урок по теме" Водоемы"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Гакаме Эльмира Арамбиевна

Урок  "Водоемы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodnye_bogatstva_urok.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   окружающего мира

по теме «Водные богатства».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края, красотой моря.

Задачи:

1. Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

2. Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края. 

Универсальные учебные действия:

- освоение личностного смысла учения.

Регулятивные:

- определение цели учебной деятельности с помощью учителя;

- определение плана выполнения заданий под руководством учителя.

- осознание качества и уровня усвоения знаний, оценка результатов работы;

- развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий (саморегуляция).

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- выбор оснований и критериев для сравнения и группировки объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные:

- сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи);

участие в диалоге; развитие умений слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, сигнальные карточки, парусники для рефлексии, лист оценки (я - другой ученик- учитель).

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая (физминутка, посадка во время работы).
  2. Технология проблемного обучения (при определении темы урока).
  3. Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление).

                          Ход урока.

  1. Организация   начала занятия. Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Эльмира Арамбиевна.

Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте все в образцовом порядке

Подарим улыбки,

Гостям, мне, друзьям

Свободно вздохнем

И, не волнуясь, урок наш начнем.

- Сегодня мы продолжим говорить об удивительном мире, который нас окружает.  С. Но о чем мы будем говорить, догадайтесь сами. У вас на партах лежат конверты с фотографиями. Их для вас передали мои ученики. Посмотрите и скажите , о чем же сегодня пойдет речь? ( не только о воде ,но и о водных богатствах)

ОСНОВНОЙ  ЭТАП.

1.Актуализация  знаний. Слайд 10

- Ребята,  сегодня мы совершим путешествие  на научно- исследовательском судне «Искатель»  и еще раз убедимся, что наша Родина прекрасна. А что мы  будем исследовать?

- Итак, ребята, что у них общего?  Назовите  одним словом? _ Слайд16

Вот я сейчас держу предмет, что это? (глобус). А еще как его можно назвать?

Разве это не удивительно. У меня в руках целая планета. Посмотрите, какая она красивая! Цветущая, разнообразная, такая планета единственная во Вселенной.

-Если мы посмотрим на глобус,  то увидим, что преобладает  голубой  цвет. Почему?  (ответы  детей).  (большую часть поверхности  земли занимает вода). Россия- великая  водная держава. По объему речного стока мы уступаем только Бразилии.

- Где она находится на планете?  ( в реках, озерах, морях, океанах и т.д.) Слайд 17

-Одним словом  она находится в водоемах.

Сегодня на уроке  нам предстоит  их  исследовать,  а также   разберем, почему  мы должны  охранять водоемы   нашей  планеты.  Итак, мы отправляемся в плавание. Полный вперед!  (музыка)

УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

- Какие же бывают водоемы? Слайд18

- На какие две группы  можно разделить  водоемы? ( искусственные- которые создал человек,  естественные – которые созданы природой). Слайд 22

- Какие же водоемы  относятся к искусственным?  (водохранилища, пруды, каналы.) Слайд 23

- Какие же водоемы относятся к естественным? (реки, моря, болота и т.д.)

- Как вы думаете, для чего создают искусственные водоемы?

1. Водохранилища для гидроэлектростанций. Слайд 19

2. Каналы для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошение полей.

3. Пруды для разведения  рыбы, для проведения  спортивных и оздоровительных  мероприятий.

- Назовите искусственные  водоемы  нашего края. (Краснодарское водохранилище). Слайд 20

ОСТАНОВКА «РЕЧНАЯ»  Слайд 21

Я предлагаю вам начать нашу работу по изучению рек. Какие могут быть вопросы?

-Где реки начинаются и заканчиваются?

- Куда они текут?

-Почему вода в реке не кончается?

-Что нам поможет ответить на эти вопросы?

- Как образуется река?

Открываем учебник, стр. 83. работаем в паре. Повторим правила работы в паре

Выполняем задание 1.

- Проверим вашу работу. Как называются части реки?

- Когда вы уже встречались с этими словами?

А теперь вы можете объяснить, что обозначают эти слова?

Рек на свете много,  и все они разные. С. Но почти каждая река начинается с родника, с ключа, который бьет из-под земли.  Мелкие ручейки  сливаются в речки. Из малых речек  образуются реки. Начало реки называют истоком. Место, где река  впадает  в другую реку, озеро или море, называют устьем. Углубление , по которому течет река- это русло. У реки  есть левый и правый  берега.  Исток, устье, русло, берега – части реки. В реку часто впадают  другие реки и ручьи- притоки.

