Урок окружающего мира по теме: "Лес и человек. Охрана леса".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Цыганкова Светлана Владимировна

Целью данного урока является:  обогатить знания детей о лесе, его значении для нашей планеты, животных, и человека. Воспитывать у ребят чувство гражданской ответственности за сохранение природной среды, как важнейшего фактора существования человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les_i_chelovek._ohrana_lesa.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 с. Коноково

муниципального образования Успенского района

Краснодарского края

Лес и человек.

Охрана леса.

         

   Используемый УМК: «Школа России».

                  Учебник: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова  «Мир вокруг  

                  нас», 4 класс, Москва, «Просвещение», 2010г

       

       Авторы:  учителя начальных классов

                 Цыганкова Светлана Владимировна

                     Голикова Ирина Валентиновна

                 

Коноково 2012 г.

Тема урока. Лес и человек. Охрана леса.   

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: межпредметный интегрированный урок: окружающий мир  и художественный труд.

 Цель: - обогатить знания детей о лесе, его значении для нашей планеты, для животных, для человека;

-обобщить правила поведения в природе;

-воспитывать у ребят чувство гражданской ответственности за сохранение природной среды, как важнейшего фактора существования человека.

Задачи:

  1. Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
  2. Развивать познавательную активность учащихся, умение рассуждать, выражать свои мысли.
  3. Воспитывать интерес к учебной деятельности, любовь к природе.

Оборудование: мультимедийная установка,  компьютер,  презентация к уроку,  видеоролик, запись “Голоса птиц”.

     

Ход урока.

I. Организационный момент.

 

- Мы начинаем наш урок, ребята, и давайте пожелаем друг другу удачи!

II. Проверка домашнего задания.

 Тест.

  1. Какой заповедник находится в зоне Арктических пустынь?

А) Дальневосточный морской.   Б) Ильменский.    В) «Остров Врангеля».

  1. Чем занимаются люди в Арктике?

А) Разводят крупный рогатый скот.  Б) Ловят рыбу.   В) Выращивают овощи и фрукты.

3.    Где птицы ледяной зоны делают гнезда?

       А) На земле.    Б) На кустарниках.    В) На деревьях.

4.    В Арктику входят моря и острова:

       А) Тихого океана.     Б) Северного Ледовитого океана.  В) Атлантического океана.

5.    Летом в Арктике:

       А) День сменяет ночь.   Б) Круглые сутки ночь.   В)  Круглые сутки день.

6.    В  Арктике обитают:

       А) растения:                          Б) птицы:                     В) животные:

      _____________                       _____________              ______________

      _____________                       _____________              ______________

      _____________                       _____________              ______________

 

III. Сообщение темы и целей урока.

 - А о чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, если внимательно послушаете стихотворение:

                                                         Есть просто храм,

                                                         Есть храм науки,

                                                         А есть еще природы храм-

                                                         С лесами тянущими руки

                                                         Навстречу солнцу и ветрам.

                                                         Он свят в любое время суток,

                                                         Открыт для нас в мороз и зной,

                                                         Входи сюда, будь сердцем чуток,

                                                         Не оскверняй его святынь!

-В каких строчках выражена главная мысль?

-Какова тема нашего урока?

- Верно. Лес. Охрана леса.

-Итак, ребята

        Очень добрым, очень светлым

        Серебристым зимним днем

        Мы поедем в гости к лету,

        В гости к солнышку пойдем!

- А кто же будет сопровождать нас по учебной природной тропке?

-Конечно же, великий  знаток природы- Муравейчик.

         Торопливая тропинка

         Держит путь издалека,

         Вьется по лесу тропинка,

         Словно нитка из клубка…

Звучит 1-й куплет «Песенки о лете».

IV. Работа по теме урока.

- И вот перед вами многоэтажный храм. Если вы отгадаете загадку Муравейчика, то узнаете, как называется 1 этаж – 1 ярус этого храма.

         Весной веселит,

         Летом холодит,

         Осенью питает,

         Зимой согревает.    (Дерево)

- Деревья- это крыша леса. А кто же это встречает нас? Это дерево с чудо – листьями.

-Муравейчик  разрешает сорвать листики  и ответить на вопросы:

1 вопрос. Как  называется наша планета?

2 вопрос. Что такое атмосфера?  (Слой воздуха, которым окружена планета Земля).

3 вопрос. Что такое ветер?   (Движение воздуха)

4 вопрос. Какие бывают леса?   (Хвойные)

5 вопрос. Почему лес называют легкими планеты?

6 вопрос. Какие условия нужны для жизни растений?

7 вопрос. Что такое Красная книга:

                 - книга в красной обложке;

                 - «боль»;

                 - книга перечня животных?

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием чудо-дерева.

- А теперь нас встречает старичок Лесовичок. Он хочет послушать рассказ о деревьях, которые растут в наших лесах.

4.1. Деревья.

(Дети рассказывают о деревьях).

  1. Дуб- живет от 400 до 1 000 лет. Очень ценится древесина (мебель, корабли, шпалы). Кора дуба- лекарь, листья корм для шелкопряда, желуди- корм для многих животных.
  2. Береза- видов берез очень много. Из бересты получали деготь, из прутьев плетут корзины, делают веники для бани, на бересте писали. Ценна древесина (музыкальные инструменты). Полезен ее сок, листья выделяют эфирные масла, убивающие микробы. Береза-лекарь.
  3. Осина- живет меньше 100 лет. Древесина идет на спички, на изготовление бочек. Листья  дрожат потому, что висят на очень длинном черенке.
  4. Клен- живет до 200 лет, любит влагу, переносит холод. Семена, как парашюты, летят далеко. Ценна древесина.
  5. Сосна- светолюбивое дерево, выделяет вещества, убивающие микробы.  В хвое много витамина С, ее едят животные. В феврале- марте раскрываются шишки, поэтому и бывают птенцы у клестов зимой.

- А какие деревья еще растут в наших смешанных лесах и взяты под охрану? (Бук, вяз, ель, ясень, клен)

- Да, орешник, его еще называют лещина. Он является ступенькой ко второму ярусу леса.

4.2. Кустарники.

- А чем отличаются кустарники от деревьев?

- И мы с Муравейчиком продолжаем наш путь.

Звучит 2-й куплет «Песенки о лете».

Физминутка.

- Спеют ягоды на кустарниках. И Муравейчик  для вас приготовил целое  лукошко ягод. Знаете ли вы их, умеете ли собирать? Проверим.

Игра «С какой ветки  эти детки?».

  1. В сенокос - горька, а в мороз – сладка.

    Что за ягодка?               (Рябина)

 

  1. Шипы на веточках торчат,

Красны ягодки висят,

Витамином С полны

Для здоровья всех важны.    (Шиповник)

  1. А вот приклеены на веточки

Краснеют ягодки вдали,

Однако, очень ядовитые-

И в руки ты их не бери.       (Волчье лыко)

  1. Как похожа на малину,

        Только ягодка черна,

        Имя девочки скрывает

        И колючего зверька.            (Ежевика)

 

  1.  Черненькая, маленькая, сладенькая,

        Ребятишкам миленькая. (Черника)

  1. (Малина)

     

- А как же нужно собирать ягоды?

Правило 1. Не ломай ветки, не порть кору!

- Ребята, а могут ли нам пригодиться листья, сорванные ветром? (Для гербария, для аппликации)

- А животным? Насекомым?

- Давайте-ка мы соберем листочки, ведь они не простые!

(Дети досказывают пословицы)

Рощи и леса -                             всему свету краса.

По лесу ходи -                            под ноги смотри.

Лес не школа,                              а всему учит.

Много леса -                                не губи,

мало леса -                                   береги,

нет леса -                                      посади.

Чтение стихотворения С. Маршака «Праздник леса»

Что мы сажаем, сажая леса?

Мачты  и реи - держать паруса,

Рубку и палубу, ребра и киль-

Странствовать по моря в бурю и штиль.

Что мы сажаем, сажая леса?

Легкие крылья- лететь в небеса.

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где пестрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лист, на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу, и тень,-

Вот что сажаем в сегодняшний день.

4.3 Травы.

- А перед нами открывается следующий ярус многоэтажного храма.

- Как он называется, вы узнаете из стихотворения.  

          Когда ты входишь в лес,

          Где все нам с детства мило,

          Где чистым воздухом приятно так дышать,

          Есть в травах и цветах

          Целительная сила

          Для всех умеющих их тайну разгадать.

-Что это за ярус?    (Травы)

-И на загадочную цветочную полянку приглашает нас Лесовичок.

(Открываю на доске «Цветы»).

-Какие цветы можно увидеть весной? (Первоцвет, подснежник, фиалка, голубая пролеска, сон-трава, ландыш,  мать-и-мачеха, медуница).

-Какие цветы занесены в Красную книгу?

- Какие цветы можно увидеть летом?  (Лесная гвоздика, ромашка, колокольчик, зверовой, бессмертник, мышиный горошек).

-На этой полянке протягивают нам свои лепестки цветы-лекари. Кто их узнал?

(Фиалка,  мать-и-мачеха, ромашка, зверобой, бессмертник).

-Какими травами вас лечит мама, когда вы болеете?

- Лесовичок знает очень много интересного о цветах и он хочет рассказать нам о цветочных часах.

            Вы видите: идут цветочные часы,

            В пять - маки зори льют

            По капелькам росы.

            В шесть озаряет день

            Льна голубой цветок.

            Фиалка вспыхнет в семь.

            В восьмом часу - вьюнок.

-Вдруг на поляне одуванчик прикрыл свою головку. О чем он нас предупреждает?

( Дождь, цветок -баромерт).

-Пора идти дальше, но с Лесовичком стряслась беда, он растер ногу и просит о помощи.

(Нужно приложить лист подорожника).

            Лес как сказочное царство,

            Там кругом растут лекарства,

            В каждой травке, в каждой ветке

            И микстура и таблетки.

            Нужно только не лениться,

            Нужно только научиться

            Находить  в лесу растенья,

            Что пригодны для лечения!

- А как  вы будете собирать лекарственные травы? (Срезать и класть в полиэтиленовый пакет, сушить в тени).

-Ребята, какими будут ваши действия, если вы попадете на такую чудесную полянку?

-Какую пользу приносят цветы?

-А вот растет цветок

 Белый лепесток,

 Желтенький глазок.

 Что за цветок?   (Ромашка)

-Но где же ее лепестки?

-Какое чувство возникло у вас, увидев такую ромашку?

Игра «Оживи ромашку».

-Давайте оживим его! Соберем лепестки парами, они у вас на партах.

1. Где цветок, там и медок.

2. Хорош цветок, да скоро вянет.

3. аленький цветок бросается в глаза.

4. На хороший цветок, летит мотылек.

5. И красивые цветки ядовитыми бывают.

-Ромашка составлена, и на ваших лицах засияла радость. Поэтому

         Берегите цветы! Они нужны!

         Они как нежность, как любовь, как дети.

         Сильнее зла, сильней всего на свете,

         Цветы как люди, на добро,  щедры.

         Они цветут, сердца отогревая,

         Как маленькие теплые костры.

- Можно ли рвать цветы?

Правило 2. Не рви цветы!

4.4 Грибы.

-Вдруг дохнул прохладой лес, сыростью и до боли приятным запахом. Вот чудеса!

         И на горке, и под горкой,

         Под березкой, и под елкой

         Хороводами и в ряд

         В шляпках молодцы стоят.    (Грибы)

-Неправда ли всем вам хочется научиться собирать грибы?

-Ответьте на вопросы Лесовичка:

1. Отправляясь за грибами, что вы с собой возьмете?

2. В какое время суток отправитесь?

3. Какой гриб называют царем грибов?

4. Следует ли уничтожать несъедобные грибы?

5. Полезны ли грибы?

- А теперь соберем грибы!

Игра «Положи в лукошко».

(Хлопок в ладоши, если берем гриб)

  1. Вот веселые ребята-

Тонконогие опята,

Притаились возле пня-

И кричат - ищи меня!

     2.    Разноцветные поганки

            Сами лезут на полянки,

            Нам не надо ни одной-

            Мы обходим стороной.

  1. Раз поганки здесь растут,

Значит белый тоже тут.

  1. Пучеглазый мухомор

Боком сел на косогор.

