Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.Вахрушева. 1 класс. ФГОС.
рабочая программа (окружающий мир, 1 класс) по теме

Данная программа создана на основе авторской программы Вахрушева А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchii_mir_1_klass.docx65.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 28"

г. Владимир

        Рассмотрена на заседании МО                                                                                                                  Утверждена руководителем

        Протокол № __                                                                                                                                             образовательного учреждения

        от «___» __________ 2012 г.                                                                                                                     Директор школы: ______  А.Е  Родионов

Рабочая программа по окружающему миру

для 1 класса

начального общего образования

Составлена учителем  начальных классов

 высшей квалификационной категории

Романовой Л.В.

2012-2013 год


Рабочая программа по окружающему миру

для 1 класса

2 часа в неделю (всего 66 часов)

Пояснительная записка

                 Особенности класса:  в классе обучаются 30 ребят. Из них 13 девочек и 17 мальчиков. По итогам предварительных бесед с детьми и родителями можно сделать вывод, что уровень готовности к школе у всех разный.  Дети посещали разные ДОУ. Объективно можно говорить о средней и ниже средней подготовленности детей к обучению в школе.

Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. -  М.: Баласс, 2009).

Учебно-методический комплект составляет следующие пособия

  1. Вахрушев А. А, А.С.Раутиан.  Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации   для учителя к учебнику «Я и мир вокруг»/ Под ред. А.А.Вахрушева.- Москва: Баласс , 2008. – 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  2. Вахрушев А. А,., Бурский  О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс ( Я и мир вокруг). Учебник   в 2 частях.- М.: Баласс, 2010. (Образовательная система «Школа 2100»)
  3. Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М : Баласс.20110(Образовательная система «Школа 2100»)
  4. Вахрушев А. А.. Бурский  О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс.2009.- 32с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»)

       Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа  в неделю). Темы уроков сформулированы согласно  авторским методическим рекомендациям для учителя.

     Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

           Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. 

           Чтобы достичь целей для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира -при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.

          Школьников знакомят с широкими представлениями о мире,  которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир . При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний» объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируема вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов.

Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

        Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Задача курса познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.

Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

      Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

 

     Большинство тем рассчитано на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления.

       

Содержание тем учебного курса по окружающему миру (66 часов)

Тема «Как мы понимаем друг друга» - 9 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-связь жеста и слова;

-названия пальцев;

-роль слова как символа предметов;

-слова обозначают не только предметы, но и их признаки;

-правила разумного поведения;

-понятия «верх», «низ», «вперед», «назад», лево», «право»;

уметь:

-пользоваться указкой при показе предметов в школе;

-показывать и называть окружающие предметы, их признаки, действия;

-обмениваться знаниями со своими друзьями;

-использовать свой жизненный опыт в разных жизненных ситуациях;

-различать предметы, расположенные спереди и сзади от себя и от другого ученика;

-называть предметы, расположенные спереди, сзади, слева, справа, вверху и внизу от самого себя и другого человека;

-различать правую и левую руки.

Рука и указательный палец - самый простой способ общения.(2)

Речь - основной способ общения людей. (2)

Ценный совет. (1)

Зачем нужен жизненный опыт? (1)

Учимся определять положение предметов и направления движения (2)

Учимся определять направления «вверх» и «вниз» (1)

Учимся пользоваться словами «раньше» и «позже» (1)

Тема «как мы узнаем, что перед нами» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-признаки предметов;

уметь:

-по набору признаков определять название предмета;

-называть признаки предметов;

-по свойству, действию и части предмета определять название предмета.

Предметы и их признаки (2)

Сочетания предметов (2)

Тема «Времена года» - 3 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-осенние месяцы;

-признаки осени;

-осенние явления природы;

-как живая природа готовится к зиме;

уметь:

-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой осенью;

-по признакам живой и неживой природы определять время года,

-оценивать правильность поведения в природе.

Осень - природа готовится к зиме. (1)

Как мы узнаем, что наступила осень?

Экскурсия в парк «Осенняя природа».— 1час

Тема «Как ты узнаешь мир» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;

-основные органы чувств и их роль в жизни человека;

-что книги сохраняют и передают знания и опыт всего человечества;

уметь:

-соотносить органы чувств и их работу в организме человека;

-с помощью разных органов чувств различать предметы;

-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы.

Твои помощники - органы чувств (2)

Наши помощники - ум и память (2)

Родители, учителя и книги (2)

Тема «Твоя семья и твои друзья» - 7 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-значение семьи в жизни человека;

-режим дня;

-роли, которые выполняют члены семьи;

-правила общения;

уметь:

-с помощью заданий в учебнике уметь анализировать взаимоотношения в семье;

-выбирать поручение в семье по своим силам;

-составить рассказ о своей семье с помощью родителей;

-вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.

Ты и твоя семья (2)

Один дома (2)

Ты и твои друзья (1)

Как нужно общаться (2)

Тема «Времена года» - 6 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-зимние месяцы;

-особенности погоды зимой;

-особенности живой и неживой зимней природы

;

-свойства воды в различных агрегатных состояниях;

уметь:

-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой зимой;

-наблюдать за превращением веществ (таяние и испарение снега и льда);

-оказывать помощь птицам зимой;

-различать признаки зимы и их называть;

-правильно выбирать одежду для зимней прогулки.

Зима - покой природы (1)

Как мы узнаем, что наступила зима (1)

Экскурсия в парк «Зимняя природа» (1)

Тема «Что нас окружает» - 10 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

  1. название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

-некоторые виды дорожных знаков; виды улиц;

-основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

  1. отличительные особенности города, села, деревни, леса;

-примеры основных профессий людей и взаимопомощь людей разных профессий;

-основные структуры города, села;

-примеры продуктов животноводства, растениеводства;

-что такое природные богатства;

-признаки твердых , жидких и газообразных состояниях вещества.

уметь:

-различать жилые дома и специализированные учреждения, виды машин, по их назначению;

-правильно вести себя на проезжей части;

-различать разные профессии ;

-различать полевые культурные растения, овощи , фрукты;

-различать морской, воздушный, автомобильный транспорт;

-бережно относится к природным богатствам;

-отличать твердые тела от жидкости и газа.

Мой дом, моя улица (2)

Учимся быть пешеходами (1)

Учимся быть самостоятельными в городе (1)

Хозяйство человека (3)

Богатства природы (2)

Твердые тела, жидкости и газы (1)

Экскурсия «Безопасная дорога в школу» (1)

Тема «Времена года» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-весенние месяцы;

-особенности погоды весной;

-особенности живой и неживой весенней природы;

-определять последовательность событий в природе и их связи;

уметь:

-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой весной;

-вместе с родителями делать домик для птиц;

-выбирать одежду для весенней прогулки.

Весна - природа пробуждается (1)

Как мы узнаем, что наступила весна (1)

Экскурсия в парк «Весенняя природа» (1)

Тема «Живые обитатели планеты» - 9 часов.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-отличия живых организмов от неживых предметов;

-свойства живых организмов;

-сходство и отличия растений и животных;

-что все в природе взаимосвязано;

-названия 5-10 названий растений и животных;

-отличия человека от животного;

-что такое экология;

-правила поведения в природе;

уметь:

-характеризовать отличительные особенности разумного существа - человека;

-называть основные группы домашних животных и растений;

-различать растения и животных;

-перечислять сходство и различие растений и животных;

-перечислять свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов.

Живые организмы и неживые предметы (2)

Растения и животные (2)

Связь живого и неживого (1)

Многообразие живых организмов (2)

Домашние животные и растения - наши друзья (2)

Культурные растения — (1)

Человек - разумное существо (2)

Природа и мы (2)

Тема «Времена года» - 2 час.

знать / понимать:

-знать названия летних месяцев;

- особенности живой и неживой природы летом;

уметь:

-оценивать правильность поведения в природе.

