Главные вкладки

    урок по окружающему миру 3 класс тема "Прирождённые разрушители"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Терехова Марина Николаевна

    Предмет: «Окружающий мир»

    Авторы учебника: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан

    Класс: 3

    УМК «Школа 2100»

    Тема: Прирождённые разрушители.

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Цель: Познакомить обучающихся с особенностями грибов и их ролью в природе, научить различать пластинчатые и трубчатые, съедобные и несъедобные  грибы.

    Задачи:

    • Образовательная: овладение сведениями о строении  и размножении грибов.
    • Развивающая: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия при работе с учебником, справочной литературой
    • Воспитательная: формирование устойчивого интереса к родному краю, бережному отношению к природе.

    Методы обучения на уроке: деятельностный, словесный, проблемный.

    Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, самостоятельная.

     

    Средства обучения: плесень на хлебе, дрожжи, иллюстрации грибов, компьютер, мультимедийный проектор.

     

    Данный урок разработан для обучающихся 3 класса с целью изучения царства грибов. В начале урока с целью повторения пройденного материала обучающиеся работают в парах по карточкам, называют изображённых животных, определяют группу, к которой относятся данные животные, рассказывают об особенностях представителей  этой группы животных, находят лишний объект.

    Совместное открытие знаний сопровождается показом слайдов презентации.

    В ходе урока дети знакомятся с видами грибов, их значением в жизни человека и природы, правилами сбора грибов и оказанием первой помощи при отравлении грибами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя  общеобразовательная школа с.Запрудное

     Питерского района Саратовской области»

    Районный  конкурс  педагогического

    мастерства учителей начальных классов

    «Методический калейдоскоп».

    Номинация «Разработки уроков»

    Автор: Терехова Марина Николаевна

    учитель начальных классов

    высшая квалификационная категория

    Стаж работы 21 год

    с.Питерка

    2015 г.

    Предмет: «Окружающий мир»

    Авторы учебника: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан

    Класс: 3

    УМК «Школа 2100»

    Тема: Прирождённые разрушители.

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Цель: Познакомить обучающихся с особенностями грибов и их ролью в природе, научить различать пластинчатые и трубчатые, съедобные и несъедобные  грибы.

    Задачи:

    • Образовательная: овладение сведениями о строении  и размножении грибов.
    • Развивающая: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия при работе с учебником, справочной литературой
    • Воспитательная: формирование устойчивого интереса к родному краю, бережному отношению к природе.

    Методы обучения на уроке: деятельностный, словесный, проблемный.

    Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, самостоятельная.

    Средства обучения: плесень на хлебе, дрожжи, иллюстрации грибов, компьютер, мультимедийный проектор.

    Данный урок разработан для обучающихся 3 класса с целью изучения царства грибов. В начале урока с целью повторения пройденного материала обучающиеся работают в парах по карточкам, называют изображённых животных, определяют группу, к которой относятся данные животные, рассказывают об особенностях представителей  этой группы животных, находят лишний объект.

    Совместное открытие знаний сопровождается показом слайдов презентации.

    В ходе урока дети знакомятся с видами грибов, их значением в жизни человека и природы, правилами сбора грибов и оказанием первой помощи при отравлении грибами.


    Этапы урока

    Сценарий урока

    Формирование УУД

    и технология оценивания учебных успехов

    I.Мотивация учебной деятельности

    -Здравствуйте, ребята!

    Сегодня мы продолжим своё путешествие в загадочный мир природы. Но сначала давайте друг другу улыбнёмся и за работу дружно возьмёмся.

    Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    ΙI. Актуализация знаний.

    Работа в парах.

    Дети работают по карточкам. (Приложение 1).

    Задание: Рассмотрите  рисунки. Подпишите названия известных вам животных. Представителями какой группы они являются? Вставьте пропущенное в тексте слово. Что вы ещё можете рассказать о представителях этой группы. Есть ли среди фотографий лишняя? Почему? Что вы можете рассказать об этом представителе природы?

