением в природе. Рассмотрение фотографий первого снега в Прокопьевске.  Отработка приёмов скручивания  ваты и бумаги.

6

Прорезная аппликация  «Овощи с нашей грядки»

2

Картон, различные материалы.  Знакомство с приёмами прорезания различных видов бумаги и картона. Наблюдение и рассмотрение форм и цветовой гаммы овощей и фруктов с наших огородов.

7

Гофрированные цепочки «Деревья в снегу»

2

Гофрированная бумага, картон, белые салфетки. Отработка приёмов работы с гофрированной бумагой. Наблюдение за пейзажом заснеженных деревьев.

8

Складывание гармошкой «Праздничный костюм сибирской красавицы»

1

Журнальная бумага. Знакомство с приёмами скручивания и складывания журнальной бумаги. Рассмотрение элементов женского русского костюма с  отрибутикой сибирских народов.

9

Выпуклая мозаика из плотной бумаги  «Рыбки наших водоёмов»

2

Цветная бумага, картон. Формирование навыка работы с приёмами складывания и склеивания картона. Беседа с демонстрацией слайдов «Рыбки наших прудов»

10

Моделирование из картона. Рамочка для пейзажей Прокопьевска

1

Картон, цветная бумага. Знакомство с приёмами декорирования способом фигурного вырезания деталей. Беседа и демонстрация фотографий «Пейзажи Прокопьевск»

11

Конструирование «звери из спичечных коробков» Бурый медведь, заяц-русак, мышь-полёвка

2

Цв.бумага, спич. Коробки. Формирование приёмов складывания и сгибания по линейке. Беседа и демонстрация фотографий «Звери лесов Кузбасса»

12

Моделирование из гофрированной бумаги «Роза. Почему она не растёт в сибирском лесу»

2

Гофрированная бумага. Знакомство с приёмами вырезания, растягивания, скручивания гофрированной бумаги. Беседа «Роза-теплолюбивое растение»

13

Многослойное торцевание на плоскости.

«Горный пейзаж Кузнецкого Алатау»

2

Гофрированная бумага, картон. Знакомство с приёмами торцевания бумаги. Беседа и демонстрация фотографий «Пейзажи Кузнецкого Алатау»

Раздел 2. Работа с пластическими материалами на бумаге. 8 часов.

14

Раскатывание и обрубовка пластилина  на бумаге. «Река Томь»

2

Пластилин, картон. Отработка  приёмов работы с пластилином. Беседа и демонстрация фотографий  «Река Томь»

15

Выпуклая аппликация из пластилина  «Аквариум»

2

Пластилин, картон. Формирование приёмов скатывания и прищипывания пластелина. Беседа,наблюдение и демонстрация слайдов «Аквариумные рыбки»

16

Выпуклая аппликация из пластилина

 « Осенний лес»

2

Пластилин, картон. Отработка приёмов работы с пластилином. Экскурсия и наблюдение «Осенний лес»

17

Выпуклая аппликация из пластилина   «Одуванчики»

2

Пластилин, картон, цветная бумага. Формирование приёмов скручивания пластилина в различных направлениях. Беседа и демонстрация слайдов «Сибирские одуванчики»

Раздел 3. Секреты бумажного творчества. 20 часов.

18

Обрывная аппликация. «Горная Шория»

1

Бумага различная. Формирование приёмов обрывания бумаги полосками. Беседа и демонстрация фильма и слайдов  «Горная Шория»

19

Скручивание в жгут. Аппликации. «Домик в сибирской деревне»

2

Бумага гофрированная. Формирование приёмов скручивания бумаги в жгут. Беседа и демонстрация слайдов «Деревенские построения»

20

Скатывание в комок. Мозаика. «Цветущая яблоня»

2

Бумага гофрированная и цветная. Формирование приёмов  скатывания в комок бумаги. Экскурсия -наблюдение за цветущими яблонями.

21

Гофрированное торцевание «Пруд. Жители сибирских прудов»»

2

Бумага цветная. Отработка приёмов торцевания гофрированной бумаги. Беседа и демонстрация слайдов «Жители сибирских прудов: лягушка, уж, водомерка»

22

Моделирование из полос. «Наши пернатые друзья»


1

Бумага цветная. Отработка приёмов моделирования из плоских полос бумаги, складывания и сменания в определённую форму. Беседа с демонстрацией слайдов «Наши пернатые друзья»

23

Плетение из бумаги. Аппликация.

«Грибы в нашем лесу»

1

Бумага цветная. Формирование приёмов плетения полосок бумаги. Беседа и демонстрация слайдов «Грибы нашего леса»

24

Мозаика из объёмных деталей. Коллективная работа

«Почётная профессия –шахтёр»

2

Бумага белая и цветная. Формирование навыка работы в коллективе. Беседа и демонстрация слайдов и фильмов о профессии «шахтёр»

25

Мозаика из плоских деталей оригами. «Почётные профессии  моих родителей»

2

Фантики, цветная бумага. Отработка приёмов работы с плоскими модулями оригами, складывания их в композицию. Рассказ детей о профессиях своих родителей.