Тема «Отчего и почему» - 4 часа.

В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:

-что такое причина и следствие; уметь:

-уметь находить причины явлений и следствия;

Отчего и почему. Дневник наблюдений (1)

Повторение — 4 часа

Что нас окружает. Живые природные богатства —1ч

Природа и мы — 1 час

Времена года — 1 час

Экскурсия в природу — 1 час

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.


  1. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  1. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.


Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  1. Слушать и понимать речь других.
  1. Выразительно читать и пересказывать текст.

Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).


  1. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  1. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  1. объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  1. называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  1. называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  1. оценивать правильность поведения людей в природе;
  1. оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся

  1. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  1. объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  1. называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  1. называть основные особенности каждого времени года.
  1. оценивать правильность поведения людей в природе;
  1. оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Обучающиеся получат  возможность научиться:

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  1. осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.

                            Характеристика деятельности учащихся.

  1. Познакомиться с учителем и одноклассниками  
  2. Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе  
  3. Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками  
  4. Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах   Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах  
  5. Практическая работа: составить режим дня  
  6. Моделировать  и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление   
  7. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире
  1. Называть окружающие предметы и их признаки
  2. Различать предметы и выделять их признаки
  3. Различать времена года по признакам
  4. Характеризовать времена года
  5. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  6. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  7. Сопоставлять  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
  8. Объяснять, как  с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки
  9. Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека
  10. Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями
  11. Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками
  12. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных
  13. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями
  14. Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения с друзьями
  15. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе
  16. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста
  17. Оценивать  реальные и игровые ситуации общения Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой
  18. Практическая работа по освоению правил  поведения в доме
  19. Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном Записывать телефоны экстренной помощи
  20. Различать времена года по признакам
  21. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  22. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  23. Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
  24. Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями
  25. Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни
  26. Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации
  27. Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры
  28. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр
  29. Проиграть  учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения
  30. Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии
  31. Характеризовать разные виды транспорта
  32. Демонстрировать  в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону
  33. Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни
  34. Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей
  35. Приводить примеры использования человеком богатств природы
  36. Анализировать примеры использования человеком богатств природы
  37. Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства
  38. Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний
  39. Различать времена года по признакам
  40. Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
  41. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
  42. Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
  43. Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы
  44. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам
  45. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями
  46. Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам
  47. Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности)
  48. Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения
  49. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)
  50. Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности
  51. Приводить примеры особенностей человека как разумного существа
  52. Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире
  53. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере)
  54. Оценивать конкретные примеры поведения в природе
  55. Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере
  56. Оценивать конкретные примеры поведения в природе

Тематическое планирование уроков изучения окружающего мира. 1 класс.

Тема урока

Количество часов

Время прохождения

Цели изучения данной темы

  1. Как мы понимаем друг друга

9

1 четверть

1

Самый простой способ общения.

Рука человека.

1

Познакомить учащихся с новым предметом и учебником-тетрадью «Я и мир вокруг»; учить детей правильно называть и показывать пальцы руки; объяснить, как используется отдельно каждый палец руки с целью общения и потренировать  пальцы рук в  их использовании; накапливать сведения и уточнять понятия об окружающей действительности; воспитывать культуру общения.  Познакомить учащихся с главным инструментом человека – рукой; учить правильно пользоваться различными предметами; прививать интерес к изучению окружающего мира; развивать творческие способности; воспитывать культуру поведения, трудолюбие.

2.

Речь – основной способ общения людей.

Как люди используют слова.

1

Учить детей общаться  при помощи слов; подвести к мысли о том, что речь – основной способ общения людей; призывать и убеждать в том, что словами нужно пользоваться бережно и разумно; учить культуре общения. Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки действия предметов; учить правильно употреблять их в речи, наблюдать за их использованием другими людьми; пополнять и обогащать словарный запас; развивать логическое мышление и речь; воспитывать культуру общения, волю, умение держать свое слово.

3.

Ценный совет.

Зачем нужен жизненный опыт?

1

Объяснить значение понятий «помощь», «взаимопомощь», «взаимовыручка», «дружба», «поддержка»; учить самостоятельно выражать дружелюбие, симпатию, предпочтение друг другу, ко всем людям; продолжить работу над словом, способны воздействовать на чувства и поведение людей; развивать чувство коллективизма, товарищества, дружбы.

Обсудить значение понятий «опыт», «жизненный  опыт»; способствовать созданию и развитию своего жизненного опыта по сохранению здоровья, формированию знаний, способностей, талантов; фиксировать детское внимание на том богатстве  жизненного опыта, который содержится в мудрых сказках, пословицах, советах старших товарищей и взрослых людей; воспитывать  искреннее внимание к людям, тактичность и деликатность в общении, желание приобщиться к опыту и традициям старших и следовать им; закрепить положительные ассоциации с понятиями «друг», «дружба»; укреплять межпредметные связи (изобразительное искусство и художественный труд, развитие речи).

4.

Где и куда?

Используем слова, обозначающие направления.

1

Объяснить назначение слов, указывающих на положение, направление предметов (справа, слева, спереди, сзади, вперед, назад, посредине); практиковать в правильном речевом употреблении этих слов; развивать навыки ориентирования в пространстве согласно этим словам; формировать культуру речевого общения. Практиковать в нахождении места и направления предметов по рисункам и в личном опыте; рассмотреть и охарактеризовать местоположение и направление различных предметов с разных позиций смотрящего человека (где стоит?; куда смотрит?; откуда?).

5.

Учимся определять верх и низ.

 Раньше и позже.

1

Разъяснить понятия «верх», «низ», «выше», учить определять верх и низ предметов, сравнивать положение предметов (выше- ниже); развивать речь, творческое воображение, мышление; воспитывать осторожность и безопасность в ситуациях с падением, выполнением работ на высоте и др.

Практиковать в назывании предметов, отвечающих вопросы кто? или что?, в определении их признаков; формировании умения рассказывать, где находятся предметы и куда они движутся; выяснить значение слов «раньше» и «позже»; учить отвечать | на  вопрос когда?; развивать речь, мышление; воспитывать аккуратность, прилежность, организованность.

КАК МЫ УЗНАЕМ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ.

6.

Предметы и их признаки.

Как мы узнаем предметы.

1

Повторить и углубить знания о признаках предметов; совершенствовать умение отличать предметы по их набору характерных признаков; развивать мышление, образность и красоту речи, внимание; расширять кругозор.

Закрепить умение определять признаки предметов (размер, вес, вкус и др.); объяснить понятия «свойства предметов», «части предмета», «действия предметов»; развивать словарный запас; расширять кругозор и обогащать жизненный опыт учащихся.

7.

Сочетания предметов.

Предмет в роли признака.

1

Накапливать опыт учащихся на основе игровых ситуаций; учить отражать в игровых сюжетах логические эпизоды, характеризующие различные сочетания предметов; развивать умения оперировать свойствами предметов в окружающем мире, обнаруживать зависимость и изменения в группах предметов в процессе их группировки, сравнения; воспитывать чувства товарищества, дружбы, уважения.

Закреплять умения в определении признаков, свойств, частей, действий предметов; научить выделять предмет, выполняющий роль признака другого, более крупного предмета; тренировать в нахождении, подборе и назывании предметов-признаков по рисункам и по представлению с опорой на жизненный опыт.

ВРЕМЕНА ГОДА.

8.

Осень: природа готовится к зиме.

Как мы узнаем, что наступила осень?

1

Выявить имеющиеся знания о временах года, об осени; понаблюдать за признаками, позволяющими определить осеннее время года; воспитывать разумное, доброе, заботливое отношение к природе.

Продолжить наблюдение характерных явлений а пившей осени; уточнить и обобщить представления учащимися наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени; развивать образную речь, наблюдательность,  умение сопоставлять, выделять и обобщать признаки, явления помогающие раскрывать понятие «осень».

9.

Обобщающий урок по теме «Осень»

1

Обобщить и систематизировать знания по теме «Осень»; подвести итоги наблюдениям за осенней погодой и приметами осени; сделать выводы о характерных особенностях, явлениях, признаках, по которым выделяем осень среди других времен года; учить воспринимать произведения художественного искусства, находить в них поэтические образы природы; способствовать укреплению межпредметных связей (изобразительное искусство, музыка, развитие речи, чтение).

  1. Как ты узнаешь мир.

7

2 четверть.

10.

Наши помощники –органы чувств.

Пять наших помощников.

Объяснить понятие «органы чувств»: рассказать о функциональном назначении органов чувств человека (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание); показать значение органов чувств в жизни человека; продолжить работу по формированию интереса к познанию окружающего мира; укреплять межпредметные связи (чтение, технология, изобразительная деятельность); воспитывать культуру и личную гигиену; способствовать формированию здорового образа жизни.

Научить различать предметы по их признакам при помощи органов чувств; закрепить знания об органах чувств, их свойствах, «способностях» и значении для человека; упражнять в распознавании признаков предметов с помощью органов чувств; способствовать развитию внимания, пространственно-образного восприятия, памяти, бережного отношения к состоянию своего здоровья и органам чувств; обучить детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» - органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах).

11.

Наши помощники – память и ум.

Как память и ум исправляют наши ощущения.

Показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) и ума в понимании окружающего мира, в процессе общения учащихся друг с другом, формирования личности и поведения учеников; воспитывать умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки предметов, явлений, понятий.

Рассмотреть роль памяти и ума - помощников в исправлении наших ощущений; развивать умения мысленно воспроизводить образ подобного предмета, явления, их признаков через ранее полученное познание и объяснить (доказать) собственное видение подобных явлений; прививать желание и стремление к расширению своих познаний окружающего мира.

12.

Родители, учителя, книги.

Нам помогает опыт других людей.

Выяснить, каково значение родителей и учителей в ознакомлении детей с окружающим миром; показать роль книг в жизни человека, обогащении его ума знаниями, расширении его кругозора и личного опыта.

Закрепить мнение о важности и значимости роли родителей и учителей в приобретении и формировании жизненного опыта подрастающего поколения; воспитывать уважительное отношение к взрослым, их советам и помощи; способствовать формированию интереса к художественной, научно-популярной и другой литературе.

ТВОЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ.

13.

Ты и твоя семья.

Взаимопомощь в семье.

Дать представление о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми, между взрослыми и детьми; помочь детям усвоить основы нравственности во взаимоотношениях с родителями, узнать историю своей семьи; развивать уважение к своим близким, умение понимать родителей; воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям - папе, маме, бабушке, дедушке.

Приучить детей помогать своим родителям в работе по дому; учить совместной деятельности и общению; формировать умения радовать своих родителей, оказывать им посильную помощь во всех делах и заботах; воспитывать желание делать приятное своим близким, любовь к ним.

14.

Один дома (учимся быть самостоятельными).

Кто там? (учимся самостоятельно принимать гостей)

Обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причины их возникновения, ориентировочные реакции и готовность им противостоять; воспитывать повышенную внимательность, бдительность к источникам опасностей в доме; формировать безопасное поведение.

Объяснить, что в жилище существует реальная угроза жизни, здоровью и имуществу человека от посягательств  преступников; научить оберегать себя и свой дом от злоумышленников; воспитывать культуру и правила гостеприимства.

15.

Ты и твои друзья.

Как нужно общаться?

Учимся общаться.

Формировать у детей понятия «друг», «дружба», умения высказать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с этими понятиями; учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объяснять свои поступки и отношение к ним с позиции общечеловеческих нравов и обычаев; воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоуважения.