    Карточки проверяются через 3 минуты.

    Вывод: в каждой карточке лишняя фотография - изображение грибов.

    -Как вы думаете, грибы это растения или животные?

    Работа в учебнике.

    – Прочитайте диалог героев учебника. Какой вопрос у вас возникает? Давайте разбираться, кто же они? (Слайд 1-2)

    Кто же такие грибы – растения или животные?

    Составляется план.

    План (примерный)  

    1.Строение грибов.

    2.Питание грибов.

    3. Съедобные и несъедобные  грибы.

    – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

     Какое умение формировали?

    Познавательные УУД

    1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюст-раций, текстов.

    2..Выявлять сущность, особен-ности объектов.

    3.На основе анализа объектов делать выводы.

    4.Находить ответы на вопросы в тексте.

    Регулятивные УУД

    1.Развиваем умение высказы-вать своё предположение на основе работы с материалом текста.

    2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3.Прогнозировать предстоя-щую работу (составлять план).

    ΙΙ. Совместное открытие знаний.

    1 4 3 3 4 3

    Ι. Практическая работа.

    – У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?

    – Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.)

    – Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете?

    – Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему?

    Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.

     1

     

     2

     3

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Умение работать в паре и в группах.

    Личностные результаты

    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

    выражать свои эмоции.

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.

    ΙIΙ. Совместное открытие знаний.

    1. Беседа. (Слайд 3)

    – Чем похожи грибы на растения? Как растут? (Грибы, как и растения, растут постоянно.)

    – Чем похожи грибы на животных? Как питаются? (Грибы питаются готовыми органическими веществами.)

    – Где растут грибы? Почему на почве? На чём ещё могут расти грибы, кроме почвы? Вот посмотрите – это также грибы (демонстрация плесени на хлебе). Почему это возможно? (Грибы растут в лесу, на поверхности почвы. Они растут на испорченных продуктах. Они разрушители – перерабатывают органические вещества.)

    2. Работа в учебнике.

    – Прочитайте текст на с. 120. Из каких частей состоит тело гриба? (Тело гриба – грибница. Состоит из длинных клеток. На грибнице вырастают плодовые тела, в них созревают споры. Так гриб размножается.) (Слайд 4)

    – Какие особенности помогают грибам выполнять роль разрушителей? (Их тело состоит из тонких длинных нитей. Клетки грибницы впитывают растворённые вещества.)

    – Как мы ответим на вопрос урока? (Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это отдельная группа.)

    – Какие грибы встречаются в природе? Используя рис. на с. 121, расскажите, где встречаются и каково значение грибов. (Грибы портят зерно и древесину деревьев, но и приносят пользу – используются в производстве хлеба). (Слайд 5-6)

    (Слайд 7-10)

    – Вопрос к рисунку на с. 122. По каким признакам вы их определяли?

    – Что мы сейчас делали?

    – Какие умения формировали?

    ФИЗМИНУТКА

    Все зверюшки на опушке                          Дети идут в хороводе

     Ищут грузди и волнушки.                        собирают воображаемые грибы.

     Белочки скакали,                                       Скачут вприсядку,  

     Рыжики срывали.                                      срывают воображаемые грибы.

     Лисичка бежала,                                       Бегут по кругу,

     Лисички собирала.                                   собирают воображаемые грибы.

     Скакали зайчатки,                                    Скачут стоя,

     Искали опятки.                                         срывая воображаемые грибы

     Медведь проходил,                                  Идут вразвалку,

     Мухомор раздавил.                                  затем топают правой ногой.

    -Кто из вас ходил с родителями собирать осенью грибы? Какие грибы вы собирали?

    -Давайте познакомимся со съедобными  грибами, которые встречаются в лесополосах нашего села. (Приложение 3).

    Слайд 2.

