Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему:
    Урок окружающего мира "Потребители и разрушители экосистемы леса".

    Белякова Марина Анатольевна

    Урок открытия новых знаний. Знакомство учащихся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл belyakova_okr_mir_3kl.docx25.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет. Окружающий мир. (3 класс).

    Тема. Потребители и разрушители экосистемы леса.

    Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ).

    Цели урока:

     1. Предметные: формировать целостную картину окружающего мира, через знакомство с потребителями и разрушителями экосистемы леса и их ролью в круговороте веществ экосистемы.

     2. Метапредметные:

     Познавательные:

     • развивать умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, разрабатывать план ее решения;

     • извлекать информацию из учебного текста, перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы и обобщения и представлять их в виде текста и иллюстрации.

     Регулятивные:

     • создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока; прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    • продолжить развивать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцами, представленными на слайдах презентации;

     • корректировать выполнение задания в соответствии с представленной инструкцией, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

     Коммуникативные:

     • развивать умение участвовать в диалоге, слушать и слышать своих партнеров в ходе групповой, парной и фронтальной работ;

     • формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, задавать вопросы и отвечать на поставленные, доказывать свою точку зрения.

     3. Личностные: через пример взаимосвязи всех жителей леса и результат их совместной деятельности, прививать детям общечеловеческие нравственные ценности, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

    Задачи:

    • повторить, какие организмы составляют сообщество «лес»;
    • раскрыть взаимосвязи организмов, при которых лес будет устойчивой экосистемой;
    • научится приводить примеры организмов разных «профессий», цепей питания.

    Оборудование:

    • интерактивная доска (мультимедийный проектор и ноутбук), проектор, презентация,  учебник,  раздаточный материал (рисунки, изображающие обитателей леса), карточки с заданиями.

    Ход урока.

    1. Мотивация к учебной деятельности

    - Ребята, у вас хорошее настроение? Мне хочется, чтобы ваше настроение улучшилось. Давайте скажем друг другу комплименты. (Мы любим окружающий мир;  мы сегодня будем очень хорошо работать;  мы – дружные, внимательные, старательные; у нас всё получится).

    -Как понимаете высказывание?

    «В природе всё пребывает в полном единстве со всем остальным». (Высказывания детей) Слайд №1

    - О каком единстве в природе идёт речь?

    - Сегодня у нас урок открытия нового знания.  А какие два больших шага вы выполняете на уроке открытия нового знания? (Сначала определяем, что мы пока не знаем, а потом сами открываем новое.)

    -А я, учитель, какую роль буду выполнять? (Вы будете выполнять роль помощника и дирижёра, помогать нам и давать задания).

    - Молодцы! Я желаю вам удачи и верю, что у вас все получится. Постарайтесь извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний.

    II.    Актуализация знаний и фиксация затруднения.

    -Что такое экосистема?

    -Какие экосистемы вы знаете?

    -Расскажите о них. Чем каждая из них отличается от других?

    -Что с ними происходит со временем? В чём причина их неустойчивости?

    (Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители  не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото)

                               (между экосистемами вывешивается стрелочка)

    (Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.)

    (между экосистемами вывешивается стрелочка)

    - Луг при определенных условиях может смениться другой экосистемой?

    (Почва луга очень плодородна. Если почва влажная, то на месте травянистых зарослей могут появиться всходы кустов и деревьев. Они будут расти все выше и выше, затеняя травы. Так луг превращается в лес. Круговорот веществ в экосистеме луга не замкнут.)

    (между экосистемами вывешивается стрелочка)

    -Так  в чём сходство экосистем озера, болота и луга? (Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые.)

    - О какой экосистеме мы говорили на прошлом уроке?

    - Леса на нашей планете представлены разными видами. Опишите их. (Хвойные, лиственные, смешанные и другие). Слайд №2

    - О каких организмах мы говорили на прошлом уроке? Как назвать их одним словом?  (О растениях).