Дать представление о различных средствах и способах коммуникации; учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова; обучать общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов и приветливого отношения друг к другу, без проявления доброты трудно обходиться в любом обществе; развивать умения вежливо общаться друг с другом и взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности, употреблять различные обращения в зависимости от ситуации; прививать желание стараться всегда делать приятное другим людям; показать, как различные средства общения влияют на настроение людей.

ВРЕМЕНА ГОДА

16.

Зима -  покой природы.

Как мы узнаем, что наступила зима?

Обучать способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека; расширять знания об окружающем мире, зиме как одном из времен года; вырабатывать навыки правильного определения времен года, различения изменений природы с приходом зимнего времени года; воспитывать понимание ценности и красоты родной природы.

Закрепить знания о временах года; учить определять зимнее время года по устному словесному описанию, музыкальному воплощению зимней погоды или ее живописному изображению; развивать умения составлять связные высказывания о зиме, ее признаках и приметах.

17.

Зимняя экскурсия.

Показать лес (парк) зимой; рассмотреть деревья в зимнем наряде, следы птиц и зверей на снегу (по возможности); подметить изменения в природе; побуждать к выражению своих чувств, настроения словами, используя в речи средства описательной выразительности; укреплять межпредметные связи (литературное чтение, развитие речи); способствовать развитию навыков аналитического мышления, анализа, сравнения, обобщения.

  1. Что нас окружает.

9

3 четверть

18.

Мой дом, моя улица.

Путешествие по городу.

1

Обучать ориентировке на местности; создать четкие представления о ближайшем окружении школы; ознакомить со своим населенным пунктом, местом жительства, с жизнью и трудом людей.

Расширить информативные сведения о городе: городском населении, транспорте, государственных (служебных) учреждениях и их назначении, городских зонах, элементах улиц и дорог; учить правильному поведению в различных городских местах; продолжить формирование навыков ориентирования в пространстве, запоминания знакомых мест; развивать память, наблюдательность, мышление.

19.

Учимся быть пешеходами.

Учимся быть самостоятельными в городе.

1

Познакомить с правилами поведения на улице, в транспорте; учить применять личный опыт безопасности движения по  улицам и в совместной игровой деятельности.

Закрепить знание правил дорожного движения и поведения на улице; формировать умения ориентироваться в населенном пункте; ознакомить с правилами поведения при встрече со знакомыми людьми; развивать самостоятельность, умение анализировать свое поведение, поступки, противостоять опасностям, делать правильный выбор.

20.

Путешествие Колобка.

Едем за город.

1

Сформировать представление о профессиях, труде как основной потребности человека; провести беседу  кто и как выращивает хлеб; развивать активность, самостоятельность, умение анализировать свою деятельность,  воспитывать интерес и уважительное отношение к труду разных профессий, желание работать для других; подвести к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимодействию людей разных профессий.

Расширить знания детей о труде колхозников, фермеров - животноводов, полеводов, хлеборобов, овощеводов; воспитывать уважение и интерес к их труду; подвести к пониманию ценности и необходимости труда по выращиванию продуктов, обеспечивающих жизнь городов.

21.

Продолжаем путешествие.

Хозяйство человека.

1

Формировать представления детей о природных  богатствах (ископаемых) и их использовании в народном хозяйстве углубить знания о трудовых профессиях, занятых добычей и разработкой подземных богатств; воспитывать уважительное отношение ко всякой трудовой деятельности; прививать желание хорошо учиться, чтобы потом смочь свободно работать с передовой современной техникой.

Дать представление о некоторых отраслях народного хозяйства (промышленное производство, сельское хозяйство, растениеводство, животноводство); учить анализировать, полученные знания; расширять кругозор о трудовых профессиях, хозяйственной деятельности человека.

22.

Богатства природы.

Как человек использует богатства природы.

1

Ознакомить учащихся с понятиями «природные

богатства», «живые и неживые природные богатства»; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для  человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Продолжить работу по углублению представлений учащихся о природных богатствах и их использовании на благо людей; выявить значение природы для человека; воспитывать бережное и экономное отношение к природе и ее ресурсам (богатствам).