    На территории Саратовской области выявлено около 2000 видов шляпочных грибов. Съедобных из них около 150 видов, несъедобных—15—20, ядовитых не более 8 видов. Остальные грибы из-за своей малочисленности, редкой встречаемости, малых размеров, неизученности их съедобных свойств для грибников интереса не представляют. Конечно, не все эти виды растут в каждом районе, в любом лесу и каждый сезон. Опытный грибник и в хорошо знакомых лесах за сезон встречает не более 35—40 видов. Другие же любители грибов предпочитают собирать и заготавливать лишь определенный вид грибов — это зависит от вкуса и возможностей.

    К наиболее часто встречающимся и собираемыми нашими земляками можно отнести такие грибы: ШАМПИНЬОНЫ, ВЕШЕНКИ, ОПЯТА, РЯДОВКИ.

    Слайд 3.Лесные шампиньоны

     Растут  с ранней весны до глубокой осени, после дождя появляются в обильных количествах. В природе они встречаются и в лесу, и на обрабатываемых участках, где удобрено и влажно. Лучше собирать молодые грибы с наличием перепонки под шляпкой.

    Виды лесных шампиньонов .

    Данные грибы делятся на такие самые распространенные виды:

    полевой,

    луговой,

    лесной.

    Шампиньон полевой

    Гриб прекрасно себя чувствует и в парках, и на огородах, и на территории зон отдыха в лесу.

    Этот гриб привлекает к себе внимание большой чистой белой шляпкой, которая держится на короткой толстой белой ножке.

    Сначала ее форма полушаровидная, но со временем становится распростертой.

    Свободные пластинки от светло-серого цвета постепенно изменяются на темно-коричневый.

    Слайд  4. Шампиньон луговой

    Обладает пластичной шляпкой с загнутыми к плотной и короткой ножке краями. Шампиньон луговой в зрелый период имеет темные внутренние пластинки и теряет свой изначальный приятный вкус. Мякоть на срезе быстро краснеет и источает приятный аромат.

    В природе он обожает богатый лесной грунт и хорошо удобренные участки. Благодаря этой особенности его начали массово выращивать в искусственных условиях с использованием конского навоза и птичьего помета.

    Слайд 5.Вешенки —  довольно крупные и съедобные грибы семейства вешенковых. По внешнему виду грибы имеет однобокую, круглую шляпку. Шляпка может быть плоская или немного вогнутая.  Диаметр от 5 до 15 сантиметров. Цвет от светло-серого до буроватого. Гриб имеет белую и плотную небольшую ножку или ножка отсутствует полностью. Если разломать его на две части, то внутренности будут содержать мякоть, которая через некоторое время становится плотной и волокнистой. Мякоть имеет приятные вкусовые качества и аромат.

    Вешенки можно найти не только в лесу, но и в лесополосе, на луге или выгуле. Они редко растут поодиночке, чаще всего их можно увидеть маленькими группками на отмершем стволе или пне лиственного дерева. В редких исключениях их можно увидеть на засохшем хвойном дереве.

    Слайд 6. Опенок зимний.

    Опенок зимний растет большими группами на отмирающих деревьях и пнях лиственных пород, в основном вяза, ивы, осокоря, реже осины, липы, обычно поздно осенью, в конце октября, при понижении температуры и увеличении влажности. Развитие и рост этого гриба продолжается и при выпадении снега, замерзшие грибы в период оттепели и ранней весной оттаивают и продолжают расти.

    Шляпка до 7см в диаметре, у молодых грибов — плоско-выпуклая, у зрелых — почти плоская, медово-желтая, в центре более темная, тонкомясистая, гладкая, влажная, слизистая, при подсыхании блестящая. Пластинки светло-желтые, затем темнеющие, редкие, широкие, слегка приросшие к ножке.

    Мякоть желтоватая или кремовая, слегка водянистая, с приятным вкусом и запахом.

    Ножка до 10 см длиной, 0,8 см толщиной, шляпка часто уплощенная, упругая, плотная, снизу бархатистая, темно-коричневая, почти черная, кверху более светлая, желтоватая.

