Открытый классный час на тему "Народные промыслы России" з класс
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Брянцева Любовь Сергеевна

Данный материал содержит презентации учителя и учеников. Методическая разработка классного часа соответствует схеме анализа классного часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Народные промыслы России»

Цели занятия:

Воспитательные

  • приобщать подрастающее поколение к великим ценностям русской культуры;
  • воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа;
  • воспитывать эстетический вкус

Развивающие

  • развивать образное мышление;
  • развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Обучающая

  • Знакомство с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Матрёшка, Богородская игрушка, Дымковская игрушка, Старооскольская глиняная игрушка, Филимоновская игрушка, Городецкая роспись, Гжель, Хохлома)

Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Народные промыслы России».

Организационный момент

Учитель предлагает тему мероприятия и. опираясь на бытовой опыт обучающихся, актуализирует ее.

Обучающиеся участвуют в обсуждении темы.

Основной этап

Учитель и 6 учеников, которые подготовили самостоятельно  демонстрируют презентацию, сопровождая ее небольшими сообщениями о наиболее известных народных промыслах России.

Осмысление материала, обучающиеся знакомятся с изделиями народных промыслов, представленных на слайдах.

Рефлексия

Викторина

Обучающиеся размышляют о своей роли в сохранении и изделий народных промыслов.

ХОД мероприятия

I.Вступительная беседа

-Россия  испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

Скорее всего, вы помните знаменитых русских мастеров, описанных в литературе Данила мастер, Левша и другие

-Какие народные промыслы вам известны? Что вы о них знаете?
Народные промыслы России представлены многообразием направлений: производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

II. Основная часть
1. Русская матрёшка (Селезнева Софья)

  • История. Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах 19 века, в период бурного экономического и культурного развития страны.
  • Как выглядит матрёшка? Матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха
  • Почему матрёшку так назвали? Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёшка считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь».
  • Музеи. В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтиевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Нолинске, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде.
  • Какие краски используют мастера? Мастера отдают предпочтение гуаши, реже используют масляные краски.

2. Богородская игрушка (Тюкина Василиса)

  • История. Сергиев Посад и его окрестности считались историческим центром игрушечного дела в России. Его называли «русской игрушечной столицей» . Самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской». Уже с 18 века жители села Богородское занимались объемной резьбой по дереву, хотя точной даты происхождения промысла сказать никто не может.
  • Современность. В настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует распространинию богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию. Среди советских мастеров Богородской резьбы — Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов и другие.
  • Музеи, где можно посмотреть Богородскую игрушку: Государственный исторический музей в Москве на Красной площади, Государственный русский музей в Санкт-Петербурге, Музей народного искусства им. С.Т. Морозова в Москве, Художественно-педагогический музей в Сергиевом-Посаде

3. Городецкая роспись (Кряжев Денис)

  • История. Городецкая роспись русский народный промысел. Существует с середины 19 века. Держит свое начало от резных городецких прялок. Фигуры вырезались из дерева тёмного морёного дуба вставлялись в соответствующее по форме углубление донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской
  • Со второй половины 19 века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.
  • Современность. В нижегородских росписях можно различить два типа — Павловские и Городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов.
  • Музеи. Городецкий краеведческий музей, музей шкалок.

4. Гжель (Самсонкина Кристина)

  • История. Издавна Гжель славилась своей глиной. К 1812 году в Гжели насчитывалось 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. Игрушки делали в виде птиц и зверей .Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. В стиле гжель сделано много игрушек и посуды. Узоры на них настоящие чудо. Очень часто на гжель встречаются цветы. Каждый узор сделанный в стиле по своему красив и повторить его не возможно.

5. Дымковская игрушка (Попов Семён)

  • История промысла. Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года 20 века.
  • Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.
  • Технология. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима. Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.
  • Коллекция. Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей. В марте 2011года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции.
  • Значение дымковской игрушки. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю. Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов.
  • Этапы работы. 1. Грунтовка. Раньше мастерицы в Дымково покрывали игрушки известью, разве денной на молоке, что придавало им кроме белизны еще и водостойкость. В современных условиях для побелки используется белая водоэмульсионная краска с добавлением мела. 2. Роспись. Исторически краску для росписи дымки получали путем смешивания природных и анилиновых красителей с яичным белком. В настоящее время в качестве пигмента лучше всего использовать синтетическую (поливинилацетатную) темперу, так же разведенную на яичном белке.

6. Хохлома (Мелёхин Лев)

  • Роспись. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
  • История. Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. На  сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные.
  • Первая версия. О наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.
  • Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «старообрядцев», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».
  • Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента. В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
  • Вторая версия. Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества[2]. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка
  • Центры росписи. В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д. Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью
  • Место на карте.

III. Рефлексия

А теперь проведём викторину.

Вопрос: Какие виды промыслов указаны на слайде?

Предлагаю вам раскрасить матрёшку.

Выставка.

IV. Итог:

С какими народными промыслами России мы познакомились?

Какую роль мы можем сыграть в сохранении промыслов России?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час для обучающихся 6-7 классов с ограниченными возможностями здоровья по профилактике здорового образа жизни

Классный час «Наркотикам – Нет!»Цель: Формирование ценностного отношения обучающихся  к своему здоровью.Задачи: - способствовать выработке негативного отношения обучающихся к употреблен...

Открытый классный час " ЖЕМЧУЖИНЫ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ"

Создать у детей  представления о многообразии  существующих видов народных промыслов  на территории России....

классный час "Жемчужины народных промыслов"

Народные промыслы России -  огромное духовное  богатство,  оно доносит до нас культуру прошлых поколений.Народные промыслы – это гордость России.Искусство народных промыслов – это связу...

Открытый классный час для учащихся 2 - 5 классов проводимый в рамках месячника военно – патриотического воспитания. «Я видел седых детей…»

middot;         воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.·...

Открытый классный час в 1 классе в рамках Недели классных руководителей "Вежливости открыты все дороги"

Направление: нравственно-этическое.Форма проведения: игра «Цветик – семицветик».Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливомповедении.Задачи:1. Науч...

Классный час: "Отражение народных промыслов в картинах русской природы."

Игра-путешествие: установить связи между народными промыслами и временами года....

Конспект открытого классного часа "Почему бывают драки?" 4 класс коррекционная школа

Целью данного мероприятия является сформировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитать привычку достойно вести себя в конфликтной ...