Рабочая программа по окружающему мирю (человек, природа, общество) 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему мирю (человек, природа, общество) для обучающихся 1 класса разработана на основе программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова, М.: Просвещение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 512.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к Положению
о рабочей программе
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
методическим объединением | распоряжением от ________№ |
протокол от _______ № | Зам. директора по УВР _______А.Ю. Казакова |
Председатель МО _____Е.А. Барсукова |
Рабочая программа на 2014 - 2015 учебный год
(РП № )
Ступень образования Начальная школа
Предмет Окружающий мир
Форма обучения очная
Класс/обучающийся 1 – Б
Программа обучения Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
Учитель Калабина Светлана Александровна
Санкт-Петербург
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- федеральных и региональных нормативных документов:
- закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС начального общего образования);
- письма Комитета по образованию от 10.06.2014 № 03-20-2413/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) для использования в работе»;
- инструктивно-методического письма КО СПб от 06.06.2014 № 03-20-2377/14-0-0 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2014-2015 учебный год»;
- приказа Министерства Образования и науки РФ 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования;
- письма Комитета по образованию 10.06.2014 № 03-20-2413/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) для использования в работе»;
- письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.03ю2014 №03-20-1020/14-0-0 «О календарном учебном графике и режиме работы общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в 2014-2015 учебном году»;
- программы «Окружающему миру» А.А.Плешакова, М.: Просвещение, 2013.
- локальных актов Образовательного учреждения:
- Учебного плана Образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом от 19.06.2014 №309-д;
- Положения о рабочей программе утвержденного приказом от 19.06.2014 №309-д.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание обучения (перечень форм контроля результативности, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое распределение часов), описание минимальной материально-технической базы, список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по предмету «Окружающий мир: человек, природа, общество», возрастных и психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития.
Учебно-методический комплект, реализующий программу по включает:
- учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 1кл Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.;
- пособие: Плешаков А. А. «Рабочая тетрадь» 1 класс. В 2 ч., : Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ А. А. Плешаков - -М. : Просвещение, 2014;
- книга для учителя: Плешаков А. А. «Окружающий мир» 1 класс: Метод. рекомендации ФГОС/ А. А. Плешаков- -М. : Просвещение, 2014;
- дидактические материалы: наглядные пособия, карты, схемы, разрезанные картинки.
- электронное методическое пособие: Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир» 1 класс, 2014.
Целью рабочей программы является: формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязные задачи:
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств.
Выпускники 1 класса получат возможность научиться:
- целостно и системно видеть картину мира в его важнейших взаимосвязях;
- моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем (моделей);
- реализовать творческий потенциал через наблюдения в природе,постановке опытов;
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- работать в паре или в группе, сотрудничать с одноклассниками.
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с задержкой психического развития. Компенсация особенностей развития достигается путем индивидуального подхода, психологически комфортного эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
При реализации программы используются следующие технологии обучения:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология проблемного диалога;
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения;
- технологии продуктивно-творческой деятельности;
- проектные технологии;
- дистанционные образовательные технологии.
Формы уроков:
1. Урок-открытия новых знаний.
2. Урок комплексного применения знаний.
3. Проблемный урок;
4. Уроки взаимообучения учащихся.
5. Уроки обобщения и систематизации.
6. Уроки поиска истины.
7. Интегрированные уроки.
8. Межпредметные уроки.
9. Проектная деятельность.
Осуществления возможней внеурочной деятельности по предмету достигается за счет участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах, экскурсиях, предметных неделях по окружающему миру.
При реализации программы используются следующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости обучающихся:
- текущего контроля, в форме тестирования и проверочной работы, а также комплексной работы на межпредметной основе;
- промежуточного контроля по четвертям, безотметочно, в форме тестирования.
На реализацию программы на основании учебного плана Образовательного учреждения на 2014 – 2015 учебный год, утвержденного приказом от 19.06.2014 №309-д отводится в год 66 часов.
Содержание обучения
Реализация рабочей программы осуществляется в 1 классе. Обучающиеся по программе – это дети в возрасте 7 лет, уровень подготовки которых должен соответствовать возрастным психифизическим особенностям детей с задержкой психического развития.
Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижением требуемого результата, на изучение каждого раздела отводится определенное количество часов.
Материально-техническая база
Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:
- отдельное учебное помещение площадью 25 м2 с окнами, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности;
- мебель, соответствующая контингенту: регулируемые в соответствии с ростом одноместные парты и стулья, доска меловая, освещение над доской, стол письменный с тумбой, стул офисный; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
- технические средства обучения: персональный компьютер, МФУ;
- учебно-методическая литература, пособия, включенные в УМК, комплект демонстрационных настенных плакатов по литературному чтению 1 класс.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013.
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2013.
3. Плешаков А. А. Окружающий мир: рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2013.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012.
