Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 65.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру
на 2013-2014год
4 «В» класс
Разработала учитель
начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».
Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС».
Программа Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный комплект «Школа России».
На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Курс обеспечен:
• Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс в четырёх частях.-М.:Просвещение, 2007.
• Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков « Мир вокруг нас», 4 класс, Ч.1-4,М.:Просвещение, 2009.
• Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.4 класс.2009.
• Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2009.
• «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Количество часов в неделю по программе - 2
Количество часов в неделю по учебному плану - 2
Количество часов в год – 68
Количество практических работ -23
Количество экскурсий - 3
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента
знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь — владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• правила сохранения и укрепления здоровья;
• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
• ухода за растениями (животными);
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей
№ урока | Тема урока | Виды работы |
2 | Планеты Солнечной системы. | Работа с глобусом: движение Земли в космическом пространстве. |
3 | Звездное небо – Великая книга Природы. | Нахождение на карте звездного неба изучаемых созвездий. |
4 | Мир глазами географа. | Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах. |
5 | Пояса Земли. | Работа с глобусом и картой: нахождение тепловых поясов. |
11 | Равнины и горы России. | Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. |
12 | Моря, озера и реки России. | Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. |
13 | Зона арктических пустынь. | Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России. |
14 | Тундра. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
15 | Леса России | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
17 | Зона степей. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
18 | Пустыни. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
19 | У Черного моря. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
21 | Наш край. | Определение положения Брянской области на физической карте и карте природных зон. Карта родного края. |
24 | Наши подземные богатства. | Рассматривание образцов полезных ископаемых (2 – 3 названия) и определение их свойств. |
32 | Растениеводство в нашем крае. | Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений поля. |
40 | Жизнь древних славян. | Показ на исторической карте расселение древних славян. |
41 | Во времена Древней Руси. | Показ на исторической карте территорию Древней Руси. |
42 | Страна городов. | Показ на исторической карте изучаемых городов. Работа с планами-схемами городов. |
44 | Трудные времена на Русской земле. | Работа с условными обозначениями на исторической карте. |
46 | Куликовская битва. | Работа с условными обозначениями на исторической карте. |
Учебно - тематическое планирование окружающего мира уроков
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Сопутствующее повторение | Элементы | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид | Оснащение | Элементы | Дата проведения |
1 | Мир глазами астронома | 1 | Комбинированный | Солнце. Земля – планета, Что изучает астрономия | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете | Текущий | мультимедия | Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) | 1 Н Е | |
2 | Земля- планета Солнечной системы. | 1 | планеты | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна –естественный спутник Земли, причины сены дня и ночи и времён года. | Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Уметь работать с готовыми моделями | Практическая работа | DVD Карта звездного неба | Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой | ||
3 | Звездное небо – великая «книга» Практическая работа: знакомство с картой звёздного мира | 1 | комбинированный | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Фронтальный опрос | Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия | 2 Н Е Д | |||
4 | Мир глазами географа. Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте | 1 | Глобус, карта | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте Что изучает география | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря | глобус | Наука «география». История создания глобуса. Первооткры- | |||
5 | Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу | 1 | Практического применения знаний | планеты | Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли | карта | Тепловые пояса Земли. Карта | 3 Н | |
6 | Мир глазами историка Практическая работа: знакомство с историческими картами | 1 | Комбинированный | наука, археология, история | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические Что изучает история, исторические источники, | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Тест (10 мин) | Науки «история» и «археология» | ||
7 | Счёт лет в истории. | 1 | урок-игра | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические Счёт лет в истории, исторические карты | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени | Фронтальный опрос | Лента времени | Счет лет в истории. Работа с лентой времени | 4 Н | |
8 | Прошлое | 1 | Комбинированный | Красная книга | Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния Представление о современных экологических проблемах планеты, охрана окружающей среды -задача всего человечества, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране | Тест (5 мин) | презентация | Красная книга России (отдельные представители), заповедники, национальные парки (знакомство) | |
9 | Всемирное наследие. | 1 | Комбинированный | заповедник | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры | Фронтальный опрос | презентация | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы | 5 Н |
10 | Международная Красная книга. | 1 | Охрана растительного и животного мира | Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу | С/р | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы | ||||
11 | Важнейшие равнины и горы нашей страны Практическая работа: поиск и показ на физической карте равнин и гор. | 1 | Экскурсия | Равнины, горы | Россия на карте. Неживая и живая | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Фронтальный опрос | презентация | Образование гор | 6 Н |
