Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 4 класса и составлена

в соответствии:

- с авторской программой по математике для учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений под редакцией  Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. М.:- Просвещение, 2013г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okr.miru_4.docx76.99 КБ

Предварительный просмотр:

   1.Пояснительная записка

     Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 4 класса и составлена

в соответствии:

- с авторской программой по математике для учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений под редакцией  Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. М.:- Просвещение, 2013г.

     Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного  естественнонаучного образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. В Программе основного общего образования по окружающему миру иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.

     Система естественнонаучного образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В программе по окружающему миру предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, на обеспечение понимания ими природного и культурного материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.

     Содержание раздела «Окружающий мир» служит базой для дальнейшего изучения учащимися естественных  наук и культурологии, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться естественнонаучными знаниями, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни

Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир»

        В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечит социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

       С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели  изучения предмета «Окружающий мир» в  начальной школе:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства  рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного  опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях

культурного и конфессионального многообразия российского общества.

       Основной  задачей реализации содержания предмета является формирование у обучающегося:

уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором

проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и

чрезвычайных ситуациях;

психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного

взаимодействия в социуме.

         Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Образовательные и воспитательные задачи обучения окружающего мира решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.

Содержание программы по окружающему миру позволяет шире использовать дифференцированный подход к обучающимся. Это способствует нормализации их нагрузки, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в развитии познавательных процессов.

После каждого раздела имеется работа над проектами.

Проектная деятельность способствует расширению кругозора обучающихся по темам, формирует у них умение работать с информацией,  самостоятельно получать новые сведения по изучаемым темам. В завершении работы над проектами организуется защита. Дети представляют результаты своей деятельности по выбранной теме.

Духовно-нравственное развитие и воспитание на уроках окружающего мира

  • воспитание нравственного чувства этического сознания и готовности совершать добрые поступки:
  • изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития (слова): «связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.;
  • реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии (дела):
  • проблемный диалог (образовательная технология) – развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать;
  • групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища.
  • гражданско-патриотическое воспитание:
  • изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития (слова):
  • 4 кл. – «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка»;
  • реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях (дела):  
  • посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.;
  • групповая работа – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни:
  • изучение материала и выполнение учебных заданий: (слова):
  • знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы;
  • роль учёбы в жизни людей;
  • получение трудового опыта в процессе учебной работы (дела):
  • настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца;
  • оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания;
  • творческое применение предметных знаний на практике;
  • работа в группах и коллективно  –  навыки сотрудничества;
  • презентация своих учебных и творческих достижений;
  • экологическое воспитание:
  • изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил (слова):
  • взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы;
  • получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы (дела):
  • сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды; бумаги при выполнении творческих заданий;
  • эстетическое воспитание:
  • изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям (слова):
  • приобщение к  искусству слова  звучащего (коммуникативные  и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, опыт создания творческих работ и учебных проектов;
  • получение опыта в процессе учебной работы (дела):  
  • оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения задания;

Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

  • Цель: научить детей бережному отношению к собственному здоровью, приёмам сохранения и укрепления здоровья. 

  • Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым               образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей.
  • Получаемая детьми информация направлена на развитие самопознания, самоуважения и самоконтроля. Основным принципом является формирование у школьника ответственности за своё здоровье и безопасность. Узнавая виды и причины болезней, ребята понимают, как можно уберечься от них. 
  • В содержание предмета «Окружающий мир» включены темы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни: устройство человеческого организма, влияние питания на здоровье человека; ребята учатся беречь осанку, зрение и слух, гигиеническим навыкам (ухаживать за кожей и зубами), культуре поведения, правилам безопасной жизнедеятельности.

Работа ведётся по следующим направлениям:  

  • получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы.
  • осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;
  • регулярность безопасных безопасных физ. минуток, офтальмологических упражнений, динамических пауз;
  • соблюдение здоровьесберегающих правил при выполнении письменных заданий и чтении;
  • образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.

2.Общая характеристика учебного предмета

     Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественнонаучные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, то есть тоже природно-культурное целое.

     Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

     В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

 природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое пространство и время как важнейшие параметры бытия;

 природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

 мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

     Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать ее согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

     Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявить отдельные стороны (аспекты) в тех обобщенных формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

 природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

 культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;

 наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

 искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

 человечество как многообразие народов, культур, религий;

 семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

 труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

 здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

 нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

3. Место курса  в учебном плане

     На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 ч.: 1 класс – 66 часов (33 недели), 2,3,4 классы – по 68 часов (34 учебные недели).

4. Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты

освоения учебного предмета «Окружающий мир»    4класс

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:

  1. понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
  2. способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
  3. готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
  4. придерживаться правилам работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметными результатами изучения курса "Окружающий мир" является формирование  следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • понимать, принимать и формулировать учебную задачу; 
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • планировать свои высказывания и действия;
  • уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;
  • понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • ориентироваться в разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные УДД:

  • донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроках и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран зарубежной Европы и их столиц.

5.Содержание учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Мы -  граждане единого Отечества

13

2

По родным просторам

20

3

Путешествие по Реке времени

28

4

Мы строим будущее России

7

Итого:

68часов

Содержание тем учебного курса.

Мы -  граждане единого Отечества (13 часов)

  • общество - это мы; российский народ;
  • Конституция России; права ребенка;
  • государственное устройство России; границы государства; путешествие за границу;
  • сокровища России.

По родным просторам (20 часов)

  • карта России;
  • по равнинам и горам;
  • в поисках подземных кладовых;
  • наши реки и озера;
  • морские просторы;
  • с севера на юг: пустыни, тундры, леса, степи;
  • как сберечь природу России: Красная книга, заповедники и национальные парки.

Путешествие по Реке времени (28 часов)

  • путешествие с археологами;
  • по страницам летописи;
  • Древняя Русь;
  • история России.

Мы строим будущее России (7часов)

  • современная Россия.

 

 

6.Тематическое  планирование

Номера уроков по плану

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Мы -  граждане единого Отечества

13 ч.

1-13

Общество – это

мы!  Российский народ. Конституция России. Права

ребёнка.

Государственное

устройство России.

Российский союз  равных.

Государственная

граница России.

Путешествие за

границу России

(конференция).

Сокровища России и

их хранители.

Творческий союз.

Классифицировать сообщества по выбранному критерию, права и обязанности граждан.

Приводить примеры различных типов

сообществ и общественных групп. Сопоставлять

понятия «гражданин» и  «соотечественник».

Оформлять Календарь  памятных дат.

Устанавливать  соответствие статей

Конституции РФ и нравственных правил

культуры. Знать права ребёнка, устройство России. Приводить конкретные примеры прав

ребёнка. Употреблять специальную лексику

соответствующих документов. Объяснять, в чём состоит роль Президента и значение трёх ветвей

власти. Определять понятие «государство».

Перечислять  особенности субъектов  РФ.

Показывать на карте границу  РФ, страны ближнего зарубежья. Различать границы на суше и на море. Иметь представление о схеме языков

народов России. Знать сведения о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Прогнозировать свою деятельность для осуществления проектов.

По родным просторам

20ч.

14-33

Карта наш

экскурсовод. По

равнинам и горам. В поисках подземных

кладовых. Наши реки.  Озёра –

краса Земли.  По морским просторам.

С севера на юг.

В ледяной пустыне.

В холодной тундре.

Среди лесов.

В широкой степи.

В жаркой пустыне.

У тёплого моря.

Мы –дети родной

земли.

В содружестве

с  природой. Как

сберечь природу

России.

По страницам

Красной книги.

По заповедникам и

национальным

паркам. 

Знать условные обозначения физической карты России, основные формы рельефа и их местоположение на физической карте страны.