26

Сюжетная композиция из объёмных деталей на плоскости. «Наш красивый город Прокопьевск»

2

Картон, цветная бумага. Формирование работы с объёмными деталями из бумаги, складывание их в композицию по замыслу. Демонстрация фильма и беседа

27

Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа  «Праздник 1 мая в родном Кузбассе»

3

Бумага различная. Формирование приёмов работы в коллективе. Демонстрация слайдов «1 мая в Кузбассе»

28

Объёмная композиция из кругов. «Праздник Победы в Кузбассе»

1

Бумага различная. Отработка приёмов работы с объёмными деталями. Беседа и демонстрация  слайдов «Герои из Кузбасса»

29

Соединение различных техник в одной работе. «В хвойном лесу»

1

Бумага цветная. Отработка разных приёмов работы с бумагой. Демонстрация слайдов и рассказы детей о наблюдениях в хвойном лесу.

Раздел 4. Оригами. 17 часов

30

Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции по своему замыслу.

1

Бумага белая, цветная, журнальная. Знакомство с Приёмами складывания и сгибания бумаги в определённую форму. Составление композиций по воображению.

31

Объёмные цветы из модуля «Трилистник»

«Сибирские подснежники»

2

Бумага белая, цветная, гофрированная. Отработка навыка складывания бумаги в треугольный модуль. Беседа о подснежниках в Сибири.

32

Треугольный модуль оригами. Образы  из сибирских легенд

2

Бумага цветная. Отработка навыка сгибания бумаги в треугольный модуль. Рассказы и легенды о горючем камне, о братьях Шерегеш. Чтение легенд и стихов.

33

Аппликация из модулей оригами «Етти»

4

Бумага цветная. Отработка приёмов складывания модулей в композицию. Чтение  легенд про Етти.

34

Художественные образы объёмной формы «Русские народные сказки»

2

Бумага белая и цветная. Отработка навыка объёмной аппликации  из модулей оригами. Чтение русских народных сказок.

35

Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа. «Лето в Прокопьевске»

2

Бумага цветная, проволока. Формирование работы с модулями оригами, установка на каркасе из проволоки. Демонстрация слайдов «Наше лето». Экскурсия в Зенковский парк.

36

Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров http://stranamasterov.ru

4

Бумага различная. Изготовление поделок по собственному замыслу. Выставка детских работ.

68 часов

Предполагаемая результативность курса

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать систему универсальных учебных действий; сформировать навыки работы с информацией. Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Предметными результатами работы в кружке  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах выставки, конференции, фестивали и пр.

К концу 2 года обучения обучающиеся должны знать: название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой; правила безопасности труда при работе ручным инструментом; правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику; способы обработки различных материалов предусмотренных программой.

К концу 2 года обучения обуучающиеся должны уметь: правильно пользоваться ручными инструментами; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда; организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы; бережно относиться к инструментам и материалам; экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника; самостоятельно изготовлять изделия по образцу; правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда;  различать их по внешнему виду.

.

Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия:

  1.  Фотографии пейзажей Кемеровской области
  2.  Фотографии животных Кемеровской области
  3. Открытки с видом года Прокопьевска

Видео-, аудиоматериалы:

  1.  Подборка звуковых файлов «Звуки природы»
  2. Подборка голосов животных, птиц.

Цифровые ресурсы:

  1. http://stranamasterov.ru/
  2. http://www.solnet.ee/

Оборудование:

  1.  Ноутбук
  2. Цифровой проектор.

Дополнительная литература:

  1. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997г.
  2. М.А.Гусакова “Аппликация”
  3. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  4. “Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)
  5. Л.А.Лось Справочное пособие по краеведению «Люби и познавай свой край родной» г. Прокопьевск, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир бумаги"

Рабочая прграмма по внеурочной деятельности "Волшебный мир бумаги"...

Программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом" 2 класс

     Программа разработана на основе учебно – методического комплекта О. Н. Крыловой «Работа с текстом».   Работа с текстом – это интересный и п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом"

Учебный материал в раздел "Начальная школа" Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом" - 1 класс

Программа содержит: содержание курса,  планируемые результаты, КТП  (темы занятий, ЭОР, формы работы), оценочные результаты, литература...

Рабочие программы по внеурочной деятельности «Работа с текстом», «Математика и конструирование» и факультатива «Познавательная грамматика».

Рабочие программы по внеурочной деятельности «Работа с текстом», «Математика и конструирование» и факультатива «Познавательная грамматика»....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом"

Программа способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, обрабатывать её. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаю...