Урок по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Цель данной разработки:  помочь учителям начальных классов в составлении уроков в начальных классах.  

Урок служит для учащихся, активно и заинтересованно познающих мир, осознающих ценность творчества. Выбран наиболее распространенный тип – групповая форма работы. Дети объединились в желании творить, вместе выполнять проектную работу. Специфика данного урока: работа учащихся в группах, обучение их навыкам коммуникации и сотрудничества с использованием   сингапурских структур.

Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Экологическая система» курса  «Окружающий мир. Обитатели Земли». Материал урока опирается на знания обучающихся, полученных на предыдущих уроках. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Потребители и разрушители экосистемы леса»

Цели урока:

 1. Предметные: формировать целостную картину окружающего мира, через знакомство с потребителями и разрушителями экосистемы леса и их ролью в круговороте веществ экосистемы.

 2. Метапредметные:

 Познавательные:

 • развивать умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, разрабатывать план ее решения;

 • извлекать информацию из учебного текста, перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы и обобщения и представлять их в виде текста и иллюстрации.

 Регулятивные:

 • создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока;

 • продолжить развивать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцами, представленными на слайдах презентации;

 • корректировать выполнение задания в соответствии с представленной инструкцией.

 Коммуникативные:

 • развивать умение участвовать в диалоге, слушать и слышать своих партнеров в ходе групповой, парной и фронтальной работ;

 • формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, задавать вопросы и отвечать на поставленные, доказывать свою точку зрения.

 3. Личностные: через пример взаимосвязи всех жителей леса и результат их совместной деятельности, прививать детям общечеловеческие нравственные ценности, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

Задачи:

  • повторить, какие организмы составляют сообщество «лес»;
  • раскрыть взаимосвязи организмов, при которых лес будет устойчивой экосистемой;
  • научится приводить примеры организмов разных «профессий», цепей питания.

Оборудование:

  • компьютер,  проектор,  презентация,  учебник,  раздаточный материал (рисунки, изображающие обитателей леса).

Ход урока.

Ι. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

- Ребята, у вас хорошее настроение? Мне хочется, чтобы ваше настроение улучшилось. Давайте скажем друг другу комплименты. (Наша группа такая дружная; у нас все такие умницы;  наша группа любит окружающий мир; я думаю, что мы сегодня будем очень хорошо работать;  мы – дружные, внимательные, старательные; у нас все получится).

 - Желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний.

II. Актуализация знаний.

- На столах лежат листы с вопросами, на которые вы должны будете ответить в течение определенного времени (1 мин.).  Но сначала вспомним правила работы и сотрудничества в группах. (1 слайд) (Обучающая структура КОНТИНИУС РАУНД РОБИН

  • Какие профессии живых организмов вы знаете?

 («кормильцы» - «производители»,

«едоки» - «потребители»,

«мусорщики» - «потребители»)

  • «Что такое место обитания? (Каждый живой организм в природе встречается только там, где находятся все условия, необходимые для его жизни)
  • Что такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы, где живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ)
  • Что относится к неживой природе? (Солнце, воздух, вода, почва)

Что относится к живой природе? («производители», «потребители», «разрушители»)

  • Что такое круговорот веществ? (Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом)
  • С какими экосистемами мы уже познакомились? (Озеро, болото, луг, лес)

                    (на доску вывешиваются названия экосистем)

                                       

      луг

- Скажите, а эти экосистемы как-то зависят друг от друга?

(Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото)

                           (между экосистемами вывешивается стрелочка)

(Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.)

(между экосистемами вывешивается стрелочка)

- Луг при определенных условиях может смениться другой экосистемой?

(Почва луга очень плодородна. Если почва влажная, то на месте травянистых зарослей могут появиться всходы кустов и деревьев. Они будут расти все выше и выше, затеняя травы. Так луг превращается в лес. Круговорот веществ в экосистеме луга не замкнут)

(между экосистемами вывешивается стрелочка)

                                       

      луг

                                                        

-Так  в чем сходство экосистем озера, болота и луга? (Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые)

-Какой вопрос в связи с этим возникает об экосистеме леса? (А лесная экосистема какая? Какой в ней круговорот веществ?)  (2 слайд)

III.   Проблемная ситуация. Сообщение темы урока.

- На прошлом уроке мы говорили о лесных производителях. Почему лес называют сложной экосистемой? (Лес – это экосистема из нескольких «этажей». Верхний «этаж» леса занимают деревья. Ниже идут кустарники, нижний «этаж» занимают травы).

