Зона степей
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Клыкова Наталья Сергеевна

Интегрированный урок окружающего мира и музыки проводят учитель начальных классов и учитель музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zona_stepey.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Зона степей.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление  о  природной  зоне степей.

Задачи урока:

-Познакомить с географическим положением зоны степей, особенностями климата, животным и растительным миром.

-Развивать умение работать с картой, дополнительной литературой .

-Воспитывать умение работать сообща.

-Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Оборудование: карта «Природные зоны России»;   мультимедийная установка; картинки с изображением животных ,степных растений, аудиозаписи песен , дополнительная литература. учебник  «Окружающий мир» В.Ф.Виноградова,

.                                  ХОД   УРОКА.

 1.Организационный момент. Этап  положительного самоопределения к учебной деятельности .

-Давайте настроимся на урок.

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

   -   Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим  настроением, с хорошими мыслями.  Вспомним правила совместной работы. Перечислите их. ( Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела.)

 2.   Актуализация знаний.    Цель: повторение изученного материала, необходимого для

 « открытия нового знания».

- По какому разделу мы сейчас работаем? ( Мы работаем по разделу «Природные зоны»).

-Какова будет цель нашего урока?

- Давайте вспомним, с  какими природными зонами мы познакомились?

- Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке? Начнем его с проверки домашнего задания. Тест «Природная зона лесов».

           Тест
1) Хвойный, труднопроходимый лес называется:  

    а) бор

    б) роща

    в) тайга

2) В каком лесу растут ель, сосна, пихта, лиственница:

    а) смешанном

    б) хвойном

    в) широколиственном

3) В лесной зоне не водится:

    а) белый медведь

    б) рысь

    в) бурундук

4) В лесной зоне не растёт: )

    а) берёза

    б) калина

    в) ковыль

5) В лесной зоне не встречается:

    а) глухарь

    б) кедровка

    в) белая куропатка

-Поднимите букву. Кто выполнил все верно? Молодцы! Остальным нужно быть внимательнее.

3.Подготовительный этап для восприятия нового материала.

У.м. Мы проводим необычный урок – окружающий мир – музыка. Необычность не в том, что вы познакомитесь с одной из природных зон. Природа наполнена звуками. Музыка поможет вам глубже понять красоту природы и насладится этой красотой.

-Посмотрите видеоролик и выскажите предположения о теме урока. В какую природную зону мы попадём?

«Ой, ты степь широкая»

Какая ширь здесь и приволье,

Куда ни глянь – полей раздолье,

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов,

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам,

Здесь суховеи любят петь,

А зовётся это….степь.

-Какова задача нашего урока?

4. Работа над новой темой

-Работать будем по плану изучения природной зоны.

     ПЛАН .

1.Местоположение природной зоны.

2. Климат.

3. Растения.

4. Животные.

5. Занятия населения.

6. Экологические проблемы.

Дети разбиты на 4 научные лаборатории: географы, биологи, зоологи,  социологи.

-Вспомним алгоритм работы в парах, группах.

                           Алгоритм работы в парах, группах.

  1. Прочитай текст.
  2. Выбери, отметь главные мысли.
  3. Обсуди в группе.
  4. Составь план ответа.

-Задача каждой группы обсудить и рассказать, о чём мы ещё не знаем. Как это сделать? Надо провести небольшое исследование. Давайте откроем учебники и прочитаем о зоне степей, выделим главное.

Работа в группах.

       Учитель предоставляет слово выбранному ученику из каждой группы. (Географы, ботаники, зоологи, социологи).    

        Класс слушает докладчика, добавляют своими ответами.

Лаборатория « географы» обозначила границы зоны,  рассказала о климате - вывод.

            Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго – западной границы России. По площади это небольшая зона. Большая ее часть расположена на Восточно – Европейской равнине и лишь небольшая её часть на Западно – Сибирской.

 В степи хорошо выражены все 4 времени года.

-Ваша задача запомнить, какие особенности каждого времени года в степи.

  Самое прекрасное время года в степи – это весна. Весна там короткая, снег тает быстро,   в почве скапливается много влаги.. Холодная погода быстро меняется на жаркую.. Вся степь оживает: всюду зелень, цветы. В это время года быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы. За месяц эти цветы успевают развиться, расцвести, дать семена и увянуть. Дожди сильные, ливневые. Температура до +20 градусов.

У.м. Давайте посмотрим на море цветущих тюльпанов.

Видеоролик.

 Давайте продолжим  это бескрайнее море. На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви.

Стих о тюльпане

(раздать по два тюльпана, выполнить движения с тюльпанами)

В мае, когда жарко, луковичных растений в степи уже не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения – типчак, ковыль, полынь.

              Вот как описывает весеннюю степь русский писатель А. Куприн.

  Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики.

  Лето в степи солнечное, жаркое, продолжительное и засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры – СУХОВЕИ– это сухой, горячий ветер, проходящий из пустыни. Иногда суховеи перерастают в пыльные бури.
Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Вода стекает в низины, не успевая просочиться в почву, и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях не растут деревья. Лето в степях более длинное, чем в лесной зоне. Средняя температура летом +22-24 градуса, в июле может подниматься до +40.

 С наступлением сухого и жаркого лета степь как бы выгорает. Цветение заканчивается. И остаются только те растения, которые хорошо переносят жаркое лето.

У.м. Природа – это мир звуков. Какими звуками наполнена степь, попробуйте догадаться.

Закройте глаза, расслабьтесь, представьте, что вы очутились в степи.

Релаксация.

Мухи-ливень-пение птиц-ветер-пчёлы-сверчки-кузнечики-табун лошадей.

   В степи обилие насекомых. Живут здесь различные бабочки, пчелы, шмели. Особенно здесь много кузнечиков. Дикая лошадь – символ степи.

Осень в степи теплая и сухая. Температура осенью достигает до + 15 градусов. Дожди бывают редко. Почва сухая.

Зима здесь довольно мягкая и непродолжительная. С частыми оттепелями, но холодная, с морозами до – 20 С. Снежный покров очень маленький. Часто дуют сильные ветры, а потому нередки метели.

Лаборатория «биологи» использовали в своем докладе слайды растений и полезные ископаемые (почва-чернозем). Попытались ответить на вопрос, как растения приспособились к степным условиям обитания.

1) Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица тс запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу.

2)  Совсем по-другому приспособились ковыль, типчак, полынь. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

-Спасибо за работу. Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают землю сплошным ковром. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо.

У.м. Русские чернозёмные степи, степной перегной даёт бурную силу растениям, поэтому воспевается даже в русских народных песнях. Давайте мы исполним  русскую хороводную песню «Земелюшка – чернозём».

Песня «Земелюшка – чернозём»

Летом можно увидеть растение перекати-поле.

-Как вы думаете, почему это растение  получило такое название?

Осенью стебель ломается у самого основания, и ветер гонит прозрачные шары. Так перекати-поле получили своё название и переносят свои семена на дальние расстояния.

Лаборатория «зоологи» проследили цепи питания данной зоны, рисунки животных. Как животные приспособились к условиям жизни в степи?

 Животный мир степей богат и своеобразен. Здесь живут травоядные животные, грызуны, насекомые, птицы. Животный мир степей отличается от животного мира леса. Животным приходится жить в условиях открытой местности и травяного покрова, поэтому среди них много хороших бегунов. Быстрый бег помогает им спастись от врагов и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и корма.

  По степи передвигаются стада сайгаков в поисках пастбищ. Этим животным приходится быстро бегать от главного своего врага – волка.  Вдали от селений живут зайцы и лисицы. В степи обитает ядовитая гадюка. Окрас у животных часто под цвет растительности.

  Весной в степь возвращаются к своим гнездовьям много птиц. Самая большая птица степей это дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами. Дрофа хорошо летает, но еще лучше бегает. Её называют степным великаном.  

   Прилетает сюда очень красивая птица – это журавль красавка. Привольно здесь живется розовому скворцу.

   Над бескрайними степными просторами высоко в небе парят орлы, зорко высматривая свою добычу.