  1. А под елкой, а под елкой

Кто-то спрятался в иголках.

В темной шапке набекрень

Боровик укрылся в тень.

  1. А лисички и волнушки

Те подальше от опушки.

Водят яркий хоровод

Кто увидит- тот возьмет.

-Какое правило грибника нужно помнить?

Правило 3.  Не сбивай грибы, не бери незнакомые ягоды и грибы!

-Что в тени я вижу вдруг?

Мягок, а совсем не пух,

Зелен, но и не трава.

Мох- четвертый ярус храма.        

-Если мы  найдем на лишайники, то наш лес экологически чист.

Звучит  «Песенка о лете».

Физминутка.

Слышен свист и «никто не жужжит».

4.5 Обитатели леса.

- И правда, без кого не может существовать лес?    (Без животных)

-А оживит наш лес отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Зеленая страница».

                  Бродят в траве золотые букашки,

                  Вся голубая, как бирюза,

                  Села качаясь на венчик ромашки,

                Словно цветной самолет стрекоза.

                Вот темно-красная божья коровка

                Спинку свою, разделив пополам,

                  Вскинула крылья прозрачные ловко,

                  И полетела по важным делам.

                  Вот в одинаковых платьях, как сестры

                  Бабочки сели в траву отдыхать.

                  То закрываются книжечкой пестрой,

                  То  раскрываясь несутся опять.

-Приносят ли пользу насекомые?

-Каких насекомых называют санитарами леса?     (Муравьев)

- Почему так говорят?

                   Чернокожий карапуз

                   Не  по росту тянет груз.

-Почему муравейники нужно огораживать?

Правило 4.  Не разоряйте муравейник!  

Правило 5.  Не ловите насекомых!

(Звучит  «Песенка о лете»)

                  Могучий и прекрасный

                  Шумел и зеленел волшебный лес,

                  Не лес, а целый мир разнообразный

                  Наполненный видений и чудес.

-И вот по экологической тропе идет группа ребят.

-А мы понаблюдаем за их поведением.

     С веселой музыкой, громко подпевая, ребята шагали по лесу. Из куста выпорхнула птичка. Мальчики бросились наперегонки к кусту. Там было гнездо, в котором сидели маленькие птенцы. Они их подержали в руках и положили на место.

      Привал. Дети наломали веток, разожгли костер на траве у большого клена. После обеда банки, пакеты бросили в кусты, чтобы их не было видно, а сами, нарвав охапки душистых цветов, отправились домой.

      Им  очень понравилась прогулка.

-А вам, ребята, она понравилась?

-Какие правила поведения в природе вам хотелось бы еще назвать?

Правило 6.  Не шуми в лесу. Не лови животных!

Правило 7.  Не разоряй птичьих гнезд!

Правило 8.  Не засоряй окружающую среду!

Правило 9.  Не лови диких животных, не уноси их домой!

-Да, ребята, чужие ошибки лучше всегда видны. Но чтобы не допустить своих ошибок, давайте еще раз повторим правила поведения прежде, чем отправиться в тайные уголки леса наблюдать за его жизнью.

(Показываю запретные знаки на правила).

-Ну, а теперь смела в путь.

Физминутка.

V. Работа с природным материалом.

    5.1 Сообщение темы и целей.

     - А сейчас мы будем изготавливать поделки из природного материала.

    Дети делают поделки из природного материала, слушают голоса птиц.

    5.2 Самостоятельная работа учащихся.

    Учащиеся выполняют работу по выбору. Учитель осуществляет индивидуальный подход.

    5.3 Выставка работ учащихся.

    5.4 Гимнастика для глаз.

1. И.п. – сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3с. Поставить ладонь руки по середине линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3-5с. Опустить руку. Повторить упражнение 5-6 раз, меняя руки.

2. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Упражнение повторить 4 раза.

3. И.п. – сидя. Нарисовать взглядом, не поворачивая головы пуговицу круглой формы, квадратную, овальную, прямоугольную. Повторить упражнение  2-3 раза.  

VI. Словесная атака.

  -Как прелестен лес! А мы часто шагаем в спешке, не замечая этой красоты, не думая о жизни растений, животных.