Знать расположение месторождений полезных

ископаемых,  термины, обозначающие

части реки, названия озёр России. Находить

на физической карте России природные объекты

и основные зоны России.

Наносить на контурную карту границы

России и главный город своего региона.

Показывать равнины и горы, месторождение основных полезных ископаемых, главные реки

и озёра, основные зоны России на физической

карте страны.

Характеризовать  крупнейшие равнины,

горы, реки и озёра России, полезные ископаемые, зоны России.

Изучать образцы полезных ископаемых,

описывать их по приведённому в учебнике плану.

Знакомиться с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах.

Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края.

Рассказывать о заповедниках и  национальных парках и об их охране.

Соблюдать правила безопасности  дорожного движения.

Путешествие по Реке времени

28ч.

34-61

В путь по Реке

времени.  Путешествуем с

археологами.

В путь по странице

летописи.

Истоки Древней

Руси. Мудрый

выбор.

Наследница

Киевской Руси.

Москва  –

преемница

Владимира.

Начало Московского царства.

Подвижники Руси и

землепроходцы.

На пути к единству.

Начало Российской

империи.«Жизнь

– Отечеству, честь

– никому!».

Отечественная война 1812 года.

Великий путь.

Золотой век театра и  музыки.

Расцвет

изобразительного

искусства и

литературы.

В поисках

справедливости. Век  бед и побед.

«Вставай, страна

огромная!».

Трудовой фронт

России. «Нет в

России семьи

такой...».

После Великой

Войны.

Работать со схемой «Река времени». Определять

по дате век события. Называть имена отца истории и  родоначальника древнерусского

летописания. Описывать

внешний вид  археологических находок по

изображениям в учебнике и в музее. Рассказывать о роли российских  археологов в мировой и отечественной исторической науки.

Показывать  на  исторической кар те места обитания  разных племён, торговые пути, древние  русские города. Объяснять  значение

названия славянских племён. Рассказывать

о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси. Узнавать архитектурный облик

соборов. Составлять схемы  родственных отношений древнерусских  князей, правителей Москвы и царей. Характеризовать роль

древнерусских  князей, правителей Москвы и царей. Объяснять  важность преемственности в

их государственных поступках. Интерпретировать  идейный смысл  иконы «Троица» Андрея Рублёва и  важность его для межличностных  отношений людей с древности до современности. Высказывать  мотивированное суждение о роли общего  летописания и книгопечатания. Показывать  на карте поволжские города. Называть памятники.

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественной  армии и флота,

промышленности, науки и образования

для развития страны и сохранения её независимости. Объяснять значение названия городов. Характеризовать  преобразования в

жизни страны в послепетровскую эпоху.

Обосновывать  значительность  деятельности М.В.Ломоносова,  А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова,

роль М.И.  Кутузова как народного полководца.

Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну, основные этапы Великой Отечественной  войны и  подвиги людей в тылу во время войны. Находить сведения и рассказывать  о памятниках и памятных  местах Москвы и России, связанных с

событиями Отечественной войны 1812 года и

Великой Отечественной войны. Характеризовать

развитие  промышленности и сети железных дорог и  развитие театрального, музыкального и

изобразительного  искусства России в  19  веке.

Составлять  рассказ о жизни и  труде в тылу во время Вов. Обсуждать значение семейных

воспоминаний как основы общенародной

исторической памяти. Характеризовать

документы, воспоминания и реликвии

Вов 1941-1945 в своей семье. Записывать

воспоминания старших  родственников о военном времени. Приводить  примеры разрушений и потерь в Вов. Рассказывать

о земляках тружениках первой послевоенной

пятилетки. Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70е гг.  Приводить

примеры  достижений в наук и технике,

промышленности, образовании и

искусстве, в спорте. Рассказывать о земляках–

тружениках второй половины 20 века

Соблюдать правила безопасности  дорожного движения.

Мы строим будущее России

7ч.

62-68

Современная Россия. «Хороша честь, когда есть, что есть». 

Характеризовать  особенности жизни  страны во второй половине 80-90 годах и

положительный опыт в Белгородской

области в развитии современного  сельского хозяйства. Приводить  примеры преобразований

и  благотворного воздействия культурных

растений, домашних животных на жизнь

людей. Характеризовать  положительный опыт сотрудничества  промышленности и науки для улучшения  условий жизни сотрудников

промышленных производств. Приводить примеры такого  сотрудничества. Обсуждать

понятия  «социальная ответственность». Характеризовать  выдающиеся явления  в современной жизни страны. Приводить  примеры таких явлений и событий. Аргументировать  необходимость личной ответственности  каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать  уровень  личных достижений и ставить достойные  цели на будущее. Высказывать доказательное суждение

о взаимной зависимости между  собственным благом и процветанием  России. Соблюдать правила безопасности  дорожного движения.

7.Учебно – методическое обеспечение

Для учителя:

  1. Плешаков, А. А , М. Ю. Новицкая. Уроки по окружающему миру 4 класс : пособие для учителя /. - М. : Просвещение, 2013.

2.  Новицая М.Ю. , Белянкова Н.М. Уроки по окружающему миру 4 класс: пособие для учителя / Под. ред. А. А. Плешакова; – М.: Просвещение, 2013.

3. М. Ю. Новицкая, Белянкова Н.М Уроки по окружающему миру 4 класс : пособие для учителя: в 2 ч. /; - М. : Просвещение, 2013.

4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

5.ПлешаковА.А. Зелёные  страницы: книга  для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010.

6.Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

Для учащихся:

 

4 класс

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник  4 класс. В 2-х частях учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. - М. : Просвещение 2013г.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-частях учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. /- М. : Просвещение.

Материально-техническое обеспечение

Наглядные пособия:

Натуральные живые пособия – комнатные растения.

Изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи.

Географические карты;

предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни.

Техническое обеспечение:

Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон.

Раздаточный материал для практических и лабораторных работ: гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых и т.д.

Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметр, мензурки.

интернет-ресурсы:

8.Планируемые результаты.

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Обучающийся научится:

  • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
  • определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
  • работать с планом местности и его видами, с масштабом;
  • ориентироваться относительно сторон света;
  • показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
  • перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
  • перечислять правила ответственного туризма;
  • перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
  • определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
  • приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
  • характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
  • характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
  • показывать на карте водные объекты;
  • характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
  • характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
  • характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
  • приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
  • перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
  • различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
  • характеризовать природные сообщества на примере леса;
  • характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
  • характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
  • определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
  • перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
  • определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
  • перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
  • определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
  • определять значение своего имени;
  • характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
  • характеризовать основные правила гигиены;
  • характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
  • оказывать себе и другим людям первую помощь;
  • перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности  распределения обязанностей в семье;
  • определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
  • толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
  • узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
  • определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
  • определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
  • характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
  • составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

       Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Однако текущая (выборочная) оценка  личностных результатов осуществляется

  1. в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности
  2. в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов):

— оценка личностного прогресса в форме портфеля достижений (или других форм накопительной оценки, используемых в образовательном учреждении);

— оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры);

— психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей).

Внутренняя оценка

1. Оценка личностного прогресса. Она проводится  по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфеля достижений. Педагог может отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других личностных действий.  Главный критерий личностного развития – наличие положительной тенденции развития.

2. Оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей является также накопительной.

Система проверочных, тестовых заданий УМК «Перспектива» по предметам русский язык, литературное чтение, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры и светской этики предполагает включение заданий на знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений. Результаты фиксируются в листах анализа проверочных, тестовых работ (+, –, +/–), накопительная оценка показывает освоенность данных учебных действий.

3. Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии (по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей)  по  вопросам (возможны варианты):

  • сформированности внутренней позиции обучающегося;
  • ориентация на содержательные моменты образовательного процесса;
  • сформированность самооценки;
  • сформированность мотивации учебной деятельности.

Оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...