РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Работа с цветной бумагой»
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Крепких Наталья Витальевна

 

Данная программа разработана  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, отражая духовно-нравственное и социальное направления.

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой  и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы, а так же на ознакомление с приёмами краеведения. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-10 лет. При обучении используется режим групповых занятий по  2 часа в неделю. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда. У обучающихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterim_iz_bumagi.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №62»







УТВЕРЖДАЮ:

Директор  

МБОУ   «Школа № 62»

_______Л.Н. Буданаева

Приказ №        ______ от

«___» _________        20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

 «Работа с цветной бумагой»

Направление «духовно-нравственное»

для 2 класса

Составитель:

Крепких Н.В.,

учитель начальных классов,

первая квал. категория

2012 - 2013 учебный год


Пояснительная записка.

Данная программа разработана  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, отражая духовно-нравственное и социальное направления.

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой  и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы, а так же на ознакомление с приёмами краеведения. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-10 лет. При обучении используется режим групповых занятий по  2 часа в неделю. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда. У обучающихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Цель:  Развитие творческих способностей младших школьников,  эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного. Развитие кругозора.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач: развивать сенсорику, мелкую моторику рук, пространственное воображение, техническое и логическое мышление, глазомере; способности ориентироваться в информации разного вида; осваивать знания о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальные представления о мире профессий; овладевать начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к людям и результатам их труда, интерес к информационной  и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Знакомить с приёмами работы по краеведению: поиск информации, анализ жизненных ситуаций относительно родного края.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны для разметки, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у детей способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Учебно-тематический план или Структура курса

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Аппликация и моделирование.

24 часа

Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.

Работа с пластическими материалами на бумаге. 

8 часов.

Личностные универсальные учебные действия

обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; Регулятивные универсальные учебные действии Обучающийся научится: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; Коммуникативные универсальные учебные действия  Учащиеся смогут: договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов.

Секреты бумажного творчества.

20 часов.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы: устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действии Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; Коммуникативные универсальные учебные действия  Учащиеся смогут: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:  анализировать объекты, выделять главное.

 Оригами.

17 часов

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действии Обучающийся научится: преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия  Учащиеся смогут: владеть монологической и диалогической формой речи. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:  анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии.

Учебно-тематическое планирование

№ темы

Название темы

Количество часов

Описание примерного содержания занятий

Раздел 1. Аппликация и моделирование. 24 часа.

1

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги  «Деревья Сибири. Кедр и сосна»

2

Журнальная бумага, картон. Знакомство с видами аппликаций, беседа о деревьях Сибири(Кедре и сосне)

2

Аппликация из птичьих перьев  на картоне «Птицы Кузбасса. Горихвостка»

1

Перья, картон. Знакомство с приёмами работы с мелкими деталями на бумаге. Знакомство с птицами Кузбасса, беседа о горихвостке.

3

Аппликация из ткани  на картоне «Мой любимый край- мой Кузбасс»

2

Накрахмаленная ткань, картон. Знакомство с приёмами работы с плотными видами картона и тканью. Экскурсия и наблюдения за осенними пейзажами родного края.

4

Аппликация по шаблону  «Осенние цветы  Сибири»

2

Бумага, картон. Работа с шаблоном. Наблюдение и демонстрация слайдов и рассмотрение различных видов осенних цветов, произрастающих в Сибири.

5

Мозаика из ватных комочков ан бумаге  «Первый снег в Прокопьевске»

2

Вата, бумага, картон. Экскурсия и наблюдение за изменением в природе. Рассмотрение фотографий первого снега в Прокопьевске.  Отработка приёмов скручивания  ваты и бумаги.

6

Прорезная аппликация  «Овощи с нашей грядки»

2

Картон, различные материалы.  Знакомство с приёмами прорезания различных видов бумаги и картона. Наблюдение и рассмотрение форм и цветовой гаммы овощей и фруктов с наших огородов.

7

Гофрированные цепочки «Деревья в снегу»

2

Гофрированная бумага, картон, белые салфетки. Отработка приёмов работы с гофрированной бумагой. Наблюдение за пейзажом заснеженных деревьев.

8

Складывание гармошкой «Праздничный костюм сибирской красавицы»

1

Журнальная бумага. Знакомство с приёмами скручивания и складывания журнальной бумаги. Рассмотрение элементов женского русского костюма с  отрибутикой сибирских народов.

9

Выпуклая мозаика из плотной бумаги  «Рыбки наших водоёмов»

2

Цветная бумага, картон. Формирование навыка работы с приёмами складывания и склеивания картона. Беседа с демонстрацией слайдов «Рыбки наших прудов»

10

Моделирование из картона. Рамочка для пейзажей Прокопьевска

1

Картон, цветная бумага. Знакомство с приёмами декорирования способом фигурного вырезания деталей. Беседа и демонстрация фотографий «Пейзажи Прокопьевск»

11

Конструирование «звери из спичечных коробков» Бурый медведь, заяц-русак, мышь-полёвка

2

Цв.бумага, спич. Коробки. Формирование приёмов складывания и сгибания по линейке. Беседа и демонстрация фотографий «Звери лесов Кузбасса»

12

Моделирование из гофрированной бумаги «Роза. Почему она не растёт в сибирском лесу»

2

Гофрированная бумага. Знакомство с приёмами вырезания, растягивания, скручивания гофрированной бумаги. Беседа «Роза-теплолюбивое растение»

13

Многослойное торцевание на плоскости.

«Горный пейзаж Кузнецкого Алатау»

2

Гофрированная бумага, картон. Знакомство с приёмами торцевания бумаги. Беседа и демонстрация фотографий «Пейзажи Кузнецкого Алатау»

Раздел 2. Работа с пластическими материалами на бумаге. 8 часов.

14

Раскатывание и обрубовка пластилина  на бумаге. «Река Томь»

2

Пластилин, картон. Отработка  приёмов работы с пластилином. Беседа и демонстрация фотографий  «Река Томь»

15

Выпуклая аппликация из пластилина  «Аквариум»

2

Пластилин, картон. Формирование приёмов скатывания и прищипывания пластелина. Беседа,наблюдение и демонстрация слайдов «Аквариумные рыбки»

16

Выпуклая аппликация из пластилина

 « Осенний лес»

2

Пластилин, картон. Отработка приёмов работы с пластилином. Экскурсия и наблюдение «Осенний лес»

17

Выпуклая аппликация из пластилина   «Одуванчики»

2

Пластилин, картон, цветная бумага. Формирование приёмов скручивания пластилина в различных направлениях. Беседа и демонстрация слайдов «Сибирские одуванчики»

Раздел 3. Секреты бумажного творчества. 20 часов.

18

Обрывная аппликация. «Горная Шория»

1

Бумага различная. Формирование приёмов обрывания бумаги полосками. Беседа и демонстрация фильма и слайдов  «Горная Шория»

19

Скручивание в жгут. Аппликации. «Домик в сибирской деревне»

2

Бумага гофрированная. Формирование приёмов скручивания бумаги в жгут. Беседа и демонстрация слайдов «Деревенские построения»

20

Скатывание в комок. Мозаика. «Цветущая яблоня»

2

Бумага гофрированная и цветная. Формирование приёмов  скатывания в комок бумаги. Экскурсия -наблюдение за цветущими яблонями.

21

Гофрированное торцевание «Пруд. Жители сибирских прудов»»

2

Бумага цветная. Отработка приёмов торцевания гофрированной бумаги. Беседа и демонстрация слайдов «Жители сибирских прудов: лягушка, уж, водомерка»

22

Моделирование из полос. «Наши пернатые друзья»


1

Бумага цветная. Отработка приёмов моделирования из плоских полос бумаги, складывания и сменания в определённую форму. Беседа с демонстрацией слайдов «Наши пернатые друзья»

23

Плетение из бумаги. Аппликация.

«Грибы в нашем лесу»

1

Бумага цветная. Формирование приёмов плетения полосок бумаги. Беседа и демонстрация слайдов «Грибы нашего леса»

24

Мозаика из объёмных деталей. Коллективная работа

«Почётная профессия –шахтёр»

2

Бумага белая и цветная. Формирование навыка работы в коллективе. Беседа и демонстрация слайдов и фильмов о профессии «шахтёр»

25

Мозаика из плоских деталей оригами. «Почётные профессии  моих родителей»

2

Фантики, цветная бумага. Отработка приёмов работы с плоскими модулями оригами, складывания их в композицию. Рассказ детей о профессиях своих родителей.

26

Сюжетная композиция из объёмных деталей на плоскости. «Наш красивый город Прокопьевск»

2

Картон, цветная бумага. Формирование работы с объёмными деталями из бумаги, складывание их в композицию по замыслу. Демонстрация фильма и беседа

27

Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа  «Праздник 1 мая в родном Кузбассе»

3

Бумага различная. Формирование приёмов работы в коллективе. Демонстрация слайдов «1 мая в Кузбассе»

28

Объёмная композиция из кругов. «Праздник Победы в Кузбассе»

1

Бумага различная. Отработка приёмов работы с объёмными деталями. Беседа и демонстрация  слайдов «Герои из Кузбасса»

29

Соединение различных техник в одной работе. «В хвойном лесу»

1

Бумага цветная. Отработка разных приёмов работы с бумагой. Демонстрация слайдов и рассказы детей о наблюдениях в хвойном лесу.

Раздел 4. Оригами. 17 часов

30

Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции по своему замыслу.

1

Бумага белая, цветная, журнальная. Знакомство с Приёмами складывания и сгибания бумаги в определённую форму. Составление композиций по воображению.

31

Объёмные цветы из модуля «Трилистник»

«Сибирские подснежники»

2

Бумага белая, цветная, гофрированная. Отработка навыка складывания бумаги в треугольный модуль. Беседа о подснежниках в Сибири.

32

Треугольный модуль оригами. Образы  из сибирских легенд

2

Бумага цветная. Отработка навыка сгибания бумаги в треугольный модуль. Рассказы и легенды о горючем камне, о братьях Шерегеш. Чтение легенд и стихов.

33

Аппликация из модулей оригами «Етти»

4

Бумага цветная. Отработка приёмов складывания модулей в композицию. Чтение  легенд про Етти.

34

Художественные образы объёмной формы «Русские народные сказки»

2

Бумага белая и цветная. Отработка навыка объёмной аппликации  из модулей оригами. Чтение русских народных сказок.

35

Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа. «Лето в Прокопьевске»

2

Бумага цветная, проволока. Формирование работы с модулями оригами, установка на каркасе из проволоки. Демонстрация слайдов «Наше лето». Экскурсия в Зенковский парк.

36

Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров http://stranamasterov.ru

4

Бумага различная. Изготовление поделок по собственному замыслу. Выставка детских работ.

68 часов

Предполагаемая результативность курса

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать систему универсальных учебных действий; сформировать навыки работы с информацией. Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Предметными результатами работы в кружке  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах выставки, конференции, фестивали и пр.

К концу 2 года обучения обучающиеся должны знать: название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой; правила безопасности труда при работе ручным инструментом; правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику; способы обработки различных материалов предусмотренных программой.

К концу 2 года обучения обуучающиеся должны уметь: правильно пользоваться ручными инструментами; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда; организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы; бережно относиться к инструментам и материалам; экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника; самостоятельно изготовлять изделия по образцу; правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда;  различать их по внешнему виду.

.

Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия:

  1.  Фотографии пейзажей Кемеровской области
  2.  Фотографии животных Кемеровской области
  3. Открытки с видом года Прокопьевска

Видео-, аудиоматериалы:

  1.  Подборка звуковых файлов «Звуки природы»
  2. Подборка голосов животных, птиц.

Цифровые ресурсы:

  1. http://stranamasterov.ru/
  2. http://www.solnet.ee/

Оборудование:

  1.  Ноутбук
  2. Цифровой проектор.

Дополнительная литература:

  1. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997г.
  2. М.А.Гусакова “Аппликация”
  3. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  4. “Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)
  5. Л.А.Лось Справочное пособие по краеведению «Люби и познавай свой край родной» г. Прокопьевск, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир бумаги"

Рабочая прграмма по внеурочной деятельности "Волшебный мир бумаги"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Волшебный мир бумаги»

Программа "Волшебный мир бумаги" является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических умений. Бумага- первый материал,...

Программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом" 2 класс

     Программа разработана на основе учебно – методического комплекта О. Н. Крыловой «Работа с текстом».   Работа с текстом – это интересный и п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом"

Учебный материал в раздел "Начальная школа" Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом"...

Рабочие программы по внеурочной деятельности "Конструирование из бумаги" для 1-2 классов

Программа  по внеурочной деятельности «Удивительный мир оригами» является программой художественно-эстетической направленности. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальны...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом" - 1 класс

Программа содержит: содержание курса,  планируемые результаты, КТП  (темы занятий, ЭОР, формы работы), оценочные результаты, литература...

Рабочие программы по внеурочной деятельности «Работа с текстом», «Математика и конструирование» и факультатива «Познавательная грамматика».

Рабочие программы по внеурочной деятельности «Работа с текстом», «Математика и конструирование» и факультатива «Познавательная грамматика»....