Приложение к рабочей программе (РП № -20 )
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучющихся | Домаш нее задание | № учебной недели | Фактическая дата проведения урока |
Раздел 1. Вводный урок (1 час) | |||||
1 | Вводный урок. Задавайте вопросы! | 1 | |||
Раздел 2. ЧТО И КТО? (23 часа) | |||||
2 | Что такое наша школа? | Задавать вопросы. Вступать в учебный диалог. Пользоваться условными обозначениями учебника. Различать способы и средства познания окружающего мира. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей. Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России. Рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов. Работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках. Обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью. В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых: - фотографируют наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; - находят в семейном фотоархиве соответствующий материал; - интервьюируют членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; - составляют устный рассказ; - выступают с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). Наблюдать за различными объектами, предметами, явлениями, сравнивать, группировать, а также и различать их. Моделировать форму Солнца. Работать в паре: моделировать форму созвездий. Группировать объекты по разным признакам. Использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 1 | ||
3 | Что такое наша школа? | 2 | |||
4 | Что у нас на школьном дворе? | 2 | |||
5 | Что мы знаем о правилах дорожного движения? | 3 | |||
6 | Что такое Родина? | 3 | |||
7 | Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? | 4 | |||
8 | Наши проекты. Моя малая родина | 4 | |||
9 | Что у нас над головой? | 5 | |||
10 | Что у нас под ногами? | 5 | |||
11 | Что общего у разных растений? | 6 | |||
12 | Что растет на подоконнике? | 6 | |||
13 | Что растет на клумбе? | 7 | |||
14 | Что это за листья? | 7 | |||
15 | Что такое хвоинки? | 8 | |||
16 | Кто такие насекомые? | 8 | |||
17 | Кто такие рыбы? | 9 | |||
18 | Кто такие птицы? | 9 | |||
19 | Кто такие звери? | 10 | |||
20 | Что окружает нас дома? | 10 | |||
21 | Что умеет компьютер? | 11 | |||
22 | Что вокруг нас может быть опасным? | 11 | |||
23 | На что похожа наша планета? | 12 | |||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и Кто?» | 12 | |||
Раздел 3. КАК, ОТКУДА И КУДА (12 часов) | |||||
25 | Как живет семья? Наши проекты. Моя семья | Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника. Называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи. Рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи. Оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта обучающиеся с помощью взрослых учатся: - отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; - интервьюировать членов семьи; - оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; - составлять экспозицию выставки. Обсуждать необходимость экономии воды, электроэнергии. Формулировать выводы. Рассказывать о своих наблюдениях. Наблюдать за различными объектами и предметами, сравнивать, различать и группировать их. Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море. Проводить взаимопроверку. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | 13 | ||
26 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 13 | |||
27 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 14 | |||
28 | Как путешествует письмо? | 14 | |||
29 | Куда текут реки? | 15 | |||
30 | Откуда берутся снег и лед | 15 | |||
31 | Как живут растения? | 16 | |||
32 | Как живут животные? | 16 | |||
33 | Как помочь птицам зимой? | 17 | |||
34 | Откуда берется и куда девается мусор? | 17 | |||
35 | Откуда в снежках грязь? | 18 | |||
36 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | 18 | |||
Раздел 4. ГДЕ И КОГДА? (10 часов) | |||||
37 | Когда учиться интересно? Наши проекты. Мой класс и моя школа | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях. Работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку. Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе. Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц. Практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм. Запомнить правила подкормки птиц. Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений. Формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений. Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 19 | ||
38 | Когда придет суббота? | 19 | |||
39 | Когда наступит лето? | 20 | |||
40 | Где живут белые медведи? | 20 | |||
41 | Где живут слоны? | 21 | |||
42 | Где зимуют птицы? | 21 | |||
43 | Когда появилась одежда? | 22 | |||
44 | Когда изобрели велосипед? | 22 | |||
45 | Когда мы станем взрослыми? | 23 | |||
46 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | 23 | |||
Раздел 5. ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? (20 часов) | |||||
47 | Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы. Работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать по плану о полученной информации. Анализировать схему смены времён года и месяцев. Называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы. Использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года. Называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым. Работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника. Наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради. Наблюдать за различными объектами и предметами, сравнивать, различать и группировать их. В ходе реализации проекта: - наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; - фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; - составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; - презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); - оформлять фотовыставку; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Устанавливать взаимосвязь между объектами природы. Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника). Формулировать правила поведения на природе. Оценивать правильность своей подготовки ко сну. Обосновывать необходимость того или иного действия (чистки зубов, защиты животных и т.д.). Объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов, интернета и т.д. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 24 | ||
48 | Почему луна бывает разной? | 24 | |||
49 | Почему идет дождь и дует ветер? | 25 | |||
50 | Почему звенит звонок? | 25 | |||
51 | Почему радуга разноцветная? | 26 | |||
52 | Почему мы любим кошек и собак? | 26 | |||
53 | Наши проекты. Мои домашние питомцы | 27 | |||
54 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 27 | |||
55 | Зачем мы спим ночью? | 28 | |||
56 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 28 | |||
57 | Почему надо чистить зубы и мыть руки? | 29 | |||
58 | Зачем нам телефон и телевизор? | 29 | |||
59 | Зачем нужны автомобили? | 30 | |||
60 | Зачем нужны поезда? | 30 | |||
61 | Зачем строят корабли? | 31 | |||
62 | Зачем строят самолеты? | 31 | |||
63 | Почему в автомобиле, поезде, на корабле нужно соблюдать правила безопасности? | 32 | |||
64 | Зачем люди осваивают космос? | 32 | |||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 33 | |||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | 33 | |||
Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч. - М. : Просвещение, 2014.
Окружающий мир. 1 класс. А.А. Плешаков Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2012.
Плешаков А. А. Окружающий мир: рабочие программы. 1-4 классы. - М. : Просвещение, 2013.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. - М. : Просвещение, 2013.