Урок по окружающему мируна тему Явления природы 2 класс. Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Разработала: Учитель начальных классов Билалова Гульчачак Илдаровна
МБОУ «Школа №129» Приволжского района г. Казани
Предмет: Окружающий мир
Тема: «Явления природы. Практическая работа. Термометр»
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Раздел: «Природа»
Программа: «Школа России».
Тип урока: проблемный
Цель: получение нового знания.
Задачи: - совершенствование базовых знаний и умений по теме;
- познакомить со значением температуры для всего живого;
- научить пользоваться термометром;
- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;
- формирование умения работать в группах;
- понимание важности изучения окружающего мира.
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану.
Метапредметные: Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные УУД: описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения.
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке.
Оборудование: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть». Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров
Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2 класс. 1 часть»
Стаканы с холодной и горячей водой.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
Чтение стихотворения учителем Валентина ЛУКША «ЖИВОЙ БАРОМЕТ»
Какая завтра
Погода -
Ответит людям
Природа.
Стелется утром
Туман по воде -
Значит, будет
Погожий день.
Если ж висит
Пеленой сплошною -
Значит, гулять
Не пойдём с тобою.
Солнце заходит
В красные тучи -
Скоро примчится
Ветер могучий.
Радуга встала
Над нашим краем -
Завтра погоду
Мы ожидаем.
Веточка
С дерева
Тихо слетела -
Жди, скоро дождик
Возьмётся за дело.
Голуби воркуют -
День хороший
Чуют.
На деревьях
Паутинка -
Утро будет, что картинка.
Прячется в гнездо
Сорока -
Хмурый дождик
Недалёко.
О чем говорится в стихотворении? (о природе)
– На прошлом уроке мы вспомнили, что относится к природе. Приведите примеры объектов природы. (Деревья, звезды, цветы, вода)
– На какие две группы можно разделить объекты природы? (Живая и неживая)
На доске одновременно с ответами появляются карточки с названиями.
дождь, цветы, радуга, грибы, трава, ветер, птицы, туман, звери, гром, снег.
– А теперь давайте попробуем распределить эти карточки на 2 группы:
Живая природа | Неживая природа |
трава | дождь |
цветы | ветер |
птицы | гром |
звери | радуга |
грибы | снег |
2 учеников работают у доски. А остальные работают парами.
Объясните, почему вы сделали именно так.
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим.
Ребята обратите внимание на слова выделенные красным цветом
Дождь ветер гром радуга снег
- Как все это можно назвать одним словом? Кто догадался?
- И так тема нашего урока «Явления природы»
3. Изучение нового материала
– Сегодня утром, собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно, зачем? (Узнать, как нам нужно одеться)
В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.
– Почему сейчас мы не можем в шортах и майке пройтись по улице?(Холодно)
– Почему холодно? (Осень)
– Произошли природные изменения: похолодало, листва желтеет, перелетные птицы улетают, пропали насекомые. Многие природные явления связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Вот и названные нами изменения происходят осенью.
4. Работа по учебнику
Работа в группах
– Какие времена года (сезоны) вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)
– Сколько их? (4)
– Сейчас мы разобьемся на 4 группы.
(Класс делится на четыре группы. Работа по рисункам на с. 29 (по одному рисунку на группу). Учащиеся должны определить, какое время года изображено, и назвать три признака этого сезона.)
Первая группа — зима
1. Лежит снег.
2. Замерзла вода в реке, превратилась в лед.
3. Нет листвы на деревьях.
Вторая группа — весна
1. Тает снег, появляются проталины.
2. На деревьях набухают почки, появляется первая зелень.
3. Небо ясное, солнечно.
Третья группа — лето
1. Стало тепло.
2. Цветут все растения, на деревьях зеленые листья.
3. Небо чистое, ясное.
Четвертая группа — осень
1. Листья меняют свою окраску.
2. Становится холоднее.
3. Увядают, желтеют растения.
Выслушиваются выступления каждой группы.
Вывод: каждое время года хорошо по своему, имеет свои особенности, то есть свои сезонные изменения.
5. Динамическая пауза
Ребята, встанем, немного разомнемся.
(Видео- физкультминутка).
6. Решение частных задач
- Сегодня когда вы шли в школу. Какой показалась вам погода?
- В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться?
- Температуру воздуха измеряют специальным прибором - термометром.
- Для чего нужно уметь измерять температуру? (ответы детей)
— Посмотрите внимательно на термометры, изображенные на с. 30.
- Рассмотрите термометр.
- Из чего он состоит? (Трубочка с жидкостью, корпус, деления.)
Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры. Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус - 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному.
- Какие же бывают термометры? И чем они отличаются ?
- Воздушный - для измерения температуры воздуха в комнате или на улице;
- Медицинский - для измерения температуры тела человека или животных;
- Водный - для измерения температуры воды
В медицинском термометре шкала начинается с 34 °С, так как нормальная температура тела человека 36,6 °С. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37 °С. Самая высокая отметка 42 °С, так как выше температуры у человека быть не может.
— Какая шкала у водного термометра? (От 0 до 50 °С.)
— Какая шкала у уличного термометра? (От -50 до +50 °С.)
7 . Практическая работа. Работа в парах.
-Я предлагаю провести опыт. Но для этого нам нужно научится правильнозаписывать температуру.
Запись показаний термометра.
Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записываются со знаком “+”, если ниже нуля, то градусы холода и записываются со знаком “-”. Вместо слова “градус” ставится маленький кружочек.
-Перед вами 2 стакана. С помошью водного термометра мы узнаем температуру воды.
-Давайте измерим в 1стакане температуру воды.
-На сколько градусов поднялась температура воды?
- Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.
- Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет. ( Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.)
ВЫВОД
Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем горячее вода, теплее воздух. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.
8. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание
Ребята наш урок подходит к концу, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили.
- Что такое явления природы?
- Чем измеряют температуру?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Кто доволен сегодня своей работой, громко скажите себе «Моло-дец».
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру. Тема "Богатства природы" УМК "Школа 2100"
Предлагаю вашему вниманию конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Богатства природы" УМК "Школа 2100" 1 класс. Презентация разбита на 4 части, так как насыщена фотографиями. Дополнительн...
Технологическая карта урока. Окружающий мир. Тема: «Явления природы».
Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, что такое явления природы.Задачи:Образовательные:1....
Тест по окружающему миру. Тема "Явления природы". 2класс УМК Школа России
Тест «Явления природы» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показы...
Конспект урока по окружающему миру.1класс " Явления природы"
По программе " Начальная школа 21 века"...
Конспект уока по окружающему миру на тему "Явление природы" (УМК "Школы России") 2 класс
Конспект уока по окружающему миру на тему "Явление природы" (УМК "Школы России") 2 класс...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Явления природы». (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель: формирование знаний о явлениях природы, развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.Планируемые результатыПредметные: -знать: понятия «явления природы» и &laq...
Кроссворд по окружающему миру тема "Солнце" 4 класс, Школа России
Кроссворд по теме "Солнце"...