    Опенок зимний - гриб съедобный, IV категории. Вкусовые качества высокие. В пищу употребляются только шляпки — свежими,  маринованными.

     Слайд 7. Опенок летний.

    Опенок летний произрастает в широколиственных и смешанных лесах, на пнях, валежных стволах лиственных пород  деревьев. Встречается большими колониями, с июня по октябрь.

    Шляпка у летнего опенка достигает 7 см в диаметре, она тонкомясистая, водянистая, сначала выпуклая с покрывалом снизу, затем плоско-выпуклая и даже распростертая, рыжевато-коричневая, желто-бурая, с более ярким пятном в центре. Пластинки у молодых грибов беловатые, у зрелых - ржаво-коричневые.

    Мякоть буроватая, водянистая, запах и вкус приятные.

    Ножка до 8 см длиной, 1 см толщиной, изогнутая, полая, коричневая, с чешуйчатым буроватым кольцом, ниже кольца ножка темно-бурая, чешуйчатая, одеревенелая.

    Опенок летний - гриб съедобный, IV категории. Употребляются только шляпки - свежими и солеными.

    Слайд 8. Опенок луговой. 

    Опенок луговой растет на опушках, лесных полянах, на пастбищах, суходольных лугах, вдоль дорог и канав, среди невысокой травы. Иногда вырастает так обильно, что образует из плодовых тел плотные круги — «ведьмины кольца». Плодоносит с конца мая по октябрь, в нашем регионе обычно до трех волн, обильно после теплых дождей.

    Шляпка до 7 см в диаметре, в молодом возрасте колокольчатая, затем — почти плоская или приподнятая, в середине с тупым бугорком, по краю полосатая, края волнистые, голая, гладкая; первоначально светло-коричневая, затем желтовато-коричневая, желтовато-серая. Пластинки свободные, широкие, редкие, бахромистые, светло-палевые.

    Мякоть бледно-желтая, тонкая, с приятным вкусом, с запахом, напоминающим гвоздику или миндаль.

    Ножка длиной до 10 см, толщиной не более 0,7 см, цилиндрическая, хрящеватая, упругая, плотная, палевая, книзу грязно-желтоватая, с белым мучнистым налетом от высыпания спор.

    Опенок луговой - гриб съедобный, IV категории, с хорошими вкусовыми качествами. Употребляется свежим, маринованным, соленым. Пригоден для сушки. В пищу идут только шляпки.

    Слайд 9. Рядовка фиолетовая 

    Встречается рядовка фиолетовая в лиственных, смешанных и хвойных лесах в сентябре — октябре. Растет большими группами, часто образуя «ведьмины круги». Шляпка у фиолетовой рядовки до 15 см в диаметре, плоско-выпуклая, с тонким загнутым краем, голая, буро-фиолетовая, позднее выцветающая, бледная.

    Мякоть у гриба толстая, у молодых грибов ярко-фиолетовая, позднее бледнеет, вкус и запах приятные. Пластинки почти свободные или приросшие к ножке, частые, фиолетовые, затем бледно-фиолетовые.

    Ножка до 8 см длиной, 2 см толщиной, плотная, цилиндрическая, книзу слегка утолщенная, ворсистая, фиолетовая в раннем возрасте, позже бледно-фиолетовая.

    Рядовка фиолетовая - гриб съедобный, IV категории. Употребляется свежим, маринованным и соленым.

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2.Строить речевое высказы-вание в соответствии с поставленными задачами.

    3.Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Умение работать в паре и в группах.

    ΙV. Самостоятельное применение знаний. Практическая работа.

    Выполнение заданий из Рабочей тетради –  №1-2, стр.60.

    Проверка: работа в парах, дети обмениваются тетрадями и дают оценку выполнения заданий товарищами.

    – Что мы сейчас делали?

    – Какие умения формировали?

    -Проверьте правильность своих ответов на доске

    Приложение 2 (Слайд 11)

    Регулятивные УУД

    1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    2.Осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные УУД Умение работать в паре и в группах.

    V. Итог урока.

     - Как надо относиться к грибам?

    -Давайте подведём итог нашей работы на уроке, отгадав кроссворд (Приложение 4).

    Слайд 2.

    1. Грибы, которые растут кучкой. (Опята)
    2. Любимая расцветка этого гриба - горошёк. (Мухомор)
    3. Рыжие грибы.
    4. «Главный» гриб.

    Задание к слайду:

    -Какой из грибов лишний? Почему?

    -Что нужно делать, чтобы избежать отравления грибами? (Ответы детей)

    Давайте, соберём грибы в корзину.

    Слайд 3. Игра «Соберите в корзину съедобные грибы»

    Задание: Назовите грибы на экране. Какие из них вы возьмёте в корзину? Какие грибы остались? Почему?

    -Какие правила сбора грибов вам известны? (Ответы детей)

    Слайд 4. Правила сбора грибов

    • Срезайте гриб ножом.
    • Не рвите грибы у дороги 
    • Не берите незнакомые грибы.
    • Не сбивайте мухоморы.

    -К чему может привести употребление несъедобных грибов? Что вы знаете об этом? Как поступить если вы почувствовали признаки отравления? (Ответы детей)

    Обобщение ответов детей:

    Слайд 5. Признаки отравления грибами

    • Наступают  через 6 – 12 часов после употребления грибов
    • Обильное слюнотечение
    • Сильные боли в животе
    • Расстройство кишечника
    • Нарушение или потеря сознания
    •  Возникает состояние, похожее на опьянение, галлюцинации
    • Нарушение дыхания и работы сердца
    • Через 1 -2 дня может наступить смерть

    Слайд 6.Первая помощь при отравлении грибами

    Немедленно вызвать врача!

    До прихода врача надо действовать быстро и решительно:

    1. Дать слабительное
    2. Промыть желудок раствором светло-розового раствора перманганата калия (4 – 5 стаканов)
    3. Вызывать рвоту, надавливая пальцем или гладким предметом на корень языка.
    4.  Дать активированный уголь.
    5. Дать холодную, слегка подсоленную воду.

    – Какую работу мы сейчас выполняли?

    – Кто с ней справлялся легко?

    – Кто доволен сегодня своей работой?

    – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

    – Какую бы отметку вы себе поставили?

    – Где пригодятся знания, полученные на уроках?

    – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

    – Кто или что вам помогало справиться?

    Регулятивные УУД

    1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    2.Осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию.

    VI. Домашнее задание.

    Выполнить совместно с родителями - исследование по одной из данных тем:

    • Какие грибы встречаются в Саратовской области.
    • Какую роль они играют в жизни людей.
    • Выяснить, используются ли названия грибов в детской литературе.
    • Выяснить происхождение слова гриб.
    • Познакомиться с  рецептами блюд из грибов.

    Регулятивные УУД

    1.Развиваем умение высказы-вать своё предположение на основе работы с материалом текста.

    2.Прогнозировать предстоя-щую работу.


    Источники:

    1. http://infofishing.ru/griby/ 
    2. ProGrib.ru
    3. .  Тексты, задания и иллюстрации из учебника и рабочей тетради для 3-го класса Окружающий  мир «Обитатели Земли» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.
    4. 2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по окружающему миру3 класс

    Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"

    Окружающий мир3 класс Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» Цели урока:Обучающие1) Обеспечение активности учебного процесса2) Достижение максимального уровня ус...

    Урок по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"

    Цель данной разработки:  помочь учителям начальных классов в составлении уроков в начальных классах.  Урок служит для учащихся, активно и заинтересованно познающих мир, осознающих ценность т...

    Итоговый тест по окружающему миру3 класс

    Итоговый тест по окружающему миру проверит знания и умения уч-ся по данному предмету.  Ребята вспомнят для чего живым организмам необходим воздух, основные свойства почвы, как называются листья х...

    Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

    Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

    Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

    Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

    План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»

    Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....