Естественные науки
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Дата: 18.02.15 г.  

Школа: №155

Кабинет: 303

Класс: 4

Время занятий: 3 урок

Тема урока: «Зона степей». 

Цели деятельности учителя: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

 Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с природной зоной России- зоной степей;

- сформируют представления об особенностях животного и растительного мира зоны степей.  

Личностные: стремятся к повышению культуры речевого общения. овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

Тип проекта: мини-проект, информационный

Основные методы исследования: поиск и систематизация материала по теме. 

Результат исследования: информационный материал в виде плаката (А3).

Тип урока: Открытие новых знаний.

Этап

Методы и приемы

Время

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

1 мин.

Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие . В пути мы узнаем много интересного .

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из нас.

Чтоб победить, надо многое знать,

Придётся всем думать и рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я Вас четвёртый год уж учу.

И знаю, что каждого ждёт свой успех,

А я, как всегда, болею за всех!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

П: строят речевое высказывание

Мотивационный

Словесный: диалог с картинками.

Практический: заочное исследование растения по отличительным признакам.

5-7 мин.

С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.

1 ряд : Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)

2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)

3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра).

Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)

- Какая это природная зона? Где же она расположена?

(Эту зону мы пока не знаем)

Работают в сотрудничестве с учителем. Работают по рядам.

Отвечают на вопросы учителя.

Изучение нового материала

Словесный: ответы на вопросы, работа в группах

30 мин

 

Формулирование темы урока.

Сформулируйте тему нашего урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи.

Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования.

Для этого вы будете работать в команде.

1 команда – географы, 2 команда – биологи, 3 команда – зоологи, 4 – экологи. А что же это за люди? Чем они будут заниматься сегодня?

Разделимся с вами на команды. Садимся все поудобнее. Выбираем капитана команды. Я каждой команде раздам листы, достаньте свои ножницы, клей, карандаши, фломастеры.

Итак, начинаем работу в командах. Каждая команда получает карточки-помогайки с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы.

- Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей.

- Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей.

- Зоологи подготовят рассказ о животных.

- Экологи – об охране зоны степей или экологических проблемах.

Итак, на подготовку у вас 25 минут. Работаем все сообща. Внимательно читаем вопрос и находим на нее ответ. Так же я раздам вам картинки, вы разрежьте их аккуратно и можете приклеить в свой плакат.

Ну, что все готовы. Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам.

- Где же расположена зона степей? О чем рассказала нам карта?

Покажите зону степей на карте? Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -30С, снега мало. Из-за того, что в зоне степей мало влаги — не растут деревья

( учащийся отвечает, а члены группы ему помогают).

- Совершенно верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.

- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.

- А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.

- Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?

Степь- царство трав. В степи растет полынь, типчак, ковыль. В полдень горько пахнет полынью. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати – поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати – поле переносит свои семена на дальние расстояния.

Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов

(Листья у растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).

- Молодцы, биологи. Действительно, в степи встречаются теплолюбивые растения, у которых узкие листья и длинные корни для того, чтобы добывать влагу. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага.

- Ну вот, а теперь пришла пора зоологам рассказать нам о животных степи.

Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.

Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны.

(В степях живут насекомые, птицы, много грызунов. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй).

- Действительно, ребята, животные степи все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы. Почему же животные имеют окраску земли или растительности? (прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно).

- Молодцы. А теперь давайте посмотрим на картинку и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?( земледелием). В степи очень плодородные почвы почвы. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота.

Население степей ( монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище — юрта.

- Почему? (Там плодородные земли)

- Что же они выращивают?

- Чем ещё занимаются? Почему? (много растительности для скота)

- Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).

- Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

Формулируют тему урока. Ставят цели урока

Делятся на 4 команды.

Выбирают капитана команды.

Организуют свой стол для оформления результата проекта.

Внимательно слушают задание.

Работают в группах.

Выслушивают каждую группу.

Делают выводы. Анализируют работу группы.

К: высказывать собственную точку зрения.

П: строить речевое высказывание в устной форме

К: высказывать собственную точку зрения.

П: строить речевое высказывание в устной форме

П: воспринимают учебный материал на слух

П: стоить речевое высказывание в устной форме

Р: умения участвовать в диалоге.

