Урок "Почему звенит звонок?"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

урок окружающего мира в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_1.ppt1.72 МБ
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: «Почему звенит звонок?»

1 класс

Форма урока: Урок-исследование.

Цель: познакомить учащихся с возникновением и распространением звуков.

Задачи: формировать первоначальные представления о звуке, его возникновении и распространении; показать разнообразие звуков окружающего мира; обеспечить опыт исследования.

Планируемые ожидаемые результаты: усвоить, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Всё запомнить и узнать.

II. Повторение изученного материала, выход на новую тему.


- Вспомним то, что узнали на прошлом уроке.

  Некоторые понятия прошлого урока нам поможет вспомнить сканворд.

                                                                                Слайд 1

- Давайте его разгадаем.

1. Шапки серые плывут,

    На прохожих дождик льют. (туча)        Слайд 2

2. Это кто такой садовник

    Полил вишню и крыжовник,

    Полил сливу и цветы,

    Вымыл травы и кусты,

    А как сумерки настали

   Нам по радио сказали,

   Что и завтра он придёт

   И польёт наш огород.   (дождь)                                         Слайд 3

- Расскажите, почему идёт дождь?

- Как называется такой дождь?           (косохлёст)                                Слайд 4

- Какие ещё названия дождя запомнили? (ливень – открываю, ситничек - открываю)                                                                                Слайд 5

- Про какое явление природы можем сказать холодный, порывистый, сильный, слабый, горячий (ветер)                                                        Слайд 6

Можно дать загадку

Неизвестно, где живёт,

Налетит – деревья гнёт

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймёшь.

- Кто может объяснить, как образуется ветер?

(После объяснения детей Слайд 7

Солнце нагревает воздух, который является лёгким, а холодный, ещё не прогретый всегда тяжёлый, он опускается вниз, вытесняя тёплый воздух, такое движение воздуха и образует ветер)

! Прослушайте (включаю грозу от 2 мин до 2 мин 26 сек ) и подумайте, как называется услышанное вами явление природы?  (гроза)                        Слайд 8

- Посмотрите, какое же слово мы с вами открыли? (звуки)

- О чём  будем говорить на уроке? (о звуках)

Выключаю эл.доску.

- Послушайте стихотворение и скажите, почему не слышна в классе тишина?

В нашем классе тишина

Почему-то не слышна:

То линейка упадёт,

То резинка пропадёт,

Влад                                         То Потапова под партой

Чей-то тапочек найдёт.  

Кто-то хрюкнет, кто-то гавкнет,

Кто-то скрипнет, кто-то чавкнет.

«Рты закрыли, сели ровно!»

Говорит Мария Львовна.-

Вера                                        «Будем слушать тишину».

Я чего-то, как чихну!

Засмеялся Витька сзади.

«Тише, тише !» - шепчет Надя.

Ничего опять не вышло,

Тишины у нас не слышно.

- так почему не слышно тишины? (ответы детей)

- Чем наполнен окружающий мир? (полный ответ)

Открываю запись на эл. доске: Окружающий мир наполнен звуками.       Слайд 9

- Какие звуки мы можем услышать вокруг себя?

Закроем  глаза, прислушаемся и угадаем.

! Прослушайте   1) включаю пение птиц)

                        2) режу бумагу

                        3) колокольчик

                        4) лью воду в стакан

! Прослушайте   5) включаю к Элизе Бетховен

                        6) хлопаю

! Прослушайте           7) включаю шум прибоя

- Чудесно, всё угадали. Какой сделаем вывод?

(Окружающий мир наполнен разнообразными звуками)

Загадка.

Никита П                 Кулик не велик,

Целой сотне велит.

То сядь да учись,

То встань, разойдись.  

- Может это колокол? Будильник? нет (школьный звонок) – позвенеть, если не

                                                                        догадаются          Слайд 10

- задумывались ли вы, Почему звенит звонок?  - открыть на зелёной доске

                Как возникают звуки?

- Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы. Смотрим видео с 1.44 до 5.55

На столе разложены до урока предметы: колокольчик, неваляшка, погремушка,

ксилофон, и др.

- Звучат ли сейчас эти предметы? (нет)

- Что надо сделать, чтобы они зазвучали?

- Почему предметы сначала молчали, а потом издали звук?

(Предметы от наших действий стали дрожать. Эта дрожь передаётся по воздуху, так рождается ЗВУК)

Физкультминутка.

                                                  Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

 Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу

Сядьте, дети а песок,

Продолжаем наш урок.

- Встаньте те ребята, у кого на столах карточки с изображением предметов.

Вы должны по моей команде издать звук предмета или голос животного, которые изображены на картинке. Остальные закройте глаза. Вы должны угадать, кто так звучит или говорит?

- А теперь откроем учебники на стр.38 и скажем, как художник изобразил, что предметы издают звук? (дугами)                                                Слайд 11

- А как бежит звук?         (невидимой волной)

- А теперь посмотрите на доску и ответьте, что забыл нарисовать художник?

На доску вывешиваю безухого зайца (уши)

После отгадки вывешиваю зайца с ушами.

        

- А почему я вдруг спросила про уши, зачем нам уши нужны?        Слайд 12

Уши – орган слуха. С их помощью мы слышим разные звуки.

