рабочая программа по окружающему миру. 1 класс.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Ларина Ольга Николаевна

УМК "Планета Знаний". рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Календарно - тематическое планирование - 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc68.5 КБ
Файл planirovanie.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1948

«Лингвист-М»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру (1 класс)

учитель: Ларина Ольга Николаевна 

 

2014/2015 учебный год

Пояснительная записка

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют  друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.

Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

Свойства объектов изучаются через опыты. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

1 класс

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Учебник.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пришла пора учиться (13 ч)

Что изучает предмет «Окружающий мир».

Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.

Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.

Человек (13 ч)

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.

Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний.

Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Природа в жизни человека (21 ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.

Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.

Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.

Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.

Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Человек среди людей (17 ч)

Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.

Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.

Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.

Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по курсу «Окружающий мир»  к концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
  • понимание необходимости бережного отношения к природе;

могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
  • понимание своей сопричастности к жизни страны;
  • понимание красоты окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • называть характерные признаки времен года;
  • различать и называть части растений;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
  • различать и называть основные части тела человека;
  • называть органы чувств и рассказывать об их значении;
  • приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
  • рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
  • характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
  • называть основные возрастные периоды жизни человека;
  • рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
  • называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
  • рассказывать о способах движения и питания животных;
  • рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
  • выражать приветствие, благодарность, просьбу;
  • рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
  • проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
  • узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
  • различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать виды эмоционального состояния человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
  • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • называть и различать окружающие предметы и их признаки;
  • устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
  • группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;
  • оценивать действия одноклассников.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
  • сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.



Предварительный просмотр:

Примерное тематическое планирование изучение учебного материала . 2  часа в неделю

Тема урока

Стр.

Рабочая тетрадь

Элементы содержания

1

Вводный урок. Что такое окружающий мир.

3 – 7

3 - 5

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе.

2

Ты и твоё имя

8 - 9

6 - 7

Имена родственников. Как человек познает себя. показать значение имени в жизни человека. Учить умению слушать друг друга и вступать в диалог. Дать первое представление о справочной литературе

3

Твоя школа.

10 – 13

8 - 11

Правила поведения в школе. Познакомить с правилами поведения в школе; воспитывать уважительное отношение к работникам школы

4

Вот и лето прошло

14 - 15

12 - 13

Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе ранней осенью.

5,6

Дорога в школу

16 - 19

14 - 15

Безопасное поведение на дорогах. Отрабатывать правила дорожного движения; познакомить с опасностями, которые могут возникнуть при нарушении этих правил.

7

Твой распорядок дня.

20 – 21

16 - 17

Режим дня школьника. Личная гигиена. Охрана и укрепление здоровья. Учить детей правильно распределять время

8

Осень. Времена года.

22 – 23

18 - 19

Явления природы. Особенности осени.

9

Экскурсия: осенние изменения в природе

Наблюдение.  Взаимосвязь растений и животных

10

Мозаика заданий

24 - 27

 

 Учить детей сравнивать и обобщать; развивать внимательность и наблюдательность. Развивать творческие способности детей

11

Обобщение пройденного

12

Как ты рос.

32 – 33

20 - 21

Облик человека. Возраст. Развивать коммуникативные умения, умение находить необходимую информацию в справочнике.

13

Как ты воспринимаешь мир.

34 – 35

22

Органы чувств.

14

Органы чувств

36 - 37

23

Проведение простейших опытов

15

Твое тело.

38 – 39

24 – 25

Части тела человека. Охрана здоровья. Дать элементарное представление о внешнем строении человека и познакомить с важнейшими функциями его отделов и органов.

16

Как ты питаешься.

40 – 41

28 - 29

Пища. Значение. Режим питания

17

Твоя одежда.

42 – 43

30 - 31

Виды одежды. Правила ухода за одеждой.

18

Будь здоров!

44 – 45

32 – 33

Гигиена. Спорт. Раскрыть значение правильной осанки, показать необходимость занятий физкультурой.

 

19

Твое настроение.

46 – 47

34 - 37

Правила взаимодействия с людьми, культура поведения. Раскрыть значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека.

20

Будь внимательным!

