Классный час: "Отражение народных промыслов в картинах русской природы."
классный час (3 класс)

Лаптева Светлана Викторовна

Игра-путешествие: установить связи между народными промыслами и временами года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrazhenie_narodnyh_promyslov.docx628.99 КБ

Предварительный просмотр:

ОТРАЖЕНИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

В КАРТИНАХ РУССКОЙ ПРИРОДЫ.

3 КЛАСС

Автор: Лаптева Светлана Викторовна, учитель начальных классов

Форма: игра-путешествие

Цель: установить связи между народными промыслами и временами года.

Задачи:

  • способствовать развитию творческой активности у учащихся;
  • развивать связную речь, умение выражать свои мысли;
  • воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Оборудование: компьютер, проектор, классная доска, раздаточный материал, музыка, краски, кисти, баночки, палитры.

Ход классного часа 

I.        Вступительная часть. Актуализация знаний.

Сегодня необычный день. Мы проводим классный час, посвященный красоте, которая окружает нас и окружала наших предков. У нас с вами гости, посмотрите, улыбнитесь. А к нам  тоже пришел необычный гость, а вы узнаете, отгадав загадку:

Все в Цветочном городишке

Знают этого мальчишку.

Коротышку и зазнайку,

Беззаботного …

(Незнайку)

Незнайка: - Привет, ребята! Сегодня на улице такая противная погода: светит солнце в глаза, поют птицы, ужас. А совсем недавно была зима, то сосульки текут, то руки мерзнут, а скоро начнут кусать комары. Ужас. А самое противное время года – это осень, придется снова идти в школу.

Ребята, а вы тоже не любите все времена года?

Нет, да… (обсуждение)

Учитель: Очень здорово, что вы, в отличие от Незнайки, любите осень, зиму, весну и лето. Давайте сегодня совершим путешествие по всем этим чудесным сезонам.

Незнайка: О, а давайте я отправлюсь вместе с вами, вдруг мне тоже понравится узнавать что-то новое. Кстати, ребята, а что это у вас такое необычное лежит на парте? (Незнайка идет по классу и берет в руки кусочки пазла).

Учитель: Как здорово, что ты это заметил. Художники тоже любят рисовать разные времена года. Давайте попробуем собрать этот пазл и угадать, что же написал на картине художник.

(Дети собирают картины с летним, зимним, осенним, весенним пейзаже). 

  https://isoch.ru/assets/images/yuon/yuon-konec-zimy-polden.jpghttps://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/04/08/regnum_picture_1460073300743624_normal.jpg

К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень»      И.И. Левитан «Весна. Большая весна».

https://i.artfile.me/wallpaper/01-05-2010/1920x1200/shishkin-dubovaya-roscha-risovannye-prir-489816.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/936467/b4171219-8c4b-472b-a8b2-badb9ea7c1fc/s1200

           

И.И. Шишкин «Дубовая роща».            В. Д. Поленов «Золотая осень».

Учитель: Как назвать одним словом картины, которые у нас получились? А что такое пейзаж?

Пейзаж-это изображение природы!

А что же такое природа? Правильно, животные, деревья, цветы, насекомые всегда интересовали и вдохновляли творческих людей. На Руси люди отражали свою любовь к природе через вещи, сделанные своими руками.  Давайте вспомним, какие вы знаете народные промыслы.

Дети: Хохломская посуда, гжель, городец, дымковка, жостовский поднос, полхов майдан.

  1. Основная часть

Учитель: Очень хорошо, а как вы думаете, какие народные промыслы можно сравнить с временами года?

У первой группы была картина Константина Юона «Конец зимы. Полдень», ребята, какие цвета использовал художник в своей работе? Вам они ничего не напоминают? (гжель).https://dulevo.ru/upload/iblock/ddf/ddf489d74db84076cf91149d2acadb56.jpg

А картина Поленова «Золотая осень», где художник использовал желтые, красные и черные оттенки, вам ничего не напоминает? Конечно же, это хохлома!https://i.artfile.me/wallpaper/15-09-2018/2880x1800/vektornaya-grafika-pticy--pticy-madeinki-1387090.jpg

У третьей группы была чудесная весна Исаака Левитана. Ребята, голубой оттенок весенней реки так похож на купавку и розан, характерные для какого народного промысла? (городецкая роспись).https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1336853/264f399d-eeeb-48b5-ad51-792444861618/s1200

И самое любимое время года всех детей и взрослых, в старину именно летом любили гулять нарядные барыни в ярких платьях. Иногда, мастера даже делали игрушки из глины с их изображениями. Где же это было распространено? (дымковская)https://puzzleit.ru/files/puzzles/56/55679/_original.jpg

Практическая работа.

Учитель: А давайте сейчас с вами применим наши знания на практике. У вас на столах лежат 3 конверта с разными птичками. Выберите себе ту птичку, которая вам больше понравилась.

Чтобы у нас получились разные птички,  вы будете тянуть фанты, на которых написано время года. И  мы с вами распишем ваших птичек как настоящие мастера в соответствующий  времени года народный промысел. А веселая народная музыка поможет нам настроиться на нужный лад. Незнайка, присоединяйся к нам!

Дети: Дети тянут фанты и начинают расписывать. (На фоне играет народная музыка)

IV. Выставка работ.

Учитель: Какие вы все молодцы, а сейчас давайте посадим наших чудесных птичек на дерево, чтобы мы все смогли полюбоваться их красотой.

V. Подведение итогов.

Учитель: Сегодня на уроке мы совершили увлекательное путешествие в мир народных промыслов. Незнайка, ты все еще не любишь наши времена года?

Незнайка: А вот и нет! Сегодня я узнал, что они могут быть очень красивыми и интересными. Скорее бы уже наступила настоящая весна, чтобы я мог надеть веселые штаны с городецкой купавкой. Сегодня же начну их шить.

Учитель: Я рада, что тебе понравилось. Ведь красота нашей русской природы нашла отражение в разнообразных узорах народных промыслов. Надеюсь, что сегодня, возвращаясь после школы домой, вы заметите эту красоту в набухших почках, в весенних лучах, ласковом солнышке и зеленой травке.

VI. Рефлексия

Список литературы:

1. Народные художественные промыслы; Искусство - Москва, 1986.

2. Народные художественные промыслы РСФСР; Высшая школа - Москва, 1982.

3. Русские художественные промыслы; Мир энциклопедий Аванта + Астрель - Москва, 2010.

4. Художественные ремесла и рукоделия России; М.: Пашков дом - Москва, 2008.

5. Горожанина С. В., Куценко Е. В. Народные художественные промыслы Подмосковья; Мелихово - Москва, 2006.

6. Классные часы: 3 класс; Авт.-сост. Т.Н. Максимова.-Москва.:ВАКО, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Образ защитника Отечества в картинах русских художников".

Конспект классного часа.Фирсова Ольга Андреевнаучитель начальных классовГБОУ СОШ №1738 им.авиаконструктора М.Л.Миля. Тема: «Образ защитника Отечества в картинах русских художников».Цели: Образова...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Картины русской природы" Перспектива 3 класс.

Проверочная работа по разделу "Картины русской природы" Перспектива 3 класс...

Открытый классный час " ЖЕМЧУЖИНЫ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ"

Создать у детей  представления о многообразии  существующих видов народных промыслов  на территории России....

классный час "Жемчужины народных промыслов"

Народные промыслы России -  огромное духовное  богатство,  оно доносит до нас культуру прошлых поколений.Народные промыслы – это гордость России.Искусство народных промыслов – это связу...

Тест по разделу "Картины русской природы"

Тест по разделу "Картины русской природы",3 класс .УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...