23.

Твердые тела, жидкости и газы.

1

Познакомить детей с понятием «тело», свойствами твердых тел, жидкостей и газов; развивать память, мышление; расширять кругозор.

24.

Живые организмы и неживые предметы.

Свойства живых организмов.

1

Дать представление о живых организмах и неживых предметах окружающего мира; научить разделять их на группы; воспитывать чуткое, заботливое отношение к живым организмам; прививать бережливость, аккуратность в использовании вещей и различных предметов.

Расширить знания учащихся о живых организмах, познакомить со  сведениями об их свойствах; рассмотреть вопрос о взаимосвязи в природе и значении живых организмов для человека; воспитывать бережное отношение к природе.

ВРЕМЕНА ГОДА.

25.

Весна – природа пробуждается.

Как мы узнаем, что наступила весна?

1

Дать представление о признаках весны; научить различать изменения в природе, происходящие весной; ознакомить с весенними месяцами и их различиями; развивать навыки и умение правильно определять признаки и характерные черты весны, способность понимать и ценить красоту родной природы; воспитывать художественно-эстетический вкус.

Обобщить наблюдения учащихся за признаками весны (распускание почек на ветках деревьев, появление молодых зеленых листьев, первоцветов и др.); сравнить весенние картины природы с осенними, зимними; ознакомить с характером и содержанием  весенних работ людей, с жизнью животных весной.

26.

Весенняя экскурсия.

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся о весне, ее признаках, красках, заботах людей и животных в весеннее время года; учить видеть красоту окружающей природы, замечать в ней удивительное и необычное, чувствовать, как она влияет на настроение и эмоциональное состояние человека.

  1. Живые обитатели планеты.

8

4 четверть.

27.

Растения и животные.

Учимся отличать растения и животных.

1

учить детей различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных; объяснить понятия «кормильцы», «едоки»; воспитывать гуманное отношение к животным и растениям, любовь и заботу о них.

Закрепить умение определять различия между растениями и животными; повторить признаки животных и растений, приспособленность к окружающему миру; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе.

28.

Связь живого и неживого.

Растения и грибы.

1

Рассмотреть взаимосвязи живого и неживого в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Познакомить с разнообразием мира растений; объяснить понятия «нецветковые растения», «цветковые растения», рассмотреть особенности лиственных и хвойных деревьев, дать представление о лекарственных растениях; воспитывать доброе отношение к природе.

29.

Животные.

Домашние животные и растения – наши друзья.

Домашние животные – помощники человека.

1

Познакомить с новой классификацией животных н групповыми признаками; научить различать животных (насекомые, пауки, земноводные, пресмыкающиеся); расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе.

Познакомить с домашними животными и комнатными растениями; научить уходу за ними; развивать навыки наблюдательности, сравнения признаков сходства и различия; воспитывать любовь к животным и растениям.

Дать представление об особенностях разведения и содержания домашних животных - помощниках человека; сформировать у учащихся доброжелательное и заботливое отношение к домашним животным; обучить пониманию особенности поведения животных; развивать познавательную активность.

30

Культурные растения.

1

Расширить знания учащихся о культурных растениях; научить различать культурные растения; анализировать, обобщать полученные знания; развивать речь учащихся; воспитывать бережное отношёние к продуктам, выращенным руками людей.

31.

Человек – разумное существо.

Кто такой человек?

1

Дать представление о человеке как объекте живой природы; рассмотреть отличия человека от животных; обсудить поступки человека как разумного существа и поступки, относящиеся к неразумному поведению; выяснить, какое значение для организма человека имеют его органы.

Обобщить знания учащихся о человеке как живом существе, обладающем даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда; практиковать в умении различать особенности человека и животного; развивать навыки мыслительной деятельности учащихся; приводящие к самостоятельным выводам.

32.

Природа и мы.

Как вести себя в природе.

1

Дать понятие об экологии как науке, о взаимодействии человека с природой; развивать логическое мышление, память, воображение, речь; научить разумному поведению в природе и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Проверить знание правил поведения в природе и умение их применять; воспитывать бережное отношение к природе.

ВРЕМЕНА ГОДА.

33

Лето: природа цветет и плодоносит. Июнь- июль- август.

 Круговорот воды в природе.

Отчего и почему.

1

Рассмотреть общие признаки и приметы лета; обучать способности различать изменения природы в летние месяцы, понимать и ценить красоту родной природы, чувствовать ее, заботиться о ней, учиться у нее чуткости, бескорыстию; формировать умение переносить все хорошее из природы в общение с людьми.

Повторить изученный материал о свойствах воды и явлениях природы, связанных с водой; сформировать представление о круговороте воды как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое); проверить знания учащихся о значении экологически чистой воды для жизни всего живого на земле; воспитывать экологическую культуру и сознательность, понимание разумного и экономного отношения к воде.

Объяснить значение понятий «причина», «следствие»; научить рассуждать о причинах и следствиях тех или иных явлений, устанавливать правильный ход событий; развивать логическое мышление; закрепить знания учащихся о круговорот воды в природе.

34.

Экскурсия в природу.

Путешествие в страну знаний.

1

Учить детей наблюдать природу, отмечать в окружающем мире интересное, новое, необычное, передавать в речи радостное настроение весеннего погожего дня, использовать средства художественной выразительности; обобщить знания об особенностях и признаках поздней весны и начала лета; развивать умение видеть красоту окружающей природы, чувствовать, как она влияет на настроение; воспитывать чувства доброты, радости, прекрасного от общения с природой, ощущение гармонии и взаимодействия с природой; способствовать приобщению к позитивным и разумным формам проведения досуга школьников на лоне природы.

Обобщить и закрепить знания, полученные по курсу окружающего мира в течение года; расширять кругозор учащихся; развивать память, речь, мышление; способствовать формированию интереса и желания самостоятельно изучать окружающий мир и его явления; воспитывать устойчивый интерес к учебной, наблюдательной деятельности, чтению научно-популярной и художественной литературы об окружающем мире.

Летнее задание. Дневник наблюдений.

Побудить учащихся к проведению наблюдений и исследованию тайн природы; на примере первого летнего месяца показать, что можно наблюдать и как; рассмотреть задания к «выводам ученого» по учебнику и требования к их выполнению в летнее время.


Материально-техническое обеспечение

учебного предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методический  комплект (УМК) для  1 класса:

  1. Вахрушев А. А, А.С.Раутиан.  Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации   для учителя к учебнику «Я и мир вокруг»/ Под ред. А.А.Вахрушева.- Москва: Баласс , 2011. – 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  2. Вахрушев А. А,., Бурский  О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс ( Я и мир вокруг). Учебник   в 2 частях.- М.: Баласс, 2010. (Образовательная система «Школа 2100»)
  3. Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М : Баласс.2011 (Образовательная система «Школа 2100»)

1

31

31

Печатные пособия

Предметные картинки.

Наглядные пособия  и таблицы по окружающему миру   для 1го класса.

Да

частично

Необходимо приобрести

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

да

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска.

Интерактивная доска

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Колонки

Принтер или МФУ

Да

да

да

да

да

.

Необходимо приобрести

Демонстрационные пособия

Объекты, предназначенные для демонстрации

Лист Обратной связи или доска с магнитным песком

да

да

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я. Дмитриевой 4 класс

        Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой...

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 4 класс

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические пробле...

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России" для 2 класса  ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с учётом УУД...

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой.

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы начального образо...

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы начального ...

Рабочая программа по Окружающему миру "Школа России" 1-4 класс ФГОС

Программа составлена к учебнику Окружающего мира А. А. Плешакова.Программа состоит из трех основных разделов:1) Планируемые результаты освоения программы,курса2) Содержание программы, курса3) Тематиче...