Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 3 класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи изучения предмета, учебно-тематический план, календарною-тематический план с указанием планируемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabprokr3.docx90.72 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« АЛЕКСАНДРОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО

Заседание ШМО учителей

начальных классов

МКОУ «Александровская СОШ»

Протокол № _____

от «____» августа 2013 г.

Руководитель МО Кривенко Г.В.

СОГЛАСОВАНО

Заседание педсовета

МКОУ «Александровская СОШ»

Протокол № _____

от «____» августа 2013 г.

Зам. директора по УР

Степанова Л.Н.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___________

от «___»______________2012г.

Директор МКОУ «Александровская СОШ»

МО «Братский район»

Астапова Л.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Окружающий мир»

для учащихся 3 класса

на 2013 - 2014  учебный год

Образовательная область: «Естествознание»

Разработала:

Пилуева Нина Федоровна, учитель

2 квалификационной категории.

2013 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного предмета «окружающий мир» для учащихся 3 класса МКОУ «Александровская СОШ»  разработана на основе Федерального образовательного стандарта второго поколения, примерной программы начального общего образования, авторской программы, утверждённой МО РФ  Федерального перечня учебников, А.А.Плешакова по   УМК «ШКОЛА РОССИИ»,  М.: Просвещение, 2010 г.,

Нормативно-правовой основой рабочей программы являются:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373);
  • Региональный стандарт требований к программному обеспечению образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Иркутской области (утверждён приказом  ГлавУО и ПО от 16.06.2000г № 665);
  • Письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области №  75-37-0541/11  от 15.04.2011 «О рабочих программах».

   

  Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения  школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

     Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

      Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, , музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

             Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите¬ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 70ч (35учебных недель).

Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

«Как устроен мир»

6

6

1

2

«Эта удивительная природа»

20

20

5

3

«Мы и наше здоровье»

9

9

1

4

«Наша безопасность»

10

10

1

5

«Чему учит экономика»

12

12

1

6

«Путешествия по городам и странам»

13

13

2

всего

70

70

11

Содержание программы;

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.

  Курс "Мир вокруг нас» является частью программы «Зелёный дом» и имеет ярко выраженную экологическую направленность. Это определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях.  Именно формирование экологической компетенции - одно из главных направлений учебно-методического комплекта.

 Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая гражданскиориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".

 Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривающимся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

 Экологическая целостность мира - важный аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействия человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики.

 Уважение к миру - это применяемая автором формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.

 В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:

 - распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

 - моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

 - эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Ожидаемые (планируемые) результаты изучения (курса) по программе

К концу III класса учащиеся должны знать:

  • что такое тела, вещества, частицы;
  • компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые. Их основные свойства;
  • компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;
  • группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
  • группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
  • некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
  • строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

Учащиеся должны уметь:

  • различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
  • устно описывать объекты природы;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
  • измерять температуру воздуха с помощью термометра;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
  • оперировать с моделями, указанными в программе;
  • изготовлять кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

Учебно-методическое обеспечение программы;

  • Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) разработано по УМК «Школа России»:
  • Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.
  • Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.
  • Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2011.
  • Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 3 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011.
  • Плешаков, А. А. Зеленые страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.
  • Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2011.
  • Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2011.

Формы контроля уровня достижений обучающихся  и критерии оценки;   Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4»  ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

-Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2012.

- Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2013.

- «Школа  России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2008.

- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»

- Электронный источник «Поурочное планирование уроков окружающего мира»

- Интернет ресурсы

- гербарий растений

- коллекция полезных ископаемых


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарные сроки

№ уроков

Тема (тип урока)

Кол-во часов

Элементы

содержания

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Формы  контроля

Метапредметные

Предметные

«Как устроен мир» (6)

1

Природа

(Комбинированный)

1

Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Разнообразие природы. Взаимосвязи в природе и ее значение для человека. Бережное отношение к природе.

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию,

осуществлять самопроверку,

- работать в паре,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- доказывать,  пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей,

сравнивать объекты неживой и живой природы,

-

выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

 Фронтальная, индивидуальная

Фронтальный опрос

2

Человек

(Изучение нового материала)

1

Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира

находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,

- различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления  внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека,

- моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр,

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

3

Общество

(Изучение нового материала)

1

Человек как член общества. Человечество. Семья  как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России.

определять место человека в мире,

-характеризовать семью, народ, государство как части общества,

- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,

- сопоставлять формы правления  в государствах мира,

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальный опрос

4

Что такое экология

(Комбинированный)

1

Мир глазами эколога. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы,

- анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов,

Фронтальный опрос

5

Природа в опасности!

