Главные вкладки

    "Содержание работы с рубрикой «Картинная галерея» на уроках окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века»
    статья по окружающему миру (2, 3, 4 класс) на тему

    Путря Людмила Валентиновна

    В статье делюсь опытом работы с рубрикой " Картинная галерея" на уроках окружающего мира во 2-4 классах  по УМК " Начальная школа XXI века". Рассказываю не только  о приемах  работы , но и добавляю интересные сведения о картинах и художниках. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soderzhanie_raboty_s_rubrikoy.docx298.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание работы  с рубрикой «Картинная галерея»  

    на уроках окружающего мира  по УМК «Начальная школа  XXI века»

    Рубрика « Картинная галерея» вводится в учебник « Окружающий мир» со 2 класса.

    В начальной школе  эмоциональный вид деятельности – это работа с картинами  или просто иллюстративным материалом. Ведь именно  он облегчает познание сложных обществоведческих  понятий, помогает наглядно представить изучаемые объекты, события, личностей.  

    Результатом этой деятельности является также умение эстетически воспринимать явления природы и общественной жизни. Все люди по-разному воспринимают эти явления.

             Возьмите  в руку  стакан  простой воды и попросите  детей рассказать , что они знают  о воде. Дети немало расскажут. А потом  откройте  рубрику  «Картинная  галерея». Перед ними Айвазовский «Девятый вал» . Предложите детям внимательно всмотреться в  репродукцию и спросите  теперь, что такое вода.  И они вам скажут , что  вода -  это стихия, сила, мощь! Этот вывод  они сделали, только встретившись с картиной.

    Мы знаем, что в процессе обучения младшие школьники получают научные сведения об объектах окружающего мира, т.е. узнают точку зрения ученых. Но дети должны знать , этого я добиваюсь , работая с « Картинной галереей», что есть и другое восприятие природы, вещей и людей. Так, одно и то же явление природы  ученый, поэт, художник, композитор видят по-своему. Выстраивая работу с рубрикой «Картинная галерея», понимая  важность  установить взаимосвязь разных способов познания мира, я вижу свою задачу  и в том, чтобы  подвести детей к пониманию того, что люди смотрят на мир «разными глазами» и изучают его по-разному. Есть взгляд ученого, для которого особенно важны проверенные факты. Он открывает законы существования объектов действительности с помощью научных методов (опыт, эксперимент, наблюдение). Есть взгляд поэта, писателя, художника, который фиксирует другие стороны окружающего мира, в результате чего рождаются эмоциональные впечатления, раскрываются эстетические и художественные достоинства объекта. Ведь каждый мастер — художник особенный, неповторимый. И видит по-своему и по-своему передаёт увиденное. Всё, что он пережил и почувствовал,— вкладывает в своё произведение.

    Таким образом,   любой объект окружающего мира может вызвать переживания, всколыхнуть чувства, если посмотреть на него с разных точек зрения. Дети получают возможность одни и те же  явления изучать научно и  на художественных образах. Рубрика «Картинная галерея» формирует у школьников умение эмоционально воспринимать окружающую действительность, оценивать свои впечатления, давать им характеристику

    Как непосредственно я это делаю на уроках

    Возвращаясь к картине « Девятый вал», детей  и нас  восхищает, как необъятно величие разбушевавшейся морской стихии! Как велика и несокрушима  сила воды!  Грозная стихия невероятной мощи готова смести все на своем пути! Это тоже окружающий нас мир. Это единство системы  «природа и человек в ней». Художник тоже это отметил, изобразив упорно  борющихся со стихией людей. Пусть неистовствует океан, пусть еще грозно вздымаются гигантские волны, но воля, мужество, вера человека  могут оказаться сильнее стихии.

    А теперь посмотрите  на репродукцию  картины Левитана И.И. «Тихая обитель», где вода - это покой, зеркальная чистота и красота.

            Рассматривание произведений живописи, описание их, составление

    повествовательных рассказов, рассказов-этюдов, беседа  по картинам помогает детям понять эмоциональные связи человека с окружающим миром, развивает стремление передать свои чувства после общения с ним в творческой продуктивной деятельности.  Уроки с подборками репродукций картин  выступают как сопровождение объяснения учителя и обучающихся.

    Разнообразные   творческие  задания,  которые строятся на основе восприятия произведений живописи из рубрики « Картинная галерея» можно использовать учителю в процессе работы. . Открывается эта рубрика темой

    Тема  Все мы – люди….    

    и портретом П.М. Третьякова

    С научной точки зрения  дети узнают, что люди отличаются друг от друга цветом глаз, формой носа и т.д. Перед детьми портрет. Как сделать так, чтобы дети внимательно вглядывались в человека, изображенного на картине.

    Прием  «Верные – неверные утверждения»

    Что вы можете  сказать о человеке   на картине?  А о состоянии его души?

    Вы верите в то, что этот человек  умеет внимательно  вглядываться в живописные полотна?

    Что предпочитает этот человек: публичную жизнь, обсуждения, споры или внутреннюю сосредоточенность, созерцания и размышления наедине с собой?

    Вы верите в то, что этот человек любит уединение?

    Куда устремлен взгляд Третьякова: на зрителя, на одну из своих картин, вглубь самого себя?

    Рассмотрите внимательно руки  Павла Третьякова. Эти пальцы можно назвать длинными, тонкими, нервными, чувствительными?

    В этой руке есть грация, благородство? Она могла бы принадлежать человеку, занимающемуся физическим трудом или  пианисту?

    Этот  жест рук говорит о сдержанности  натуры или об эмоциональности?

    Если бы вы не знали, кто это, вы бы поняли, что это знаменитый человек, имеющий отношение к искусству?

    Вы верите, что именно этот человек  потратил всю свою сознательную жизнь на  создание одной из самых лучших коллекций  живописи в мире и на то, чтобы сделать ее достоянием  своего Отечества?

    Вызывает ли у вас чувство гордости то, что этот человек ваш соотечественник?

    Портрет Третьякова сопоставляется с портретом мальчика, кисти Венецианова

    «Захарка . Вопросы  в учебнике  заставляют детей задумываться, вглядываясь в лица на портретах.

    Прием  «чувственного» сопоставления

    Из двух  пейзажей на темы «Золотая осень» и  « Зима» обучающимся необходимо выбрать один, соответствующий музыке пьесы «Осень » Г. Свиридова .

    Из двух  картин на темы «Ранняя весна » и «Зимний лес » необходимо выбрать ту, которая соответствует музыке пьесы «Весна. Вальс »

    Г.Свиридова .

    Музыку Г.Свиридова выбрала не случайно, ведь этот наш земляк.

    И.М. Левитан   Вечерний звон и песня Вечерний звон . Как художник  и  композитор выразили свою любовь к Родине ?

    Мыслительное   экспериментирование. Это  один из важнейших методологических атрибутов  кейс-метода. Образовательное и воспитывающее значение мысленного эксперимента заключается в том, что он учит видеть причинно-следственные связи, пути развертывания будущего. Происходит не простое рассматривание картин, а осмысленное восприятие , понимание детьми не только внешней красоты , но и закономерностей : сохраним красоту- получим чистый воздух- здоровье- гармонию….

    Задание  ( 2 класс ) Тема      Лес и его обитатели .

    - Представьте себе, что у нас открылась туристическая фирма. Нам заказали рекламный проспект о замечательных возможностях активного отдыха в нашей стране.  Подумайте, о чем можно рассказать, используя репродукции картин из учебника . На что сделать акцент? Работа с репродукциями

    Шишкина  И.И. «Сосны, освещенные солнцем» и  А.И. Куинджи «Березовая роща».

    Это же задание можно углубить в 3 классе, изучая тему  «Где ты живёшь»

    Обучающимся  в группах раздаются  альбомы из серии « Великие русские живописцы». ( АЛЬБОМОВ В КЛАССЕ 11 ).Группа подбирает репродукции для рекламы и представляет их.

    Подбери  репродукции  по темам :

             Репродукции   картин художников-классиков подобраны  по трем темам: «Родная природа - радость, любовь, вдохновение», «Русь, Россия - Родина моя», «Жизнь людей нашей страны в разные эпохи». Используются мною  в качестве иллюстративного материала, расширяющего представления детей о природных и социальных  явлениях, об истории материальной культуры, быта, обычаев россиян.

    Тема -Тайга . Сибирь.