  Высоко в воздухе, не видные глазу трепещут и звенят жаворонки.

У.м. Пётр Ильич Чайковский изобразил музыкой пение жаворонка. Давайте послушаем.

«Песня жаворонка» слушание.

У. м. Как вы думаете высоко или низко летает жаворонок? Почему Чайковский   назвал произведение «Песня» , а не чириканье, не полёт жаворонка?

Долгая звонкая трель как песня. Перед началом гнездования пение жаворонка достигает наибольшей силы. В мае пение слышится весь день и даже часть ночи, так что неизвестно даже, когда птица успевает перехватить корма или спать. Трепеща крылышками, с звенящими и свистовыми переливчатыми трелями поднимается певец в вышину и держится там почти на одном месте. Иногда он забирается так высоко, что маленькой точкой теряется в небе. В тех местах, где жаворонков много, от трелей невидимых певцов точно звенит и журчит само голубое небо.

-Ребята, степные птицы устраивают свои гнезда на земле. А почему, вы догадались?

  Привольно живется в степи грызунам. Здесь живут суслики, хомяки, сурки, полевые мыши. Здесь им достаточно корма .Они  делают норы, чтобы спрятаться от хищников.

У.м. на уроке музыки мы с вами слушали и исполняли музыкальное произведение «Сурок» композитора Людвига Ван Бетховена. О дружбе бедного музыканта и пушистого зверька сурка. Сурки легко приручаются, очень преданы своим хозяевам, встечают свистом восход солнца, иногда храпят. В городе Ангарске установлен памятник сурку.

А мы исполним песню «Сурок»

«Сурок»  исполнение.

Лаборатория « социологи» попытались  доказать, почему земледелие – это главное занятие данной зоны. Почему нужно сберечь сохранившиеся участки степи?

      Многим растениям и животным грозит исчезновение. Почему же они оказались в опасности? Главная причина в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Основное занятие населения- земледелие. Еще одна причина на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.

  Еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
-Спасибо вам. Вы познакомили нас с проблемами, возникшие в степи по вине человека, и предложили их пути решения.

Учитель обобщает знания детей  и  ставит проблему.

   - Давайте подумаем, есть ли причины, которые отрицательно  влияют на природу в степи ?

     (На доске таблица, которую заполняет учитель после ответов детей).

  • Вырубка лесных полос.

- Какие следствия?

  • Ветры суховеи. (Ветер будет выдувать верхний, плодородный слой  почвы,  пыльные бури).
  • Неправильная распашка почвы. ( Разрушение плодородного состава почвы, рост оврагов).
  • Смыв почвы водными потоками.

Очень важная задача- сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и животным миром. 

У.м. Черноземные степи простираются непрерывной широкой полосой от Карпат до Алтая и Тарбагатая. К северу они доходят до города Тулы, затем граница идет по рекам Каме и Белой, спускается к югу вдоль Уральского хребта до 52° северной широты и вновь поднимается до Ирбита, Ишима, Омска и Колывани. К югу в пределах Европейской России степи доходят до Кавказских гор. Это огромная территория России. Давайте мы исполним песню «Моя Россия».

« Моя Россия» исполнение.

5.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Почему надо сберечь сохранившиеся участки степи?».

6.Рефлексия деятельности (итог урока).

 Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

          - Какую ставили цель на уроке?  (Познакомиться с зоной степей.)

          - Какую ставили задачу? Где можно применить  новые знания? Какой вид работы понравился? На какие вопросы мы смогли ответить?

(Мы смогли ответить на следующие вопросы:

-Как приспособились растения к жизни в степи? (травянистые растения, корни-луковицы, длинные корни, узкие листья)

-Как приспособились к жизни в степи животные? (некрупные животные, защитная окраска)

-Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство))

7.Подведение итогов

Выставление оценок.

8.Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.

Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно  работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...

Природная зона нашей страны: зона степей

Конспект   урока  в  4  классе    "Природные   зоны   нашей  страны: зона   степей" ( УМК  "Школа   России")...

3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...

Зона степей. Степь и человек.

Зона степей. Степь и человек....

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь

Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....