Урок по окружающему миру на тему "Лес - природное сообщество" 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Михайлова Елена Юрьевна

 

Цели:

1.      продолжить воспитание бережного отношения и любви к  природе;

2.      развитие познавательного интереса, самостоятельности в применении знаний в новой ситуации при формировании представления учащихся о лесе  как природном сообществе;

3.      развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.

 

Задачи:

1.      ознакомить учащихся с разнообразием лесных обитателей;

их взаимосвязью, ролью в природе,

2.      развивать умение использовать ранее полученные знания,

      умение рассуждать, выражать свои мысли;

3.      развивать коммуникативную компетентность: организовывать работу, распределять задания между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, осуществлять взаимодействие и взаимоконтроль;

4.      работать с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.

 

Тип урока: проект

ФОПД:  фронтальная, групповая.

 

МО:  практический, поисковый.

 

Предварительная работа:  поход в лес.

 

Планируемый педагогический результат:

            Демонстрация учащимися:

1.      усвоения предметного материала и возможности его применять на практике;

2.      умения,  работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - иллюстративный текст, таблицу, схематичный рисунок, объединенных общей темой.

 

Оборудование:

1.      Мультимедийная  презентация

2.      Памятка «Как сравнивать»

3.       Раздаточный материал: таблица  «Растения леса», «Ярусы леса», «Животные леса», «Грибы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._dos.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Елена Юрьевна  240-134-549

Урок окружающего мира в 4  классе

Учитель: Михайлова Елена Юрьевна

Класс: 4  класс

Тема: «Лес – природное сообщество».

Цели:

  1. продолжить воспитание бережного отношения и любви к  природе;
  2. развитие познавательного интереса, самостоятельности в применении знаний в новой ситуации при формировании представления учащихся о лесе  как природном сообществе;
  3. развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.

Задачи: 

  1. ознакомить учащихся с разнообразием лесных обитателей;

их взаимосвязью, ролью в природе,

  1. развивать умение использовать ранее полученные знания,

      умение рассуждать, выражать свои мысли;

  1. развивать коммуникативную компетентность: организовывать работу, распределять задания между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, осуществлять взаимодействие и взаимоконтроль;
  2. работать с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.

Тип урока: проект

ФОПД:  фронтальная, групповая.

МО:  практический, поисковый.

Предварительная работа:  поход в лес.

Планируемый педагогический результат:

            Демонстрация учащимися:

  1. усвоения предметного материала и возможности его применять на практике;
  2. умения,  работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - иллюстративный текст, таблицу, схематичный рисунок, объединенных общей темой.

Оборудование: 

  1. Мультимедийная  презентация
  2. Памятка «Как сравнивать»
  3.  Раздаточный материал: таблица  «Растения леса», «Ярусы леса», «Животные леса», «Грибы».

Михайлова Елена Юрьевна  240-134-549

План урока:

  1. Организационный момент  
  2. Целеполагание
  3. Работа над новой темой:

             а) выбор источника исследования

             б) разбиение на группы и распределение ролей внутри них

             в) работа в группах

  1. Физминутка
  2. Выступление групп. Защита своих работ
  3. Раскрытие детьми темы урока
  4.  Закрепление полученных знаний
  5. Подведение итога урока
  6. Рефлексия

Ход урока.

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

Рада видеть всех вас.

  1. Целеполагание

Сегодня на уроке мы поговорим о доме. Но не о привычном  нам жилище, а о

многоэтажном доме,  заселенный живыми существами,  который стоит уже не одну тысячу лет и не нуждается в уходе со стороны человека.

Догадались,  о чем пойдет речь?  (нет)

Какие живые существа, кроме человека вам известны?  (растения, животные…)

Что же является домом для них? (может быть, лес)

Почему дом многоэтажный? Ваши версии.

- Сегодня на уроке мы – научные исследователи, которым нужно решить  важную проблему: так что же такое лес, где у леса этажи….

(хорошо, если дети сами предложат все неизвестные им вопросы о лесе, поставят проблему)

  1. Работа над новой темой

а) выбор источника исследования

Верно. Ваша задача заключается в составлении небольшого сообщения об этом «доме», но для того, чтобы подготовить его, нам, как исследователям необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее.

А как собрать  нужную нам информацию?

(источники получения информации)

Какими  источниками  мы можем воспользоваться? (Слайд 2)

Итак, прежде чем составить сообщение нужно его подготовить.

