окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Лебединец Елена Сергеевна

конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayuschy_mir_estestvoznanie_2.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока(деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

Организационный

1 м.

- Здравствуйте,ребята,присаживайтесь. Меня зовут Елена Сергеева и сегодняшний урок проведу у вас я.

Тихонечко садитесь.

Ученики эмоционально настраиваются на работу.

Включение детей в деятельность.

Мотивационный

3мин.

Вот могучий красавец дуб, белоствольная береза, осина, сосна и ель растут вперемешку. Их ветви образуют густой навес, а – ниже растут кусты малины, шиповника. Ниже растут травы и цветы. (лес)

В этом сообществе обитают медведи, лоси, белки, кукушки, сороки, змеи и разные насекомые.( лес)

Это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Они приспособились к жизни в местах вдоль больших и малых рек. (луг)

Очень разнообразен мир насекомых. Цветы облюбовали пчёлы, шмели, мухи, муравьи, стрекочут кузнечики. Встречаются жабы, ящерицы. Здесь селятся птицы- трясогузки, перепела, коростели и другие. (луг)

Давайте вспомним, что мы называем лугом? Лесом?

Что такое природное сообщество? (стр. 49) (природное сообщество-это растения,животные, грибы, бактерии, которые не могут существовать независимо друг от друга, они приносят пользу друг другу)

Внимательно слушают.

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы. Луг и лес –природные сообщества..

Формулировка цели урока.

5 м

Отгадаем ребус, чтобы узнать об еще одном компоненте природного сообщества.(на слайде)

(загадка, отгадка которой тема урока «поле»)

Ответьте, какова цель урока? (цель на слайде)

Отгадывают загадку, ставят цель на урока

Формулировать собственное мнение.

Изучение нового материала

Словесный: ответы на вопросы.

Практический:

Создание проекта

15мин

Посмотрите внимательно на слайд, что вы видите? (лес,поле,луг) подумайте что лишнее?(лес) Чем поле отличается от луга? Чтобы найти ответ на этот вопрос, откройте учебник на странице 55 и прочитайте первые 4 абзаца.
(
Поле- это природное сообщество, искусственно создано человеком для культурных растений.)

Какие культуры люди выращивают на полях? (зерновые, овощные,кормовые, масленичные, прядильные)

Теперь давайте выполним работу в парах, на партах вы видите карточки. Ваша задача вписать название культуры в нужным столбик, используя учебник и свои знания.

(работа в парах, проверка)

Давайте же проверим. Зерновые- рожь,пшеница, овес, ячмень,просо, кукуруза, гречиха.

Овощные- капуста,свёкла, картофель, горох, морковь.

Кормовые- люцерна,люпин

Масленичные- подсолнух,мак

Прядильные- лен, хлопок.
Перечислите культурные растения, которые вы видели на поле?
(
овёс, горох, пшеница. )
Почему эти растения называют культурными?
(
 Их выращивает человек)
вы были на поле и что же вы видели ещё?
(
Там встречаются и другие растения- сорняки.)

Как вы думаете что означает это слово? От какого слова она произошло? (сор, наносят вред культурным растениям)
Чем отличаются сорняки от культурных растений?
Вывод : У сорняков развита корневая система. Их сильные корни забирают у культурных растений воду и питательные минеральные вещества. А листья загораживают всходы культурных растений от солнечного света.
Будет ли хорошим урожай, где на поле растут сорняки? Как можно избавиться от сорняков?
(
Урожай плохой.Люди делают прополку.)
Сейчас мы с вами будем заселять поле. Для каждого ряда я даю конверт, где лежат рисунки культурных растений и сорняков. Ваша задача засеять поле так, чтобы мы могли определить его вид ну и конечно же чтоб урожай был хороший. После этого каждый ряд расскажет о своем поле, что посадили, почему вы так решили и чего вы решили не садить. Работать в команде должны все! С 1 рядом буду работать я, со 2 рядом Елена Юрьевна и с 3 рядом поработает Анастасия Андреевна.

Отвечают на поставленные вопросы,рассуждают.

Работа в парах, проверка

Выполняют творческое задание, в группах по рядам.

Разбираются в ситуации, пытаются «выдвинуть» свои предположения

Умение работать в парах, высказывать свое мнение

Работа в группах, по рядам.

Физ.минутка.

Если будет время

Практическая работа.

10мин.

(раздать тесты ученикам, дать время на подготовку 2 минуты)

Посмотрите на поле. Чем оно необычно? Может кого-то не хватает?
(На поле нет животных.)
На полях много растений, значит и много пищи для животных. Поэтому на полях много разнообразных животных. 

Сейчас мы послушаем, что нам приготовили участники групп про животный мир. Но вы внимательно слушайте и запоминайте какие животные наносят вред, а какие пользу.
Рассказывают о животных

1 ученик

Растениям поля наносят вред различные насекомые. На капусте нетрудно отыскать зеленоватую гусеницу бабочки капустной белянки. Гусеница поедает листья капусты и намного снижает урожай этого растения. Урожай картофеля сильно снижает колорадский жук. Он питается листьями этого растения. Колорадские жуки настолько прожорливы, что могут ничего не оставить от куста картофеля. От таких растений урожая ждать не приходится. Есть насекомые, которые вредят хлебным и овощным растениям.