48 – 51

38 - 42

Память человека. Упражнения на развитие памяти.

21

Мозаика заданий

52 – 53

 43 - 47  

Повторение.

22,23

Обобщение изученного материала.

Познакомить с некоторыми элементарными приемами управления собой.

24

Полна природа удивленья.

58 – 59

№ 2: 3 – 4

Явления природы. Объекты живой и неживой природы.

25

Вода и воздух.

60 – 61

5

Вещества. Разные состояния воды.

26

Вода и воздух

62 – 63

Свойства воздуха, воды

27

Зима.

64 – 65

6 - 7

Труд людей зимой.

28

Времена года

66 – 67

8 - 9

Особенности времен года. Приметы

29

Экскурсия: зимние изменения в природе.

Помощь животным зимой. Охрана природы.

30

Как устроено растение.

68 – 69

10

Условия для роста растений

31

Части растения

70 – 71

11

Разнообразие частей растений

32

Деревья, кустарники, травы

72 – 73

12

Виды растений. Учить понимать красоту окружающей природы.

33

Многообразие растений

74 – 75

13

Разнообразие растений.

34

Как развивается растение.

76 – 77

14 - 15

Семена. Плоды.

35

Растения в нашем классе

78 – 79

16 - 18

Наблюдения. Правила ухода за комнатными растениями.

36,37

Обобщение: мир растений.

Д.М.

38

Насекомые, птицы,

80 – 81

20

Особенности внешнего вида

39

Рыбы, звери…

82 – 83

21

Особенности внешнего вида

40

Земноводные, пресмыкающиеся

84 – 85

22 - 23

Особенности внешнего вида

41

Жизнь животных.

86 – 87

24

Питание. Передвижение

42

Защита животных

88 – 89

25

Охрана животных. Красная книга

43

Домашние животные.

90 – 93  

26

Показать разнообразие домашних животных и их значение в жизни человека. Показать необходимость заботы человека о животных.

44

Обобщение

27 - 29

45

Береги природу, человек!

94 – 97

30- 34

Красная книга. Связь  неживого и живого в природе.

46

Мозаика заданий

98 – 99

35 - 40

Обобщение. Формировать первоначальные представления о взаимодействии человека и природы.

47

Повторение пройденного.

100 - 101

Показать влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека. Вывести правила поведения в природе.

48

Наша Родина.

106 – 107

Государственные символы

49

Города России

108 – 109

Москва – столица. Достопримечательности.

50

Наш дом.

110 – 113

41 – 45

Как строят дома. Прошлое – настоящее

51

Наши родственники.

114 – 117

46 - 49

Родословная. Семья. Учить уважать и любить своих родственников, оказывать взаимопомощь в семье. Познакомить с разнообразием занятий людей, их профессиями.

52

Хороший день. Традиции семьи.

118 – 119

50 – 51

Продолжить формирование представлений о правильных взаимоотношениях в семье.

53

Весна. Времена года.

120 – 121

52 – 53

Перелетные птицы. Особенности времени года

54

 Экскурсия: природа весной.

Растения весной – первоцветы.

55,56

Наша безопасность.

122 – 125

 54 – 57

Правила безопасного поведения. Телефоны экстренной связи  

57

Будем вежливы.

126 – 127

 59 – 59

Правила вежливости.

58

 Этикет.

127

 

Познакомить детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице.

59,60

Мы едем, едем, едем…

128 – 131

60 – 61

Виды транспорта. Правила поведения

61

Скоро лето.

132 – 133

62 – 63

Явления природы. Признаки лета.

62

Повторение

134 – 135

Закрепить и проверить полученные знания и умения по разделу и в целом по курсу.

63

Обобщение

136 - 137

Развивать умение актуализировать жизненный опыт.

64

Закрепление

Отрабатывать правильное поведение учащихся в ролевых играх. Развивать коммуникативные умения, умение находить необходимую информацию в справочнике.

65

Обобщение

Совершенствовать умение задавать вопросы и отвечать на них. Развивать у детей творческие способности.

66

Повторение

Развивать внимание к собственному поведению в обществе сверстников и взрослых и умение оценивать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...