К: работать в большой группе.

К: контролировать действия партнера;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Итог урока

2  - 3 мин.

Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром.

- а теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей.

А) Отгадать загадки, назвать зону обитания:

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней!

Ухватил за хвост, но, ах!

Удрала, а хвост в руках! (Ящерица, степь.)

Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге. (Лось, лесная зона.)

Мха копытами касаясь,

Ходит северный красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Северный олень, тундра.)

Проверка понимания полученной информации каждым обучающимся, степень овладения материалом

Р: осуществляют итоговый контроль



Предварительный просмотр:

Дата: 25.02.15 г.  

Школа: №155

Кабинет: 303

Класс: 4

Время занятий: 3 урок

Тема урока: «Пустыни». 

Цели деятельности учителя: сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром. 

 Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с природной зоной- пустыней;

- сформируют представления об особенностях животного и растительного мира зоны пустыни.  

Личностные: стремятся к повышению культуры речевого общения. овладению приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

Тип проекта: мини-проект, информационный

Основные методы исследования: поиск и систематизация материала по теме. 

Результат исследования: информационный материал в виде плаката (А3).

Тип урока: Открытие новых знаний.

Этап

Методы и приемы

Время

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

1 мин.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

П: строят речевое высказывание

Мотивационный

Словесный: диалог с картинками.

Практический: заочное исследование растения по отличительным признакам.

5-7 мин.

Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним одну из природных зон, с которой познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в группах географов, ботаников, зоологов и экологов. Каждая группа получает карточку с текстом описанием, прочитав который, нужно определить о какой природной зоне идёт речь.

Географы: Эта зона расположена южнее зоны лесов . Лето здесь очень тёплое , продолжительное , засушливое . Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи . Дожди редки . Обычно они ливневые .  

Биологи: Здесь растут разнообразные травянистые растения . Тюльпаны и ирисы цветут весной , а с наступлением летней жары надземные их части отмирают , в почве остаются луковицы . Ковыль и типчак переносят засуху благодаря узким листьям .  

Зоологи: В этой зоне обитают различные бабочки , пчёлы , шмели и другие насекомые опылители , журавль-красавка , дрофа , серая куропатка , много сусликов , сурков и хомяков .  

Экологи: Из-за длительного выпаса больших стад животных в одном месте разрушается почва , исчезают многие растения , страдают дикие животные . Одни из них совсем исчезли , а другие стали редкими ( например : дрофа , журавль- красавка).  

Вы все решили, что в текстах говорится о степи. Почему вы так решили?

Я с вами согласна. Послушайте, как поэт пишет о степи.

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

Работают в сотрудничестве с учителем. Работают по рядам.

Отвечают на вопросы учителя.

Изучение нового материала

Словесный: ответы на вопросы, работа в группах

30 мин

Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи, рисунки). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они обитают.

(В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь. но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).

Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте нет ли ошибок.

Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?

Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?

Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:

Солнечный, жаркий

 Жёлтый поток

 Льётся в пустыне

 На жёлтый песок.

 В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.

 Жёлтая птица неслышно плывёт.

Сегодня проведем аналогичную работу как в прошлом уроке. У нас уже есть команды. Ваша задача, прочитать информационный материал и создать проект.

Географы: поверхность пустыни и климат.

Биологи: особенности растительного мира .

Зоологи: особенности животного мира.

Экологи: экологическая проблема пустыни и охрана.

 Итак, я вам раздам листы, картинки. Используйте учебник, дополнительный материал.

Для работы у вас 20 минут. Начали.

Все готовы? Итак, начинаем слушать результаты проекта.

Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны говорят плюс, если слышат хоть небольшое несоответствие, говорят минус.

Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)

Зона пустынь сменяет зону степей. (+)

Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)

Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)

Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)

Формулируют тему урока. Ставят цели урока

Делятся на 4 команды.

Выбирают капитана команды.

Организуют свой стол для оформления результата проекта.

Внимательно слушают задание.

Работают в группах.

Выслушивают каждую группу.

Делают выводы. Анализируют работу группы.

К: высказывать собственную точку зрения.

П: строить речевое высказывание в устной форме

К: высказывать собственную точку зрения.

П: строить речевое высказывание в устной форме

П: воспринимают учебный материал на слух

П: стоить речевое высказывание в устной форме

Итог урока

2  - 3 мин.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.

Проверка понимания полученной информации каждым обучающимся, степень овладения материалом

Р: осуществляют итоговый контроль



Предварительный просмотр:

Дата: 18.02.15 г.  

Школа: №155

Кабинет: 303

Класс: 4

Время занятий: 3 урок

Тема урока: Мини- проект «Фаст–фуд: Быстрая еда или медленная смерть?»

Цель: Обоснование вреда, наносимого фаст-фудом здоровью человека.

Тип проекта: мини- проект.

 

Основные методы исследования: поиск и систематизация материала по теме.

Результат исследования: информационный материал в виде плаката (А4).

Этап

Методы и приемы

Время

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

1 мин.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

П: строят речевое высказывание

Мотивационный

Словесный: диалог с картинками.

Практический: заочное исследование растения по отличительным признакам.

5-7 мин.

Фаст-фуд- это класс блюд быстрого приготовления, обычно предлагаемых в специализированными заведениями. Термином «Фаст-фуд» обозначают пищу, которую можно быстро приготовить. Здоровье для человека- это главная жизненная ценность.

Каждый человек в ответе за свое здоровье. Одним из правил сохранения здоровья является здоровое питание.

Слушают учителя.

Изучение нового материала

Словесный: ответы на вопросы, работа в группах

20 мин

Итак, наша сегодняшняя задача состоит в том, чтобы выяснить- что для нас важно: Здоровая или вкусная пища?

Мы с вами разделимся на две команды.

Выберите в каждой команде главного, кто будет организовывать весь ход работы, будет отвечать за активность группы.

Мы с вами будем делать проекты.

Я каждой группе дам информацию в листах, вам нужно будет выделить главное, отобрать нужную информацию и вывести это все на плакат. В плакате вам нужно изобразить различные картинки, надписи и тд.

Итак, первая группа отвечает на вопрос: « Фаст-фуд: Вкусно или полезно?»

Вторая группа: «Что нужно есть чтобы быть здоровым?».

В конце урока, двое из группы должны будут выйти к доске и озвучить результаты своей деятельности.

Помните, главная задача проекта- уметь работать в группе.

Начинаем создавать проект.

Делятся на группы.

Внимательно слушают инструктаж.

Работают самостоятельно в группе.

К: высказывать собственную точку зрения.

П: строить речевое высказывание в устной форме

Итог урока

2  - 3 мин.

Время подошло к концу.

Выходим к доске и рассказываем, что вы делали, как ответили на вопрос.

Молодцы, вы очень хорошо поработали в группе и правильно, красочно нарисовали плакат.

Проверка понимания полученной информации каждым обучающимся, степень овладения материалом

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация исследовательской деятельности младших школьников в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной презентации представлен опыт работы по организации  исследовательской деятельности младших школьников в Кировском областном ггосударственном общеобразовательном казенном учреждении "Лице...

"Введение новых образовательных стандартов в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной статье представлениопыт работы по введению новых образовательных стандартов в КОГОКУ "Лицей естественных наук"....

Исследовательская деятельность учащихся в области естественных наук

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятель...

VI областная Интернет-конференция исследовательских и проектных работ обучающихся 2 – 6-х классов образовательных организаций Омской области «Мир моих увлечений» Секция «Естественные науки» Тема « Плесень: наш друг или враг?»

VI областная Интернет-конференция исследовательских и проектных работ обучающихся 2 – 6-х  классов образовательных организаций Омской области «Мир моих увлечений»  Сек...

VI областная Интернет-конференция исследовательских и проектных работ обучающихся 2 – 6-х классов образовательных организаций Омской области «Мир моих увлечений» Секция «Естественные науки» Тема « Плесень: наш друг или враг?» Автор: Хохлов

VI областная Интернет-конференция исследовательских и проектных работ обучающихся 2 – 6-х  классов образовательных организаций Омской области «Мир моих увлечений»  Сек...

Открытый урок по предмету Естественные науки

на уроке ученики закрепляли полученные знания, повторяли правила проведения исследований, развивали умение проводить самостоятельно исследования и опыты, провели новое исследование – исследовали...