Урок по окружающему мируна тему Явления природы 2 класс. Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Билалова Гульчачак Илдаровна

Предварительный просмотр:

Разработала: Учитель начальных классов Билалова Гульчачак Илдаровна

МБОУ «Школа №129» Приволжского района г. Казани

Предмет: Окружающий мир

Тема: «Явления природы. Практическая работа. Термометр»

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Раздел: «Природа»

Программа: «Школа России».

Тип урока: проблемный

Цель: получение нового знания.

Задачи: - совершенствование базовых знаний и умений по теме;

- познакомить со значением температуры для всего живого;

- научить пользоваться термометром;

- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;

- формирование умения работать в группах;

- понимание важности изучения окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Метапредметные: Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные УУД: описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть».  Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра. Модели индивидуальных термометров

 Рабочая тетрадь:  А. А. Плешаков «Рабочая тетрадь 2 класс. 1 часть»

Стаканы с холодной и горячей водой.

 

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Чтение стихотворения учителем Валентина ЛУКША «ЖИВОЙ БАРОМЕТ»  

Какая завтра 
Погода - 
Ответит людям 
Природа. 
Стелется утром 
Туман по воде - 
Значит, будет
Погожий день. 
Если ж висит 
Пеленой сплошною - 
Значит, гулять 
Не пойдём с тобою. 
Солнце заходит 
В красные тучи -
Скоро примчится 
Ветер могучий. 
Радуга встала 
Над нашим краем -
Завтра погоду 
Мы ожидаем. 
Веточка 
С дерева 
Тихо слетела - 
Жди, скоро дождик 
Возьмётся за дело. 
Голуби воркуют - 
День хороший 
Чуют. 
На деревьях 
Паутинка - 
Утро будет, что картинка. 
Прячется в гнездо 
Сорока - 
Хмурый дождик 
Недалёко.

 О чем говорится в стихотворении? (о природе)

– На прошлом уроке мы вспомнили, что относится к природе. Приведите примеры  объектов природы. (Деревья, звезды, цветы, вода)
– На какие две группы можно разделить объекты природы? (Живая и неживая)

На доске одновременно с ответами появляются карточки с названиями.

дождь, цветы, радуга, грибы, трава, ветер, птицы, туман, звери, гром,   снег.

– А теперь давайте попробуем распределить эти карточки на 2 группы:

         

Живая природа

Неживая природа

трава

дождь

цветы

ветер

птицы

гром

звери

радуга

грибы

снег

 2 учеников работают у доски. А остальные работают парами.

 Объясните, почему вы сделали именно так. 

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим.

Ребята обратите внимание на слова выделенные красным цветом

Дождь  ветер   гром  радуга  снег

- Как все это можно назвать одним словом? Кто догадался?

- И так тема нашего урока «Явления природы» 

3. Изучение нового материала

– Сегодня утром, собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно, зачем? (Узнать, как нам нужно одеться)

 В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.  И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.

– Почему сейчас мы не можем в шортах и майке пройтись по улице?(Холодно)

– Почему холодно? (Осень)

– Произошли природные изменения: похолодало, листва желтеет, перелетные птицы улетают, пропали насекомые. Многие природные явления связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Вот и названные нами изменения происходят осенью.

 4. Работа по учебнику 

Работа в группах 

– Какие времена года (сезоны) вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)

– Сколько их? (4)

– Сейчас мы разобьемся на 4 группы.

(Класс делится на четыре группы. Работа по рисункам на с. 29 (по одному рисунку на группу). Учащиеся должны определить, какое время года изображено, и назвать три признака этого сезона.)

Первая группа — зима

1. Лежит снег.

2. Замерзла вода в реке, превратилась в лед.

3. Нет листвы на деревьях.

Вторая группа — весна

1. Тает снег, появляются проталины.

2. На деревьях набухают почки, появляется первая зелень.

3. Небо ясное, солнечно.

Третья группа — лето

1. Стало тепло.

2. Цветут все растения, на деревьях зеленые листья.

3. Небо чистое, ясное.

Четвертая группа — осень

1. Листья меняют свою окраску.

2. Становится холоднее.

3. Увядают, желтеют растения.

 Выслушиваются выступления каждой группы.

Вывод: каждое время года хорошо по своему, имеет свои особенности, то есть свои сезонные изменения.

5. Динамическая пауза

Ребята, встанем, немного разомнемся.

(Видео- физкультминутка).

6. Решение частных задач

- Сегодня когда вы шли в школу. Какой показалась вам погода?

- В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться?

- Температуру воздуха измеряют специальным прибором - термометром.

- Для чего нужно уметь измерять температуру? (ответы детей)

— Посмотрите внимательно на термометры, изображенные на с. 30.

- Рассмотрите термометр.

- Из чего он состоит? (Трубочка с жидкостью, корпус, деления.)

 Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры.  Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10, значения ниже нуля записываются со знаком минус  - 10. Читать такую температуру можно по-разному.

- Какие же бывают термометры? И чем они отличаются ?

  • Воздушный - для измерения температуры воздуха в комнате или на улице;
  • Медицинский - для измерения температуры тела человека или животных;
  • Водный - для измерения температуры воды

В медицинском термометре шкала начинается с 34 °С, так как нормальная температура тела человека 36,6 °С. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37 °С. Самая высокая отметка 42 °С, так как выше температуры у человека быть не может.

— Какая шкала у водного термометра? (От 0 до 50 °С.)

— Какая шкала у уличного термометра? (От -50 до +50 °С.)

7 .  Практическая работа. Работа в парах.

-Я предлагаю провести опыт. Но для этого нам нужно научится правильнозаписывать температуру.

Запись показаний термометра.

Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записываются со знаком “+”, если ниже нуля, то градусы холода и записываются со знаком “-”. Вместо слова “градус” ставится маленький кружочек. 

-Перед вами 2 стакана. С помошью водного термометра мы узнаем температуру воды.

-Давайте измерим в 1стакане температуру воды.

-На сколько градусов поднялась температура воды?

- Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.

-  Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет. ( Жидкость поползла вниз! Опустилась ниже нуля.)

ВЫВОД

Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре  – тем горячее вода, теплее воздух. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.

8.  Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание

Ребята наш урок подходит к концу, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили.

 - Что такое явления природы?

- Чем измеряют температуру?

- Какие задания вам понравилось выполнять?

- Кто доволен сегодня своей работой, громко скажите себе «Моло-дец».

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Богатства природы" УМК "Школа 2100"

Предлагаю вашему вниманию конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Богатства природы" УМК "Школа 2100" 1 класс. Презентация разбита на 4 части, так как насыщена фотографиями. Дополнительн...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. Тема: «Явления природы».

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, что такое явления природы.Задачи:Образовательные:1....

Тест по окружающему миру. Тема "Явления природы". 2класс УМК Школа России

Тест  «Явления природы» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся  соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показы...

Конспект уока по окружающему миру на тему "Явление природы" (УМК "Школы России") 2 класс

Конспект уока по окружающему миру на тему "Явление природы" (УМК "Школы России") 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Явления природы». (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель: формирование знаний о явлениях природы, развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.Планируемые результатыПредметные: -знать: понятия «явления природы» и &laq...