12 | Важнейшие моря, озера и реки нашей страны. Практическая работа: поиск и показ на физической карте озёр и рек | 1 | Комбинированный | Моря, озера, реки | Водоемы, их разнообразие, использование человеком | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Тест (10 мин) | презентация | Великие озера России | |
13 | Зона арктических пустынь Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни | 1 | Арктика | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Экологические проблемы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь | Фронтальный опрос | презентация | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | 7 Н | |
14 | Зона тундры Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни | 1 | Комбинированный | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Экологические проблемы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений | Фронтальный опрос | Карта, презентация, картины | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | ||
15 | Зона лесов Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни | 1 | Урок- игра | лес | Роль растений | Знать общие усло- Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса | Графический диктант | Карта, презентация, картины | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | 8 Н |
16 | Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. | 1 | Комбинированный | Роль растений | Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Проверочная работа | Карта, презентация, картины, тест | Природные зоны | ||
17 | Зона степей Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни | 1 | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | Фронтальный опрос | Карта, презентация, картины | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | 9 Н | ||
18 | Зона пустынь Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни | 1 | Комбинированный | пустыня | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни | Фронтальный опрос | Карта, презентация, картины | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | 9 Н |
19 | Субтропики. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни | 1 | водоёмы | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья | Карта, презентация, звуки моря | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | |||
20 | Экологическое равновесие и необходимость его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей. Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России | 1 | экология | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения | Работа с Красной книгой родного края | Красная книга, иллюстрации | Красная книга России (отдельные представители), заповедники, национальные парки (общее представление) | 10 Н | |
21 | Наш край на карте Родины. Практическая работа: знакомство с картой края | 1 | Комбинированный | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде | Текущий | Карта Брянской области | Природные сообщества родного края (2–3) | 11 Н | |
22 | Формы земной поверхности в нашем крае | 1 | равнины | Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) изменение поверхности края в результате деятельности человека | Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Текущий | карта | Изменение поверхности родного края | ||
23 | Водоёмы края. | 1 | Комбинированный | водоемы | Водоемы родного края (названия, краткая характеристика),охрана ,изменение водоёмов в результате деятельности человека | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, | Гра/диктант | картины | Природные сообщества родного края (2–3) | 12
|
24 | Полезные ископаемые нашего края. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств | 1 | Полезные ископаемые | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения Свойства полезных ископаемых,, способы добычи, охрана недр | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах | Текущий | Набор полезных ископаемых | Природные ископаемые родного края. Их использование человеком | ||
25 | Важнейшие виды почв края. Охрана почв в нашем крае. | 1 | Почва, ее состав. виды почв, охрана почв в нашем крае | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы | Почва, ее значение для жизни | 13 Н | ||||
26 | Природное сообщество лес Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание | 1 | разнообразие растений и животных | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана экологические связи в сообществах | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представите | Парктическая работа | презентация | Растения и жи- Съедобные и несъедобные | ||
27 | Экскурсия. Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с помощью атласа-определителя. | Правила | ||||||||
поведения на экскурсии | лей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме) | 14 Н | ||||||||
28 | Природное сообщество луг. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание | 1 | Графический диктант | презентация | Растения и жи- | |||||
29 | Природное сообщество пресный водоём. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений пресных водоёмов и их распознавание | 1 | Урок-игра | Текущий. Фронтальный опрос | презентация | Растения и животные красной книги: сообщества водоем | 15 Н | |||
30 | Экскурсия. Знакомство с растениями и животными луга и пресного водоёма, их распознавание с помощью атласа-определителя. | |||||||||
31 | Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Практическая работа: знакомство с культурными растениями края. | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям, отрасли растениеводства, сорта культурных растений | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | Тест (10 мин) | Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства | 16 Н | ||
32 | Биологическая защита урожая | 1 | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным. Биологическая защита урожая, её защита для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями | Фронтальный опрос | Виды растениеводства | ||||
33 | Животноводство | 1 | Домашние животные | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным. Породы домашних животных животных, отрасли животноводства | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать | Виды животноводства. Ветеринария | ||||
34 | Родной край – часть большой страны. Обобщающий урок. | 1 | Урок-игра | Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять | Тест (10 мин) | Природные сообщества родного края (2–3). Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края | 17 Н | ||
35 | Начало истории человечества | 1 | Комбинированный | история | Человек – часть Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира, периодизация истории | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | Фронтальный опрос | История первобытного человека. Счет лет в истории | 18 Н | |
36 | Древний мир. | 1 | Древний мир , древнейшие сооружения, О чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени | История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории | |||||
37 | Средние века: | 1 | Знать историю средних веков | История феодального общества. Рыцарь | 19 Н | |||||
38 | Новое время: | 1 | Выдающиеся люди разных эпох Достижения науки и техники: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф | Знать выдающихся людей нового времени. Уметь работать с географической картой | Открытие | |||||
39 | Новейшее время: | 1 | Выдающиеся люди разных эпох Достижения науки и техники. осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете | Знать выдающихся людей новейшего времени | Новейшая история | 20 | ||||
40 | Восточные славяне. | 1 | Комбинированный | народы | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | презентация | Древняя Русь | ||
41 | Века Древней Руси. Крещение Руси | 1 | Древняя Русь | 21 Н | ||||||
42 | Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Практическая работа показ изучаемых объектов на исторической карте. | 1 | города | Тематический | историческая карта | Столицы Древней Руси | ||||
43 | Культура, быт и нравы Древней Руси | 1 | Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Фронтальный опрос | Музеи. Экспонаты Древней Руси | 22 Н | |||
44 | Наше Отечество в XIII- XV веке. Золотая Орда Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте. | 1 | Древние славяне | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской | презентация | Жизнь древних славян на Руси | |||
45 | Московские князья-собиратели земли Русской | 1 | Комбинированный | Карта, иллюстрации | Историческая | 23 | ||||
46 | Куликовская | 1 | Историческая | |||||||
47 | Иван Третий | 1 | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Реформы Ивана Третьего | 24 | |||||
48 | Культура, быт и нравы страны XIII- XV веке. | 1 | Кирилл и Мефодий | Выдающиеся люди разных эпох Культура, быт и нравы страны XIII- XV веке | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | презентация | История книгопечатания на Руси | |||
49 | Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского | 1 | Выдающиеся люди разных эпох | 25 Н | ||||||
50 | Петр Первый – царь-преобразователь. | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург | Тест | портрет | Реформы Петра Великого | |||
51 | Культура, быт и нравы России в XVIII в. | 1 | Выдающиеся люди разных эпох Культура, быт и нравы России в XVIII в. | Знать историю развития образования на Руси | Фро-ный | портрет | Образование на Руси | 26 Н | ||
52 | Россия при Екатерине Второй | 1 | Выдающиеся люди разных эпох | Знать реформы Екатерины Великой | Темский | портрет | Правление Екатерины Великой | |||
53 | Отечественная война 1812 года. Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте. | 1 | Выдающиеся люди разных эпох Бородинское сражение | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой | Фронтальный опрос | Карта, презентация | Историческая | 27 Н | ||
54 | Россия в XIX –начале XX века | 1 | Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий) | Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России | карта | Историческая | ||||
55 | Россия в XX веке | 1 | Комбинированный | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Тематический | презентация | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | 28 Н | |
56 | Жизнь страны в 20–30-е годы | 1 | Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России | Фронтальный опрос | презентация, карта | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, герб столицы | |||
57 | Великая Отечественная война | 1 | Государственные праздники (День Победы) Героизм и патриотизм народа | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого космонавта, выдающихся людей | Карта, презентация | Историческая | 29 Н | |||
58 | Наша страна в 1945-1991гг | 1 | Комбинированный | Первые космонавты | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой | Фронтальный опрос | клип | История покорения космоса | |
59 | Экскурсия: знакомство с достопримечательностями родного края(села) | 1 | геология | Охрана памятников истории и культуры | Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете | Тест (10 мин) | презентация о Москве | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | 30 Н | |
60 | Конституция России – наш основной закон. | 1 | Права человека | Человек – член общества. Россия | Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | Фронтальный опрос | Книги, презентация | Конституция – Основной закон Российской Федерации | ||
61 | Права ребёнка | 1 | конвенцию | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | конвенция, презентация | Права ребенка | ||||
62 | Государственное устройство России. | 1 | Комбинированный | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание | Знать основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | Тематический. Тест (5 мин) | иллюстративный ряд | Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные особенности быта | 31 Н | |
63 | Государственная символика нашей страны. | 1 | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага | Фронтальный опрос | презентация | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | 32 Н | ||
64 | Государственные праздники | 1 | Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России | Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России | Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию | |||||
65 | Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал. | 1 | Комбинированный | Города России | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | Текущий | презентация | Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта | 33 Н |
66 | Регионы России Север Европейской России. Практическая работа: | 1 | презентация | |||||||
67 | Регионы России: Центр Европейской России. Юг Европейской России | 1 | Текущий. Графический диктант | Презентация | Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта | 34 Н | ||||
68 | Современная Россия. (итоговый урок) | 1 | Урок-игра | Тест(10 мин) | тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) для базового уровня 4 класса
разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федера...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.Вахрушева. 1 класс. ФГОС.
Данная программа создана на основе авторской программы Вахрушева А.А....
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я. Дмитриевой 4 класс
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой.
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального образо...
Рабочая программа по"Окружающему миру" к учебнику Плешакова А.А.
Рабочая программа по"Окружающему миру" (1-4 класс) к учебнику Плешакова А.А. "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального ...
Рабочая программа по окружающему миру, автор учебника А.А. Плешаков 2 кл
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс...