Конспект урока по окружающему миру.1класс " Явления природы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Бодякшина Елена Евгеньевна

По программе " Начальная школа 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

«Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Тема: «Явления природы».

Цель:

  • развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.

Задачи:

  • дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года;
  • закрепить и расширить знания детей об изменениях в неживой природе;                          
  • развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли.              

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;
  • мультимедиа установка, компьютер;
  • карточки с изображением времен года, явлений природы для игры, фишки.

Ход урока:

  1. - Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра и успеха на этом уроке.
  2. Учитель читает загадку: СЛАЙД 1

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по временам года и будем узнавать явления природы, характерные для каждого времени года.

Это и будет темой урока «Явления природы».

-Давайте откроем учебники на с.40, 41

Итак,  начинаем путешествие. Отгадайте загадку.

Если дождик бьет в лицо,       Тучи по небу плывут

Ветер треплет деревцо.           Это осенью зовут.

Мы попадаем в прекрасное время года – осень.

СЛАЙД 2

Учебник с.40, 41, 42

- Положите желтые фишки на те картинки, которые относятся к периоду осени…

- Прочитайте (листопад, дождь)

- А почему листопад так назвали? СЛАЙД 3

- А чем осень может нас огорчить? (дождиком) СЛАЙД 4

- Отгадайте загадку…(ветер) СЛАЙД 5

Ветер – это движение воздуха. Чем быстрее двигается воздух, тем сильнее дует ветер. Сильными ветры становятся именно осенью.

А иногда ветер разгоняется с такой силой, что сметает все на своем пути. Такой ветер называют ураганом.

На с. 42 есть картинка с изображением тумана. Туман – то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой земли.

ОБОБЩЕНИЕ по осени

- Мы переходим в следующее время года.

Зима СЛАЙД 6

- Положите белые фишки на те картинки, которые относятся к периоду зимы…

- Прочитайте (Иней, снег, снегопад)

СЛАЙД 7 стих…

- Как вы думаете, зачем нужен снег природе?

(Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу)

- А когда идет сильный снег, можно сказать «валит снег» - как называется это явление природы? Снегопад. 

- А эта загадка о каком явлении?

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит,

Стоять не велит. Мороз 

СЛАЙД 8

-А когда идет снег и сильно дует ветер. Небо становится темным-темным, ветер можно сказать «завывает». Как называются эти явления? (Вьюга, метель).

ОБОБЩЕНИЕ по зиме

Физминутка.

Мы на лыжах в лес идем,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер.

Он деревья крутит, вертит.

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

- Мы продолжаем свое путешествие по временам года и оказываемся в следующем времени года.

- Выросла сосулька

За ночь у окна.

Ручеек забулькал.

Что это? Весна. СЛАЙД 9

- Работаем в учебнике. Выберите весенние явления природы в учебнике на с. 40-41, положите красные фишки на нужные картинки.

Назовите эти явления природы. (таяние снега, ледоход, первые грозы)

- Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход.

- Отгадайте загадку:

Растет она зимой вниз головой. (сосулька) СЛАЙД 10

- Как нужно себя вести, когда с крыш свисают очень большие сосульки?

- Но самое грозное явление весной – гроза.

- Что происходит во время грозы? (ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь)

- В тучах накапливается не только вода, но и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Так возникает молния. СЛАЙД 11

А гром – это звук, который возникает в результате этого электрического разряда.

ОБОБЩЕНИЕ по весне

Физминутка

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки,

Утром рано умывались,

полотенцем растирались,

ножками потопали,

ручками похлопали.

Вправо-лево наклонялись

И обратно возвращались.

- Мы нашли уже немало явлений природы. Отправляемся дальше.

- Сколько солнца! Сколько света! 
Сколько зелени кругом! 
Что же это? Это ЛЕТО
Наконец спешит к нам в дом.   СЛАЙД 12

- Работаем в учебнике. Выберите летние явления природы в учебнике на с. 40, 41, 42, положите зеленые фишки на нужные картинки.

Назовите эти явления природы. (роса, радуга, туман, дождь, гроза)

- Мне кажется самое красивое летнее явление природы – это радуга.

Послушайте сказку Константина Ушинского «Солнце и радуга» …

- О каких явлениях природы говорится в тексте? (дождь, радуга)

- Сколько цветов у радуги? (7: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)    

- А послушайте еще загадку… СЛАЙД 13  (град)

ОБОБЩЕНИЕ по лету

- Итак, мы нашли самые главные явления природы. Но явлений этих намного больше. Порой природа творит настоящие чудеса.

 

- И сейчас мы поработаем в парах.

У вас на столе таблицы. В каждой строчке нужно найти лишнее явление природы. И покажите мне, когда ваша пара закончит работу.

- Давайте сверимся.

ОСЕНЬ – радуга

ЗИМА – роса

ВЕСНА – листопад

ЛЕТО – иней

- Есть у нас у кого-то ошибки?

Работа в тетради с.21. Нарисовать явления природы, которые впечатляют вас больше всего.

Итог урока. Сделаем вывод.

- О чем мы говорили на уроке?

Изменения в природе:  

дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.

- Как мы распределяли явления природы?

- А новое вы сегодня узнали для себя что-то?

Рефлексия.

- Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?          

Нарисуйте смайлик этого урока соответствующим вашему настроению.

Подумайте, всё ли у вас сегодня получалось, и закрасьте его соответствующим цветом.

- Спасибо, ребята, за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру 1класс. Тема: Как живут животные?

Проект урока по окружающему миру 1 класс. Тема: Как живут животные? УМК Школа России....

Проект урока по окружающему миру 1класс Тема: « Равновесие в природе»

Данный урок может быть  использован  учителями  начальной школы.Программа   «Школа 2100» Класс  - 1Предмет – окружающий мирТема – «Равновесие в природе»На урок...

Конспект урока по окружающему миру. 1класс

Тема: Как путешествует письмо? Цель: познакомить с работой почты, видами почтовых отправ­лений. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать поч­товые отправления (письма, бан...

Открытый урок по окружающему миру 1класс по теме "Как живут растения?"

Открытый урок по теме "Как живут растения?" окружающий мир 1класс .Школа России....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Явления природы». (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель: формирование знаний о явлениях природы, развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.Планируемые результатыПредметные: -знать: понятия «явления природы» и &laq...