    Найди подтверждение тому, что  иллюстрация как демонстрация  личности используется при описании , где уделяется внимание особенностям человека.

    Василий Суриков   «Сибирская красавица»

    Рассмотри портреты сибирских девушек .

    Попробуй объяснить как художник показал  сибирскую красоту .

     Объясни значение словосочетания « сибирское здоровье»

    Их одежда старинная или современная ?

    Как вы думаете, пользовались ли девушки косметикой ?

    Рассмотри внимательно черты лица девушек?

    «Соболиные брови», это какие ?

    Сделай выводы?

    Почему у девушек нет украшений?

    Тема   Образование – часть культуры общества .

    Метод « Исторический коврик»

    Расположи картины в хронологической последовательности :

    Б.М. Кустодиев,  Владимиров И. А. Морозов А.И. "Сельская бесплатная школа", Н. П. Богданов-Бельский «Устный счёт»,Решетников Ф.П. «Опять двойка», Т. Максименко «Выпуск стенгазеты».

    Одновременно происходит «путешествие» по картине и во времени .

    Замечательный метод  « Исторический ковёр»  ( или коврик , как ранее применяли ) можно использовать не только на уроках истории , но и при изучении темы  «Наша Родина», так как она представлена  серией картин Васнецова  : «Как Москва строилась» ; «Основание Москвы» ; «Московский Кремль при Иване Калите» ; «Московский Кремль при Дмитрии Донском»;

    «Торг в Новгороде»  и картиной  Рериха  «Город строят» .

    Задачи изучения  темы  «Золотой век  русской культуры»  не просто познакомиться с «золотым фондом» России, но и знать в лицо представителей «золотого фонда».  Метод называется

    Подпиши визитную карточку

     (  портретная галерея  представлена в учебнике : А.С. Пушкин, В.А. Жуковский , Н.А.Некрасов , Л.Н. Толстой и др .)

    Игровой момент . Карточки подписаны . Представьте , что вы проводите встречу художников  пейзажистов и портретистов .

    Раздели  художников   на две группы: ( портреты из учебника)

    Исаак Ильич  Левитан, Иван Иванович Шишкин,Илья   Ефимович Репин ,                    Суриков Василий Иванович , Васнецов Виктор Михайлович ,Куинджи Архип  Иванович ,Иван Николаевич Крамской ,Алексей Кондратьевич Саврасов

        Если внимательно «входить в картину» , можно узнать интересные сведения из нее.

    Важные сведения  из картины

    - Какие важные достижения, выводы отметишь и сделаешь ты , вглядываясь в картину?

    Васнецов Аполлинарий  Михайлович  «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке» или  Б.М. Кустодиева:  «Праздник  на Неве». 1923 г., «Ярмарка» , «Масленица» , «Троицын день», «Торг в Новгороде «  ) А.А. Дейнека  «Никитка – первый русский летун  ( 1940 г.

    Составление синквейна .Тема   Лес

    Синквейн на основе картин :И.И. Шишкин  «Корабельная роща»,                                                                                            А.И. Куинджи  «Берёзовая роща»,  В.Д. Поленов «Золотая осень «.

    Синквейн           Дети  

    Репин И. Е. «Стрекоза» и    Серов  В.А. «Мика Морозов»

    «Вхождение в картину»

    Сопоставительный анализ с опорой на собственный  жизненный опыт

    (дети заранее приносят фото с интерьером своей квартиры, дома или дачи )

    Тема   Скажи, какой у тебя дом…

    А.М. Васнецов  В горнице древнерусского дома московских времен

    Хотелось бы тебе побывать в этой горнице?

    Какие элементы декора  из этой горницы есть в вашем доме?

    Возможен ли сейчас такой дизайн современных квартир?

    Какими элементами эта горница кардинально отличается от современной  квартиры? Сравни окна горницы и твоего дома.

    Сравни двери горницы и твоего дома. Почему в горнице двери низкие?

    Какие элементы горницы сделаны для украшения помещения?

    Какие цвета преобладают в оформлении горницы , а твоего дома ? Почему?

     Почему произошли такие изменения?

    Каково главное достоинство такого жилища?

    Много ли деревянных вещей в твоем доме? Что в наш век заменило дерево?

    Как отапливался древнерусский дом?  А твой дом?

    Чем освещалась горница? А твой дом?

