Урок окружающего мира "Потребители и разрушители экосистемы леса".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Белякова Марина Анатольевна

Урок открытия новых знаний. Знакомство учащихся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyakova_okr_mir_3kl.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет. Окружающий мир. (3 класс).

Тема. Потребители и разрушители экосистемы леса.

Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ).

Цели урока:

 1. Предметные: формировать целостную картину окружающего мира, через знакомство с потребителями и разрушителями экосистемы леса и их ролью в круговороте веществ экосистемы.

 2. Метапредметные:

 Познавательные:

 • развивать умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, разрабатывать план ее решения;

 • извлекать информацию из учебного текста, перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы и обобщения и представлять их в виде текста и иллюстрации.

 Регулятивные:

 • создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока; прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

• продолжить развивать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцами, представленными на слайдах презентации;

 • корректировать выполнение задания в соответствии с представленной инструкцией, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Коммуникативные:

 • развивать умение участвовать в диалоге, слушать и слышать своих партнеров в ходе групповой, парной и фронтальной работ;

 • формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, задавать вопросы и отвечать на поставленные, доказывать свою точку зрения.

 3. Личностные: через пример взаимосвязи всех жителей леса и результат их совместной деятельности, прививать детям общечеловеческие нравственные ценности, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

Задачи:

  • повторить, какие организмы составляют сообщество «лес»;
  • раскрыть взаимосвязи организмов, при которых лес будет устойчивой экосистемой;
  • научится приводить примеры организмов разных «профессий», цепей питания.

Оборудование:

  • интерактивная доска (мультимедийный проектор и ноутбук), проектор, презентация,  учебник,  раздаточный материал (рисунки, изображающие обитателей леса), карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, у вас хорошее настроение? Мне хочется, чтобы ваше настроение улучшилось. Давайте скажем друг другу комплименты. (Мы любим окружающий мир;  мы сегодня будем очень хорошо работать;  мы – дружные, внимательные, старательные; у нас всё получится).

-Как понимаете высказывание?

«В природе всё пребывает в полном единстве со всем остальным». (Высказывания детей) Слайд №1

- О каком единстве в природе идёт речь?

- Сегодня у нас урок открытия нового знания.  А какие два больших шага вы выполняете на уроке открытия нового знания? (Сначала определяем, что мы пока не знаем, а потом сами открываем новое.)

-А я, учитель, какую роль буду выполнять? (Вы будете выполнять роль помощника и дирижёра, помогать нам и давать задания).

- Молодцы! Я желаю вам удачи и верю, что у вас все получится. Постарайтесь извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний.

II.    Актуализация знаний и фиксация затруднения.

-Что такое экосистема?

-Какие экосистемы вы знаете?

-Расскажите о них. Чем каждая из них отличается от других?

-Что с ними происходит со временем? В чём причина их неустойчивости?

(Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители  не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото)

                           (между экосистемами вывешивается стрелочка)

(Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.)

(между экосистемами вывешивается стрелочка)

- Луг при определенных условиях может смениться другой экосистемой?

(Почва луга очень плодородна. Если почва влажная, то на месте травянистых зарослей могут появиться всходы кустов и деревьев. Они будут расти все выше и выше, затеняя травы. Так луг превращается в лес. Круговорот веществ в экосистеме луга не замкнут.)

(между экосистемами вывешивается стрелочка)

-Так  в чём сходство экосистем озера, болота и луга? (Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые.)

- О какой экосистеме мы говорили на прошлом уроке?

- Леса на нашей планете представлены разными видами. Опишите их. (Хвойные, лиственные, смешанные и другие). Слайд №2

- О каких организмах мы говорили на прошлом уроке? Как назвать их одним словом?  (О растениях).

- Какую роль растения играют в лесу?  (Лесные производители).

- Почему лес называют сложной экосистемой? (Лес – это экосистема из нескольких «этажей». Верхний «этаж» леса занимают деревья. Ниже идут кустарники, нижний «этаж» занимают травы).

- Почему мы не упомянули о животных? Может быть, они в лесу не так важны?

III.        Выявление причины затруднения

- Откройте учебники на с.62, прочитаем диалог Лены и Миши. Слайд №3

- Как вы думаете, права ли Лена?

- На какой вопрос мы должны будем ответить в течение урока? (Какова роль животных в экосистеме леса?)

- Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос урока.

- Рассмотрите рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему.

- Какова роль животных-потребителей? (Представляют различные цепи питания. Участвуют в круговороте веществ) Слайд №4

- Только ли в этом заключается их роль? (Затрудняются с ответом)

-  Хотите узнать ещё? (Да)

IV.        Построение проекта выхода из затруднения

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Ознакомиться с животными леса, их ролью в экосистеме леса).

- Ребята, я предлагаю вам составить план нашего сегодняшнего урока.

План (примерный)

1. Ознакомиться с животными леса, их «профессиями» в лесной экосистеме.

2. Приводить примеры организмов разных «профессий».

3. Уметь объяснять  значение круговорота веществ в природе. (Слайд №5)

- Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность)

V.        Реализация построенного проекта

- Ребята, где мы можем получить необходимую информацию и знания?   (Можно прочитать в  учебнике или энциклопедии,  посмотреть в интернете,  спросить  у  родителей или учителя,  посмотреть  в музее или подумать самим). (Слайд №6)

 - Что вы о них знаете о короедах? Почему эти жуки так названы? (Наверное, это животные, питающиеся корой).

- Что произойдёт с растением, если короед поселится на:

1) молодом, здоровом растении;

2) старом, больном растении.

(Учащиеся высказывают различные мнения). 

- Проверим наше предположение по учебнику, с.63. (Короеды ускоряют круговорот веществ в экосистеме).

На каждой породе дерева живут какие-нибудь короеды, и у всякого своя манера прогрызать ходы. Одни из короедов заселяют вершины деревьев и ветви, и живут под тонкой корой, другие выгрызают ходы в средней части ствола, третьи – в нижней части, под толстой корой, а есть и такие, что грызут в корнях.

Обычно жуки заселяют уже больные и ослабленные, старые деревья. Питаясь корой, они разрушают сухостой, мешающий расти молодым деревьям. И только уж сильно размножившись, нападают и на деревья здоровые. (Слайд №7)

- А может, они ещё выполняют какую-то роль? Давайте продолжим исследование (чтение текста до конца). (Животные регулируют круговорот веществ)

- Какой вывод можно сделать? (Животные экосистемы леса не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его). (Слайды №8 и №9)

- Какое это животное? (Учитель показывает рисунок дождевого червя) Какую роль он играет в экосистеме? (Выполняет роль разрушителя. Жизнедеятельность дождевых червей улучшает структуру почвы, повышает её плодородие.) Слайд № 10

- Кого из разрушителей вы ещё знаете? (Микроорганизмы, грибы) Слайд №11

- Прочитайте текст на с.64 учебника  и ответьте на вопрос: «В каких условиях живут разрушители?»  (Им необходимы питательные вещества, влага)

- Вы все бывали в лесу. А какие условия в нём? (В лесу влажно)

- Если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? (Разрушителей в экосистеме будет много, они справятся со своей работой. Круговорот веществ не будет нарушен)

- Что можно сказать об экосистеме леса? (Лес – устойчивая экосистема) Слайд №12

Физкультминутка.

Птица - не птица.

Веселая игра на внимание и знание птиц. 
Учитель читает стихи. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребёнка, что неправильно. Уточните: «А муха - это кто?»

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Мухи и стрижи... 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Аисты, вороны, 
Галки,
макароны.
Прилетели птицы: 
Голуби,
куницы,
лебеди, стрижи,
Чайки и
моржи.
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чибисы, чижи, 
Сойки и
ужи.

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Цапли, соловьи, 
Окуни и воробьи. 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Утки, гуси, совы, 
Ласточки,
коровы
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Бабочки, чижи, 
Аисты, кукушки, 
даже совы-сплюшки, 
лебеди, скворцы - 
Все вы молодцы! 

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней  речи

- На какой вопрос мы должны были ответить в течение урока? (Какова роль животных в экосистеме леса? Важны ли животные в экосистеме леса?) (Слайд №13)

- Как мы на него ответим? (Животные, являясь потребителями, не только участвуют в круговороте веществ в экосистеме леса, но и регулируют его) (Слайды №14, №15, №16)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Ребята, обратите внимание на план. Смогли мы ответить на все его пункты?

1. Работа в группах.

I группа. Выполнить задания №1 и №2 из рабочей тетради.

II группа. Выполнить задания №3 и №4 из рабочей тетради.

III группа. Задания из проверочной работы №7 (вариант 1).

 IV группа. Задания из проверочной работы №7 (вариант 2).

VIII. Включение в систему знаний

- Ответьте на вопросы учебника на с.64.

- Чем экосистема леса отличается от других систем?  При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой? (Если круговорот веществ будет замкнут.)  

- Человек может повлиять на жизнь в экосистеме? Как?  (Может нарушить полноценную жизнь леса). (Слайды №17, №18.)

IX.  Рефлексия деятельности на уроке

 - Что нового узнали?  Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

 -  Важны ли животные в экосистеме леса? Какую роль играют животные в лесной экосистеме?

 - Где пригодятся полученные знания?

 - Оцените свою роль на нашем уроке. Какую бы отметку вы себе поставили?

- Ребята, сегодня вы все замечательно справились с заданиями и узнали много нового.

Д. З. Чтение текста (с.62-64); по желанию - задание №5 (рабочая тетрадь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Прирожденные разрушители" 3 класс.

Презентация и конспект урока по курсу окружающий мир, 3 класс. Презентация выполнена в формате Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся знакомятся с природнымиразрушителями – грибами, их отл...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"

Окружающий мир3 класс Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» Цели урока:Обучающие1) Обеспечение активности учебного процесса2) Достижение максимального уровня ус...

Урок по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"

Цель данной разработки:  помочь учителям начальных классов в составлении уроков в начальных классах.  Урок служит для учащихся, активно и заинтересованно познающих мир, осознающих ценность т...

Урок окружающего мира, 3 класс. Тема «Потребители и разрушители экосистемы леса»

Данный материал будет полезен для учителей начальных классов.  На уроке учащиеся совместно с учителем составляют "Фишбоун", который заполняют по ходу урока. Работа организуется по текст...

Конспект урока "Путешествие по лесной тропе. Экосистема леса"

Данный урок призван закрепить знания учащихся о лесах умеренного пояса, их особенностях  и обитателях, показать отличия хвойных, смешанных и лиственных лесов, показать взаимную приспособленность ...

Урок окружающего мира (ОНЗ) в 3 классе по теме "Потребители и разрушители экосистемы леса".

На данном уроке учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы, раскрывают взаимосвязь организмов, при которой лес будет устойчивой экос...