Презентация и конспект урока по окружающему миру по теме "Где живут Слоны?" УМК "Школа России".
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Масловская Анастасия Сергеевна

Презентация и конспект поможет учителю провести интересный урок. К презентации предлагаю физ.минутку и релаксацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20 г.Магадана Масловская А.С.

Слайд 2

Работа по рядам.

Слайд 3

Где живут слоны? Составляем план.

Слайд 4

ОПЫТ

Слайд 7

Саванны

Слайд 8

Африканский слон

Слайд 17

Тропический лес

Слайд 18

Индийский слон


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Работа в парах.

Слайд 7

РАБОТА В ГРУППАХ. 1 ГРУППА - «ЖИВОТНЫЕ САВАННЫ» 2 ГРУППА – «ЖИВОТНЫЕ ТРОПИЧЕСКИХ ЛЕСОВ» 3 – «ПИЩА СЛОНОВ»

Слайд 8

Индийский слон Африканский слон


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест «Где живут белые медведи?». 1 класс

Слайд 2

1. Арктика – это Северный полюс? да нет не знаю южный Вопрос № 1

Слайд 3

2. В Арктике тёплая погода? очень тепло да не знаю нет 0 баллов Вопрос № 2

Слайд 4

2. В Арктике тёплая погода? да очень тепло не знаю нет 1 балл Вопрос № 2

Слайд 5

3. Кто живёт на Северном полюсе? Пингвины Морской леопард Белые медведи Кукушка 0 баллов Вопрос № 3

Слайд 6

3. Кто живёт на Северном полюсе? Пингвины кукушка Белые медведи Морской леопард 1 балл Вопрос № 3

Слайд 7

3. Кто живёт на Северном полюсе? Кукушка Пингвины Белые медведи Морской леопард 2 балла Вопрос № 3

Слайд 8

4. Кто живёт на Южном полюсе? Тюлени Белые медведи Моржи Пингвины 0 баллов Вопрос № 4

Слайд 9

4. Кто живёт на Южном полюсе? Тюлени Белые медведи Моржи Пингвины 1 балл Вопрос № 4

Слайд 10

4. Кто живёт на Южном полюсе? Тюлени Белые медведи Моржи Пингвины 2 балла Вопрос № 4

Слайд 11

4. Кто живёт на Южном полюсе? Тюлени Белые медведи Моржи Пингвины 3 балла Вопрос № 4

Слайд 12

да не знаю нет конечно 0 баллов Вопрос № 5 5. Может ли белый медведь охотиться на пингвина?

Слайд 13

да н е знаю нет конечно 1 балл Вопрос № 5 5. Может ли белый медведь охотиться на пингвина?

Слайд 14

5. Может ли белый медведь охотиться на пингвина? да н е знаю нет конечно 2 балла Вопрос № 5

Слайд 15

5. Может ли белый медведь охотиться на пингвина? да не знаю нет конечно 3 балла Вопрос № 5

Слайд 16

5. Может ли белый медведь охотиться на пингвина? да н е знаю нет конечно 4 балла Вопрос № 5

Слайд 17

6 . Где могут встретится пингвин и белый медведь? дома в зоопарке в Тихом океане не знаю 0 баллов Вопрос 6

Слайд 18

6 . Где могут встретится пингвин и белый медведь? дома в зоопарке в Тихом океане не знаю 1 балл Вопрос 6

Слайд 19

6 . Где могут встретится пингвин и белый медведь? дома в зоопарке в Тихом океане не знаю 2 балла Вопрос 6

Слайд 20

6 . Где могут встретится пингвин и белый медведь? дома в зоопарке в Тихом океане не знаю 3 балла Вопрос 6

Слайд 21

6 . Где могут встретится пингвин и белый медведь? дома в зоопарке в Тихом океане не знаю 4 балла Вопрос 6

Слайд 22

6 . Где могут встретится пингвин и белый медведь? дома в зоопарке в Тихом океане н е знаю 5 баллов Вопрос 6

Слайд 23

5 Твой результат – 5 баллов

Слайд 24

4 Твой результат – 4 баллов

Слайд 25

3 Твой результат – 3 баллов

Слайд 26

Подготовься! Твой результат - 4 балла

Слайд 27

Подготовься! Твой результат - 3 балла

Слайд 28

Подготовься! Твой результат - 2 балла

Слайд 29

Подготовься! Твой результат - 1 балл

Слайд 30

Подготовься! Твой результат - 0 баллов



Предварительный просмотр:

Открытый урок

 по  окружающему миру

в 1 – б классе

на тему:

 «Где живут слоны?»

Цели  деятельности  учителя:  формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, разнообразии жизни в этих районах; находить данные районов на карте, отличительные признаки растительности и животных (индийский и африканский слоны).

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; получат возможность научиться выдвигать предположения и  доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии
с коммуникативными и познавательными задачами.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жарких районах Земли; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Ход урока

Организационный момент

1.Подготовка класса к работе. Чтение стихотворения:

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы побывали в холодных районах нашей планеты. У нас в гостях Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. Они предлагают нам следующие задания.

  1. Первый ряд работает с тестами в тетрадках.
  2. Второй ряд работают в парах на компьютерах с интерактивным тестом.
  3. Третий ряд играет с нашими героями в игру « Ложная альтернатива»

Вопросик  вразброс загадывает обычные загадки и лжезагадки,  а вы  должны их угадать и указать их тип. Например:

  1. Что растет на березе – яблоки или груши? (ничего. На берёзе фрукты не растут)
  2. Правда ли, что на Северном полюсе живут динозавры? (нет, белые медведи)
  3. Правда ли, что на Южном полюсе живут пингвины? (да)
  4. Правда ли, что пингвины отлично летают? (нет. Пингвин не летает)
  5. Правда ли, что белые медведи едят ягоды? (нет. Белый медведь хищник)
  6. Правда ли, что белый медведь купается в Индийском и Тихом океане? (нет. Он плавает в Северном Ледовитом океане)

Постановка учебной задачи.

Долго задерживаться не будем в холодных странах, а снова отправимся в путешествие, но прежде, подберите к слову “холодный” – антоним (т.е. скажите наоборот).

Кто из вас самый догадливый?

Холодный – жаркий.

 Какой можем сделать вывод?

Ученики. Попадаем в жаркие страны. 
Учитель. Правильно. А вот куда именно мы узнаем, посмотрев на экран.

Самоопределение к деятельности

Релаксация

Ученики. Африка и тропические леса.

Учитель. А вот с кем мы встретимся, в Африке и Индии вы узнаете, отгадав загадки, которые подготовил для вас Марченко П. и Трофимова К.

Марченко П. Нос – как хвост, под ним – рога,

 Каждая столбом нога,

 Сам огромный, словно дом!

 Кто это? Конечно ... !

(слон)

Трофимова К. У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди зверя хвост большой.

Кто же это? Кто  такой?  (Слон)

Две загадки, а отгадка одна. Где мы можем встретить слона? Где живет слон в природе? О чем или о ком пойдет речь на уроке?

Самоопределение темы и цели урока.

Учитель. Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ученики. Где живут слоны?

 Учитель. Как вы считаете, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?

Ученики говорят цели урока.

Работа по плану

  1. В каком районе вы побывали?
  2. Какая была погода?
  3. Какие растения были вокруг?
  4. Какие животные встретились?

- Посмотрите внимательно на глобус и найдите линию, которая делит Земной шар на 2 половины.  

- Эта линия называется экватор.

- Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы определить будет жарко или холодно в тех районах, где проходит воображаемая линия экватора,?

- Провести опыт.

ОПЫТ. Берём глобус. Направляем свет от лампы или от фонарика (с помощью этого света, мы имитируем свет солнца) в центр глобуса и наблюдаем.

ВЫВОД: Жарко. Т. К. солнечные лучи (лучи фонарика) прямо падают на поверхность и не скользят по поверхности земного шара.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями.

Первое понятие – саванна.

Что такое саванна? Кто живёт в саванне?

Дети: Не знаем.

Учитель. Саванна-это царство травянистых растений. Кустарники здесь встречаются редко и растут небольшими группами, еще реже здесь встретишь деревья.

До полугода здесь тянется тропическая зима. Но она не такая как у нас морозная и снежная, а сухая и очень жаркая. В это время почти не бывает дождей и влаги едва хватает низкорослым травам. Для деревьев же ее остается совсем мало. Поэтому и растения здесь растут такие, которые не боятся засухи. Травы имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце испаряло меньше влаги, а также длинные корни или подземные клубни, в которых запасается вода.

Саванна - удивительное место, где засушливая жаркая зима сменяется влажным дождливым летом. И тогда сухая растительность оживает и разрастается ярким зеленым и разноцветным ковром.

-Как вы думаете, можно ли в этой местности встретить животных?

-Да, вы правы! Здесь водится много животных, которые хорошо приспособились к жизни в саванне.

Учитель. Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши. Они сильные, умные и добрые животные.
Видеоролик про африканских  слонов.

Физкультминутка. 

Откроем свои учебники на стр. 14 и посмотрим, какие еще животные проживают в саванне.

Работа с учебником.

- Некоторые ребята приготовили доклады о животных саванны.

Птица-секретарь Рябовский В.

Птицу-секретаря легко узнать по ее головному украшению, состоящему из нескольких длинных черных перьев. Благодаря им она и получила свое название — «секретарь». Они придают птице сходство с судебными секретарями и писарями прошлых лет, которые любили вставлять к себе в парики гусиные перья.

