Главные вкладки

    Конспект по математике. 2 класс УМК «Школа России». Урок-исследование «Четырехугольник».
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Воробьева Нина Вячеславовна

    Конспект по математике для учащихся 2 класса. УМК "Школа России".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_matematike.docx21.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект по математике. 2 класс УМК «Школа России».

    Урок-исследование «Четырехугольник».

    Цель урока: исследовать фигуру «четырехугольник», формировать представления о прямоугольнике и квадрате как о частном случае четырехугольника; научить сравнивать, выделять главное, выполнять чертежи в тетради, используя прямоугольный треугольник, добывать информацию в дополнительных источниках, решать задачи на нахождение периметра четырехугольника; развивать память, внимание, логическое мышление и умение рассуждать.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся работать с дополнительной литературой, распознавать прямоугольники и квадраты, соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами, выполнять чертеж четырехугольника, прямоугольника и квадрата по клеточкам и с помощью прямоугольного треугольника, выполнять задания творческого характера, работать в группах, контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

    Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

    Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

    Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    1. ОРГМОМЕНТ.

    СЛАЙД МАТЕМАТИКА.

    Математика – королева наук!

    Без нее не летят корабли,

    Без нее не поделишь ни акра земли,

    даже хлеба не купишь,

    рубля не сочтешь,

    Что почем не узнаешь,

    А узнав, не поймешь.

    - Ребята, а вам нравится узнавать что-то новое, совершать увлекательные путешествия и делать очень интересные открытия?

    - Да.

    - Сегодня мы с вами отправимся в исследовательскую экспедицию, а вы будете настоящими исследователями, которые что делают?

    - Совершают открытия.

    - Но чтобы наша экспедиция прошла успешно, мы должны как с вами работать?

    - Дружно.

    - Ребята, давайте обратимся к мудрым народным изречениям, которые станут сегодня нашими спутниками.

    Пословицы на доске написаны на ватмане. Они остаются весь урок

    Одна пчела не много меда натаскает.

    Вперед узнай, а потом рассуждай.

    - В нашу экспедицию оправляется 6 исследовательских групп.

    - Но сначала давайте разгадаем ребусы в качестве разминки.

    1. Актуализация знаний.

    Ребусы на доске.

    - Наш путь окажется непростой и нам необходимо уметь решать задачи.

    Логическая разминка

    1. В рюкзаке у Вовы 20 карманов. Мальчик уже заполнил 5 карманов. Сколько карманов еще осталось заполнить Вове?
    2. В путешествие собирались 14 девочек и 7 мальчиков. На место сбора уже пришли все мальчики и столько же девочек. Сколько девочек осталось дома?
    3. Во дворе прыгали 6 птичек. Прилетели еще 6 птички. Кот подкрался и схватил 1 птичку. Сколько птичек осталось во дворе?
    4. У Пети было 16 солдатиков. Он половину отдал Саше, а потом столько же – Сергею. Сколько солдатиков осталось у Пети?
    5. Батон разрезали на 6 кусков. Сколько сделали надрезов? (5)
    6. Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, которая могла уместить только одного человека. Оба без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали? (Они подошли к разным берегам реки).

    - Ну, что теперь в путь!!!

    Слайд. Звучит музыкальная заставка из кинофильма «Пираты Карибского моря».

    - И так мы в пути. Давайте узнаем жителей страны, куда мы сами отправляемся. А нам помогут в этом примеры.

    1. Самоопределение к деятельности.

    Слайд с примерами внизу ответы с буквами.

    Ф 20+5= (25)

    Г 57-50= (7)

    И 33+7= (40)

    Ы 93-6= (87)

    Р 75+9= (84)

    У 100-21= (79)

    Слайд с о словом ФИГУРЫ

    Ф, И, Г, У, Р, Ы.

    - А в какой стране живут фигуры? Как называется наука, изучающие фигуры?

    - Геометрия.

    Слайд ГЕОМЕТРИЯ

    Исследование.

    - У вас на столах находятся источники, которые помогут вам дать точное, определение слову «геометрия». Как только группа нашла определение и прочитала его, она смайликом показывает, что готова.

    Ребята находят определения из словарей Ожегова, Даля, учебника Геометрии и зачитывают.

    Слайд с КОРАБЛЕМ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ

    - Что мы видим на картинке?

    - А с точки зрения геометрии что здесь можно увидеть? (дети называют все геометрические объекты)

    - Какие изображены углы? (острый, тупой, прямой).

    - Как мы узнаем, прямой угол? (с помощью прямоугольника).

    - Какие существуют способы вычерчивания прямых углов? (по клеточке и с помощью прямоугольника).

    - Сегодня работу мы будем выполнять на листах, из которых и будет составлен наш исследовательский дневник, начертите известные вам углы и подпишите.

    Вычерчивание углов и указание.

    - В стране ГЕОМЕРТИЯ очень много фигур.

    Слайд С РАЗЛИЧНЫМИ ФИГУРАМИ.

    - Чем похожи все эти фигуры? (многоугольники) Обсудите это в группах.

    - Какая из фигур лишняя на этом слайде? (пятиугольник).

    - Сколько углов у остальных фигур? (4)

    - Как их можно назвать? (четырехугольники)

    Слайд ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК

    1. Работа по теме.

    Исследование

    - Посмотрите в ваших словарях, энциклопедиях, какое определение дается этой фигуре.

    Дети зачитывают.

    - _Давайте определим, какая тема нашей исследовательской экспедиции, о чем пойдет разговор на уроке?

    ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК.

    - Запишите в своих исследовательских работах ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК – это объект нашего исследования.

    - Начертите любой четырехугольник в ваших работах. Как это можно сделать?

    У учителя в руках четырехугольник.

    - Это четырехугольник – фокусник. Он может превращаться в любого своего родственника. Закройте глаза. Крибле-Крабле-Бумс! Учитель делает прямоугольник, загибая часть фигуры. Откройте глаза.

    - Кто узнал фигуру, назовите ее.

    Прямоугольник.

    Исследование. Найти в своих источниках определение ПРЯМОУГОЛЬНИКА

    Слайд с фигурами, выделение прямоугольников (лишние убрать)

    - Давайте посмотрим на слайд. Все ли фигуры являются прямоугольника? Почему? Какие из них лишние?

    - Давайте вместе определим признаки прямоугольника и его свойства.

    Слайд Прямоугольник его признаки и свойства.

    1. Сколько углов у прямоугольника?

    2. Какие они?

    3. Сколько сторон?

    4. Что можно о них сказать?

    Практическая работа

    - Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. Если твой товарищ не может самостоятельно выполнить работу. Помоги ему!

    - А что еще можно найти, зная две противоположные стороны прямоугольника? (Периметр)

    - А что такое периметр?

    - Найдите периметр данного прямоугольника?

    Решение задачи.

    - Ребята, знания, полученные нами о прямоугольнике, могут помочь решить очень много задач. Вот одна из них.

    Слайд. Решение задачи по чертежу.

    Папа решил сделать изгородь дачного участка. Ширина составляла 15метров, а длина на 20 метров длиннее. Сколько метров забора нужно установить папе, чтобы весь участок был огорожен?

    Используй схему участка и реши задачу.

    Ширина - 15м

    Длина - ? на 20 м б

    1. 15+20 =35 (м) - длина участка.
    2. 15+35+15+35=100 (м) - забора.

    Ответ: 100 м забора нужно установить папе, чтобы весь участок был огорожен.

    Работа в группах. Решение задачи.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    - Продолжаем наши превращения. Крибле-Крабле- Бум! (Дети закрывают глаза) Из прямоугольника, загибая часть фигуры, учитель делает КВАДРАТ.

    - Какая фигура получилась?

    Исследование .

    -Найдите в ваших источниках определение КВАДРАТА.

    - Давайте определим признаки квадрата.

    Слайд Свойства квадрата.

    - Сколько у него углов?

    - Что о них можно сказать?

    - Сколько сторон?

    - Какие они?

    Практическая работа. Работа в группах.

    - А теперь вы будете волшебниками, из своего прямоугольника, который вы начертили в своих работах, сделайте квадрат. Как это можно осуществить обсудите в группах и выполните работу. Если вы знаете, как это сделать, а ваш товарищ нет, помоги ему.

    Начертите и раскрасьте квадрат. Найдите его периметр.

    3. Исследование.

    - Исследуя свойства прямоугольника и квадрата назовите, ПОЧЕМУ ОНИ РОДСТВЕННИКИ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКУ, (работа в группах)

    1. Что общего между этими фигурами?

    2. Чем они отличаются?

    Слайд. СРАВНЕНИЕ ПРЯМОУГОЛЬНИКА И КВАДРАТА.

    Геометрическая разминка.

    - У вас на столах лежат различные геометрические фигуры, разложите их на группы.

    - Какие получились группы?

    - А по какому признаку еще можно разложить фигуры? (По цвету, по размеру)

    - Если по форме, то какая из них лишняя? (круг)

    - Почему?

    - Уберите круг, какая теперь фигура, по-вашему мнению, лишняя? (Четырехугольник)

    Практическая работа.

    - А сейчас построим для жителей страны ГЕМЕТРИИ дом, используя фигуры, которые перед вами. ( Дети на чистых листах приклеивают фигуры, создавая дома)

    Тест. Правильны ли мои утверждения. Работаем с смайликами (желтый, красный)

    1. У квадрата все стороны равны.
    2. У прямоугольника только 2 угла прямые.
    3. У прямоугольника противоположные стороны равны.
    4. У квадрата 4 стороны и 3 угла.
    5. Любой квадрат – это прямоугольник.
    6. Любой прямоугольник – это квадрат.
    7. Любой четырехугольник – это прямоугольник.
    8. Периметр четырехугольника – это сумма всех его сторон.

    - Отправляясь домой, из исследовательской экспедиции, давайте подведем итог.

    Слайд. Корабль . На фоне музыки рефлексия.

    Рефлексия

    - Чем был интересен сегодняшний урок?

    - Кому сегодня удалось сделать то, что раньше не получалось?

    - Какое задание для вас оказалось трудным?

    - О каком задании вы расскажите дома?

    На доске плакат.

    Итог

    - Какие фигуры мы с вами исследовали?

    - В какой стране он живут?

    - Какими источниками пользовались в нашей экспедиции?

    - Успешно ли, на ваш взгляд, была совершена экспедиция в страну Геометрия? Почему?

    Домашнее задание: начертить в своей работе дом, в котором вы хотели бы жить, используя все изученные геометрические фигуры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока математики по УМК "Школа России" ФГОС

    "Сложение и вычитание вида+1, -1" знакомство с новым материалом...

    Конспект урока 2 класс УМК "Школа России", предмет окружающий мир, тема "Про кошек и собак"

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему"Про кошек и собак"...

    Конспект урока математики по УМК «Школа России» ФГОС

    Тема урока: «Сложение и вычитание вида +1, -1»Цель урока: В ходе практической работы и наблюдений развивать умение прибавлять и вычитать число 1....

    Конспекты по математике по программе "Школа России"

    «Школа России» — наиболее известный и востребованный  в России комплект для начальной школы, который гарантирует достижение высоких результатов обучения.Основная цель программы заключается в ...

    Конспект урока математики по УМК «Школа России» ФГОС

    Цель урока: В ходе практической работы и наблюдений развивать умение прибавлять и вычитать число 1....

    Конспект урока математики "Квадрат" (УМК "Школа России", 2 класс)

    Цели деятельности учителя:формирование представления о квадрате, как частном случае прямоугольника;совершенствование  навыка решения текстовых задач;развитие  умения анализировать и обобщать...