    - Какую роль растения играют в лесу?  (Лесные производители).

    - Почему лес называют сложной экосистемой? (Лес – это экосистема из нескольких «этажей». Верхний «этаж» леса занимают деревья. Ниже идут кустарники, нижний «этаж» занимают травы).

    - Почему мы не упомянули о животных? Может быть, они в лесу не так важны?

    III.        Выявление причины затруднения

    - Откройте учебники на с.62, прочитаем диалог Лены и Миши. Слайд №3

    - Как вы думаете, права ли Лена?

    - На какой вопрос мы должны будем ответить в течение урока? (Какова роль животных в экосистеме леса?)

    - Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос урока.

    - Рассмотрите рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему.

    - Какова роль животных-потребителей? (Представляют различные цепи питания. Участвуют в круговороте веществ) Слайд №4

    - Только ли в этом заключается их роль? (Затрудняются с ответом)

    -  Хотите узнать ещё? (Да)

    IV.        Построение проекта выхода из затруднения

    - Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Ознакомиться с животными леса, их ролью в экосистеме леса).

    - Ребята, я предлагаю вам составить план нашего сегодняшнего урока.

    План (примерный)

    1. Ознакомиться с животными леса, их «профессиями» в лесной экосистеме.

    2. Приводить примеры организмов разных «профессий».

    3. Уметь объяснять  значение круговорота веществ в природе. (Слайд №5)

    - Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность)

    V.        Реализация построенного проекта

    - Ребята, где мы можем получить необходимую информацию и знания?   (Можно прочитать в  учебнике или энциклопедии,  посмотреть в интернете,  спросить  у  родителей или учителя,  посмотреть  в музее или подумать самим). (Слайд №6)

     - Что вы о них знаете о короедах? Почему эти жуки так названы? (Наверное, это животные, питающиеся корой).

    - Что произойдёт с растением, если короед поселится на:

    1) молодом, здоровом растении;

    2) старом, больном растении.

    (Учащиеся высказывают различные мнения). 

    - Проверим наше предположение по учебнику, с.63. (Короеды ускоряют круговорот веществ в экосистеме).

    На каждой породе дерева живут какие-нибудь короеды, и у всякого своя манера прогрызать ходы. Одни из короедов заселяют вершины деревьев и ветви, и живут под тонкой корой, другие выгрызают ходы в средней части ствола, третьи – в нижней части, под толстой корой, а есть и такие, что грызут в корнях.

    Обычно жуки заселяют уже больные и ослабленные, старые деревья. Питаясь корой, они разрушают сухостой, мешающий расти молодым деревьям. И только уж сильно размножившись, нападают и на деревья здоровые. (Слайд №7)

    - А может, они ещё выполняют какую-то роль? Давайте продолжим исследование (чтение текста до конца). (Животные регулируют круговорот веществ)

    - Какой вывод можно сделать? (Животные экосистемы леса не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его). (Слайды №8 и №9)

    - Какое это животное? (Учитель показывает рисунок дождевого червя) Какую роль он играет в экосистеме? (Выполняет роль разрушителя. Жизнедеятельность дождевых червей улучшает структуру почвы, повышает её плодородие.) Слайд № 10

    - Кого из разрушителей вы ещё знаете? (Микроорганизмы, грибы) Слайд №11

    - Прочитайте текст на с.64 учебника  и ответьте на вопрос: «В каких условиях живут разрушители?»  (Им необходимы питательные вещества, влага)

    - Вы все бывали в лесу. А какие условия в нём? (В лесу влажно)

    - Если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? (Разрушителей в экосистеме будет много, они справятся со своей работой. Круговорот веществ не будет нарушен)

    - Что можно сказать об экосистеме леса? (Лес – устойчивая экосистема) Слайд №12

    Физкультминутка.

    Птица - не птица.

    Веселая игра на внимание и знание птиц. 
    Учитель читает стихи. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребёнка, что неправильно. Уточните: «А муха - это кто?»