Эта красивая птица является врагом № 1 для большинства африканских змей. Благодаря чему у местных жителей птица-секретарь снискала славу и хорошую репутацию. В некоторых деревнях ее даже держат в качестве истребителя ядовитых змей и крыс.

Зебра – выступление уч-ся Первая П.

Зебра — дикая африканская полосатая лошадь. Каждая зебра имеет уникальный рисунок из чёрных и белых полос, подобно отпечаткам пальцев у человека. По рисунку детёныш зебры узнает свою мать.

Зебре нужны  полосы, для того чтобы маскироваться среди кустов и высоких трав, а еще полоски зебры являются хорошей маскировкой от хищников. Полосатость помогает зебре переносить жару африканской саванны. Черные полосы поглощают солнечные лучи, а белые - отталкивают. Тепло как бы рассеивается, и зебры избегают перегрева.

Питаются зебры только травянистой растительностью. Пасутся они круглые сутки . Эти животные нуждаются в большом количестве воды и регулярно ходят на водопой.

Носорог– выступление уч-ся Брындиков Д.

Носорог — второе по размеру наземное животное после слона.  Они имеют толстую кожу, а на голове 1-2 рога. Несмотря на то, что кожа очень толстая, она довольно чувствительна к солнечным лучам и укусам насекомых. Носороги часто обваливаются в грязи для того, чтобы защититься от палящего солнца и надоедливых насекомых.

Носороги питаются травой, листьями, молодыми ветками кустов и деревьев. У них плохое зрение, однако отличные чувства обоняния и слуха.

Водопои носороги посещают регулярно, кроме того, они очень любят валяться в грязи и пыли. Есть у этих животных безобидные друзья-нахлебники — буйволовые цапли и волоклюи. Эти птицы часто садятся на спины носорогов и обследуют складки их кожи в поисках паразитов. Носороги хорошо плавают, но большие реки предпочитают не пересекать. Спят они лежа, неуклюже подогнув под себя ноги и уткнувшись мордой в землю.

Страусы Авдеев А.

Страусы – самые большие птицы на земле.  Ростом они выше людей. Средний страус имеет рост 2,5 метра и весит 120 кг.

Страусы бегают так быстро, что ни один чемпион мира по бегу не сможет догнать эту птицу. Страус может бежать со скоростью 70 километров в час!

Кроме способа спасаться от врага бегством страус может защищаться от него, не сходя с места. В этом опять же ему помогают его мощные ноги.Точным ударом ноги вперёд страус может переломить бревно!

Яйца страуса - самые крупные в природе.  Одно страусиное яйцо равно 25 куриным. Каждое яйцо страуса весит от килограмма до двух.  

У страуса хорошая окраска. Голова такого же цвета, что и покрытая пылью земля, а тело темное. Хищники принимают его за куст. Как только хищник приближается, страус вскакивает и убегает.

 Кстати, страусы настолько хорошо защищены от хищников, что живут до 70 лет!

Обычной пищей страусов являются растения — побеги, цветы, семена, плоды, но при случае они поедают и мелких животных — насекомых (саранчу), рептилий, грызунов. Поскольку у страусов нет зубов, для измельчения пищи в желудке они глотают мелкие камешки, а зачастую и всё, что им попадается: гвозди, куски дерева, железа, пластмассы и т. д. Страусы могут длительное время обходиться без воды, получая влагу из поедаемых растений, однако при случае охотно пьют и любят купаться.

Львы– выступление уч-ся Гришкевич Е.

Львы- хищники. Они питаются зебрами, антилопами гну, буйволами.

Охотятся львы преимущественно ночью.

Павиан

Жираф

Познакомимся еще с одним жарким районом. Напомните мне, как он называется?

Тропические леса.

- Что вы знаете о тропических лесах?

Рассказ учителя

В этих лесах всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Многие деревья достигают огромной высоты — 50-60 метров. Это высота 15-20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними — еще и еще меньше. А в самом низу на земле — кусты, папоротники, травы...

Цепкие лианы, как змеи, обвивают стволы, перебрасываются с одного дерева на другое.. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся.

А какое многообразие деревьев можно встретить в этих лесах. Это и высоченные пальмы с пышным пучком листьев на верхушке, и  бананы, которые  свесили до земли широкие и длинные, как полотенца, листья и гроздья спелых плодов, и даже фикусы.

Много разных птиц и зверей бегает, летает, ползает в лесной чаще.

Ребята, в тропических лесах также проживают наши друзья слоны.

Индийский слон

Видеоролик про индийских слонов.

Индийский слон – очень умное животное, он легко поддается дрессировке, выступает в цирке.

Индийские слоны живут в тропических лесах. Давайте обратимся к карте, и узнаем, где же живут индийские слоны.

