Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»
план-конспект урока по технологии (2 класс)

Ермоленко Василий Сергеевич

 

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Изучить технологию изготовления «Дымковской игрушки»;
  2. Научить выполнять лепку «Дымковской игрушки» из разных частей.

Развивающие:

  1. Применять средства выразительности при выполнении изделия «Дымковская игрушка»;
  2. Развивать воображения (воспроизводящее, творческое).

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином;
  2. Воспитывать индивидуальные творческие способности.

Оборудование для учителя: Образец, карта изготовления изделия, презентация

Оборудование для ученика: материалы: пластилин

Схема доски: план выполнения работы, критерии оценивания изделий

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Дата: 30.11.2021

Школа: №148

Класс: 2 «Е»

Урок: 4

Время:  13:25-14:05   Кабинет: 211

Студент: Ермоленко В.С.

Группа: 46

Учитель: Ашмарина В. Н.

Руководитель практики: Бондарь Е. Б.

Тема урока «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка»

Изделие Дымковская игрушка из пластилина

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Изучить технологию изготовления «Дымковской игрушки»;
  2. Научить выполнять лепку «Дымковской игрушки» из разных частей.

Развивающие:

  1. Применять средства выразительности при выполнении изделия «Дымковская игрушка»;
  2. Развивать воображения (воспроизводящее, творческое).

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином;
  2. Воспитывать индивидуальные творческие способности.

Оборудование для учителя: Образец, карта изготовления изделия, презентация

Оборудование для ученика: материалы: пластилин

Схема доски: план выполнения работы, критерии оценивания изделий

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и

Самоопределение к деятельности  
(30 сек)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Фронтальная форма работы

Словесный:беседа

Настроить учеников на работу.

Здравствуйте ребята, меня зовут Василий Сергеевич.

Сегодняшний урок технологии проведу у вас я.

Ответное приветствие

Приветствуют учителя.

Л: принимать и осваивать социальную роль

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(1-2 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная форма работы

Словесный метод.

Беседа

Наглядный: презентация

 -Мы с вами уже изучили два вида народных промыслов. Вспомните, какие именно.

А что в основном расписывают хохломской и городецкой росписью?

Какие особенности этих видов народных промыслов вам запомнились?

Народные промыслы славятся не только своей расписной посудой, но и игрушками. Сегодня мы поговорим о дымковской игрушке.

Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка. Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.

Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.

Как называют мастера, который работает с глиной?

 ГОНЧАР – это мастер, который работает с глиной.

Из истории дымковской игрушки

Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но Дымковскую игрушку ни с какой не спутать.

Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).

Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

Какие цвета брали для росписи игрушек?

(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

        В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

        Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках?

        (Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)

        Видите, как по - разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.

        в ряд;

        в шахматном порядке;

        в клетке между линиями.

        Обратите внимание на точки:

        между кольцами;

        на кольцах;

        по краю колец.

-Городецкая и хохломская роспись.

- Посуду, предметы быта.

- Такого мастера называют гончар

использование знаково-символических средств (П);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

П. - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

взаимооценивание (Л)

Презентация, слайды

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный метод. Диалог.

Наглядный: презентация

Учитель задает вопросы и подводит к теме урока

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

-Какую цель мы с вами поставим?

-Да, сегодня мы с вами изготовим дымковскую игрушку из пластилина

-Чему научимся на уроке?

-Верно!

Показываю образец изделия и задаю вопросы.

-Посмотрите на образец изделия (образец изделия из пластилина «Лошадка»)

-Из какого материала будет выполнятся изделие?

-Из какого количества деталей будет состоять наше изделие?  

-Из какого цвета будем делать лошадку?

-Каким способом оформлено изделие?

«Дымковская игрушка»

Слепить дымковскую игрушку из пластилина

Лепить дымковскую игрушку из разных частей

-Из пластилина

-Из многих, несколько деталей, хвост, туловище, голова, грива, ноги.

-Из разных ярких цветов

-Способом лепки из пластилина


П: анализ с целью выделения главного

Р: целеполагание

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Слады

ребус

"Открытие" детьми нового знания
 (2 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование

Фронтальная форма работы

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Знакомство с новым материалом. Открытие для учеников новых технологические сведений. -демонстрация выполнения образца поэтапно с фиксацией каждого этапа (по технологической карте, на презентации)

Посмотрите, какую дымковскую игрушку сделал я.

Анализ изделия

-Это простое или сложное изделие?

-Ребята, сейчас я вам буду объяснять, как выполняется данная работа.

-Какие инструменты и материалы нам понадобятся для работы?

-Проверьте все ли материалы и инструменты у вас есть на столах?

-Каким способом заготовлены детали для изделия?

-Ребята, сейчас я вам буду объяснять, как выполняется данная работа.

 Обратите на план работы над поделкой:

1. Подготовка материалов и инструментов к работе.

 2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части.

3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик.

4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку. 5. Оформление изделия: прикрепить лошадку на заготовленный картон-основу и завершить композицию.

Молодцы ребята, теперь можете приступить к выполнению работы.

Инструменты и материалы:

 Выделить место для работы с пластилином

  1. Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать пластилин в рот, засучивать рукава перед работой.
  2. После работы с пластилином привести в порядок рабочее место, очистить от пластилина доски, протереть стол мокрой тряпочкой.
  3. По окончании работы дети должны сначала тщательно вытереть руки влажной салфеткой, а затем вымыть руки.

Молодцы, теперь начнем с вами работу.

Представим себя в роли дымковских мастеров и начнём работу с более простой игрушки — лошадки.

Ученики смотрят этапы работы и запоминают, читают понятие «Заготовка». Ответы учеников.


П: структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Слайды

Первичное закрепление
(4 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная форма работы

Словесный объяснение

Наглядный – слайды

ПОВТОРЕНИЕ ЭТАПОВ

-Теперь давайте повторим план работы, что будет первым?

ПЛАН РАБОТЫ

1. Заготовка

2. Сборка

4. Оформление

Этот план будет прикреплен на доске, чтобы вы видели и не забывали порядок выполнения задания

Работа будет оценена по критериям, которые я прикрепила на доску

Критерии оценивания работы на уроке

1.        Аккуратность

2.        Законченность

3.        Оригинальность

Сначала нужно приготовить заготовки из пластилина: хвост, лапки, крылья, клюв, туловище, голова.

Далее собираем всю работу, аккуратно легким движением прикладываем заготовки друг к другу

Оформляем работу на картоне, делаем ее оригинальной

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: структурирование знаний

Презентация слайды

Динамическая пауза

Организация проведения физминутки видеоролик

Давайте с вами сейчас разомнем пальцы рук и всё остальное тело

Ученики повторяют движения

Р: принимать и сохранять учебную задачу

видеоролик

Самостоятельная работа с самопроверкой

(20 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная

Словесный: объяснение

Ученикам даётся задание выполнить изделие из пластилина «Лошадку»

-Можете начинать работать, план у вас на доске, сборка и все остальное на слайде

-оказание индивидуальной помощи

-организация взаимопомощи

-конструктивная критика

-поощрение

Ученики начинают выполнять работу

Р: эмоциональный настрой

Иллюстрации на доске, кисти, гуашь

Включение в систему знаний, повторение

(7 мин)

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

 

Словесный

Ф

Словесные: беседа

Наглядный: показ работ

Обобщение материала урока, Спрашиваю о теме, целях

Какая тема урока?

-Ребята, какая цель была сегодня на уроке?

Чем мы занимались?

Что такое заготовка?

-Чему мы с вами научились?

Молодцы!

-Давайте теперь оценим ваши работы, для оценки выходит первый ряд со своими работами, оцениваем работу по критериям, которые прикреплены к доске (хвалю учеников всех, говорю о достоинствах каждой работы)

Молодцы ребята!

У кого работа не завершена обязательно доделайте её дома!

-Далее выходит второй ряд (оцениваем работы учеников)

-Молодцы

Выходит третий ряд с игрушками из пластилина (оценка по критериям)

УРОК ОКОНЧЕН!

-Контроль за уборкой рабочих мест

-Организация контроля за уборкой рабочих мест

-«Дымковская игрушка»

-Слепить лошадку из пластилина

-Лепили лошадку из разных частей

-Заготовка – это полупродукт, для изготовления чего-нибудь

-Научились выполнять игрушку «Лошадка» из пластилина

Ученики оценивают работу по критериям оценки

Уборка рабочих мест

Самоконтроль

Р: планирование

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося

М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка

Слайды

Презентация

Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Городецкая роспись» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями городецкой росписи и их историей.Задачи урокаДидактические:Формирование знаний о значении понятий «городецкая роспись»;Формирование умений...

Технологическая карта урока ИЗО «Игрушки в нашем доме.Роспись дымковской игрушки» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения дымковских игрушек; формирование умений выполнять роспись дымковской игрушки.  Задачи уро...

Технологическая карта урока технологии ««Птица счастья» Изделие Птица в технике оригами» А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию умений выполнять изделие «Птица счастья» способами обработки бумаги – сгибанием, складыванием; формирование умения складывания изделий ор...

Технологическая карта урока технологии Проект «Аквариум» Изделие-аппликация «Русалка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию умений выполнять аппликацию из разных частей; освоение технологии аппликации.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления аппликации «Ру...

Технологическая карта урока технологии "Народные промыслы. Дымково"(УМК Перспектива,2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения росписи изделия элементами дымковской росписи.Задачи урока:Дидактические: 1.Познакомить обучающихся с ос...

Технологическая карта урока Истории «Народные праздники в пору осеннего равноденствия» (2 класс УМК Перспектива)

Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: формирование у обучающихся представления народных праздниках в пору осеннего равноденствия. Задачи урока Дидактические:1...