(3 слайд)

- Откройте учебники на с.62, прочитаем диалог Лены и Миши. (4 слайд)

- Как вы думаете, права ли Лена?

- На какой вопрос мы должны будем ответить в течение урока? (Какова роль животных в экосистеме леса?)

- Итак, тема нашего урока …… (5 слайд)

IV. Поиск решения проблемы.

- Легко ли  в лесу найти животных? (нет, мы их видим не сразу)

- Почему? (Животных в лесу меньше, чем растений и они прячутся в листве деревьев, в траве)

- Каких обитателей леса вы знаете? (Звери: белка, заяц, лиса, волк, лось, медведь, куница, рысь и др.; птицы: дятел,  сорока, поползень, ястреб, сова и др.; насекомые: муравьи, жуки и др.)

Сегодня ребята по специальному заданию приготовили  сообщение о роли некоторых обитателей леса.  (6  слайд)

Белка – растительноядное животное, грызун, живёт в лесу, на деревьях. Белка легко прыгает с ветки на ветку, с дерева на дерево. При прыжках, которые могут достигать четырёх метров, белке помогает хвост. Хвост служит своеобразным рулём. Во время движения в воздухе белка может поворачивать хвост как парашют и плавно приземляться на нужное место. Летом у белки шерсть короткая, редкая, ей легче переносить жару. А рыжая окраска хорошо маскирует среди пестроты летнего леса. Цвет зимней шерсти – серый. Когда серенькая белка неподвижно сидит на ветке, её трудно увидеть её врагам – кунице, соболю, ястребу-тетеревятнику. Белка ест ягоды, орехи, грибы, семена, насекомых, их личинки, яйца птиц. Осенью белка запасает корм. Орехи прячет в трещинах коры, во мхе, под корнями. О своих запасах белка забывает. Многие семена остаются несъеденными и весной прорастают. Так белка помогает расселяться растениям.

(7 слайд)

Это жук-короед. На каждой породе дерева живут какие-нибудь короеды, и у всякого своя манера прогрызать ходы. Одни из короедов заселяют вершины деревьев и ветви, и живут под тонкой корой, другие выгрызают ходы в средней части ствола, третьи – в нижней части, под толстой корой, а есть и такие, что грызут в корнях.

Обычно жуки заселяют уже больные и ослабленные, старые деревья. Питаясь корой, они разрушают сухостой, мешающий расти молодым деревьям. И только уж сильно размножившись, нападают и на деревья здоровые.

(8  слайд)

В густой кроне деревьев живут птицы:  дятел, сова, кукушка.

Птицы приносят пользу лесу. Многие птицы и особенно птенцы очень прожорливы. Если насекомых вредителей в лесу окажется много, то на этом месте загнездится много птиц, и на всех птенцов хватит пищи. Но если насекомых будет мало, многие пары откажутся от гнездования.

Таким образом, птицы могут регулировать обилие насекомых.

Успешную борьбу с вредителями леса ведут дятлы. Своим твёрдым клювом они пробивают маленькие отверстия в коре, а длинным языком, на котором есть особые зазубрины, они ловко извлекают личинки насекомых из-под коры.  Есть ещё польза от дятлов: они заготавливают места для гнездования других птиц. Обычно дятел каждый год долбит новое дупло для своего гнезда. А старые дупла? Их заселяют иные птицы: поползни, большие синицы, скворцы.

Кто из нас не слышал в лесу звонкого кукования?

Кукушка гнёзд не вьёт, яиц не высиживает. Она приспособилась класть свои яйца в чужие гнёзда. За лето одна кукушка размещает по чужим гнёздам до 20 яиц. Однако кукушка – неутомимый истребитель гусениц. Основной пищей кукушки являются «мохнатые», покрытые щетинками гусеницы непарного шелкопряда, которых другие птицы не едят.

