Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) для базового уровня 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).        

Разработчик программы: Таценко Светлана Васильевна,
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа предмету окружающий мир (человек, природа, общество) для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).          Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2ч в неделю).

          Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

            Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
  4. формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

        Нормы оценок по окружающему миру.

          Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
       При письменной проверке знаний по предметам используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа.

Оценка тестов.
       Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов.

"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Учебно- методическое обеспечение

Плешаков А.А., Крючкова Е.А.Окружающий мир учебник (2 части), М.: Просвещение, 2010

Плешаков А.А., Крючкова Е.А.Окружающий мир рабочая тетрадь (2 части), М.: Просвещение, 2012

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.Окружающий мир Тесты, М.: Просвещение, 2012


Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения.
Знать:
нормы здорового образа жизни;
государственную символику,
даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
народы, населяющие Россию (не менее 3);
название Основного закона страны;
имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;
достопримечательности родного края.

Уметь:
находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;
различать полезные ископаемые ( не менее 3);
иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
соблюдать правила предупреждения простудных инфекционных заболеваний;
узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
соблюдать правила охраны природы;
ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
определять последовательность основных исторических событий в России;
соотносить год с веком;
называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А.С. Пушкину, Петру 1).
Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.
        Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью
наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирование на местности с помощью компаса;
определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценить воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;
удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Тематический план

Разделы, темы

Количество часов

Количество

экскурсий

практических работ

тестов

проверочных

работ

работа с картой

тематич. тест

игра

1

Земля и человечество

10

3

2

4

1

2

Природа России

10

6

2

1

9

1

3

Родной край – часть большой страны

14

2

2

1

1

5

4

Страницы всемирной истории

5

1

5

Страницы истории Отечества

20

2

2

1

5

6

Современная Россия

9

2

1

1

Итого

68

2

13

10

4

23

1

2



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

на 2012/2013 учебный год

Предмет   окружающий мир

Класс 4 «А»

УМК  «Школа России»

Дата проведения урока

№ урока

Тема урока

Деятельность учащихся

Форма

контроля

ТСО, эксперимент, наглядные пособия

Параграф

страница учебника

с начала года

по теме

Земля и человечество-10ч

1

1

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце

фронт. беседа

презентация

4-8

2

2

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяется день, ночь, времена года.

практическая работа

ответы на вопросы

глобус

9-15

3

3

Звездное небо – великая книга природы. Тест.

практическая работа

тестовая

работа

карта звездного неба

16-21

4

4

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

практическая работа

ответы на вопросы

глобус, карта

22-29

5

5

Пояса Земли. Тест.

индивидуальн

тестовая

работа

30-34

6

6

Мир глазами историка. Что такое история?

парная

фронт. опрос

35-41

7

7

Когда и где. История – путешествие вглубь времен. Карта – помощница.  

коллективная

фронт. опрос

карта

42-46

8

8

Прошлое и настоящее глазами эколога.

индивидуальн

фронт. опрос

презентация

47-53

9

9

Сокровища Земли под охраной человечества

Тематический тест №1 «Земля и человечество»

индивидуальн

тестовая

работа

54-58

10

10

Обобщение изученного.

«Земля и человечество».

парная

взаимопроверка

глобус, карта

презентация

59-62

Природа России-10ч

11

1

Равнины и горы России.

парная

взаимопроверка

глобус, карта

64-71

12

2

Моря, озера и реки России.                   Тест.

практическая работа

тестовая

работа

глобус, карта

72-77

13

3

Зона Арктических пустынь.

практическая работа

фронт. опрос

глобус, карта

78-86

14

4

Тундра. Тундра и человек.

практическая работа

ответы на вопросы

карта, гербарии

87-97

15

5

Леса России.

Проверочная работа №1

практическая работа

ответы на вопросы

карта, гербарии

98-105

16

6

Лес и человек.

групповая

таблица

карта, гербарии

106-113

17

7

Зона степей.

практическая работа

фронт. опрос

карта, гербарии

114-121

18

8

Пустыни.                                       Тест.

практическая работа

фронт. опрос

карта, гербарии

122-131

19

9

У Черного моря. Экологическое равновесие.

групповая

таблица

карта, гербарии

132-141

20

10

Обобщение изученного.

«По природным зонам России».

игра

сообщение

презентация

Родной край – часть большой страны-14ч

21

1

Наш край.

групповая

ответы на вопросы

карта

презентация

146

22

2

Формы земной поверхности.

коллективная

фронт. опрос

карта

147-153

23

3

Водоемы нашего края.

Значение водоемов и их охрана.

групповая

ответы на вопросы

карта

154-158

24

4

Наши подземные богатства.

практическая работа

таблица

карта

коллекция п\и

159-170

25

5

Земля – кормилица. Какие бывают почвы. Охрана почвы.                      Тест.      

парная

тестовая

работа

карта

коллекция почв

171-174

26

6

Леса. Лесные этажи.

