Рабочая программа по окружающему миру авт. Виноградовой Н.Ф. для 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру авт. Виноградовой Н.Ф. для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr_okr._mir.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ,  требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий  (приказ Минобрнауки от 06.10.2009 г. № 373, редакция от 18.12.2012 г.),  авторской программы  «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной Н. Ф. Виноградовой в рамках проекта «Начальная школа 21 века», Москва: Издательский центр «Вентана - Граф» 2013 года, Учебного плана МАОУ Сладковского района Маслянская СОШ на 2014-2015 учебный год.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях – М.: Вентана — Граф, 2013г.
  • Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 1 класс, №1, №2. Виноградова Н.Ф., М.: Изд. Центр «Вентана-Граф», 2013 г.
  • Беседы с учителем 1 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2008 г.
  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Цели и задачи курса.

«Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира».

Задачи курса:

  • устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимать взаимозависимость в системе «человек – природа – общество»;
  • осознавать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получать начальные навыки экологической культуры;
  • подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознавать возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни;
  • подготовить к изучению базовых предметов в основной школе.

Общая характеристика учебного предмета.

Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего «Я».

Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  • принцип интеграции;
  • педоцентрический принцип;
  • культурологический принцип;
  • принцип экологизации;
  • принцип поступательности;
  • краеведческий принцип.

Основу курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: человек как биологическое существо; я и другие люди; человек и мир природы; человек и общество; история родной страны.

Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается все содержание обучения.

Важнейшая особенность содержания предмета – определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений.… Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с  учебным планом предмет «Окружающий мир» изучается в  1  классе по 2 часа в неделю. Общий объём учебного      времени составляет 68 часов.

Организация учебных занятий в соответствии с учебным планом предусматривает использование разнообразных форм: экскурсии, круглые столы, интеллектуальные игры, соревнования, смотр знаний и другое, из расчёта не менее1-го часа в четверть по предметам до 68 часов, не менее 2-х часов в четверть по предметам свыше 68 часов в год.

В авторскую программу внесены изменения.

Региональная специфика базового компонента в объёме 10%от общего количества часов заключается в обновлении содержания образования, направленного на изучение отдельных тем экологической направленности в рамках предмета «Окружающий мир».

Основы безопасности жизнедеятельности интегрируются с учебным предметом «Окружающий мир».

Описание ценностных ориентиров

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука, как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • под познавательными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • под регулятивными действиями понимается  владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • под коммуникативными действиями понимается  способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

Содержание учебного предмета (68 часов)

Введение. Этот удивительный мир (1 ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы - школьники(2 ч)

Ты – первоклдассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

        Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Твоё здоровье (6 ч)

Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

        Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.

Я и другие люди (3ч)

Твои новые друзья. Кого называют друзьями Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Труд людей (6 ч)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

        ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Родная природа (31ч.)

        Красота природы. Природа и творчество человека. Природа и фантазия. Сезонные изменения в природе. Растения пришкольного участка: название, внешний вид. Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу. Комнатные растения: название, внешний вид. Условия рост. Уход за комнатными растениями.

        Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

        ОБЖ: правила безопасного поведения на природе.    

Семья (2ч.)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

        Наша страна – Россия. Родной край. (15ч.)        Название города, села в котором мы живём. Главная улица, площадь. Памятные места нашего города, села, профессии. Машины, помогающие трудиться.

Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них. Уважение к труду людей.

        Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

        ОБЖ: безопасная дорога от школы до дома. Улица: тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользованием общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переход», «велосипедная дорожка», и т. д. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

        Экскурсии.

        Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, парники т. д.

        Практические работы.         

Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом, террариумом, инсектарием.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Разде

ла

Название  раздела

Кол-во часов по разде

лу

Тема урока

Дата реализа

ции

Планируемые результаты по разделу

Планируемые учебные ситуа

ции на уроке

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1.

«Этот удивительный мир».  

1ч.

1.

«Нас окружает удивительный мир».

Ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  школьник,  ученик,  правило,  опасная  и  безопасная  дорога,  дорожный  знак,

 

выполнять правила поведения;

применять правила дорожного движения;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося,

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

Мой класс. Моя школа

2

«Мы – школьники!»

2.

«Давай познакомимся».

Я – чело

век

3.

«Мы – школьники».

Мой класс. Моя школа

4.

«Правила поведения в школе».

2.

«Родная приро

да».  

3 ч.

5(1)

«Сентябрь - первый месяц осени».

