Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

 
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы начального образования и авторской программы Н.Я. Дмитриевой,А.Н.Казаковой «Окружающий мир» система Л.В.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_om_4_klass_zankov.docx55.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Класс: 4

Уровень образования: начальное общее образование

Срок реализации программы 2017-2018 уч. год

Количество часов по учебному плану:

всего – 70 ч/год; 2ч/неделю

Рабочая программа разработана в соответствии с  нормативно-правовой
базой:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;
  • Законом «Об образовании в Республике Адыгея» от 27 декабря 2013 г. N 264
  • Учебным планом МБОУ «СШ №10»;

Программа является частью основной образовательной программы начального  общего образования МБОУ «СОШ №10»

Цели  курса:

  • формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта от общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  • в ходе решения первых двух задач развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные  правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников); воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; формировать  личность ученика - умелого хранителя, пользователя традиций родного края; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свою республику, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

               

                  Планируемые результаты освоения обучающимися

программы по окружающему миру

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные  универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
  • учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
  • основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
  • этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
  • понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
  • принятие установки на здоровый образ жизни;
  • принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
  • воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) ;
  • строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия                                  Учащийся научится:

  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Учащийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

                           Содержание учебного предмета

Человек и окружающий мир (21 час)

Человек и природа

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия -источник движения.

Человек познает самого себя. Клетка -основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Человек и общество

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.

Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики;

составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.

Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (при возможности).

Преобразования в России (10 часов)

Человек и общество

Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.

Человек и природа

Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных  свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Люди, занятые горным делом.

Человек и общество

Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов.

План местности.

Практические работы. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.

Исследовательская работа. Петербург - один из прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму (при возможности).

Мир человека в Новое время (27 часов)

Человек и природа

Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

Человек и общество

События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941 -1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Человек и природа

Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.

Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.

Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека.

Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).

Современная Россия (12 часов)

Человек и общество

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция -Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации -глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица государства. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России.

Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Краеведение (в течение года). Родной край - часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период:  особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.

Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников).

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

Краеведение (в течение года)

С целью обеспечения реализации региональных особенностей содержания образования в программу внесены и уплотнены 7 уроков:

Урок 25.  Минералы. Полезные ископаемые, добываемые в родном краю.

Урок 36. Природа гор. Горы родного края.

Урок 38. Расы человека. Адыгея - многонациональная республика.

Урок 45. Великая Отечественная война (1941– 1945). Герои и участники ВОВ – мои земляки.

Урок 49. Охрана природы. Природа Республики Адыгея.

Урок 51. Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения. Растения Красной книги на территории Республики Адыгея.

Урок 60. Россия – наша Родина. Майкоп – моя малая родина

                           

                    Тематическое планирование

Планирование составлено на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №10»

Программа реализуется с использованием учебника Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. 4 класс. – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2013;

№ урока

Тема урока

Количество часов

Человек и окружающий мир.

21

Человек и мир, созданный им.

5

1.

Сфера разумной жизни. Условия современной жизни.

1

2.

Первопроходцы в науке. Техника и человек.

1

3.

Человек познает самого себя. Трудный путь становления медицины.

1

4.

Клетка – основа строения и роста живых организмов.

1

5.

Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни. Лекарственные    растения.

1

Наши соседи на Западе.

16

6.

Наши соседи на Западе. Где и как жили рыцари.

1

7.

Осанка человека.

1

8.

Скелет: позвоночник

1

9.

Скелет: череп, грудная клетка, живые рычаги. Оказание первой помощи при травмах.

1

10.

Мышцы тела. Мимические мышцы (практическая работа).

1

11.

Обобщение знаний.

1

12.

Начало Нового времени.

1

13.

Расширение знаний о Земле.

1

14.

Кругосветное путешествие Магеллана (практическая работа).

1

15.

Природа Нового света.

1

16.

Развитие науки. Устройство Вселенной (экскурсия в планетарий).

1

17.

Законы природы.

1

18.

Открытие невидимого мира.

1

19.

Победа над эпидемиями.

1

20.

Правила здорового образа жизни.

1

21.

Особенности кожного покрова (практическая работа).

1

Преобразования в России.

10

22.

Преобразования в России при Петре I.

1

23.

Строительство Санкт-Петербурга.

1

24.

Становление российской науки. М.В. Ломоносов –великий русский учёный (практическая работа).

1

25.

Минералы.

Полезные ископаемые, добываемые в родном краю.

1

26.

Кладовая недр Земли (практическая работа).

1

27.

Руды металлов и горючие полезные ископаемые (практическая работа).

1

28.

Добыча полезных ископаемых.

1

29.

Полезные ископаемые родного края.

1

30.

Русское военное искусство.

1

31.

План местности (практическая работа).

1

Мир человека в Новое время.

27

Разнообразие природы Земли.

7

32.

Северные земли России.

1

33.

Открытие Австралии.

1

34.

Открытие Антарктиды.

1

35.

Дальний Восток России.

1

36.

Природа гор. Горы родного края

1

37.

Контрольная работа за I полугодие.

1

38.

Расы человека.

Адыгея - многонациональная республика

1

События XIX–XX веков.

10

39.

Развитие науки и техники в XIX–XX веках.

1

40.

Новые знания о человеке.

1

41.

Нервная система.

1

42.

Кровеносная система (практическая работа).

1

43.

Путь крови в организме (практическая работа). Органы выделения.

1

44.

Россия в начале ХХ века.

1

45-46.

Великая Отечественная война (1941– 1945).

Герои и участники ВОВ – мои земляки

2

47.