Прослушав сообщения о животных, мы можем сказать? (Ускоряют круговорот веществ в экосистеме). (9 слайд)

- Рассмотрите рисунок на с.62.  

– Как называется последовательность, в которой каждый из организмов съедает другой? (Цепь питания.)

V. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в группах. (Обучающая структура РАФТ)

– Составьте цепи питания живых организмов, обитающих в лесу. (Группы получают наборы названий, фотографий  живых организмов леса.)

Готовые работы дети вывешивают на доску.

Какова роль животных – потребителей? (Потребители участвуют в круговороте веществ)

- Кто выполняет роль разрушителей? (дождевой червь, бактерии и даже грибы)

- В каких условиях живут разрушители? (Им необходимы питательные вещества, влага)

- Вы все бывали в лесу. Какие там условия? (В лесу влажно, благоприятные условия)

- Если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? Какой он будет? (Разрушителей в экосистеме будет много, и они справятся со своей работой. Значит, круговорот будет замкнутым).

- Что можно сказать об экосистеме леса? Сделайте вывод. (Лес – устойчивая экосистема).

- На какой вопрос мы должны были ответить в течение урока? (Роль животных? Животные, являясь потребителями, регулируют круговорот веществ в экосистеме леса).

(10 слайд)

- Человек может повлиять на жизнь в экосистеме? Как?  (Может нарушить полноценную жизнь леса).

 2. Игра.   (11  слайд)

На экране: весенний лес, цветут ландыши.

- Посмотрите на экран. Как прекрасен  весенний лес. Я предлагаю вам обучающую структуру КОНЭРС. Посмотрите на надписи в углах.

Сейчас подумайте, какую роль вам хотелось бы исполнить, и выберите свой угол.

Дети выбирают свой угол

На экране: (12  слайд)

- Вам даны ключевые слова, относящиеся к вашей «профессиональной деятельности».

Используя их, сыграйте свою роль.

Дается время на обдумывание (1 минута)  

- Слово вам, « гости леса».

(Увидев ландыши,  хочется набрать большой букет. Цветы красивые. Их можно подарить кому – нибудь. Они хорошо пахнут. Когда дома стоят цветы, становится уютно.)

- Слово вам, «защитники природы».

(Нарвать букет ландышей – это плохо. Цветы быстро завянут. И их выбросят. Если будешь рвать большие букеты, нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Лес станет некрасивым, пустым.)

- Слово вам, «эксперты».

(Леса – богатства нашего края. Их нужно беречь! Находясь в лесу, не нужно забывать правила поведения в нем, чтобы не нанести вред природе.)

(вернуться к 11 слайду)

- Ребята, я не зря предложила вам разговор о ландышах. Ведь, чтобы ландыш зацвел, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Вы уже, ученики 3 класса,    успеете за это время стать студентами ВУЗов. Подумайте об этом.

VI. Итог.  

- Чем экосистема леса отличается от других систем?  При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой? (Если круговорот веществ будет замкнут.)  (13 слайд)

VII. Рефлексия   (14  слайд)

   Мне понравилось …

   Я хочу похвалить себя за то, …

   Я понял(а), что …

VIII.  Оцените свою работу на уроке.   (15  слайд)

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"

Окружающий мир3 класс Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» Цели урока:Обучающие1) Обеспечение активности учебного процесса2) Достижение максимального уровня ус...

Урок по окружающему миру на тему "Животные леса" (2 класс,УМК "Начальная школа XXI века")

Урок по теме "Животные леса". Тема для детей известна и понятна. Как же сделать урок действительно познавательным, интересным и полезным?...

Урок окружающего мира, 3 класс. Тема «Потребители и разрушители экосистемы леса»

Данный материал будет полезен для учителей начальных классов.  На уроке учащиеся совместно с учителем составляют "Фишбоун", который заполняют по ходу урока. Работа организуется по текст...

Урок окружающего мира "Потребители и разрушители экосистемы леса".

Урок открытия новых знаний. Знакомство учащихся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы....

Урок окружающего мира (ОНЗ) в 3 классе по теме "Потребители и разрушители экосистемы леса".

На данном уроке учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы, раскрывают взаимосвязь организмов, при которой лес будет устойчивой экос...