Классный час на тему:"Живут в России разные народы с давних пор"
классный час (4 класс) на тему

Масюкевич Светлана Николаевна

Создание условий для формирования представлений о России как многонациональной стране, о дружественных отношениях между ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_klassnogo_chasa.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема классного часа: Живут в России разные  народы с давних пор.

Цель: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране, о дружественных отношениях между ними.

Задачи:

Образовательные:

актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы, познакомить детей с различными национальностями России.

Развивающие:

совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

Воспитательные:

воспитывать уважение к культуре, традициям,  языку разных народов;

прививать любовь к Родине, дружеские отношения к людям разных национальностей.

Ход классного часа

I. Беседа по теме:

- Ребята, перед вами кроссворд, давайте его разгадаем.

Вопросы к кроссворду:

Как называлось наше государство? (Русь)

Столица нашей Родины? (Москва)

От какого слова образовалось слово русский? (русичи)

Маленькая ячейка общества? (семья)

Торжественный символ России? (гимн)

На нем говорят.? (язык)

- Молодцы, давайте внимательно посмотрим на наш кроссворд.

- Скажите, какое слово мы с вами разгадали еще? ( Россия)

Звучит песня «Россия»

Учитель: Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая!

- Скажите полное название нашего государства?(Российская Федерация)

-Без чего не может существовать ни одно государство? (символов)

- Какие символы России вы уже знаете? (герб, гимн, флаг)

-Что такое герб, гимн, флаг?

Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города.

“Гимн” - слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”

Флаг -прямоугольное полотнище

- Перед вами различные  изображения гербов и  флагов, выберите верное.

-Как вы думаете, какова численность населения нашей страны?

-По данным последней переписи населения, которая проходила в 2010 году, население России составляет более 142 миллиона человек.

-А как назвать всех людей, живущих в нашей стране?

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 180 национальностей и народностей.

Ученик читает стихотворение В.Степанова:

Живут в России разные

 Народы с давних пор.

 Одним тайга по нраву,

 Другим - степной простор.

 У каждого народа

 Язык свой и наряд.

 Один черкеску носит,

 Другой надел халат.

 Один - рыбак с рожденья,

 Другой - оленевод,

 Один кумыс готовит,

 Другой готовит мед.

 Одним милее осень,

 Другим милей весна.

 А Родина Россия,

 У нас у всех одна.

-Что такое нация? Национальность?

Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.

Национальность - принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.

II. Мы отправляемся с вами в путешествие по нашей стране.

Центральная Россия (слайды)

Центральная Россия - самый заселенны район страны. В нем проживает 5 часть всего населения России. В том числе и мы с вами. Наши предки - славяне, издавна жили в этих местах. Главное богатство - непроходимые дремучие леса, в которых водилось много пушного зверя, ягод, грибов. Реки были полны рыбой. Все это привлекало сюда людей.

История русского народа неразрывно связана с центральной Россией.

Южная Россия (слайды)

Самый многонациональный район России Северный Кавказ. В нем проживают представители более 100 народов. Один только Дагестан является исторической родиной для 30 народов - авганцев, лакцев, лизгин, недаром Дагестан называют страной языков.

Народы Кавказа издавна славились как отличные воины, наездники и стрелки. Кавказская земля необычайно плодородна, поэтому население занимается земледелием, садоводством.

Поволжье (слайды №)

На востоке европейской части России протянулся район - Поволжье. Разные народы поселились здесь. Например: Калмыки. 300 лет назад они жили в Западном Китае, но многочисленные войны вынудили калмыков искать новую Родину, почти весь народ покинул Китай и переселился в Россию, Поволжье.

Калмыки говорят на калмыцком языке, похожем на язык монголов. Калмыки пасут лошадей, овец, верблюдов.

Урал (слайды)

В центре нашей страны расположен удивительный край- Урал. Природные богатства привлекали на Урал людей самых разных национальностей. И сейчас этот край остается одним из самых многонациональных в России.         Например: башкиры. Название этого народа переводится как "волк-вожак". По древней легенде, именно волк был предком башкир - отличных наездников и стрелков.

Западная Сибирь (слайды)

Современная Западная Сибирь - самый заселенный район Сибири. Здесь проживают более 15 миллионов человек. Главным богатством западной Сибири это крупнейшее месторождение нефти, газа, угля. Настоящая кладовая!

Говоря о Сибиряках, мы, подразумеваем не только русских, но и представителей других народов и народностей. Коренных народов Сибири около 3 десятков. Самые многочисленные - якуты, буряты, тувинцы. По всей Сибирской тайге расселились почти 25 тысяч эвенков. Алтайцы и шорты предпочитают горы. Ханты и манси издавна обитают на равнине между реками Обь и Енисей. А вот ненцы, секульпыхорошо приспособились к жизни в Тундре. Северные окраины дальневосточной земли населяю эскимосы, чукчи, коряки. Они добывают рыбу и морского зверя.

Эвенки - называют "индейцы Сибири". Представители этого народа потомственные охотники, искусные следопыты и хотя численность не превышает 39 тысяч расселены эвенки от Восточной Сибири до Приморья.

Самый многочисленный народ Сибири - якуты. Их насчитывается 380 тысяч. Занимаются разведением рогатого скота, охотой, рыболовством.

Средин народов Сибири есть и совсем малочисленные - кеты. Их насчитывается не много более тысячи человек. Живут они в тайге. Похожи кеты на американских индейцев. Никто не понимает их языка.

Велика наша Сибирь, много в ней разный народов. Сохраняя свои языки и обычаи они живут единой семьей, помогают друг другу.

Карта России (слайд №29,30)

Наша страна настолько большая, что на территории России могли бы разместиться целые материки, такие как Австралия и Антарктида. Россия граничит с 14 странами. Протяженность границ около 600 тысяч км. Наша страна - многонациональное государство. В России более 130 различных народов. У каждого народа свои обычаи, традиции, культура и язык.

III. Физкультминутка (под музыку С.Ротару "Я, ты, он, она- вместе целая

IV. Великая Отечественная Война

Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Тысячи юношей и девушек по всей стране встречали рассвет на выпускных балах. Ничто не предвещало беды.

Такою все дышало тишиной,

Что вся Земля еще спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

 И вдруг……(слайд 2) (аудио запись голоса Левитана о начале воны)

Из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Июньской ночью 1941 года на нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения:

- 190 дивизий, свыше 4000 танков,

-более  47 000 орудий и минометов,

- около 5000 самолетов,

- до 200 кораблей.

Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы. Все, от мала до велика встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

Фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на

возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы нашей страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза русские иукраинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки имордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены,таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР.

Мы из разных собрались дивизий.
Вот латыш – Москву он защищал,
Смуглый уроженец Кутаиси,
Русский, что махоркой угощал,
Белорус и украинец рядом,
Сибиряк, что шел от Сталинграда,
И эстонец… Мы пришли за тем,
Чтобы счастье улыбнулось всем!

Уже с первых дней войны беспримерный героизм солдат и командиров различных наций и народностей Советского Союза в серьезной степени сорвал планы немецкого наступления, затормозил продвижение вражеских войск, а затем обеспечил перелом в ходе войны и ее победоносное завершение. Оборона Брестской крепости, Кавказа, Ленинграда, Московская, Сталинградская, Курская битвы и другие славные страницы истории Великой Отечественной войны

34 миллиона 476 тысяч человек, призванных в годы войны в Красную Армию, представляли 151 нацию и народность. И всех их – рядовых и командиров, пехотинцев и танкистов, летчиков и моряков, артиллеристов и кавалеристов, связистов и врачей – сынов и дочерей всех народов Советского Союза объединяло одно: отстоять независимость Родины, уничтожить ненавистный фашизм.

Высшую степень героизма в годы войны проявили 11 635 воинов, ставших Героями Советского Союза. Из них: русских – 8182, украинцев – 2072, белорусов – 311, татар – 161, евреев – 108, армян – 99, казахов – 96, грузин – 89, узбеков – 69, чувашей – 44, азербайджанцев — 43 и других.

В самый напряженный момент боя за деревню Чернушки, когда огонь вражеского пулемета прижал роту атакующих красноармейцев к земле, русский парень рядовой Александр Матросов грудью закрыл амбразуру вражеского дзота. Пожертвовав собой, Матросов обеспечил успех наступления и спас десятки жизней товарищей. Отважному воину было присвоено звание Героя Советского Союза. За время войны подвиг Александра Матросова повторили 300 человек.                Абхаз, старший сержант Габлия Варлам Алексеевич, командир минометного расчета. Прошел всю войну, освобождал города Европы, был 6 раз ранен, но каждый раз после госпиталя возвращался в строй. В марте 1945 года под городом Эстергом (Венгрия) четверо суток вел бой в составе батальона в отрыве от главных сил бригады, уничтожив большое количество живой силы противника. Был ранен, но с поля боя не ушел.                                                                        Чеченец, старший сержант Ханпаша Нурадилович Нурадилов, командир пулеметного взвода 5-й кавалерийской дивизии. Лично уничтожил около тысячи фашистов. Погиб в бою.                        Башкир, старший сержант Сутулов Григорий Алексеевич, командир отделения пешей разведки. Во главе разведывательной группы одним из первых преодолел реку Одер. В бою на плацдарме обеспечил командование необходимыми разведывательными данными о противнике, чем способствовал успешному наступлению войск.

Карачаевец, Осман Мусаевич Касаев, 10 августа 1941 г. создал партизанский отряд, впоследствии командир 121-го партизанского полка, действовавшего в Могилевской области. 17 февраля 1944 года при переходе между населёнными пунктами в Березинском районе, на колонну партизан налетели фашистские самолёты. Осман Касаев схватил ручной пулемёт и с колена дал ряд очередей по самолёту. В эту минуту гитлеровцы сбросили ряд мелких бомб. Касаев был  смертельно ранен. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза

Блокада Ленинграда

Захватить Ленинград для фашистов было очень важно.

В сентябре 1941 года гитлеровцы окружили город, отрезали Ленинград от всей земли. Вокруг Ленинграда образовалось кольцо. Казалось, чуть-чуть  и враг войдет в город, ступит на исторические камни своим кованным сапогом.

Но, нет! Все Ленинградцы поднялись на защиту города. Стали строить оборонительные сооружения. Враг не мог взять город.

  Фашисты хотели сломить Ленинградцев, , но измученные, голодные горожане не сдавались: выпускали оружие, шили одежду, вязали теплые вещи. Все ленинградцы свято верили, что победят.

Только зимой 1941-42 гг в блокадном Ленинграде сиротами остались более 30 тысяч детей. Когда город освободят от блокады, не знал никто.                                Детей по возможности эвакуировали. Но из-за постоянных бомбежек ладожскую трассу длиной тридцать километров приходилось все время ремонтировать. Ее всякий раз практически отстраивали заново. Детей было решено отправить в глубокий тыл – на Кавказ.

Аул Бесленей

В августе 1942 года многие жители аула, рискуя жизнью, приютили 32 ребенка, вывезенных из блокадного Ленинграда. Эти дети, потеряв своих близких, обрели новых матерей и отцов, получили достойное воспитание.

13 августа 1942 года на окраине аула Бесленей, что в Карачаево-Черкесии, остановились четыре подводы с умирающими детьми. Это были дети, эвакуированные из блокадного Ленинграда. Уже почти пять месяцев они находились в пути. Позади оставались кубанские станицы, горные аулы, жители которых жалели ребятишек, выносили им хлеб, давали воду, но брать на постой категорически отказывались...

"В те дни практически все жители аула находились в поле. Убирали пшеницу и кукурузу, – рассказывает жительница Бесленея Римма Патова. – Уже было известно, что немцы вот-вот войдут в аул. Было приказано: с полей все убрать и отправить на фронт".                                Весть о том, что у речки Большой Зеленчук стоят подводы с умирающими детьми, принесли взрослым вездесущие мальчишки. Их же и послали за председателем колхоза Хусином Лаховым.        Тот в свою очередь срочно собрал совет старейшин.                                На многих из детей, находящихся на подводах, из одежды были только трусы. Почти все они были опухшими. Почти все молчали. А те, кто могли говорить, в бреду звали матерей.                                                                                                        Мурзабек Охтов протянул руку девочке, которую звали Катя Иванова, и сказал: "Иди ко мне, мы одной крови – люди ведь".                                                                        Сагид Цеев взял Володю Жданова.  Марика, который до сих пор не знает своей родной фамилии, увела Кукра Аргажанокова, а Алешу Сюськина - Кулистан Патова."Мама сказала, мол, у меня пять платков (это значит пять дочерей), хотя бы одна шапка была, то есть мальчик", - говорит дочь Кулистан Патовой Римма.                                                Когда муж Кулистан Абдул Кирим вернулся с фронта в аул, ему, еще не дошедшему до дома, сообщили, что пока он воевал, у него появился сын.

 Этот памятник посвящен всем матерям, которые отправили своих мужей на фронт и с риском для собственных детей спасали чужих, которые жестокой волею судьбы потеряли все. Никто здесь не сказал, что ленинградские дети — чужие. Это памятник любви, человечности, величия духа наших женщин, матерей Бесленея, Карачаево-Черкесии, России в целом. Ибо нет на земле более высокого звания, чем звание матери, олицетворяющее великие традиции, воплощением которых является этот памятник. Низкий поклон вам, — сказал президент Карачаево-Черкесии.
Теперь красивый и трогательный памятник женщине-матери, обнимающей ребенка, будет вечным напоминанием о том, что именно благодаря таким людям в тылу и на фронте— сильным, терпеливым, открытым и любящим — мы выиграли войну, благодаря им мы можем гордо называть себя потомками воинов-победителей.

Землетрясение в Ташкенте (столица Узбекистана)

26 апреля 1966 года в 5 часов 23 минуты утра по местному времени в Ташкенте произошло разрушительное землетрясение, сейсмический эффект в эпицентре превысил 8 баллов по 12-балльной шкале сейсмической интенсивности.                                                                 Стихия разрушила город почти до основания. Без крова остались более 300 тысяч человек. Восстанавливать столицу тогдашней Узбекской ССР приехали тысячи людей из регионов России и из союзных республик. Всего за три года последствия катаклизма были полностью преодолены, а сам Ташкент, благодаря новостройкам, вырос почти вдвое. Более 15 тысяч семей в организованном порядке и с их согласия были переселены в другие города Узбекистана и других союзных республик. Дети из Ташкента отдыхали в пионерских лагерях 94 областей СССР.                                                Следы той эпохи хранят стены ташкентских домов, построенных бригадами из Киева и Ленинграда, Москвы и Череповца, Волгограда и Нижнего Тагила...  Город стал символом братского единения народов СССР - «Столицей дружбы и тепла»

Карачаево-Черкесия

Республика, в которой мы с вами живём тоже многонациональна.

В ней живут карачаевцы, черкесы, русские, казаки, абазины, ногайцы, осетины, армяне, украинцы много-много разных национальностей. Все они живут  в дружбе. Все они живут, как одна семья, уважая друг друга, помогая друг другу, в трудные минуты, вместе радуются и разделяют горести и печали.

-Придя в 1-ый класс, разве вы спрашивали друг друга, какой ты национальности. Мы вместе учились, трудились и отдыхала. Дружно играли, готовились к праздникам- учились дружить. И именно с этой школьной дружбы всё и начинается: уважение друг к другу, любовь к Родине.

- Действительно, мы такие разные - взрослые и дети Земли: мы разговариваем на разных языках; по-разному одеваемся; выглядим по-разному.                                        - Вы пока ещё дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, от того, научились ли вы дружить с детства! Будьте добрыми, терпимыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей и свою Родину. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Мы граждане России"

Классный час "Мы граждане России"...

Классный час по теме: "Я - гражданин России", посвящённый Дню Конституции

Знакомство учащихся с основными государственными символами и Конституцией современной России, представление ученикам образа России как огромной многонациональной страны, во главе которой её столица - ...

классный час на тему "Моя Родина-Россия"

классный час, направлен на формирование понятия "Родина", "Малая Родина", знакомит с символикой России и республики Башкортостан"...

Классный час по теме: «Государственные символы России»

Классный час разработан в целях гражданственности и патриотизма учащихся начальных классов...

Классный час на тему «Крым и Россия - мы вместе»

Методическая разработка классного часа на тему «Крым и Россия - мы вместе» для 3 класса...

Открытый классный час на тему "Народные промыслы России" з класс

Данный материал содержит презентации учителя и учеников. Методическая разработка классного часа соответствует схеме анализа классного часа....

Сценарий классного часа на тему: «Я гражданин России»

Сценарий классного часа на тему: «Я гражданин России» ...