Какие же реки России спрятались в наших ребусах.?

Самые крупные реки нашей страны- Волга, Слайд Обь, Слайд Лена, Слайд Енисей Слайд.  Ребусы . 

Территория Адыгеи богата реками, водопадами, озерами, прудами.

- Какие реки Адыгеи вы знаете?

Кубань – (Пшиз) – Слайд 27 самая многоводная  река Краснодарского края. По ней проходит северная граница Адыгеи. Свое начало Кубань берет с вершины Эльбруса и главного Кавказского хребта. Слайд 28

Главная река Адыгеи – Лаба. Слайд 30  На берегу Лабы расположены  город Лабинск, многие станицы и аулы: Воронежская, Мостовская, Псебай, Кошехабль, Егерухай.

Река Пшиш является левым притоком Кубани. Свое начало берет с Кавказских гор. Русло реки очень извилистое, течение медленное.

Достопримечательностью  республики являются водопады Слайд 31 – стремительно падающие  с высоты потоки  воды. Они образуются на горных реках:  Малая Лаба, Большая Лаба. В  хозяйственном отношении  эти водопады  пока не используются.

ОСТАНОВКА «ОЗЕРНАЯ». Слайд 33

И незаметно мы подплываем к озеру.

 _ Что  же такое озеро? Слайд 34 (читают дети)

Слайд 35- Похоже ли озеро на реку? Что общего?( вода пресная, берега поросли растениями, плавают рыбы, селятся птицы, служит местом отдыха.)

- Чем отличается? ( водоем округлой  или продолговатой формы, вода не течет, нет истока, устья, правого и левого берегов)

У озера нет истока и устья, нет течения.

Озеро – замкнутый в берегах большой водоем.  Озер в России свыше 2 млн.

- Самое глубокое озеро? (Байкал) Слайд 36

Одно из интереснейших озёр нашей страны - озеро Байкал. Это самое глубокое озеро в мире, в нём огромный запас пресной чистой воды. Озеро находится на юго-востоке нашей страны.В России множество больших и малых озер. Какое озеро из-за огромных  размеров  называют озером- морем и даже просто морем?  (Каспийское)

 Слайд 37

Вода в одних озера пресная , а в других соленая. Например, в Байкале – пресная, а в Каспийском море- соленая.  

-Назовите озера России.( Ладожское, Слайд 38 Онежское, Слайд 39 Балхаш- интересно тем, что в западной части  вода пресная, т.к. туда впадает река, а в восточной соленая. Туда не впадает река. Питание смешанное)

В нашей республике озера небольшие и неглубокие.

ФИЗМИНУТКА. Слайд 40

Вышли все на берег.

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Мы на пляже, солнце жжет.

Побежим скорее в речку,

Окунемся, поплывем,

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

ОСТАНОВКА «МОРСКАЯ». Слайд 41

Моря – большие водоемы с соленой водой. Слайд 42. Берега России омывают моря: Балтийское, Белое, Карское, Лаптевых, Чукотское, Охотское, Японское, Черное, Азовское.  Многие моря являются частью океана.

- Каково значение морей? Слайд 43 (моря дают человеку  продукты питания, лекарства,  водные дороги, место отдыха.)

0тгадайте загадку.  До какой остановки подплываем, догадайтесь.

Огромное пространство  соленой воды. (океан)

Следующая  остановка «Океан». Слайд 44

Океан – весь водный покров  Земли, окружающий материки и острова.

- Назовите океаны. (Тихий, Атлантический, Северный  Ледовитый, Индийский.) Слайд 45

Вынужденная остановка. Корабль сел на мель.. Слайд 46

- Что случилось?

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой-тонкой,

Обмелела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки, чтобы спасти ее, а узнать друг друга не могут.

СЦЕНКА.

Желтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу реки построили завод и провели две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную воду. Вот я и стала от сточных вод красная. А ты почему желтая, как лимон?

Желтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей принес с берега мутный поток.  Чего в нем только не было: и удобрения и отходы. Пожелтела наша заводь. А ты, почему такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз.  Банки, бревна, даже колеса. От такой натуги я краснела, и зеленела, и синела. Вот я и стала фиолетовой – еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.

Черная рыбка:  Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы.  Черная пленка покрыла воду,  стало нечем дышать, нечего есть. Погибаю от нефти.

Красная рыбка: Что же нам делать? Как дальше жить?

