Проект урока по окружающему миру 1класс. Тема: Как живут животные?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Смертина Елена Викторовна

Проект урока по окружающему миру 1 класс. Тема: Как живут животные? УМК Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №4 имени В.В.Бианки»

Проект урока по окружающему миру

1класс

Реализация  системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках естественнонаучного цикла

Программа  и УМК «Школа России»

        

учитель начальных классов,

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №4

имени В.В. Бианки»

Смертина Елена Викторовна

Бийск 2013

Тема:  Как живут животные?

Предмет:  окружающий мир

Класс: 1

Базовый учебник: Окружающий мир  А.А. Плешаков

Цель:  Создать условия для расширения  представления о жизни животных и условиях, необходимых для их обитания.

Задачи:

1.Обучающие: Познакомить с  условиями жизни животных, расширить представления о жизни животных, продолжить учить  формулировать цель  и задачи урока .

2.Развивающие: Развивать познавательный интерес к окружающему миру, речь, умение отстаивать свою точку зрения, умения наблюдать, умение работать в парах.

3.Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Развитие надпредметных УУД:

Развивать познавательные умения:

- поиска и выделения необходимой информации;

- с помощью учителя решать проблемы поискового характера;

- извлекать необходимую информацию из текста.

Развивать регулятивные умения:

-самостоятельно и с помощью учителя выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;

-  оценивать свою работу (саморефлексия).

Развивать коммуникативные умения:

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Развивать личностные умения:

- иметь представление о ценности и уникальности природного мира.

Тип урока: изучение нового и закрепление полученных знаний.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: мультимедиа, герои Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха, изображения животных, слайдовая  презентация, доска, мел, рабочие листы с заданиями, пр. карандаши, учебник , Окружающий мир А.А. Плешаков, рабочая тетрадь Окружающий мир.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методические рекомендации

1

Организационный момент:

Цель: создать эмоционально-положительный настрой на урок, проверить готовность учащихся к уроку

 

Долгожданный прозвенел звонок,

Начинаем мы урок.


 

-А начинаем мы наш сегодня урок с игры «Молчанка» 

Я показываю, что должно быть у вас на партах, а вы проверяете готовность к уроку. Если чего-то нет, готовите.











Учащиеся настраиваются на урок.



Учащиеся, молча, проверяют все ли у них готово на парте.










Учитель читает стихотворение


Учитель показывает предметы необходимые к уроку


В начале урока возможно использование стихотворения, музыки, загадок  и т.д.


Материалы: Учебник, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 кл. А.А.Плешаков; карандаш; рабочий лист с заданием – один на парту.

2

Актуализация знаний:

Цель:

повторить способы действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.



- Муравьишка по дороге к нам сорвал веточку с дерева. Он забыл наш прошлый урок, на котором мы узнали, что растение живое.

-Расскажите , Муравьишке еще раз, что мы узнали с вами о растениях на прошлом уроке.


-Я хочу сказать спасибо дежурным, в нашем классе, которые следили за нашими растениями в течении недели.

-Ребята, Муравьишка пришел в класс не один, а вместе со своими друзьями. А с кем, догадайтесь…

 

Игра «Доскажи словечко»

Цель:

активизировать внимание детей, обобщить знания о разнообразии животного мира.


-Я буду читать стихотворение, а вы хором вставляйте подходящее по смыслу слово. При затруднении вам помогут  рисунки на доске.


Затеем-ка игру!- промолвил … (кенгуру)

Быстрей сходитесь в круг, - пробормотал… (индюк)

Нам вовсе не до игр,

за всех ответил … (тигр)

Да и какой в них толк?-

добавил серый… (волк)

Уж лучше я уйду,-

 воскликнул… (какаду)

А я уж поскакал,

 протявкал трус … (шакал)

Жаль, поиграть нам не пришлось, - вдруг промычал печально … (лось)

Ах, ах, оставим эту тему,-

сказал капризно страус… (эму)

Сыграем в следующий раз,

всех успокоил … (дикобраз)

Нет, ты меня теперь не трожь, и я колюч, -профыркал… (ёж)


-Ребята, кого называли слова, которые вы договаривали? (Животных)

Что мы знаем о животных? (Делятся на 4 группы).



-Кто догадался, о ком пойдёт речь на уроке? (О животных)










Учащиеся, решают проблемную ситуацию, применяя свои знания.


















Дети хором вставляют подходящее по смыслу название животного.








































Учащиеся выходят к доске  и распределяют животных на группы.

Учащиеся определяют, о чем пойдет речь на уроке.










Учитель ставит проблему перед учащимися



















Учитель читает стихотворение.
































Учитель в игровой форме актуализирует мыслительные операции учащихся, необходимые для проблемного изложения нового знания.


Материалы:

мультимедиа, слайдовая презентация.




























На данном этапе урока возможно использование стихотворения, загадок.