б) разбиение на группы и распределение ролей внутри них

Михайлова Елена Юрьевна  240-134-549

Предлагаю поработать в группах.  Но для этого потребуется вспомнить правила работы в группе и план действий.  (Слайд 3, 4)

(с помощью жетонов разного цвета разбиваются на группы).

Распределите роли внутри группы и прикрепите бейджик. (Слайд 5)

Сейчас каждая исследовательская группа получит конверты с заданием на сравнение.

А что значит сравнить? (Слайд 6)

Первой  группе нужно будет  сравнить растения леса по таблице, записать по 3, 4 представителя.

Вывод о расположении растений  и доказательство в виде аппликации  вы занесете   в сообщение (раздаются таблицы сравнения).  (Приложение 1)

Второй группе  предстоит узнать, как располагаются животные в лесу.

Для этого нам нужно их  «заселить», а также подумать, почему они  занимают именно эту территорию,  проанализировать и озвучить свой ответ, привести доказательства и показать  выполненную вами работу.

Результатом вашей работы будут иллюстрированные сообщения.   (Приложение 2)

Третьей группе достались не менее интересные «жители»- грибы. Почему они вошли в отдельную группу, вы  скажете нам, выполнив свое задание.  (Приложение 3)

Приступаем к работе. В вашем распоряжении 15 минут.

  1.  Работа в группах.

 Памятка на доске.

  1. Физминутка.

На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
(плечи поднять)

  1. Выступление групп. Защита своих работ.

(Выступление третьей группы учитель дополняет необходимой информацией:

- Раньше грибы относили к царству растений, но были ученые, которые доказали, что они имеют сходства и с животным миром, сейчас грибы находятся в отдельной группе, основа их тела - грибница, похожая на паутину, грибы  питаются готовыми органическими веществами, незаменимую роль играют для всех живых существ ….)

Какой можем сделать вывод? (и животные, и растения расположены по «лесным этажам» - ярусам)

Ребята, а ярусы живут каждый своей жизнью обособленно или взаимодействуют с другими, живут сообща?

  1. Сообщение темы урока.

Михайлова Елена Юрьевна  240-134-549

Верно, тема нашего исследования будет звучать так:  «Лес как природное сообщество».  (Слайд 7)

Прочитайте еще раз тему, все слова понятны?

Итак, узнаем, что такое сообщество.

Как? (словарь, разбор слова по составу). (Слайд 8)

  1. Закрепление полученных знаний.

Ребята, а как связаны растения и животные?  (растения служат пищей для животных)

А грибы и растения? Грибы и животные?  (грибы от деревьев берут сахар и крахмал,  а деревья с их помощью всасывают из почвы воду с растворенными в ней солями)

Как называется такая связь? (цепь питания)

Каждой группе предлагаю  составить цепь питания, сложившуюся в наших краях, причем цепи будут «по этажам». Первая группа - верхний этаж, вторая - средний ярус, третья - нижний.

( работа в группах.  Зачитывают свои ответы)

Молодцы, а кто скажет,  для чего существует такая связь?

Представим, что 1 звено из цепи выпало. Что произойдет?  (Слайд 9, 10)

Чтобы такого не случалось, что нужно делать? (Охранять)

Каким образом? (Слайд 11, 12, 13)

  1. Подведение итога урока

Итак, коллеги, можем ли мы утверждать, что лес – это природное сообщество?

Почему?

Сейчас понятно, почему этот дом многоэтажный и не нуждается в уходе со стороны человека?

Всем спасибо за работу.

Предлагаю вам заполнить анкету.

  1.  Рефлексия – анкета  (Приложение 4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории (окружающий мир) в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

Цель этого урока: познакомить детей с загадочным миром древнерусской живописи, раскрыть особенности икон, воспитывать духовную культуру, обогащать внутренний мир детей через приобщение к великому иску...

План-конспект урока по окружающему миру. Тема: "Природные зоны. Наш край."

Урок составлен ввиде экспедиции. Учащиеся заранее готовятся по своим направлениям. На уроке они рассказывают о своем крае - Ростовской области.  Урок воспитываает любовь к своей малой Родине. Мат...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»"

Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать...

Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»

На уроке дети знакомятс   с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем  правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений  работы.Речевое развитие,...

Конспект урока по окружающему миру "Вода - природное богатство"

Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе "Школа России" Вода - природное богатство". На уроке ученики научатся проводить простейшие опыты, измерять температуру воды с п...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...