Черная рыбка:  А может, ребята помогут?

- Ребята, отчего река стала цветной?  

Работа по парам. Найдите источники загрязнения вод. Слайд

Раскрасьте красным то, что загрязняет воду:

Слайд 47 Что загрязняет воду?

  1. Сточные воды заводов
  2. Разлив нефти
  3. Мусор с кораблей

Слайд  48 - Как же сохранить чистой воду в реке?

- Чем каждый из вас может помочь реке?

1.Очиска  от мусора.

2. Восстановление родников.

( 2 ученика выходят к доске и составляют пословицы)

А вы знаете , что 22 марта отмечают Всемирный День Воды.

В нашей стране он проводится с 1995 года под девизом «Вода- это жизнь!»

-Что вы знаете о роли водоемов? (ответы детей)

Значение водоемов велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растение, ни животные. Слайд 49

Слайд  50. Какую  воду мы используем для питья?  На столе у меня 2 стакана воды. Какую бы взяли для питья? (ответы детей , почему).

  Трудно себе представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы  заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности  человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. Озеро Байкал, который содержит 1/3 мировых запасов пресной воды, в результате работы целлюлозно- бумажного  комбината ныне потеряло способность  самоочищаться.

Предлагаю решить экологическую задачу. Слайд 51

Из неисправного крана постоянно течет вода. Школьники  подсчитали,  что за 1 минуту вытекает 3 л воды –. А сколько чистой воды вытечет в канализацию за перемену в 10 минут?

(дети решают задачу)

Прошу сделать выводы.

- А всегда ли мы правильно себя ведем, находясь у водоема? Слайд

«Правила поведения у водоемов»

  1. Не бросай мусор в воду.
  2. Не оставляй мусор на берегу.
  3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

- Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться?  ( В водоемы не должны попадать  сточные воды, удобрения, ядохимикаты.)

И самое главное никогда не ныряйте в незнакомом месте!

С. При купании будьте осторожны. На дне могут оказаться разбитые бутылки, использованные консервные банки  и другие  предметы с острыми,  режущими краями.

ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ. Слайды

А сейчас  давайте закрепим  знания, полученные на сегодняшнем уроке . постарайтесь ответить на вопросы.

  1. Тесты по проверке изученного.   Слайд

  1. Игра «Пятый лишний».

Найдите в предложениях  спрятавшиеся  названия рек:

  1. Над этой рекой всегда синева.
  2. Эта река, поверь, глубока.
  3. Над этой рекой летит иволга.
  4. По этой реке не плавал Гвидон.

  1. Итог урока:

- Что нового узнали?  Представьте себя на месте реки, о чем бы вы попросили человека?

Ребята, оцените нашу работу на уроке, ваше настроение. Покажите сигнальные карточки. Д.З. стр 82- 85, пересказ.

Итак, наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, сегодняшний урок подарил вам минуты  радости от раскрытия и познания тайн природы.

Кто поплывет по волнам океана и наберется мудрости, ума? Если вам урок понравился прикрепите смайлик веселого моряка на борту .

 Капитан научно- исследовательского  судна «искатель»  передал вам экологические  календарики и буклеты,  попросил всегда защищать и  любить  родную природу. Будьте бережливыми к воде. Будьте мудрыми, как Природа, богатыми, как Земля, сильными и здоровыми ,как Вода.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ознакомления с окружающим миром, 4-й класс. Тема: "Водоемы Чувашского края"

Какие водоёмы есть на территории нашего района, как человек их охраняет....

Конспект урока на тему "Водоемы Астраханской области!

Урок проводится в 4 классе по предмету "Окружающий мир" по УМК "Школа России"....

Конспект урока на тему "Водоемы Астраханской области!

Урок по предмету "Окружающий мир" в 4 классе...

Открытый урок по окружающему миру 2 класса на тему: «Водоемы. Уникальные факты «голубой» стихии»

Урок объединяет в себе школьную информацию, которая должна быть выдана ученикам, а также информацию, которая выходит за пределы программы (эта информация познавательная и интересна ученикам)...

Конспект урока по теме: "Водоемы нашего края". 4 класс "Окружающий мир" по учебнику А.А. Плешакова

Урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, учебник А.А. ПлешаковаДанный урок разработан по теме: Водоемы нашего края" Цель урока: познакомить учащихся с водоемами, находящимися на территории Рам...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»"

Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать...

Урок по окружающему миру на тему: "Водоемы нашего края", 4 класс

Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю....