Урок окружающего мира, 3 класс. Тема «Потребители и разрушители экосистемы леса»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Златина Алла Михайловна

Данный материал будет полезен для учителей начальных классов.  На уроке учащиеся совместно с учителем составляют "Фишбоун", который заполняют по ходу урока. Работа организуется по тексту учебника с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr_mir_3_kl.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира, 3 класс.

Тема «Потребители и разрушители экосистемы леса»

Цель:  создание условий для формирования знаний о потребителях и разрушителях экосистемы леса.

Задачи:

Учить составлять цепи питания, находить потребителей и разрушителей экосистемы леса, формировать знания о роли животных в данной экосистеме, расширять кругозор

Развивать умения обобщать, делать выводы, анализировать, наблюдать, рассуждать.

Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

Ход урока

Актуализация знаний.

-Отгадайте ребус.

(экосистема)

-Как понимаете, что такое экосистема?

Вашими помощниками будут опорные слова: единство, живая и неживая природа,  сообщество, организмы, профессии, совместно, круговорот веществ.

 (экосистема- это единство живой и неживой природы,  в котором сообщество живых организмов разных профессий способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)

-Отгадайте загадки.

1)Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ель)

2)Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

 А сушеная в запас

Лечит от простуды нас. (малина)

3)Маленький шарик под лавкой шарит (мышь)

4)Это дерево могуче.

И растет в лесу дремучем.

Плоды полированы

Для птиц рекомендованы.

Дятлы, поползни и сойки,

Собирают плоды стойко. (дуб)

5)Он по –рабочему одет-

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка (дятел)

6)В лесу обитает,

Дичью питается, да в курятник забирается,

Хитрым зверьком называется. (лиса)

-Распределите их по профессиям.

производители               потребители

     ель                            мышь

малина                        лиса

   дуб                             дятел

-Представители какой это экосистемы?

-Какой профессии не хватает? (разрушители)

-Из чего состоит экосистема?

 Вы называете, я заполняю «Фишбоун»

Важны ли животные для леса?

Производители

Потребители

Разрушители

Животные участвуют в круговороте веществ и регулируют его. Лес устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ.

-Предположим, кто кем является в экосистеме леса.

-Если что не знаем, дополним по ходу урока.

-Читаем учебник стр. 62 «Проблема урока»

Записываем вопрос в фишбоун.

-Назовите вопрос.

«Важны ли животные для леса?»

Ваши предположения.

-Что такое «цепи питания»? (цепочки из поедающих друг друга живых организмов)

По рис. На стр. 62 составьте цепи питания.

-Что означает зеленая стрелка? (кто чем питается)

-Что обозначает коричневая стрелка? (разрушители поглощают живые организмы и в  результате обмена веществ оставляют в почве минеральные вещества, которые используют растения)

-Кем замыкаются цепи питания? (разрушителями)

-Куда они замыкаются? (в круговорот веществ)

-Что такое круговорот веществ? (цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же)

-Как вы думаете, кого в лесу больше животных или растений? (растений)

Т.е. животных- потребителей меньше, чем растений- производителей.

-Попробуем ответить на главный вопрос урока «Важны ли животные для леса?»

-Прочитайте текст на стр. 63 2 абзац.

-Кому не страшны насекомые? (здоровым растениям)

-Почему?

-Как жуки- короеды помогают разрушителям? (перерабатывают древесину старых деревьев (сухостои), которые мешают расти молодым деревьям)

Т.е. какова роль жуков- короедов? (ускоряют круговорот веществ)

-Как думаете, если увеличится количество насекомых поедающих деревья, что будет с растениями? (разрушится круговорот)

-Надо ли уничтожать насекомых в лесу?

-Предположите, как сохранить круговорот веществ в лесу.

-Кто может помочь?

-Кто поедает насекомых? (птицы)

-Сделайте вывод. (животные участвуют в круговороте веществ, регулируют его)

Рассмотрите рис. На стр. 64 «Белые грибы»

-Как думаете, почему их можно отнести к «мусорщикам»?

Прочитайте 1 абзац и ответьте на данный вопрос.

-Какова роль разрушителей в экосистеме леса? (усваивают, отмершие части растений, а грибы готовые органические вещества, созданные растениями, т.е. перерабатывают умершие организмы в необходимые для растений минеральные вещества)

-Надо ли без надобности уничтожать грибы?

-Что можно сказать о круговороте веществ в экосистеме леса? (он замкнут)

Значит, лес- это устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ.

-Составьте вопрос классу.

-Лес- это экосистема?

-Почему?

-Какая это экосистема?

-Важны ли животные для леса? Почему?

Прием «Сжатие информации»

Скажите одним предложением, о чем говорили на уроке.

«Закончи предложение»

Я узнал…

Я понял/ не понял…

Полученные знания буду…

-Как вы думаете, изученные экосистемы зависят от человека?

-Может ли круговорот веществ замыкаться с помощью человека?

Ответим на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Почва-важнейшая часть экосистемы."

з классрабочая программа "Школа 2100"урок изучения нового материала...

Урок окружающего мира по теме: "Лес и человек. Охрана леса".

Целью данного урока является:  обогатить знания детей о лесе, его значении для нашей планеты, животных, и человека. Воспитывать у ребят чувство гражданской ответственности за сохранение природной...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"

Окружающий мир3 класс Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» Цели урока:Обучающие1) Обеспечение активности учебного процесса2) Достижение максимального уровня ус...

Урок по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"

Цель данной разработки:  помочь учителям начальных классов в составлении уроков в начальных классах.  Урок служит для учащихся, активно и заинтересованно познающих мир, осознающих ценность т...

Урок окружающего мира "Потребители и разрушители экосистемы леса".

Урок открытия новых знаний. Знакомство учащихся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы....

Урок окружающего мира (ОНЗ) в 3 классе по теме "Потребители и разрушители экосистемы леса".

На данном уроке учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы, раскрывают взаимосвязь организмов, при которой лес будет устойчивой экос...