    Прилетели птицы: 
    Голуби, синицы, 
    Мухи и стрижи... 
    Прилетели птицы: 
    Голуби, синицы, 
    Аисты, вороны, 
    Галки,
    макароны.
    Прилетели птицы: 
    Голуби,
    куницы,
    лебеди, стрижи,
    Чайки и
    моржи.
    Прилетели птицы: 
    Голуби, синицы, 
    Чибисы, чижи, 
    Сойки и
    ужи.

    Прилетели птицы: 
    Голуби, синицы, 
    Цапли, соловьи, 
    Окуни и воробьи. 
    Прилетели птицы: 
    Голуби, синицы, 
    Утки, гуси, совы, 
    Ласточки,
    коровы
    Прилетели птицы: 
    Голуби, синицы, 
    Бабочки, чижи, 
    Аисты, кукушки, 
    даже совы-сплюшки, 
    лебеди, скворцы - 
    Все вы молодцы! 

    VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней  речи

    - На какой вопрос мы должны были ответить в течение урока? (Какова роль животных в экосистеме леса? Важны ли животные в экосистеме леса?) (Слайд №13)

    - Как мы на него ответим? (Животные, являясь потребителями, не только участвуют в круговороте веществ в экосистеме леса, но и регулируют его) (Слайды №14, №15, №16)

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

    - Ребята, обратите внимание на план. Смогли мы ответить на все его пункты?

    1. Работа в группах.

    I группа. Выполнить задания №1 и №2 из рабочей тетради.

    II группа. Выполнить задания №3 и №4 из рабочей тетради.

    III группа. Задания из проверочной работы №7 (вариант 1).

     IV группа. Задания из проверочной работы №7 (вариант 2).

    VIII. Включение в систему знаний

    - Ответьте на вопросы учебника на с.64.

    - Чем экосистема леса отличается от других систем?  При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой? (Если круговорот веществ будет замкнут.)  

    - Человек может повлиять на жизнь в экосистеме? Как?  (Может нарушить полноценную жизнь леса). (Слайды №17, №18.)

    IX.  Рефлексия деятельности на уроке

     - Что нового узнали?  Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

     -  Важны ли животные в экосистеме леса? Какую роль играют животные в лесной экосистеме?

     - Где пригодятся полученные знания?

     - Оцените свою роль на нашем уроке. Какую бы отметку вы себе поставили?

    - Ребята, сегодня вы все замечательно справились с заданиями и узнали много нового.

    Д. З. Чтение текста (с.62-64); по желанию - задание №5 (рабочая тетрадь).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Прирожденные разрушители" 3 класс.

    Презентация и конспект урока по курсу окружающий мир, 3 класс. Презентация выполнена в формате Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся знакомятся с природнымиразрушителями – грибами, их отл...

    Урок по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"

    Цель данной разработки:  помочь учителям начальных классов в составлении уроков в начальных классах.  Урок служит для учащихся, активно и заинтересованно познающих мир, осознающих ценность т...

    Урок окружающего мира "Природные разрушители"

    Главная задача урока –  самостоятельное открытие учащимися нового для них знания о грибах, их значения в природе и жизни человека, расширить знания о разнообразии грибов в окружающем мире....

    Разработка урока окружающего мира "Прирождённые разрушители" (3 класс)

    Урок окружающего мира построен с использованием технологии критического мышления....

    Урок окружающего мира, 3 класс. Тема «Потребители и разрушители экосистемы леса»

    Данный материал будет полезен для учителей начальных классов.  На уроке учащиеся совместно с учителем составляют "Фишбоун", который заполняют по ходу урока. Работа организуется по текст...

    Конспект урока "Путешествие по лесной тропе. Экосистема леса"

    Данный урок призван закрепить знания учащихся о лесах умеренного пояса, их особенностях  и обитателях, показать отличия хвойных, смешанных и лиственных лесов, показать взаимную приспособленность ...