групповая

фронт. опрос

презентация

175-181

27

7

Луг – природное сообщество.

парная

фронт. опрос

презентация, гербарии

182-190

28

8

Жизнь пресного водоема.

парная

беседа

презентация

191-200

29

9

Растениеводство нашего края.

групповая

ответы на вопросы

коллекция семян

201-207

30

10

Незаметные защитники урожая.

Проверочная работа №2

практическая работа

ответы на вопросы

208-213

31

11

Животноводство нашего края.

индивидуальн

сообщение

презентация

214

32

12

Животноводческая ферма.

экскурсия

отчёт

33

13

Обобщение изученного.

«Родной край – часть большой страны».

групповая

таблица

презентация

34

14

Наш край.

экскурсия

отчёт

Страницы всемирной истории-5ч

35

1

Начало истории человечества.

коллективная

фронт. опрос

презентация

лента времени

36

2

Мир древности: далекий и близкий

коллективная

фронт. опрос

презентация

лента времени

37

3

Средние Века: время рыцарей и замков

коллективная

фронт. опрос

презентация

лента времени

38

4

Новое время: встреча Европы и Америки

коллективная

фронт. опрос

презентация

лента времени

39

5

Обобщение изученного.

«Страницы всемирной истории»       Тест.

индивидуальн

тестовая

работа

презентация

лента времени

Страницы истории Отечества-20ч

40

1

Жизнь древних славян

групповая

фронт. опрос

презентация

историч. карта

41

2

Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси

парная

ответы на вопросы

историч. карта

42

3

Страна городов: путешествие в древний Киев и древний Новгород

коллективная

фронт. опрос

план-схема

древн.города

43

4

Из книжной сокровищницы Древней Руси

коллективная

фронт. опрос

44

5

Трудные времена на Русской земле: нашествие Батыя. Князь Александр Невский

практическая работа

фронт. опрос

историч. карта

45

6

Русь расправляет крылья (Как возрождалась Русь. Московский князь Иван Калита)

коллективная

фронт. опрос

46

7

Куликовская битва

практическая работа

фронт. опрос

историч. карта

47

8

Путешествие в древнюю Москву. Иван Третий. Иван Грозный

коллективная

фронт. опрос

48

9

Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Федоров. Врата учености.                            Тест.    

индивидуальн

тестовая

работа

презентация

49

10

Патриоты России

коллективная

фронт. опрос

презентация

50

11

Петр Великий

коллективная

фронт. опрос

презентация

51

12

Михаил Васильевич Ломоносов

коллективная

фронт. опрос

презентация

52

13

Екатерина Великая

Проверочная работа №3

индивидуальн

тематическая

работа

53

14

Отечественная война 1812 года.

парная

ответы на вопросы

историч. карта

презентация

54

15

Страницы истории 19 века. Царь-освободитель. Петербург и Москва. Технические новшества

коллективная

фронт. опрос

презентация

55

16

Россия вступает в 20 век. Последний русский царь. Россия в первой мировой войне. 1917 год. Гражданская война

коллективная

фронт. опрос

презентация

56

17

Страницы истории 20-30-х годов. Новое государство – Советский Союз. Страна-труженица

коллективная

фронт. опрос

57

18

Великая война и великая Победа. «Все для фронта! Все для победы!». Героическая летопись Великой Отечественной

экскурсия

отчёт

58

19

Страна, открывшая путь в космос. Первые в космосе. «Это наша с тобой география!»

коллективная

фронт. опрос

презентация

59

20

Обобщение изученного

«Страницы истории Отечества»      Тест.    

индивидуальн

тестовая

работа

Современная Россия-9ч

60

1

Основной закон России.

коллективная

фронт. опрос

презентация

61

2

Важный документ – конвенция о правах ребенка

коллективная

фронт. опрос

презентация

62

3

Мы – граждане России.

коллективная

фронт. опрос

63

4

Что такое права и обязанности гражданина?  

групповая

фронт. опрос

64

5

Славные символы России.        Тест.  

индивидуальн

тестовая

работа

65

6

Такие разные праздники

коллективная

фронт. опрос

презентация

66

7

Путешествие по России.

игра

ответы на вопр.

презентация

67

8

Обобщение «Страницы истории Отечества» Тест.  

индивидуальн

тестовая

работа

68

9

Проверочная работа №4

индивидуальн

тематич. работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я. Дмитриевой 4 класс

        Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой...

Рабочая программа по окружающему миру (автор О. Т. Поглазова) для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС

Здесь представлена рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование)  по окружающему миру (автор О. Т. Поглазова) для 2 класса УМК "Гармония" ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.

Планирование составлено на основе    Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания лич...

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи изучения предмета, учебно-тематический план, календарною-тематический план с указанием планируемых результатов....

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по окружающему мирю (человек, природа, общество) 1 класс

Рабочая программа по окружающему мирю (человек, природа, общество) для обучающихся 1 класса разработана на основе программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова, М.: Просвещение....