(показ по слайду)

Посередине ушной раковины есть маленькое отверстие, через нег звук проникает внутрь уха и попадает в тупик. Дальше его не пускает тоненькая пластинка - барабанная  перепонка, от звука она дрожит и передаёт свои колебания среднему уху, которое еще пока ничего не слышит, колебания передаются в жидкость, которая находится во внутреннем ухе, вот оно то и воспринимает звук и передаёт сигнал в мозг.

- Ребята, а раз в ушах есть столь чувствительный орган – барабанная перепонка, как нужно относиться к ушам? (бережно)

- Как это бережно? (ответы детей)

Прочитаем вывод в учебнике на стр 39 и посмотрим  Слайд 13

- У вас на столах сигнальные карточки синяя можно, красная - нельзя

Читаю

  1. Слушать тишину.
  2. Слушать красивую музыку в наушниках на природе.
  3. Громко распевать любимую песню.
  4. Поковырять в ушах ватной палочкой.
  5. Кричать как можно громче «УРА» на салюте.

- Молодцы, не запутались.

Прослушайте загадку

Арина                Всё повторит

                        С большим успехом

                        В горах больших

                        Дразнилка…….. (эхо)

! Посмотрим видео о том, как образуется эхо с 5.55 до 6.25

Поиграем в эхо

- Но сначала скажите, эхо произносит всё слово, всю фразу или только окончание слова?

- Какой цветок получил чемпион? (пион)                                Слайд 14

- Как называется водный поток, у которого растёт гречка? (речка)

- Какое блюдо готовила стряпуха? (уха)

Если будет время:

Вот два друга-побратима:
Витя, а второй друг? …
Чудо — шапка-невидимка!
Кто её напялил? …
В церкви есть иконостас.
Кто его там видел? …
Светофор зовём «моргалка».
Кто идёт по зебре? …
Предо мной лежит равнина.
Кто по ней гуляет? …
От Сицилии до Крита
Кто плывёт на яхте? …
Парусов нет у парома.
Капитан есть! Это — …
У меня есть черепашка.
Кто её принёс мне? …
Не попал я в цель! Промашка!
Кто стреляет лучше? …
Поцарапана коленка.
Кто гонял на скейте? …
За принцессой ходит свита.
Как зовут принцессу? …
Братик мой боится грома.
Кто второй трусишка? …
Буратино — из полена.
Кто из мармелада? … 
С вечера и до рассвета
Кто сопит в кроватке? …
Ночью снился мне кошмарик.
Кто мне снился ночью? …
Что за шутки? Не до смеха!
Всех подряд назвало эхо,
Перечислило весь класс!
И откуда знает нас?

        

- Откройте рабочие тетради на стр. 26 (работа в парах) задание 2.

- У нас на уроке побывал Ушастик, он принёс для любознательных ребят что-то интересное                                   Слайд  15, 16 и 17 (беру в руки картинку с доски с ушастиком, читаю про кузнечика и про бабочку, про Бетховена)

-Уши и слух есть почти у всех животных. Они помогают им поймать добычу, спастись от врагов или найти друг друга. У некоторых живых существ уши видны, так же как и у человека. Но есть необычные. Например, кузнечик. У него на голове вы ушей не найдете, потому что они спрятались на передних ногах. И похожи на маленькие щелочки.

- Уши лягушки находятся на голове, но они похожи на круглые отверстия, затянутые тонкой пленочкой. От звука она дрожит  и лягушки слышат эту дрожь.

- У комаров, мух и пчел ушей тоже нет, они слушают усиками.

- У змей тоже нет ушей, но она хорошо слышит сотрясение земли своим телом.

Кузнечик

Ты его не сразу увидишь в зелёной траве, но стрекотание услышишь наверняка. Трудно к нему приблизиться не обнаруженным. Помогают ему уши, которые

располагаются на голенях передних ног. Он слушает ногами.

Бабочка

Она обладает очень красивыми крылышками. Слышит она брюшком, потому что «уши» у неё вовсе не на голове, а в ямочках по бокам брюшка.

Бетховен

Гениальный немецкий композитор. Один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире.Сделал огромный вклад в мировую музыку. Свою последнюю 9 симфонию написал полностью глухим.

Рефлексия.

- Что узнали сегодня на уроке? Подведём итоги урока.

- Какая тема урока? (Почему звенит звонок)

- Как возникает звук и передается? (Звук возникает от дрожания предметов, а передаётся по воздуху волнами)

- Почему надо беречь уши? (уши – орган, помогающий улавливать звуки)

Творческое задание.

Попробуйте придумать знак, который предупреждает нас об опасности потерять слух или наоборот учит беречь наши уши.

У вас на столах лежат белые круги, знак может быть таким или таким (синий и красный цвет), пофантазируйте и нарисуйте.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги участия начального звена в мероприятиях

Отчет о проведенных мероприятиях и призовых местах учащихся начальной школы...

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...

Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

Развивающее адаптационное  занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Преемственность начального звена со средним звеном

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ  В ОБУЧЕНИИ  НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО...

Звени, звени, златая Русь!

В  шклое  проходил  конкурс  "Алло!  Мы  ищем  таланты!".Начальные  классы  провели  праздник "Звени, звени,  златая  Русь!"...

Методика изучения учебной мотивации первоклассников, учащихся при переходе из начального звена в среднее звено. Анкета Н. Г. Лускановой

           При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов мною были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его кн...