Материалы:  доска, на доске изображения животных (приложение 1); мультимедиа, слайдовая презентация.













3

Проблемное объяснение нового материала

Цель: развитие умений формулировать вопросы, необходимые для постановки цели исследования; определение границы  знаний детей; формулирование  цели урока; составление плана решения проблемы.

 



У каждой группы животных есть свои отличительные особенности, но у всех животных есть и общее.


Как вы думаете, что объединяет всех животных? (Они все живые) Да, все животные живут.

Посмотрите на доску, там записаны  ключевые слова, которые помогут вам сформулировать вопросы.

На доске: Как? Сколько? Что необходимо?

 

Почему мы не можем оставить на урок  вопрос: Сколько живут животные? (Животных очень  много, мы не можем узнать про каждого сегодня на уроке)

Итак, мы задали 2 вопроса:

Как живут животные?  и

Что необходимо животным для жизни?

Подумайте, знаете ли вы ответ на эти вопросы? (Нет)

Какую цель поставим себе на урок? (Узнать, как живут… и   Что необходимо  ….)

Зачем нам это знать, где эти знания могут пригодиться в жизни?


Что будем исследовать, определили, а вот как будем это делать? ( В парах)

Как проверить, правильные ли выводы вы сделали?

( Посмотреть в учебнике)


Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы.


Чтобы помочь вам провести исследование, я приготовила рабочие листы для каждой пары.

Каждая пара читает задание, соединяет рисунки карандашом, делает вывод  о своём исследовании. Задания у каждого ряда отличаются, поэтому, когда будем делать выводы, заслушаем ответы каждого ряда. Итак, читаем задание, выполняем и делаем вывод.

Как проверим, правильные ли выводы сделали? (Прочитаем в учебнике «Проверь себя»)

Мы ответили только на один из вопросов. На какой вопрос ещё надо найти ответ? (Что необходимо животным для жизни?) Я предлагаю подумать и порассуждать всем вместе. Как вы думаете, без чего животное не может обойтись? Где проверим, правильные ли выводы мы сделали? ( В учебнике)

















Учащиеся с помощью слов формулируют вопросы по теме урока. Затем выбирают вместе с учителем только те, ответ на которые смогут найти на этом уроке





























Каждая пара выполняет задание:

1. Читает   задание.

2. Выполняет его – соединяет рисунки при помощи карандаша (Проведя   линию).

3.Делайет   вывод.

4.Желающая пара выступает.

5. Проверяет правильность вывода по учебнику.

















Учитель на доске записывает несколько слов, с помощью которых дети формулируют вопросы по теме урока. Затем выбирают только те, ответ на которые смогут найти на этом уроке.























Организовывает работу в парах. Напоминает правила работы в парах.

Учитель объясняет задание учащимся:

1. Прочитайте  задание.

2. Выполните его – соедините рисунки при помощи карандаша (Проведите  линию).

3.Сделайте   вывод.

4.Выступление пар.

5. Проверка  правильности вывода по учебнику.




Метод «Ключевые слова», т.е. учитель предлагает слова, опираясь на которые учащиеся формулируют цель исследования.


Материалы:  доска, дидактические раздаточные карточки (приложение 2)






































Работа в парах.

Алгоритм:

  1. Подумай сам…
  2. Обсуди с соседом…
  3. Выбери правильный ответ…
  4. Ответь на вопрос…


Учащиеся по мере готовности представляют свои исследования в виде рассказа и вывода.


На данном этапе можно использовать музыку, звуки природы.



Материалы: рабочие листы  с заданиями №1, №2,№3, простой карандаш.

Выполнение задания: Работа в парах (приложение 1)


4


Первичное закрепление во внешней речи

( физкультминутка)

Цель: повысить уровень эмоционального состояния в классе.


Игра называется «Утро в зоопарке». Я буду вам рассказывать, как просыпаются в зоопарке маленькие детёныши животных, а вы покажите, как они это делают.

 Рано утром в зоопарке просыпаются  зверята:

-открывают глазки барсучки;

-трут щёчки хомячки;

-умываются бельчата;

-потягиваются лисята;

-зевают тигрята;

-бегают страусята;

-хлопают крыльями индюшата;

-подпрыгивают тигрята;

-машут гривой  жеребята;

-крутятся влево-вправо неугомонные мартышки;

-кряхтят и переваливаются с боку на бок маленькие мишки.

А теперь выберите детёныша, который вам больше всего сейчас понравился. По моей команде покажите, как он просыпается. Приготовились?

Зверята просыпаются!









Учащиеся выполняют движения, представляя себя детенышами.









Учитель рассказывает, как просыпаются  зверята, в зоопарке.


На данном этапе урока можно использовать музыку, звуки природы, стихотворения.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: обучить  навыкам использования знаний на практике;

организовать коммуникативное взаимодействие  с целью развития  умений  сопоставлять, обобщать, делать выводы


Сегодня мы говорили о том, как живут все животные, но ведь у каждого из них есть свой природный дом:

У  рыбы - вода, у большинства зверей - поверхность земли (леса, поля). Сейчас вы будете определять, где находится природный дом некоторых животных.

