Урок кубановедения по теме:«Кубань территория здоровья».
план-конспект урока (3 класс) на тему

Варельджан Зоя Азатовна

Данный урок  формирует у у учащихся представление о богатстве и красоте родного края; знакомит  с природой Краснодарского края; учить любить и беречь природу, растения, животных; учит  правилам поведения в лесу; воспитывает патриотические чувства к своей малой Родине!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kubanovedeniya.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Кубань территория здоровья».


Цель: определяется как развитие гражданина своей Родины средствами предмета «Кубановедение».
Задачи: сформировать у учащихся представления о богатстве и красоте родного края; познакомить с природой Краснодарского края; учить любить и беречь природу, растения, животных; знать правила поведения в лесу; воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.
Оборудование: презентация, мультимедиа, карта Краснодарского края, выставка книг по природе Кубани, выставка детских работ (рисунки по теме)

ХОД УРОКА
1. ОРГМОМЕНТ.
Велика и красива Россия! Есть в её наряде жемчужина, которая зовётся Кубанью.
2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
Даль степей сквозная, гор простор орлиный – 
Сторона родная, край наш тополиный!
- Ребята, как называется край, в котором мы живём? А наш город? Скажите, а есть у нас в крае горы, леса, моря, поля? А как всё это можно назвать, одним словом? (Природа).
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ.
-Сегодня мы познакомимся с природой нашего края и тема нашего урока «Природа Краснодарского края». СЛАЙД
- У нас не простой урок, а экскурсия. 
4. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
• Знакомство с картой Краснодарского края. СЛАЙД
-Посмотрите внимательно – это карта нашего края. 
Природа нашего края уникальна тем, что у нас есть и горы, и равнины, и степи, и моря. СЛАЙД
- Отгадайте загадку: Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака. (Горы).
-Начнём нашу экскурсию с гор. Кавказские горы – самые величественные и живописные горы России. В горах буйная и разнообразная флора и фауна, много рек, озёр, пещер. Верхушки некоторых гор покрыты снегом, толщина которого составляет 2-4 метра, а в ущельях 10-16 метров.
Предгорные и горные леса разнообразны. Это смешанные леса, сосновые, лиственные. Из деревьев преобладают: дубы, клёны, буки, пихты, ели, сосны, дикие плодовые деревья, кизил, много кустарниковых. 
Предгорья покрывают альпийские луга. Это ковры из растений – лилипутов. Рост этих растений 5-10 см. Очень яркие, сочные цветы. СЛАЙД.
- А какие лесные растения вы знаете? (Ответы детей).
-Назовите животных, которые обитают в лесах? (Ученики читают сообщения о животных) СЛАЙДЫ
-Ребята, вы много знаете о пользе леса. Что это за польза? Молодцы! Значит, понимаете, что он является нашим богатством и его надо беречь. Давайте прочитаем правила, которые вы должны соблюдать в лесу:
* Не ломай ветки деревьев и кустарников;
* Не повреждай кору деревьев;
* Не срывай зря цветы;
* Собирая грибы, не повреждай грибницу;
* Не лови насекомых;
* Не разоряй муравейники и гнёзда насекомых;
* Не разоряй птичьи гнёзда;
* Не лови диких животных;
* Не шуми в лесу;
* Не разжигай костры. СЛАЙДЫ
ФИЗМИНУТКА.
Мы немножко отдохнём, встанем, глубоко вздохнём.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.
Медвежата мёд искали, дружно дерево качали.
Вот так, вот так.
А потом они плясали, выше ноги поднимали,
Вперевалочку ходили.
- А теперь вернёмся в класс. И загадку разгадаем сейчас.
5. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
-Отгадайте загадку: Шириною широко, глубиною глубоко.
День и ночь о берег бьётся, из него вода не пьётся.
Потому что не вкусна – и горька, и солона. (Море).
-В Краснодарском крае есть два моря – Чёрное и Азовское. СЛАЙДЫ
Чёрное море – одно из самых глубоких внутренних морей России. 
Чёрное море называют двухэтажным: нижний этаж состоит из солёной воды, заряженный сероводородом и лишённый жизни. Верхний слой опреснен, то есть вода не настолько солёная, как в нижнем слое, насыщен кислородом и заключает разнообразный растительный и животный мир. 
Азовское море – самое маленькое и мелкое море нашей страны. В 11 раз меньше Чёрного моря. 
-Чем отличается Чёрное море от Азовского?
-Кто обитает в море? А какие морские растения вы знаете? (Ответы детей). СЛАЙДЫ
Рядом с Азовским морем много лиманов и плавней. Лиманы – затопленные устья рек. Мелководные, овальной формы, отделённые от моря песчаными косами. Плавни – это лиманы, которые полностью заросли камышом и тростником. Это такие водоёмы, в которых очень много рыбы, а на берегах водится много водоплавающих птиц.: гусей, уток, лысух, пеликанов, куликов, лебедей, цапель. СЛАЙДЫ
Отгадайте загадку: Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (Река). СЛАЙД
- В Краснодарском крае много рек, но главная – Кубань «истинная дочь Кавказа». Длина реки 907 км. Кубань пересекает альпийские луга, чащи лесов, степные просторы равнин, низины. СЛАЙД
-А какие реки нашего края вы знаете? (Уруп, Ея, Лаба, Белая, Пшиш, Псекупс, Афипс, Синюха и много других).
-В реках водится много животных. Каких? (Ответы детей).
ФИЗМИНУТКА.
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть.
Прочь прогоним лень и скуку, разомнём сначала руки.
Покрутили головой и усталость вся долой. 
А теперь мы приседаем. Это важно сами знаем.
А потом ходьба на месте, 1-2, 1-2, 1-2-3.
Нам учиться интересно! Сядь за парту и замри.
6. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСКУРСИИ.
–Продолжим нашу экскурсию по равнинам. СЛАЙДЫ
В Краснодарском крае самые плодородные в стране черноземные степи – хлебные поля, яблоневые и вишнёвые сады. Равнины занимают более двух третей поверхности края. Самая большая из них Азово-Кубанская низменность. Растительность: разные травы – ковыль, типчак, мятлик узколистый, осока приземистая, кустарники, акация, орешник. Деревья: дуб, клён, ясень, береза, тополь, и др. СЛАЙДЫ
Животные: зайцы, лисы, еноты, многие виды птиц, насекомые. СЛАЙДЫ
7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.
-А теперь задания по парам: выполнить предложенные задания на листках. 
Листок №1 – насекомые: раскрасить насекомых, найти различия у бабочек. 
Листок №2 – рыбы: раскрасить рыб, угадать, кто поймал какую рыбу?
Листок №3 – обитатели моря: раскрасить обитателей моря по предложенным цветам.
Листок №4 – птицы: раскрасить птиц, соединить части и прочитать названия птиц.
Листок №5 – деревья: раскрасить деревья, указать, чем отличаются клён и сосна.
Листок №6 – ягоды: раскрасить ягоды, догадаться какая картинка лишняя и зачеркнуть её.
8. ИТОГ УРОКА. Рефлексия. 
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СЛАЙД

- Понравилась ли вам наша экскурсия? Что понравилось больше всего? 
-Сколько морей в нашем крае? Как они называются? 
- Идёт рассвет, ступая по курганам. Навстречу солнцу встали тополя…
Как ты мила и как ты дорога нам, Кубань, Кубань – родимая земля!