Комбинированный

1

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий  голубь - примеры исчезнувших животных  по вине человека .Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории

Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу»

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальный опрос

6

Проверочная работа по разделу: «Как устроен мир»

(Проверка знаний)

1

Тест. «Как устроен мир»

Индивидуальная

Тестирование

Эта удивительная природа  20часов

7

Тела, вещества, частицы

(Изучение нового материала)

1

Тела и их состав. Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-высказывать предположения  объясняющие результат опыта

,

- работать в группе,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-классифицировать тела и вещества,

- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ

- наблюдать опыт с растворением вещества

доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из  частиц

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

 

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная беседа

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

8

Разнообразие веществ

(Изучение нового материала)

1

Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ. Выявление крахмала в продуктах.

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам,

- наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

Тестирование

9

Воздух и его охрана

(Изучение нового материала)

1

Воздух – смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет, запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека, его охрана.

- анализировать схему с целью определения состава  воздуха

- наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

-высказывать предположения

-работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах,

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

10

Вода и жизнь

(Комбинированный)

1

Вода, легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда); распространение в природе, значение для живых организмов. Очистка воды.

Практическая работа № 2 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра

практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

-работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды,

- проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

11

Превращения и круговорот воды

(Изучение нового материала)

1

Вода, свойства воды, распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

-высказывать предположения о состояниях воды в природе

-формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя

-работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку,

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

12

Берегите воду!

(Комбинированный)

1

Гидроресурсы планеты. Причины загрязнения водоемов, условия их сохранения.

-высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить  цифровые данные

-доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам,

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

13

Как разрушаются камни?

(Изучение нового материала)

1

Формы земной

поверхности

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- приводить примеры путем фотографирования проявления разрушения горных пород (замерзание воды в трещинах, рост растений в них)

- наблюдать процесс расширения твердых тел, моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении

-высказывать предположения  о причинах разрушения горных пород

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

14

Что такое почва

(Изучение нового материала)

1

Почва, ее состав, свойства, значение для живой природы.

характеризовать процессы образования и разрушения почвы,

-анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете»

- приводить примеры

- наблюдать опыт

-высказывать предположения о плодородии почвы,

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

15

Разнообразие растений

(Комбинированный)

1

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Практическая работа№3«Рассматривание живых и гербарных растений

-классифицировать группы растений

- приводить примеры разнообразия растений

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

16

Солнце, растения и мы с вами

(Комбинированный)

1

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Великая роль растений в поддержании жизни на Земле.

характеризовать процессы питания и дыхания растений.

-выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений

-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека,

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

17

Размножение и развитие растений

(Изучение нового материала)

1

Развитие растения из семени. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Размножение растений.

Практическая работа № 4 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными»

- характеризовать условия, необходимые для размножения растений и  их распространения

- приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

18

Охрана растений

(Комбинированный )

1

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения под охраной.

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга.

Правила поведения человека в природе (обсуждение материала книги «Великан на поляне»).

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

19

Разнообразие животных

(Комбинированный)

1

Животные, их разнообразие Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении. Размножение разных животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

-характеризовать группы животных

-классифицировать животных из предложенного списка,

- приводить примеры животных разных групп.

- работать с электронным приложением к учебнику

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

20

Кто что ест

(Изучение нового материала)

1

Животные, их разнообразие по типу пищи. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Цепи питания животных. Приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Практическая работа №5 «Моделирование цепей питания»

-характеризовать животных по типу питания,

-классифицировать животных по типу питания

- приводить примеры цепей питания

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

21

Невидимая сеть и невидимые пирамиды

(Изучение нового материала)

1

Работа с опорными схемами и таблицами;  построение сети питания и модели экологической пирамиды

знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

22

Проект «Разнообразие природы родного края»

(Комбинированный)

1

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

23

Размножение и развитие животных

(Изучение нового материала)

1

Размножение разных животных.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-характеризовать животных разных групп  по способу размножения.

- моделировать стадии размножения животных разных групп

- приводить примеры как заботятся домашние животные  о своем потомстве

Беседа о возникших проблемах

24

Охрана животных

(Комбинированный )

1

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир,

-обсуждать меры по охране животных,

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

25

В царстве грибов

(Изучение нового материала)

1

Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов. Правила поведения в природе.

характеризовать понятия строение шляпочных грибов.

-классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы

- приводить примеры грибов-двойников,

- наблюдать опыт

-высказывать предположения и обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»,

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

26

Великий круговорот жизни

(комбинированный)

(Проверка знаний)

1

Роль растений в природе и жизни людей. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

-характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители

- приводить примеры круговорота веществ,

- наблюдать опыт

-обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена  цепи круговорота веществ,

Тест

Индивидуальный

Мы и наше здоровье (9 ч)

27

Организм человека

(Изучение нового материала)

1

Анатомия, физиология. Гигиена как науки. Понятие об органах, системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

28

Органы чувств

(комбинированный)

1

Глаза, уши нос, язык, кожа, их роль  в восприятии мира. Гигиена органов чувств.

Обогащение чувственного опыта за счёт расширения знаний о мире и его восприятии; демонстрация возможностей органов чувств

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

29

Надежная защита организма

(Комбинированный )

1

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи, Гигиена кожных покровов. Первая помощь при  обмораживании, ожогах, ранах, ушибах

характеризовать средства гигиены и уход за кожей,

-формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

30

Опора тела и

движение (Изучение нового материала)

1

Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка и ее роль. Роль физической  культуры в поддержании тонуса мышц.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

обсуждение правильной осанки и её значения  в сохранении здоровья; упражнения, укрепляющие осанку

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

31

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

Комбинированный

1

Питательные вещества, необходимые организму ( белки, жиры,  углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся . Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания.

Подготовка к выполнению проекта.

-характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения- моделировать строение пищеварительной системы

- приводить примеры правильного питания

-составлять меню здорового питания

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

32

Дыхание и кровообращение

(Изучение нового материала)

1

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

 Пульс и его частота

П.р.№6: Подсчёт ударов пульса

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме,

-доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

33

Умей предупреждать болезни

(Комбинированный)

1

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания. Правила поведения в случае заболевания.

-характеризовать факторы закаливания,

- приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку,

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

34

Здоровый образ жизни

(Комбинированный)

1

Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников

-характеризовать понятие ЗОЖ,

-формулировать правила ЗОЖ

- приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

35

Проверим себя и оценим свои достижения Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

(Проверка и оценка знаний)

1

выполнять тесты с выбором ответа,

оценивать правильность работы

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать  их наглядными материалами,

-обсуждать выступления учащихся,

- оценивать свои достижения

усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу  ит.д.

Индивидуальная

Индивидуальное тестирование

Наша безопасность (10 ч)

36-37

Огонь, вода

И газ

(Изучение нового материала)

2

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры

- анализировать схему эвакуации

- наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей  

- Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

- Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

38

Чтобы путь был счастливым

(Комбинированный)

1

Основные правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

работать в группе сообщения о правилах поведения на улице и в транспорте

-обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

39-40

Дорожные знаки

(Комбинированный)

2

Основные правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Дорожные знаки.

П.Р.№7

«Школа юного пешехода»

-классифицировать дорожные  знаки

-моделировать в виде схемы безопасный путь в школу,

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

41

Опасные места

(Комбинированный)

1

Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года. Умение предвидеть опасность и избегать ее.

знать/понимать основные правила

поведения в окру-
жающей среде
(на дорогах, водоемах, в школе)

Самостоятельная,

фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

42-43

О молниях, змеях, собаках и прочем

(Комбинированный)

2

Правила безопасности при общении с природой (молния, змеи, ядовитые растения и грибы, солнце, пчелы) правила защиты.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

44-45

Экологическая безопасность

(Комбинированный + проверка знаний)

2

Работа над понятиями «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»; составление схемы-аппликации; назначение и устройство бытового фильтра, очистка воды

знать/понимать: правила сохранения и укрепления здоровья

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

Чему учит экономика (12ч)

46

Для чего нужна экономика

(Изучение нового материала)

1

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги

- понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

- знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о  продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

-формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

- понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

 

 

Знакомство с понятием «экономика»; составление таблицы потребностей человека; заочное путешествие в гипермаркет; знакомство с представителями разных профессий

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

47

Природные богатства и труд людей — основа экономики

(Изучение нового материала)

1

Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике.

Работа над понятиями «капитал», «труд», их взаимосвязи с природными богатствами; постановка проблемных задач и пути их решения;

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

48

Полезные ископаемые

(Изучение нового материала)

1

Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых.

использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

уметь определять признаки различных полезных ископаемых
(цвет, форму, сравнительные размеры)

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

49

Растениеводство

(Изучение нового материала)

1

Растениеводство как отрасль сельского хозяйства.