Работа с картой.

Откроем свои учебники на стр. 15 и посмотрим, какие еще животные проживают в саванне.

Павлины Софронова Н.

Павлин — самая красивая из птиц.

Главное украшение павлина -это хвост.

Питаются павлины зернами диких и культурных растений, при случае совершая набеги на поля. Между прочим длинный хвост совершенно не мешает павлинам ловко передвигаться в зарослях.

По природе своей павлины «немногословны», но перед дождем любят кричать. Голос павлина также знаменит, но с другой стороны. Крик у этой птицы очень резкий и немелодичный, больше всего напоминает вопль кошки, которой наступили на хвост.

Черепахи Романёва А

Панцирь — это особое костное образование, которое не встречается больше ни у каких позвоночных животных.

По характеру питания черепахи делятся на растительноядных и хищных. Исключительно растениями питаются сухопутные черепахи, поскольку на суше догнать добычу им не под силу. Черепахи предпочитают поедать сочные корма, при случае с удовольствием лакомятся дынями, арбузами, ягодами. Пресноводные черепахи питаются преимущественно рыбой, раками, червями, улитками, личинками насекомых, иногда поедают водную растительность, яйца крокодилов и падаль. Изредка им удается поймать крупную добычу — водоплавающую птицу или змею.

Питоны– выступление уч-ся Юминова Н.

В среднем длина большинства видов составляет 3-6 м, а размер самого крупного сетчатого питона достигал 10 м при весе в 100кг!

Змеи любят воду, они охотно плавают и иногда могут преодолевать вплавь большие расстояния между островами. Все виды питонов неядовиты и убивают своих жертв только силой собственных мышц.  Свою добычу они обвивают кольцами тела, душат, а затем заглатывают целиком. Небольшие питоны ловят мышей, крыс, кроликов, фазанов, голубей, попугаев, диких кур и уток, крупные особи охотятся на обезьян, кенгуру, молодняк диких свиней и оленей. Их добычей могут стать и мелкие домашние животные (козы, поросята).

После сытного обеда питон может обходиться без пищи несколько недель или месяцев, максимальная продолжительность голодовки, известная у этих рептилий, составляла 1,5 года!

По характеру питоны не воинственные змеи. Заметив опасность издалека, они стараются уползти как можно быстрее, если же враг застал питона врасплох, то он громко шипит, отчаянно кусается и может нанести своему обидчику довольно глубокие, но не смертельные раны.

Крокодилы  Трофимова К.

появились на нашей планете 200 млн лет назад и жили бок о бок с динозаврами. Но потом динозавры вымерли, а крокодилы сохранились до наших дней. Сейчас на Земле их 22 вида.

Закрепление материала 

Учитель – Ребята, а что такое Контурная карта - это карта, на которую схематически нанесены очертания государств, стран мира, моря, океаны и реки.

РАБОТА В ПАРАХ.

Я предлагаю поработать в парах и обозначить, где живут слоны. Возьмите жёлтый и зелёный карандаш. На партах лежат листочки, на которых изображена  контурная карта. Я предлагаю жёлтым закрасить, то место, где проживает африканский слон, а зелёным, где живёт индийский.

РАБОТА В ГРУППАХ.

- Я предлагаю поработать в группах и создать мини – проект. 1 группа создаёт проект «ЖИВОТНЫЕ САВАННЫ», 2 ГРУППА – «ЖИВОТНЫЕ ТРОПИЧЕСКИХ ЛЕСОВ», 3 – «ПИЩА СЛОНОВ»

Учебная диагностика. 

  1. В каком районе вы побывали?
  2. Какая была погода?
  3. Какие растения были вокруг?
  4. Какие животные встретились?
  5. Чем похожи тропические леса и саванны?
  6. Можно ли встретить одних и тех же животных в этих разных районах земли?


Рефлексия.

А вам нравятся слоны?

А теперь возьмите в руки ЯБЛОЧКИ. И дополним ими  наше лукошко. Если вы поняли тему сегодняшнего урока – красные, если затрудняетесь – оранжевые.

Спасибо!

Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру по теме "Сколько живут растения", 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Материалы презентации знакомят учащихся с правилами определения возраста деревьев; знакомят с типами и отличительными чертами однолетних, многолетних и двулетних растений. В конце учащимся предлагаетс...

Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....

Презентация по окружающему миру 2 класс "Сколько живут растения", УМК Перспективная начальная школа

В данной презентации использованы фотографии однолетних, двулетних и многолетних растений....

Классный час на тему:"Живут в России разные народы с давних пор"

Создание условий для формирования представлений о России как многонациональной стране, о дружественных отношениях между ними....

Классный час "Живут в россии разные народы с давних пор"

laquo;Живут  в России давние народы с давних пор»Цель: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране, о дружественных отношениях между ними....