 Работать вы будете в парах по плану:

 1.Вырежите  рисунки из приложения на стр.65.

2. Поместите  каждое животное в его «природный дом».

3.Попросите  соседа по парте проверить вас: расскажите, как каждое животное связано с тем, что его окружает.

4. После проверки наклейте  рисунки.


Выполнив задание, передайте работу соседу по парте . Каждый из вас проверяет работу соседа и делает вывод верно ли она выполнена.













Дети работают  в парах. Каждая пара получает и выполняет  задание.



















Учащиеся после выполнения,  работы передают соседу по парте для проверки.











Учитель организовывает работу в парах. Учитель объясняет задание учащимся:

1.Вырежите рисунки из приложения стр.65.

2. Поместите изображение животного в его «природный дом».

3.Попросите соседа по парте проверить вас: расскажите, как каждое животное связано с тем, что его окружает.

4. После проверки наклейте рисунки.




Материалы: рабочая тетрадь. «Окружающий мир» ч.1. стр.50.  клей; ножницы

( инструктаж по технике безопасности по использованию клея, ножниц)

6

Включение нового знания в содержание материала

Цель: организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности обучения.


Ребята,  Муравьишке приятно слушать о своих друзьях. Давайте еще раз для него повторим, как живут животные. Ребята, подумайте, где нам пригодятся новые знания.













Учащиеся повторяют изученное на уроке, совместно с учителем  определяют, где могут пригодиться новые знания.













Учитель направляет детей. Помогает сделать вывод и определить возможность применения новых знаний.


На данном этапе урока можно использовать метод беседы, кроссворд, загадки и др.

7

Итог урока

Цель: обучение учащихся умениям оценивать результаты своей  деятельности на уроке.


Какую цель  ставили на урок?

Получили мы ответ на эти вопросы?

Что мы всегда делаем в конце урока? (Проверяем себя, оцениваем свою работу)

Проверим свои знания и оценим свою работу на уроке с помощью контрольных вопросов.

Читаем вопрос №1. Отвечаем мысленно. Проверяем. (Отвечает 1 учащийся) Поднимите руку те, кто согласен с этим ответом.

Читаем вопрос №2. Отвечаем мысленно. Проверяем. (Отвечает 1 учащийся) Поднимите руку те, кто согласен с этим ответом. Оценим себя с помощью человечков. Те, кто ответили на 2 вопроса правильно- покажите пальчиком в учебнике улыбающееся лицо- вы молодцы ! Те, кто смог ответиь только на 1 вопрос - покажите пальчиком в учебнике спокойное лицо- вы  тоже неплохо поработали, но не всё запомнили. Те, кто не смог ответить ни на один вопрос показывают грустное личико.





Дети отвечают  мысленно. Затем проверяют правильность – отвечает один учащийся, остальные показывают, при помощи поднятой руки, согласны ли с таким ответом. Таким же образом отвечают на все контрольные вопросы. А затем оценивают полученные знания при помощи рисунков учебника. Ответил на все вопросы правильно- показывает пальцем улыбающееся лицо, не ответил на 1 вопрос- спокойное лицо, не ответил ни на один вопрос- грустное лицо.





Учитель читает вопрос №1, №2.





Метод «Контрольные вопросы»: использование контрольных вопросов в тексте учебника стр.75.

 Материалы: учебники «Окружающий мир» 1 кл. А.А.Плешаков, смайлики с изображением веселого, спокойного и грустного настроения.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по окружающему миру на тему: «Где живут белые медведи?»

Интегрированный урок по окружающему миру, способствует формированию у детей представления о разнообразии природы Земли. На уроке перед учащимися, ставится какая -  либо проблема, вопрос, от...

Проект урока по окружающему миру 1класс Тема: « Равновесие в природе»

Данный урок может быть  использован  учителями  начальной школы.Программа   «Школа 2100» Класс  - 1Предмет – окружающий мирТема – «Равновесие в природе»На урок...

Презентация и конспект урока по окружающему миру по теме "Где живут Слоны?" УМК "Школа России".

Презентация и конспект поможет учителю провести интересный урок. К презентации предлагаю физ.минутку и релаксацию....

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Где живут слоны?" УМК "Школа России", 1 класс.

Технологическая карта урока составлена согласно требованиям ФГОС....

технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Где живут белые медведи?" 1 класс ФГОС Школа России

технологическая карта урока составлена по программе "Школа России" по теме " Где живут белые медведи?"  1 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как живут животные?"

Урок по окружающему миру на тему "Как живут животные?" с использование ЦОР.Тема: «Как живут животные?»Класс: 1Тип урока: открытие нового знания.УМК : "Школа России"...