    Почему столько стульев разной высоты и формы в этой горнице?

    Почему так много подушек на кровати?

    Как ты думаешь, чего не хватает в этой горнице?

    Чем развлекали себя наши предки?

    Что  в древнерусском доме выполняло  роль шкафа, гардероба?

    Какие игрушки напоминают твои современные?  Почему они видоизменились, но сохранились ?

    Ты раб вещей? А наши предки?

                             Тема  По одёжке встречают …..( 3 класс)

    Игровой прием  МОДНЫЙ ПРИГОВОР 

    (Гардероб  людей разных сословий )

    (Работа в группах )

     Учитель – эксперт модного приговора.

    Опиши одежду  людей разных сословий с опорой на план :

    О каком сословии рассказ…

    Расскажи о головном уборе, его особенностях ( наличие и отсутствие, причины)

    Вспомни и запиши  название головного убора, соответствующего данному сословию.

    Какие прически носили наши предки ? Что значила борода? ее отсутствие?

    Какой была обувь? Почему?

    Опиши платье мужчин и женщин. Попробуй объяснить ее особенности .

    Вспомни и назови вид ткани для платья.

    Наличие или отсутствие украшений, причина.  Работа по картинам:

    Венецианов  Алексей Гаврилович   «Гумно», Брюлов К.П. «Портрет княгини Е.П. Салтыковой», П.А. Федотов «Сватовство майора «

    Беседы по картинам как средство, побуждающее учащихся к поисковой,  исследовательской деятельности (работая с иллюстрациями, учащиеся учатся видеть проблему и формулировать проблемный вопрос).

    Мотив и социальная значимость труда

    Изучая темы « Луг. Поле.»,говорю о неразрывной связи труда человека  с природой.

    2 класс   А.А. Пластов  «Сенокос»  , Г.Г. Мясоедов  Косцы
      
    Поисково-  исследовательская  деятельность по картинам  дает  толчок для  размышлений  и обсуждений того, что может  служить причиной  подобного отношения к труду. Желательно, чтобы учащиеся своими словами сумели объяснить общественную значимость труда, возможность каждого труженика реализовать себя в важном для всех деле, коллективный характер деятельности.

    Прием   Галерея характеров ( Эскизы картины на диске ИЗО Илья Репин )

    В 3 классе в  разделе « Как трудились наши предки»  есть  статья о том, что  в 19-20 веках совершено много открытий, совершенствований техники,  в 1815 году был построен первый  пароход. Но именно в это время Илья Репин  увидел бурлаков не на Волге, а на Неве, за городом. « Бурлаки на Волге» художник писал на Волге. Только через 5 лет  была закончена картина.

    Сам Репин отмечал, что написал картину  «не для того, что бы разжалобить и вызвать гражданские вздохи», а с целью показать в первую очередь «виденные типы и характеры». Одиннадцать человек. Сильные и слабые. Непокорные и смирившиеся. Но все вместе они совсем не то, что порознь. "Эти одиннадцать человек, шагающих в одну ногу, натянувши лямки и натужившись грудью...,- могучие, бодрые, несокрушимые люди, которые создали богатырскую песню "Дубинушку».

    Беседа по картине :

    - Как долго можно было работать бурлаком ?

    - Надолго ли хватит сил, чтобы оставаться бурлаком пожизненно ?

    - До какого времени существовала эта профессия ?

    - А сейчас есть бурлаки ?

    - Кто главный в этой ватаге ?

    - Кто полностью покорился судьбе и тянет свою лямку безропотно ?

    - Кто противится своей судьбе ? Как это показал художник ?

    - Кто выглядит самым беспечным в этой ватаге? Как это изобразил художник ?

    - Кто по –вашему человек в сапогах ( остальные  босы или в лаптях) ?

    Рубрика « Картинная  галерея» расширяет представления младших школьников о том, как жили их сверстники в далеком ХIХ веке. Сравнительный анализ картин

    Ярошенко Николай   «Деревенский хор»  и  В.Е Маковского «Свидание»

    В четвертом классе жизнь детей в дореволюционной России  рассматривается в теме «От простых эмоций к чувствам».Эта статья  представлена  картиной  Перова В.Г.   Тройка.

    С этой картиной связана очень печальная история и я ее обязательно рассказываю детям. Беседа по картине :

    *Один из посетителей Третьяковской галереи сравнил картину Перова «Тройка» с зеркалом.  Как вы думаете - почему?  (потому что в ней, как в зеркале, отражается прошлое)

    *О чём вас заставляет задуматься  картина В.Г. Перова “Тройка”? Какие мысли и чувства вызывает она у вас?

    *Что выражают  лица детей?

    *Влияет ли на настроение картины в целом изображение ненастных погодных условий?

    *Какое желание возникает у вас, глядя на картину?  (хочется помочь, приласкать, обогреть)

    *Почему автор не показывает нам лиц взрослых людей?

    *С какой целью Перов изобразил на небе летящих птиц? (чтобы оживить мрачное небо)

     *Что объединяет детей и птиц?  (страдание от мороза)

    *Под ногами детей валяется одинокая веточка.  Как она оказалась на дороге? С какой целью  художник изобразил ее на картине? (веточка оторвалась от родного дерева, как и дети от отчего дома)

    *Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?  (Чувства сострадания, жалости, боли.)

    *Какие краски преобладают в этой картине и почему? (наполняют  ее атмосферой безысходности, страдания и обреченности)

    *Скажите, а в наше время найдутся обездоленные люди, которым требуется помощь?

    Путешествие на машине времени  А. Пластов  «Жатва»

    «Жатва»  была написана в год окончания Великой Отечественной войны.. Жатва. Тяжелая крестьянская пора. Но где же широкоплечий деревенский мужик? Почему детям, женщинам и старикам пришлось взвалить на свои плечи тяжкий труд?. . Мужик на фронте. Его крепкие руки вместо сельскохозяйственного инструмента вынуждены сжимать холодный ствол оружия, чтобы защитить родную землю и своих близких

    Виртуальная экскурсия в  книжную лавочку прошлого столетия

    Виктор Михайлович Васнецов  «Книжная лавочка».

    Чем торгуют в этой лавочке?

    Что такое лубок?

    Почему мальчишки проявляют такой интерес к картинкам?

    Что привлекает их внимание?

    Почему у картинок такие яркие цвета?

    На кого было ориентировано производство и продажа лубков?

    Как ты думаешь, зачем люди покупали  картинки, ведь текста на них совсем мало?

    Предположи,  что возьмет  каждый из покупателей и почему?

    Почему люди терпеливо ожидают своей очереди ?

    Посмотри на образец лубка и попробуй дома сам нарисовать  лубочную картинку?

    Подпиши  и дома раскрась современную лубочную картинку.

    Каковы могут быть конечные результаты,  кроме  решения поставленных задач :

    Создание альбомов «Картинная галерея» по классам ( показ уже готовых  альбомов ) ;

    Подготовка «экскурсоводов» по репродукциям картин ;

    Подготовка проектов : «Как жили  наши предки» ( как отдыхали, работали, питались  и т.п. )

        В заключении мне хотелось привести  замечательные слова Аркадия Александровича  Пластова:

    «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту     удивительность, громоподобность бытия — на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует  живопись»                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основная образовательная программа образовательного учреждения «Начальная школаXXI века»

    Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

    Рабочая программа по русскому языку УМК "Начальная школаXXI века"4 класс

    Рабочая программа составлена на основе программы  «Русский  язык» , образовательной системы «Начальная школа ХХ I века» автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова . М. «Вентана-Граф» 20...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школаXXI века" 3 класс

    Программа составлена  на основе  программы « Окружающий мир» образовательной системы «Начальная школа ХХ I века» . Автор: Н.Ф.Виноградова .М. «Вентана-Граф» 2008 г....

    Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений. 3 класс 1 полугодие УМК «Начальная школаXXI века» Тест (3 варианта)

    Разноуровневые задания позволят организовать дифференцированную итоговую проверку знаний и учебных умений учащихся, оценить их продвижение в овладении читательской деятельностью и в литературном разви...

    Технология "войди в картину", используемая на уроках литературного чтения в начальной школе

    Данная технология позволяет увидеть и прочувствовать картину как бы изнутри, что повышает эффективность сознательного восприятия образов....

    Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)

    Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать  и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал  позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМ К"Начальная школаXXI века"

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс УМ К"Начальная школаXXI века"...