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Обсуждение значения растениеводства в жизни человека и государства; работа с гербариями; развитие монологической речи (составление устного описания 

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

50

Животноводство

(Изучение нового материала)

1

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание  и разведение сельскохозяйственных животных.

Знать о  продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

51

Какая бывает промышленность

(Изучение нового материала)

1

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности.

использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Работа над классификацией видов промышленности

различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

52

Проект «Экономика родного края»

(Изучение нового материала)

1

Подготовка к выполнению проекта.

использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

Осуществлять подготовку к составлению проекта

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

53

Что такое деньги

(Изучение нового материала)

1

Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Роль  денег в экономике. Виды денежных знаков.

П.р.: №8

Знакомство с современными российскими монетами.

классифицировать

- приводить примеры

- наблюдать опыт

-высказывать предположения

-доказывать на основе опыта

- работать в группе

-работать в паре

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Деньги, их история и роль в жизни людей. Обмен, бартер, купля-продажа, цена, заработная плата, сбережения.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

54

Государственный бюджет

(Изучение нового материала)

1

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов.

классифицировать

- приводить примеры

- наблюдать опыт

-высказывать предположения

-доказывать на основе опыта

- работать в группе

-работать в паре

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Элементарное знакомство с  функционированием гос.бюджета; игра «Сказочная страна» (составление бюджета)

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

55

Семейный бюджет

(Изучение нового материала)

1

Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи.

использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

Практическая работа по составлению семейного бюджета; работа с пословицами

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

56

Экономика и экология

(Изучение нового материала)

1

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую  среду.

использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

Решение проблемных задач; постановка опытов; поиск доказательств;

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

57

Проверим и оценим свои достижения

(Проверка знаний)

1

Проверка и оценка знаний

отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальная

Тест

индивидуальный

Путешествие по городам  и странам (13 ч)

58-59

Золотое кольцо России

(Изучение нового материала)

2

Москва – столица России. Города «Золотого кольца России». Санкт-Петербург. Достопримечательности городов.

. П.р.:№9 Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

-умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

конкретизация представления о городах нашей страны и   зарубежных достопримечательностях

формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

 

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов

уметь: 

– показывать
на карте изученные страны мира;

– использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете;

– использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

60

Проект «Музей путешествий»

(Изучение нового материала)

1

Подготовка к выполнению проекта.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

61

Наши ближайшие соседи

(Изучение нового материала)

1

Государства, граничащие с Россией, их столицы.

. П.р.№10: Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

-умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

конкретизация представления о городах нашей страны и   зарубежных достопримечательностях

формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

 

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов

уметь: 

– показывать
на карте изученные страны мира;

– использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете;

– использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

62

На севере Европы

(Изучение нового материала)

1

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы, государственное устройство. государственные языки, флаги и т.д.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

63

Что такое Бенилюкс

(Изучение нового материала)

1

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

64

В центре Европы

(Изучение нового материала)

1

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

-умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

конкретизация представления о городах нашей страны и   зарубежных достопримечательностях

формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

 

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

65- 66

По Франции и Великобритании

(Изучение нового материала)

2

Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди

уметь: 

– показывать
на карте изученные страны мира;

– использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете;

– использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос

67

На юге Европы

(Изучение нового материала)

1

Греция и Италия, их географическое положение, столица, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

68

По знаменитым местам мира

(Обобщение и закрепление)

1

Отдельные памятники архитектуры и искусства. Являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы).

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о  нашей планете

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Фронтальный опрос, индивидуальный тест

69

Проверим себя и оценим свои достижения за учебный год

(Проверка знаний)

1

Тесты  с выбором ответа,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальная

Индивидуальное тестирование

70

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

2

-Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрация  их наглядными  материалами,

- обсуждение  выступлений учащихся,

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными  материалами,

- обсуждать выступления учащихся,

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о  нашей планете

Индивидуальная

Индивидуальный


Информационное обеспечение

  1. www.planetaznaniy.astrel.ru
  2. www.nachalka.com
  3. www.school.edu.ru
  4. www.4stupeni.ru
  5. www.zavuch.info
  6. www.openclass.ru
  7. www.festival.1september.ru
  8. www.uroki.net
  9. www.metodkabinet.eu
  10. www.planetashkol.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (2008г.) в соотв...

Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")

В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"

Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру  для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...

Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по  окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...

КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.

Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"

Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...

Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...