Великобритания.

1

48.

Век научных открытий. Экологические проблемы.

1

Человек и природа.

10

49.

Охрана природы. Природа Республики Адыгея.

1

50.

Органы дыхания человека (практическая работа).

1

51.

Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения.Растения Красной книги на территории Республики Адыгея

1

52.

Сельское хозяйство. Животноводство.

1

53.

Сельское хозяйство. Растениеводство (практическая работа).

1

54.

Состав пищи.

1

55.

Витамины. Пища разных народов.

1

56.

Органы пищеварения.

1

57.

Переработка пищи в организме. Правила здорового питания.

1

58.

Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека (урок обобщения).

1

Современная Россия.

12

59.

Человек и общество. Государство.

1

60.

Россия – наша Родина. Майкоп – моя малая родина

1

61.

Москва – столица России.

1

62.

Устройство государственной власти.

1

63.

Символы и праздники России.

1

64.

Народы России, их культура и традиции.Нравственные нормы жизни.

1

65

Человек в современных условиях. Духовное богатство человека.

1

66-68.

Контрольная работа за год.

3

69-70.

Резервные уроки.

2

                                                                                                        Приложение

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»

Класс: 4

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы 2017-2018 уч. год

Количество часов по учебному плану:

всего – 70 ч/год; 2ч/неделю

Планирование составлено на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №10»

Программа реализуется с использованием учебника Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. 4 класс. – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2013;

№ урока

                                        Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Человек и окружающий мир.

Человек и мир, созданный им.

1.

Сфера разумной жизни. Условия современной жизни.

2.

Первопроходцы в науке. Техника и человек.

3.

Человек познает самого себя. Трудный путь становления медицины.

4.

Клетка – основа строения и роста живых организмов.

5.

Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни. Лекарственные    растения.

Наши соседи на Западе.

6.

Наши соседи на Западе. Где и как жили рыцари.

7.

Осанка человека.

8.

Скелет: позвоночник

9.

Скелет: череп, грудная клетка, живые рычаги. Оказание первой помощи при травмах.

10.

Мышцы тела. Мимические мышцы (практическая работа).

11.

Обобщение знаний.

12.

Начало Нового времени.

13.

Расширение знаний о Земле.

14.

Кругосветное путешествие Магеллана (практическая работа).

15.

Природа Нового света.

16.

Развитие науки. Устройство Вселенной (экскурсия в планетарий).

17.

Законы природы.

18.

Открытие невидимого мира.

19.

Победа над эпидемиями.

20.

Правила здорового образа жизни.

21.

Особенности кожного покрова (практическая работа).

Преобразования в России.

22.

Преобразования в России при Петре I.

23.

Строительство Санкт-Петербурга.

24.

Становление российской науки. М.В. Ломоносов –великий русский учёный (практическая работа).

25.

Минералы.

Полезные ископаемые, добываемые в родном краю.

26.

Кладовая недр Земли (практическая работа).

27.

Руды металлов и горючие полезные ископаемые (практическая работа).

28.

Добыча полезных ископаемых.

29.

Полезные ископаемые родного края.

30.

Русское военное искусство.

31.

План местности (практическая работа).

Мир человека в Новое время.

Разнообразие природы Земли.

32.

Северные земли России.

33.

Открытие Австралии.

34.

Открытие Антарктиды.

35.

Дальний Восток России.

36.

Природа гор. Горы родного края

37.

Контрольная работа за I полугодие.

38.

Расы человека.

Адыгея - многонациональная республика

События XIX–XX веков.

39.

Развитие науки и техники в XIX–XX веках.

40.

Новые знания о человеке.

41.

Нервная система.

42.

Кровеносная система (практическая работа).

43.

Путь крови в организме (практическая работа). Органы выделения.

44.

Россия в начале ХХ века.

45-46.

Великая Отечественная война (1941– 1945).

Герои и участники ВОВ – мои земляки

47.

Великобритания.

48.

Век научных открытий. Экологические проблемы.

Человек и природа.

49.

Охрана природы. Природа Республики Адыгея.

50.

Органы дыхания человека (практическая работа).

51.

Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения.Растения Красной книги на территории Республики Адыгея

52.

Сельское хозяйство. Животноводство.

53.

Сельское хозяйство. Растениеводство (практическая работа).

54.

Состав пищи.

55.

Витамины. Пища разных народов.

56.

Органы пищеварения.

57.

Переработка пищи в организме. Правила здорового питания.

58.

Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека (урок обобщения).

Современная Россия.

59.

Человек и общество. Государство.

60.

Россия – наша Родина. Майкоп – моя малая родина

61.

Москва – столица России.

62.

Устройство государственной власти.

63.

Символы и праздники России.

64.

Народы России, их культура и традиции.Нравственные нормы жизни.

65

Человек в современных условиях. Духовное богатство человека.

66-68.

Контрольная работа за год.

69-70.

Резервные уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по окружающему миру, математике, литературному чтению и русскому языку для 2 класса. Система Л.В.Занкова

В данном материале представлены рабочие программы с календарно-тематическим планированием, включающим возможные виды деятельности обучающихся на уроке....

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.Вахрушева. 1 класс. ФГОС.

Данная программа создана на основе авторской программы Вахрушева А.А....

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я. Дмитриевой 4 класс

        Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой...

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 4 класс

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические пробле...

Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой.

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы начального образо...

Рабочая программа по"Окружающему миру" к учебнику Плешакова А.А.

Рабочая программа по"Окружающему миру" (1-4 класс) к учебнику Плешакова А.А. "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру, автор учебника А.А. Плешаков 2 кл

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс...