Рабочая программа по внеурочной деятельности "Работа с текстом" - 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)

Кельзина Вера Валерьевна

Программа содержит: содержание курса,  планируемые результаты, КТП  (темы занятий, ЭОР, формы работы), оценочные результаты, литература 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnd_-1_kl_-rabota_s_tekstom.docx48.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

 имени Героя Советского Союза Русанова М. Г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

 «Работа  с  текстом»

для  1 «В»  класса

начального общего образования

на  2022 – 2023  учебный  год

                                                   

  Разработала:  Кельзина В.В.,

учитель начальных классов  

Рабочая программа

         Курса ВНД  «Работа с текстом»

                                                Содержание курса

На реализацию  курса  «Работа с текстом» в каждом классе начальной школы отводится: 1 час в неделю. 1 класс – 33 ч. (33 учебные недели), 2-4 классы – по 34 ч.  Занятия проводятся во второй половине дня, в рамках внеурочной деятельности. Продолжительность занятия – 35 минут. Примерная программа автора О.Н.Крылова «Чтение. Работа с текстом: 1 класс. ФГОС» - М.- Издательство "Экзамен", 2022.

Вводное занятие. Знакомство  с  книгой  - 1 ч. 

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Знакомство с книгой до чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений.

Работа с текстом – 6 ч.

Произведения Л.Н. Толстого  «Птичка в опасности», «Кукла»,  «Галка»,  «Яблоня»,  «Старшая сестра».

Чтение вслух; чтение про себя; поиск информации и понимание прочитанного;  преобразование и интерпретация информации;  оценка информации.

В ходе работы учащиеся:

  • определяют главную мысль текста;
  • озаглавливают текст;
  • определяют последовательность событий;
  • различают абзацы;
  • считают количество предложений в тексте;
  • подбирают антонимы и синонимы к словам;
  • определяют сравнение;
  • вставляют пропущенные буквы, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивать зрительную память и орфографическую зоркость.

С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом.

Виды речевой и читательской деятельности:

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

                            Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.

Технология продуктивного чтения

Использование продуктивного чтения – это  высказывание предположений. Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие - активное включение человека в чтение. Добавлять эмоциональную окраску чтения.

Поиск информации в тексте – 9 ч. 

Произведения  Е. Чарушина  «Слон»,  «Медведь»,  «Лиса»,  «Воробей»,«Теремок»,  «Курочка»,  «Друзья»,  «Мартышки».  

Найти конкретные сведения  в тексте.  Найти значения слова и фразы.  Определить тему или основную идею  текста (если они представлены в тексте в явном виде).  Определить время и место действия рассказа. Установление правильной последовательности событий в  тексте.  Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Умение перечитать нужное, интересное, придумать продолжение.

Формулирование выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте. Интерпретация и обобщение информации – 8 ч.

Произведения  В. Осеевой  «Кит», «Скворец»,   «Горы»,  «Ворона»,  «Три товарища»,  «Просто старушка».

Умение устанавливать  связь между событиями.  Понимать (определять) обобщение, имеющиеся в тексте.  Выводить общий смысл текста,  абзаца,  основываясь на серии аргументов. Анализ и синтез информации. Делать выводы. Составлять краткий ответ. Составлять свободно конструированный ответ – полный, развернутый.

Интерпретация и обобщение информации:  распознать общую идею или тему текста.  Описывать отношения между героями.  Сравнивать и противопоставлять информацию, взятую из текста.  Понимать настроение и общий тон рассказа.  Находить практическое применение информации из текста.

Оценка содержания языка и структура текста – 8 ч.

Произведения Я.Тайца «Все здесь», «По пояс», «Куры», «По грибы», «Гуси».

Произведение  И. Шустова «О собаках».

Произведение  Н. Юрцевич «Муравейник».

Оценивать правдоподобность описанных событий.  Описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта. Оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте.  Определять отношения автора к основной теме текста. Выбор нескольких правильных ответов  из  предложенных. Анализ поступков главных героев произведения.  Ответы на вопросы: как бы ты поступил на месте автора?  как бы ты поступил на месте  главного героя? Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?  

Итоговый урок – 1 ч. Подведение итогов. Проверка знаний.  Полный анализ текста  Н. Юрцевич «Коллекция».

Планируемые результаты изучения курса

В результате освоения программы курса «Работа с текстом» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО

Личностные результаты:

  • увлеченность чтением
  • чтение рекомендованной учителем литературы
  • желание читать вне рамок выполнения обязательных заданий
  • интерес к выполнению учебных заданий, связанных с чтением.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  • умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде
  • с помощью учителя определять тему и главную мысль текста
  • использовать ознакомительный, изучающий и поисковый виды чтения
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака
  • составлять простой план текста
  • пересказывать небольшие по объему художественные и научно-популярные тексты
  • формулировать несложные выводы, основываясь на текст (самостоятельно и с помощью учителя)
  • отвечать на вопросы учителя по тексту
  • находить аргументы подтверждающие вывод (самостоятельно и с помощью учителя)
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос
  • высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о прочитанном тексте
  • оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя)
  • обнаруживать недостающие данные в информации (с помощью учителя) и находить пути восполнения пробелов
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Тематическое планирование Программы внеурочной деятельности

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

ЭОР

Форма проведения

1

 Вводный урок. Знакомство  с  книгой -1 ч.

1

https://cdnpdf.com/pdf-10421-chtenie-rabota-s-tekstom-1-klass-krylova-on

Фронтальная

2

Работа с текстом – 6 ч.

 «Птичка в опасности»

1

https://bibusha.ru/rabota-s-tekstom-trenazher-1-1-klass

Творческая

3

Работа с текстом «Кукла»

1

nsportal.rushkola…2020/09/17…prezentatsiya…kukla

Работа в парах

4

Работа с текстом «Галка»

1

Игровая

5

Работа с текстом «Яблоня»

1

https://bibusha.ru/onlajn-trenazher-po-russkomu-yazyku-1-klass

Фронтальная

6

Работа с текстом «Старшая сестра»

1

https://youtu.be/lkGccC3XAgU

Групповая

7

Обобщение по рассказам Л.Н. Толстого

Комплексная работа №1

1

https://foxgard.ru/sim/

nsportal.runachalnaya…po…proizvedeniya-l…tolstogo

Наблюдение, сравнение

8

Поиск информации в тексте – 9 ч.

«Слон»

1

Творческая

9

Поиск информации в тексте «Медведь»

1

infourok.ru

https://bibusha.ru/rabota-s-tekstom-trenazher-1-1-klass

Дифференцирование заданий  

10

Поиск информации в тексте «Лиса»

1

Работа в парах

11

Поиск информации в тексте «Воробей»

1

Индивидуальная

12

Поиск информации в тексте «Теремок»

1

Фронтальная

13

Поиск информации в тексте «Курочка»

1

Комментированное выполнение

14

Поиск информации в тексте «Друзья»

1

Интерпритация

15

Поиск информации в тексте «Мартышки»

1

nsportal.ruНачальная школаЧтение…rabota-s-tekstom-1-klass

Творческая

16

Обобщение по рассказам Е. Чарушина

1

 Работа в парах

17

Формулирование выводов по тексту. Интерпретация и обобщение информации – 8 ч.   

«Кит»

1

uchitelya.comnachalnaya-shkola/86074-…

Фронтальная

18

Формулирование выводов по тексту «Кит»

1

https://interneturok.ru/class/1

Индивидуальная  

19

Формулирование выводов по тексту «Скворец»

1

Наблюдение

20

Формулирование выводов по тексту «Горы»

1

nsportal.ruНачальная школаЧтение…rabota-s-tekstom-1-klass

Групповая

21

Формулирование выводов по тексту «Ворона»

1

Творческая

22

Формулирование выводов по тексту «Три товарища»

1

file:///C:/Users/User/ Downloads/RABOTA_ S_TEKSTOMSchEGOLEVA_ TETRAD.pdf

LiteraGuru.ruanaliz-romana…tri-tovarishha/

Практикум

23

Формулирование выводов по тексту «Просто старушка»

1

https://interneturok.ru/class/1

Индивидуальная

24

Обобщение информации по рассказам В. Осеевой

1

Классификация по темам, по содержанию

25

Оценка содержания, языка и структуры текста – 8 ч.  

Я. Тайц «Все здесь»

1

nsportal.rudetskiy…razvitie…03…proizvedeniya…zdes

Работа в парах

26

Оценка содержания, языка и структуры текста.   Я. Тайц «По пояс»

1

Дифференцирование  заданий

 

27

Оценка содержания, языка и структуры текста.   Я. Тайц «Куры»

1

Фронтальная

28

Оценка содержания, языка и структуры текста.   Я. Тайц «По грибы»

1

Групповая

29

Оценка содержания, языка и структуры текста.   Я. Тайц «Гуси»

1

nsportal.ruНачальная школаЧтение…rabota-s-tekstom-1-klass

Наблюдение, сравнение

30

Обобщение информации по рассказам

1

Дифференцирование  заданий

31

Оценка содержания, языка и структуры текста. И. Шустова «О собаках»

1

prodlenka.orgmetodicheskie-razrabotki…metodika…v…

Творческая

32

Оценка содержания, языка и структуры текста.

 Н. Юрцевич «Муравейник»

1

Работа в парах

33

Итоговый урок – 1 ч. 

Оценка содержания, языка и структуры текста. Н. Юрцевич «Коллекция»

1

https://chudo-udo.info/trenazhery-po-russkomu-yazyku-1-klass/6458-test-po-russkomu-yazyku-1-klass-tekst-i-dialog

Итоговый контроль  (контролировать этапы своей работы, оценивать процесс  и  результат  выполнения задания)

Итого:

33 ч.

Система  оценивания

Контроль за деятельностью учащихся осуществляется посредством опросов в

игровой форме, тестов  и итоговых творческих заданий в конце каждой темы. Текущая проверка знаний проводится педагогом в процессе игровой деятельности во время каждого занятия. Система оценивания направлена на развитие у обучающихся навыков мышления,  навыков самооценки,  оценки героя рассказа, обучение самоопределению в самостоятельной работе и работе в группах.

Основной формой образовательного процесса являются практико-ориентированные учебные занятия.  На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание);  

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);  

- парная (работа в паре).

Основные виды деятельности учащихся:  

  • выполнение тренировочных заданий и упражнений;  
  • работа с иллюстрациями, таблицами;
  • составление плана;
  • самопроверка;
  • взаимопроверка;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах.

Список литературы

1.О.Н.Крылова «Чтение. Работа с текстом: 1 класс. ФГОС» - М.- Издательство "Экзамен", 2022. 1 класс

2. nsportal.ru›detskiy…razvitie…03…proizvedeniya…zdes


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"

Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...