Урок по окружающему миру по теме : " Луг- природное сообщество"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Берникова Светлана Алексеевна

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lug.docx78.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" (4-й класс; учебник А.А. Плешакова)

Цели и задачи урока.

Образовательные

  1. Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
  2. Познакомить с разнообразием живых организмах луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.

Развивающие.

      1. Формирование умений:

*определять тему и цели урока;

*получать информацию из разных источников;

*обобщать и делать выводы;

*правильно формулировать ответы.

     2. Развивать познавательную активность, интерес, умение наблюдать и сравнивать.

     3. Развивать зрительное восприятие.

Воспитательные.

  1.  Формирование коммуникативных явлений:

 *работать в паре;

 *слушать ответы товарищей;

 * слушать и воспринимать речь учителя.

     2.  Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Учебник «Мир вокруг нас» автор  А. Плешаков 4 класс, 1часть.

Компьютер – для  показа  слайдов, презентация «Луг».

Рисунки  животных  леса и луга.

Ход урока

1.Организационный  момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И  тихонечко сидим.

- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

2.Проверка домашнего задания.

 ( на доске иллюстрации: леса, луга, водоёма)

- Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (Лес, луг, водоём).

- А каким выражением можно назвать то, что вы видите? (Природные сообщества).

- А что такое природное сообщество?

- Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. В природном сообществе осуществляется и поддерживается круговорот веществ. По своему происхождению сообщества бывают естественными или могут быть созданы человеком (искусственные).

- С каким же из этих природных сообществ мы уже знакомы ? (Лес)

- Мы уже знакомы с природным сообществом - лес.

- Посмотрите, на ваших партах лежит Бланк проверки домашнего задания. Подпишите его.

-  Что вам нужно сделать?  ( Восстановить текст).

- Можем мы с этим справиться? Давайте восстановим этот текст, вспомнив всё, что мы знаем о лесе, как о природном сообществе.

Ф.И.______________________________

ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

Тема: Жизнь леса. Природное сообщество – лес. 

Задание. Восстанови текст ( впиши необходимые слова, пользуясь подсказкой).

Лес – это сложное единство живой  и неживой природы. В лесу растут деревья, кустарники, травы, грибы, мхи и лишайники.  В лесу обитает множество животных.

Растения предоставляют пищу и укрытие животным, а животные распространяют плоды и семена растений. Солнечный свет, воздух и вода  необходимы растениям, чтобы они  могли накормить себя и животных.

 

Живая,  неживая,  пища, укрытие, деревья, кустарники, травы,  грибы, мхи, лишайники, плоды, семена, солнечный свет, воздух, вода, животные.

 - Возникали ли у вас трудности при восстановлении текста?

- А что нам помогло познакомиться с этим природным сообществом?

-  Чем мы пользовались при изучении природного сообщества? 

( Алгоритмом изучения природного сообщества).

- Давайте вспомним этот алгоритм.

Алгоритм изучения природного сообщества.

  1. Название сообщества.
  2. Выясни,  какие организмы составляют сообщество.
  3. Выясни, связь организмов в сообществе.
  4. Значение сообщества для человека
  5. Охрана сообщества.

3. Сообщение темы цели урока.

- С помощь этого алгоритма  мы сегодня на уроке  будем исследователями и познакомимся с помощью этого алгоритма с другим природным сообществом, заполняя карту исследования.

-Послушайте стихотворение.

 Нынче удались цветы повсюду;

 Вволю им дано покрасоваться

Я смотрю на землю, как на чудо,

 Просто не могу налюбоваться,

 Вот раскрылся лютик милый,

А на, холм, где расцвела ромашка,

 Где калина руки заломила

Вышел клевер в розовой рубашке.

-  О чём это стихотворение? (О цветах)

-  Где мы можем увидеть такое обилие цветов? (Все эти цветы растут на лугах.)

-  Ребята, а что такое луг в вашем представлении?

 (Это много цветов,  летают бабочки, пчёлы, шмели)

- Какова же тема нашего урока?

- Луг.

- Итак, тема нашего урока «Жизнь луга». Природное сообщество – Луг.

- Посмотрите на наш алгоритм.

- Можем ли мы доказать, что луг  это природное сообщество?

- С помощью чего?

-  Что мы должны выяснить?

  1. Какие организмы растут и живут на лугу.
  2. Какая у них связь ( цепь питания ).
  3. Какое значение луг имеет  для человека.
  4. Влияние человека на луг.
  5. Охрана луга.

3. Изучение нового материала.

1. Задание

Напиши название и типы природного сообщества.

- Посмотрите в карту исследователя.

- Какое первое задание? Прочитайте его.

- Запишите название.

- Знаем ли типы луга?

- Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите? ( 2 луга)

- Чем они отличаются ? ( на одном больше травы, на другом цветы).

- В природе встречается два типа лугов.

- О них вам расскажут ваши одноклассники.

Заливные луга.

Луга чаще всего встречаются по берегам рек и озер как больших, так и малых. Местность эта расположена невысоко от реки, поэтому  в земле много влаги, кроме этого, весной эта местность заливается вешними водами в половодье, деревья здесь не выживут – они вымокнут. Травы же после схода воды быстро идут в рост, так как талая вода приносит много ила, который является хорошим удобрением. Такие луга называют заливными. 

Альпийские луга.

В природе встречается еще один тип лугов –  альпийские луга или цветочные, но расположены они не в низинах, а высоко по склонам гор. Причина здесь в том, что в горах климат с высотой становится холоднее, и леса на склонах с высотой становятся реже, ниже. Их сменяют кустарники, а еще выше так холодно зимой, что не выдерживают  и они – их сменяют луга. Травы на горных  лугах за короткое лето успевают вырасти, отцвести и дать семена.

- Запишите названия типов лугов.

- Прочитайте 2 задание.

2. Задание

Выясни, какие организмы растут и живут на лугу .

- Посмотрите на слайд. Перед вами луг. Чем он отличается от леса?

( Нет деревьев, кустарников)

-Луг – безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения.

Они приспособились к жизни в хорошо увлажнённых местах вдоль больших и малых рек, по окраинам лесов, на лесных опушках, по краям болот.

Верхний слой луговой почвы очень богат перегноем, он быстро впитывает и удерживает влагу.

- В отличие от леса, на лугу главные растения  - это многолетние и однолетние травы. Травянистые растения покрывают всю поверхность луга. Деревья и кустарники встречаются редко и не на всех лугах.

Растения луга

- Посмотрите на травы луга. Они очень разнообразны.  Среди них можно встретить:

  1. Кормовые

- Есть растения на лугу, которые называются кормовые. Это травянистые растения  с сочным стеблем  и часто с невзрачными цветками. Они неприхотливы. Имеют длинные  корневища и растут в виде рыхлого куста.

Служат хорошим кормом для скота. Это МЯТЛИК, ТИМОФЕЕВКА.

Мятлик

Тимофеевка

  1.  Медоносные  

- Это травянистые растения с яркими цветами и лёгким приятным ароматом. Такие растения привлекают насекомых.  Это такие растения, как ВАСИЛЁК, КЛЕВЕР.

Василёк

Клевер

  1. Лекарственные    

- Каких  только трав  не встретишь на лугу!  И  многие из них лекарственные. Отвары лекарственных трав помогают при многих болезнях. Это такие травы, как ТЫСЯЧЕЛИСТНИК,ЗВЕРОБОЙ.

- А , вы знаете лекарственные травы?

Тысячелистник

Зверобой

  1. Ядовитые    

-  Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Потому что кроме лекарственных трав на лугу можно встретить и ядовитые растения.

Это ЛЮТИКИ, БЕЛЕНА

Белена  ядовитое растение. Иногда дети поедают ее семена, похожие на мак, и это приводит к тяжелому отравлению. Остерегайтесь белены!

ЛЮТИКИ.       У лютиков лепестки блестящие, как будто смазаны маслом. Название происходит от слова «лютый» - жестокий, злой. Лютик – растение ядовитое. Если едкий сок лютика попадет в глаза, возникает жжение, резь и даже временная потеря зрения (в народе лютики называют «куриная слепота).

- Кто запомнил, какие растения бывают на лугу?

- Запишите их в нашу карту.

- Что необходимо всем этим растениям ?

- К какой профессии относятся растения? (  «Производители», Кормилицы)

Животные луга.

- Такое изобилие травянистых растений  конечно же привлекает животных.

- Выясним, каких же животных можно встретить на цветущем лугу.

- На лугу не растут деревья и кустарники. На открытой местности с травянистым покровом крупным животным негде спрятаться, поэтому они не живут на лугу.

- Зато мелких животных множество.

1.Насекомые

- Луг является домом многочисленных насекомых: стоит лишь прилечь в густой траве и можно услышать низкое жужжание шмеля, стрекотание кузнечиков, увидеть бабочек, перелетающих с цветка на цветок.

-Насекомые пьют сок растений, так же они сосут нектар — это сладковатая жидкость, выделяемая цветами, есть насекомые, которые питаются  листьями. Среди мира насекомых есть хищники, например- стрекоза  ест комаров и мошек, есть всеядные – это муравьи  они поедают других насекомых, любят сок и нектар.

2.Птицы

- Для кого же ещё насекомые являются пищей?

-Насекомые луга являются пищей для птиц,  которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда,  выращивают птенцов.

- Кроме того они  играют важную роль в жизни лугов.

- Они распространяют семена растений и уничтожают опасных вредителей. Среди птиц также есть хищники. Это сокол, ястреб.

3. Звери

- Так же на лугу можно встретить множество зверей.

Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землёй, питаясь корнями растений и личинками насекомых. А вот ласка наоборот хищник, она охотится за мелкими животными.

- Какие же животные обитают на лугу? Запишите их.

- К какой профессии относятся животные?  ( Потребители. Едоки)

Разрушители.

- Какую профессию мы ещё не назвали ? (Разрушители)

- Какие Разрушителям есть на лугу ? (Бактерии, черви, грибы)

3. Задание

Составь цепь питания на лугу.

клевер      →    шмели (мед)    →      мыши      →    сова

4. Задание

Составь цепь питания на лугу.

http://5klass.net/datas/okruzhajuschij-mir/Lug/0012-012-Znachenie-luga-dlja-cheloveka.jpg

5. Задание

Составь памятку по охране  луга.

  1. Не рви  
  2. Не лови
  3. Не разоряй
  4. Не жги
  5. Не
  6. Не


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 4 класс

Урок с использованием мультимедийных технологий по теме "Луг- природное сообщество" 4 класс  + презентация...

Урок окружающего мира по теме "Лес - природное сообщество".

Лес - это целый мир. Данный материал представляет собой разработку урока окружающего мира по данной теме....

Урок окружающего мира по теме "Лес - природное сообщество".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока по окружающему миру по заданной теме....

Урок по окружающему миру на тему "Лес - природное сообщество" 4 класс.

Цели:1.      продолжить воспитание бережного отношения и любви к  природе;2.      развитие познавательного интереса, самостоятельности в пр...

Конспект урока по окружающему миру на тему : «Луг – природное сообщество».

Конспект урока по окружающему миру .Автор Плешаков. 4 класс...

урок окружающего мира по теме "Лес - природное сообщество"

Урок на темй "Лес - природное сообщество". На уроке - работа в группах: географы, ботаники, зоологи, экологи. Группы получают задание - о какой продной зоне пойдёт речь. Объект исследо...