2 ученик

Но не все насекомые приносят вред растениям. Среди насекомых есть много полезных, которые помогают нам сохранить урожай. На полях не трудно отыскать жужелицу. Хорошо знакома тебе и божья коровка. Эти жуки жуки очень прожорливы. Поедая большое количество вредных насекомых, они оказывают человеку помощь в выращивании урожая.

3 ученик

Растениям поля сильно вредят слизни. Бороться с ними помогают человеку жабы, питающиеся слизнями. На полях находят корм совы, канюки.

4 ученик

Здесь вьют гнёзда жаворонки. Немало посвящено музыки, стихов, прозы этой небольшой птичке, её переливчатой песне. Птицы, поедая опасных для культурных растений насекомых, мелких зверьков, приносят большую пользу человеку.
Живут на полях мелкие зверьки: мыши, суслики. Эти животные питаются зерном и запасают зерно на зиму.

Сейчас вы прослушали сообщения о животных поля, посмотрели на рисунки этих животных. Среди них есть полезные и вредные. Но они все необходимы полю.

Слушают задание, воспринимают информацию. Готовятся к работе.

Ищут информацию нужную, «перерабатывают» её,самое важное и интересное на взгляд учеников, записывают. Выходят к доске и рассказывают.

Предполагают.

Умение работать с текстом, находить нужную информацию.

Повторение изученного.

5м.

Посмотрите на поле и подумайте, что произойдет с полем если:

1)на поле будет много осота, васильков, лебеды….(Плохой урожай, потому что много сорняков.)
2) Поле картофеля заселено колорадским жуком…
3)
 На поле пшеницы было нашествие кротов…..
(
Плохой урожай. Жуки съедают листья у картофеля, а кроты грызут клубни.)
ну а теперь вы вновь поработаете в парах, на слайде вы видите схему. Вам нужно составить как можно больше цепей питания, используя информацию из учебника (стр 57-58)
растение----растительноядное животное----хищники(насекомоядные)                (клевер- клеверный долгоносик- жаворонок; рожь- жук кузька – серая куропатка; картофель- колорадский жук- серая куропатка; капуста- капустная белянка-грач)

Рассуждают, анализируют ситуации

Анализируют ситуации. Умение сформировать свое мнение,мысль.

Итог урока.

3 мин

Что такое поле?
(
Поле- природное сообщество, созданное человеком.)
Чем поле отличается от луга?
(
На поле растения садит человек, а на лугу они произрастают сами.)

Давайте посмотрим на наше поле. Понравилось ли оно вам и чем?
(
 Да, на поле много животных и растений.Оно красивое.)

-Вспоминают, что было на уроке. Отвечают.

Повторение изученного.

Рефлексия.

3 мин

Вы сегодня хорошо поработали. А теперь посмотрите, перед вами на парте лежит жетон, на нем изображена лестница из 3 ступенек. Ваша задача- оценить себя: если вы все уяснили и вам понравился урок- ставите галочку на 1 ступеньке, если вам не было так интересно на уроке, вы не успевали что-то делать ,то ставите галочку на 2 ступеньке, а если на уроке совсем было скучно- на 3 ступеньке.

Выполняют задание учителя.

Самооценка.

Д/З

Стр 55-58 пересказ

Составить кроссворд 5-7 слов. 1 вариант полевые растения. 2 вариант полевые животные

Записывают в дневниках Д.З.

зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

Зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

Зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные


зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

Зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

Зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

Зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

Зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

Зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

Зерновые

овощные

кормовые

масленичные

прядильные

1 ученик

Растениям поля наносят вред различные насекомые. На капусте нетрудно отыскать зеленоватую гусеницу бабочки капустной белянки. Гусеница поедает листья капусты и намного снижает урожай этого растения. Урожай картофеля сильно снижает колорадский жук. Он питается листьями этого растения. Колорадские жуки настолько прожорливы, что могут ничего не оставить от куста картофеля. От таких растений урожая ждать не приходится. Есть насекомые, которые вредят хлебным и овощным растениям.

2 ученик

Но не все насекомые приносят вред растениям. Среди насекомых есть много полезных, которые помогают нам сохранить урожай. На полях не трудно отыскать жужелицу. Хорошо знакома тебе и божья коровка. Эти жуки жуки очень прожорливы. Поедая большое количество вредных насекомых, они оказывают человеку помощь в выращивании урожая.

3 ученик

Растениям поля сильно вредят слизни. Бороться с ними помогают человеку жабы, питающиеся слизнями. На полях находят корм совы, канюки.

4 ученик

Здесь вьют гнёзда жаворонки. Немало посвящено музыки, стихов, прозы этой небольшой птичке, её переливчатой песне. Птицы, поедая опасных для культурных растений насекомых, мелких зверьков, приносят большую пользу человеку.
Живут на полях мелкие зверьки: мыши, суслики. Эти животные питаются зерном и запасают зерно на зиму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...