знать признаки неживой и живой природы;

 знать сезонные изменения в природе;

классифицировать по признаку «овощи-фрукты» классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы

-принятие и освоение социальной роли обучающегося,

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

6(2)

«Что нам осень подарила».

7(3)

«Грибная пора»

3.

«Семья»  

2 ч.

8(1)

«Семья».

-ориентировка  в  понятиях  и  терминах:    правило,   дружеские  отношения;

-спользовать в процессе общения основные правила этикета;

-строить диалог со взрослыми и сверстниками

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками

Моя семья

9(2)

«Любимые занятия».

4.

«Родная  природа»

5 ч.

 -называть  домашних     животных;

-знать правила общения с животными;

- собрать природный материал;

наблюдать за живой и не живой природой

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

10(1)

«Как из зерна получилась булка».

11(2)

«Человек и домашние животные»

В мире живот

ных

12(3)

«Прогулка в парк: Октябрь уж наступил».

13(4)

«Лесные новости».

«Как звери готовятся к зиме».

14(5)

«Явления природы»

5.

«Родная  страна».

2 ч.

15(1)

«Где ты живешь?»

«Дорога от дома до школы».

-ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  семья,  родители,  город,  село,  страна,  памятное  место,  транспорт,  фольклор,  народное  творчество,  профессия;

-знать маршрут               «Школа – Дом»;

-знать, зачем нужны правила дорожного движения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками

Моя страна

16(2)

«Правила поведения на дорогах»

РК: Правила ДД на улицах нашего села

6.

Ты  и вещи

2 ч.

17(1)

Все профессии важны.

РК: Профессии людей нашего села.

-ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  труд,  уважение  к  труду,  экономное  отношение,  одежда,  обувь,  мебель,  безопасность.

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

 -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Профессии

18(2)

Кто работает ночью

7.

Твоё    здоровьё  

5 ч.

19(1)

Что такое здоровье?

-выполнять режим дня;

-составлять свой режим дня

- знать органы чувств, как их охранять.

развитие самостоятельности и личной ответственности за своё здоровье  

Как я себя чувст

вую?

20(2)

Наши помощники - органы чувств.

21(3)

Правила гигиены

22(4)

О режиме дня

23(5)

Будем закаляться!

8.

Родная   природа

4 ч.

24(1)

Ноябрь- зиме родной брат.

-ориентировка  в  понятиях  и  терминах:  природа  (живая,  неживая ),  время  года,  сезон,  растение  (открытого  грунта,  комнатное),  животное  (домашнее,  дикое),  теплица,  заповедник.

Красная  книга.

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

25(2)

Звери - млекопитающие

26(3)

Что мы знаем о птицах?

27(4)

Птичья столовая

9.

Родная  страна

2 ч.

28(1)

Родной край. Где ты живешь?

- знать различные объекты села и города;

- различать профессии, связанные с сельским хозяйством, промышленностью;

 - иметь представление о разных видах жилья человека;

- умение выражать свои мысли.

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Моя страна

29(2)

Дом, в котором ты живешь

10.

Ты  и вещи

2 ч.

30(1)

Игра:

«О чем рассказывают вывески».

- составлять описательный рассказ; рассказывать о профессии не называя её

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

31(2)

Зачем люди трудятся?

11.

Родная  природа  

2 ч.

32(1)

В декабре, в декабре все деревья в серебре

- определять и называть свойства воды, льда, снега; - работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии»;

- умение работать коллективно

-принятие и освоение социальной роли обучающегося,

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

33(2)

Какая бывает вода? Проведем опыты.

12.

Твои  друзья – взрослые и дети

2 ч.

34(1)

Поговорим о дружбе.

- различать основные нравственно-этические понятия;

- знать и придерживаться правил этикета;

- умение строить диалог

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

 -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Я – чело

век

35(2)

Игра:

«Идем в гости».

13.

Родная  природа

4 ч.

36(1)

Январь - году начало, зиме –середина

- сравнивать лиственные и хвойные деревья;

- различать и классифицировать животных;

- решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг»

- осуществлять наблюдение;

- выделять главное, существенное;

  - объяснять, оказывать помощь

37(2)

Хвойные деревья

38(3)

Жизнь птиц.

Гости с Севера.

39(4)

Игра: «Соображалки»

14.

Родная  страна  

5 ч.

40(1)

Наша страна – Россия.

О гербе, о флаге и гимне.

- знать свою национальность;

- знать какие народы живут в России;

- знать основные

достопримечательности столицы России;

- иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах;

-знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки.

-  составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.

Говорят свидетели прошлого

41(2)

Москва — столица нашей Родины

Моя страна

42(3)

Богата природа России

Леса  и цветы России

43(4)

Какого народа ты сын?

Мы-россияне!

44(5)

Золотые руки народные.

Народное творчество

Профессии

15.

Родная  природа

4 ч.

45(1)

Февраль-месяц метелей и вьюг.

-иметь представление о способах передвижения и питания  млекопитающих животных;

-различать представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения);

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

46(2)

Чем питаются звери

47(3)

Наш  уголок природы.

48(4)

Комнатные растения

16.

Родная  страна

1ч.

49(1)

Мы - граждане России.

Права  и обязанности гражданина России

-знать основные права и обязанности

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками

Права детей

17.

Твои  друзья – взрослые и дети  

2ч.

50(1)

О правилах поведения

-различать основные

нравственно-этические понятия;

-иметь представление об одном из государственных праздников

-развитие самостоятельности и

личной ответственности за свои поступки,  

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

51(2)

8 марта -праздник всех женщин

Государственные празд

ники

18.

Родная  природа

2ч.

52(1)

Март-капельник

-называть приметы весны,

изменения в природе

-называть весенние изменения в живой и неживой природе;

-участвовать в диалоге «животных и растений».

- осуществлять наблюдение;

- выделять главное, существенное;

  - объяснять, оказывать помощь

53(2)

Лесные новости

19.

Твоё  здоровье

2 ч.

54(1)

Здоровая пища

-знать основные правила здорового образа жизни;

-понимать какие продукты приносят пользу;

развитие самостоятельности и личной ответственности за своё здоровье  

Как я себя чувст

вую?

55(2)

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

-знать правила закаливания

20.

Родная природа

2ч.

56(1)

Звуки весны: апрель-водолей.

-знать смысл понятия «животное – живое существо»;

- осуществлять наблюдение;

- выделять главное, существенное;

  - объяснять, оказывать помощь

57(2)

Лесные новости.

21.

Родная страна  

3ч.

58(1)

Весенние работы

-иметь представление об основных видах весенних работ;

-знать основные виды транспортных средств;

-иметь представления о мире профессий

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

59(2)

Кто работает на транспорте

60(3)

День космонавтики.

Государственные праздники

22.

Родная  природа  

4ч.

61(1)

Май весну завершает, лето начинает (экскурсия)

-различать времена года;

-приметы весны;

-приметы лета

летние месяцы;

-знать признаки живых существ

- осуществлять наблюдение;

- выделять главное, существенное;

  - объяснять, оказывать помощь

62(2)

Жизнь земноводных весной

63(3)

Животное – живое существо.

64(4)

Может ли человек жить без природы? Береги природу!

23.

Родная  страна

2ч.

65(1)

Скоро лето.

Ты - пешеход

-знать дорожные знаки:

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

66(2)

Урок-экзамен

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:

• воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны;

• различать дорожные знаки, безопасные для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;

• ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

• различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

• различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

• определять последовательность времён года, находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;

• устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

• описывать  отдельных представителей растительного и животного мира;

• сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в 1 классе учащиеся могут научиться:

• анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

•  различать основные нравственно – этические понятия;

• рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

• участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)        

Учебно-методические комплекты УМК «Начальная школа 21 века», окружающий мир для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).

 Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

      Методические пособия для учителя                

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных  Минобрнауки РФ.        

 2. Печатные пособия         

     Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания — магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).                

     Географические и исторические настенные карты.

Атласы.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)        

        

3. Технические средства обучения

   Классная магнитная доска, экспозиционный экран, интерактивная доска, персональный компьютер,  мультимедийный проектор.

 4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование        

      Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными   стрелками. Микроскоп.

  Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

  Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения).

        

 5. Натуральные объекты        

   Коллекции полезных ископаемых.

   Коллекции плодов и семян растений.

   Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).

  Живые объекты (комнатные растения.)        С учётом местных особенностей и условий школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру по УМК"Планета знаний" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по окружающему миру...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школаXXI века" 3 класс

Программа составлена  на основе  программы « Окружающий мир» образовательной системы «Начальная школа ХХ I века» . Автор: Н.Ф.Виноградова .М. «Вентана-Граф» 2008 г....

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.Вахрушева. 1 класс. ФГОС.

Данная программа создана на основе авторской программы Вахрушева А.А....

Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 3 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 2 класс.

Рабочая пролграмма содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 1 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...