-Ребята, на словесную атаку Лесовичок приглашает двух ребят.

(Вопросы задаю поочередно).

  1. Кто появляется в лесу первым?  (Летучие мыши или насекомые).
  2. Как жабы ловят пищу?     (Языком)
  3. Что делает медведь зимой?   (Спит)
  4. Какой особенностью отличается клест от других птиц?   (Выводит птенцов зимой)
  5. Перелетные птицы на юге вьют гнезда?    (Нет)
  6. Волк, лиса, рысь - хищники?     (Да)
  7. Самая маленькая птица наших лесов?  (Королек)
  8. Какого животного за хвост не поднимешь?    (Ящерица)
  9. Какая птица может двигаться по стволу  вниз и вверх  вниз головой?    (Поползень).
  10. Каких животных называют санитарами леса?      (Волк, муравей, дятел)

Победителю вручается медаль «Знаток леса».

- А кто из вас знает лесных жителей?

VII. Охрана леса.

- Итак, ребята, что же такое лес?

      Лес- это сообщество растений и животных, проживающих в определенном климате.

-Какую пользу приносит лес?

-Можем ли мы, дети, помочь сохранить лес?

          -сбор макулатуры;

          -правильное поведение в природе;

          -любовь к природе, наблюдательность;

          -знания нужно применять в жизни.

-А откуда мы узнаем о состоянии природы, о правилах поведения в природе?

(Из рассказов взрослых, их поступков, мультфильмов, энциклопедий, организаций по охране природы «Гринпис», Красной книги).

-Но к сожалению, встречаются в природе и трагедии - человеческая неосторожность, небдительность.

Так в 1996г. произошла на Украине Чернобыльская авария, где погибло много людей, защищая нас от радиации. До сих пор в близлежащих лесах нельзя собирать ягоды, грибы. Люди просто покинули свои дома и переселились.

-Сегодня мы зажжем свечи и почтим погибших минутой молчания.

VIII. Итог.

-Сегодня мы вывели правила, которые помогут нам сохранить этот храм природы. А значит нашу жизнь, на этой прекрасной планете!

(Беру глобус, ребенок читает стихотворение)

Есть одна планета- сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В росы смотрят удивленно

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

IX. Домашнее задание.

      Прочитать с.106-113. Подготовить сообщения об обитателях леса.

Литература.

  1. А.А. Плешаков « Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Москва, «Просвещение», 2010г.
  2. М.А. Бесова «Шутки, игры, песни соберут нас вместе». Ярославль, « Академия Холдинг», 2009г.
  3. К.Варли, Л.Майлз «Энциклопедия». Москва, «Росмен», 1994г.
  4. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина «1 000 загадок» Ярославль, « Академия развития», 2010г.
  5. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. Москва, «Махаон», 2008г.
  6. В. Постникова «Обо всем на свете». Москва, «Дрофа», 1995г.
  7. В. Волина «Занимательное Азбуковедение». Москва, «Просвещение», 1990г.
  8. С.В. Кульневич, Т.П. Лакацепина Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ростов –на- Дону, ТЦ «Учитель», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Строение тела человека"

В презентации  "Строение тела человека" учащиеся знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека....

Урок окружающего мира по теме: "Лес и человек"

Урок окружающего мира по теме: "Лес и человек"Урок окружающего мира по теме: "Лес и человек"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Лес и человек" 4 класс

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей,  проверку знаний и умений, работа над новой темой, гимнастику, проблемную ситуацию. закрепление, подведение итогов, выст...

Урок окружающего мира по теме «Береги природу, человек!» 1 класс.

: обобщить знания детей о живой и неживой природе; формировать представления о характере взаимодействия человека и природы; развивать умение детей работать в группах; воспитывать любовь к природе, бер...

Урок окружащего мира по теме: Как узнать человека? ( Школа 2100)

Урок окружающего мира по теме: "Как узнать человека", для 4 классов по программе Школа 2100.Урок выполнен в соотвестсвии с требованиям ФГОСа, а также использование интерактивной доски  и что явля...

Анализ урока окружающего мира на тему: «Воздух и его охрана».

Анализ урока окружающего мира на тему: "Воздух и его охрана"....