Главные вкладки

    конспект урока "Наши помощники - органы чувст"
    методическая разработка по окружающему миру на тему

    Бобылева Марина Витальевна

    Конспект урока окружющего мира. Урок - практикум.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_urok.docx38.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  Наши помощники – органы чувст.

    Тип урока: урок-исследование (практикум)

    Цель: повторить и закрепить понятие «органы чувств», выяснить практическим путем, при помощи каких органов чувств мы познаем окружающий мир.

    Задачи:  формировать и развивать у детей

    • общепознавательныеуниверсальные учебные действия, на основе овладения ими начальными формами исследовательской деятельности;
    • коммуникативные универсальные учебные действия на основе взаимодействия друг с другом,  участия  в коллективном обсуждении, умения слушать одноклассников, вступать  в диалог(работа в группах);
    • регулятивные универсальные учебные действия (постановка детьми темы и целей урока, прогнозирование, оценка своей деятельности на уроке).

    Оборудование: учебник, 4 непрозрачных мешочка с предметами (ключ, кольцо, шишка, конфета, машинка, мягкая игрушка),  8 стаканов (4 – с теплой водой, 4 – с холодной),  16 одноразовых стаканчиков с соком (яблочным), чаем, питьевой водой,  баночки с  дольками лука, чеснока,  листьями мяты,  зернами кофе, пакетики с чаем (мятным, лимонным

    1. Организационный момент.

    Прозвенел для нас звонок,

    Вот уж начался урок.

    Очень много интересного

    Предстоит на нем узнать.

    Мы о нашем организме

    Будем знания получать

    2. Мотивационное начало урока.

    Посмотри, мой милый друг,

    Что находится вокруг?

    Парты, стол, окно, цветы…

    А что слышишь сейчас ты?

    -Ребята, а при помощи чего мы познаем окружающий нас мир? (при помощи органов чувств).

    - Назовите их. (глаза, уши, нос, язык, кожа).

    Учитель (У.): Прочитайте надпись. (“Познай самого себя”). Подумайте, что значит “познать самого себя”?
    Дети (Д.):

    У:  А я думаю, процесс познания самого себя длится всю жизнь, потому что мы же меняемся. С каждым днем что-то в нас добавляется, что-то уходит. Познавать себя - значит совершать маленькие открытия. Пусть не каждый день, но все, же совершать.

    У.: - Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей.. Кстати, кто такие исследователи?

    Исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам.

    3. Постановка учебной задачи.

    Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком.

    - Очень странный человечек. Что же в нем странного?

    У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.

    Эти части называются органы чувств.

    4. Постановка проблемы

    А он считает,  что они ему и не нужны. Вот еще -  умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? А сможет ли он так жить???

    Так что же будет предметом нашего исследования?

    Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его органы чувств.

    Нам надо доказать ему, что без наших помощников, органов чувств, мы не сможем полноценно жить.

    ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС????????????????Какие органы чувств нам помогают полноценно жить????

    Сейчас нам предстоит исследовательская работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи свое мнение)

    Прежде, чем начать работу зарядимся доброй энергией, настроимся на успех. Встали, возьмите друг друга за руки, передайте импульс.

    5. «Открытие» детьми новых знаний

    Какого помощника мы будем исследовать в первую очередь?

    Отгадайте загадку.

    Есть у каждого лица два оконца.

    На ночь сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются. (глаза).

    Исследование органа зрения.

    Ответьте на мои вопросы.

    Давайте приступим к исследованию. Возьмите задание на карточке белого цвета.

    Каждая группа получает свое задание. (На каждый стол выдаются предметы для исследования.)

    1-я гр. получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов (белый, красный, желтый, синий).

    2-я гр.– конверт с геометрическим материалом (с урока математики), одного цвета, но разной формы и размера.

    3-я гр. – коробку с заводными игрушками, мяч, модели машинок.

    4-я гр. – книги, журналы, открытки с репродукциями картин.

    Задания для групп.

      1-я гр. Что общего и в чем различие предметов?

     2-я гр. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.

    3-я гр. Рассмотрите игрушки по форме, покатайте, поиграйте.

    4-я гр. Рассмотрите книги, журналы, может быть, успеете почитать.

    Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что еще мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?

    Дети вместе с учителем формулируют вывод. Выступление представителей от групп:

    1-я гр. приходит к мнению, что глаза помогают нам видеть различные цвета.

            

    2-я гр. – Глазами мы видим цвет, различаем форму и величину предметов.

    3-я гр. – С помощью глаз мы различаем цвета предметов, их форму – мяч шарообразный, а также можем пронаблюдать движение предметов.

    4_я гр. – С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.

    Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

    Повернитесь и посмотрите друг другу в глаза. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

    Практическая работа

    Цель: изучить строение глаза.

    У.: Возьмите зеркало и рассмотрите свой глаз. Как природа позаботилась о его защите?

    Д.: Брови останавливают пот, текущий со лба; ресницы защищают глаза от пыли и повреждений.

    Человеческий глаз имеет форму шара. Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? ( Это радужная оболочка или радужка.От нее зависит цвет наших глаз.)У.: Закрасьте на схеме радужную оболочку цветом, соответствующим вашим глазам: коричневым (карие), серым, зелёным или  голубым.

    С  помощью глаза мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.

    На столах лежат задания Зеленого цвета. Обратимся к ним. Посовещавшись в группе, дайте мне на него ответ.

    1гр. Как вы понимаете поговорку? «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». (Можно человеку долго рассказывать о предмете, который он никогда не видел.)

    2гр. А нужно ли беречь свое зрение? Как сохранить свое зрение???

     Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете? Учитель дополняет ответы детей: Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2–3 м. При письме свет должен падать слева.

    3гр. Людям каких профессий нужно хорошее зрение?

    4 гр. Значение зрения в жизни человека.

    Для того, чтобы зрение не портилось, и глаза не уставали, необходимо делать гимнастику для глаз.

    Физкультминутка для глаз

    У.: Такие упражнения рекомендуется делать ежедневно, в перерыве между занятиями. Если глаза устали, полезно смотреть на поверхности, окрашенные в зелёный или коричневый цвет, а лучше на растения.

    Так что глаза нам очень нужны. Вернем глаза человечку.

    После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение.

    Глаза – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего? Глаза – это орган зрения.

    Животным глаза также нужны. Посмотрите, какими разнообразными могут быть глаза.

    Исследование органа слуха.

    Какого помощника мы будем исследовать сейчас вы узнаете, угадав загадку.

    Загадка:У одной головы два братца по разные стороны сидят. А ничего не видят и не говорят. (Уши).

    Каждой группе по очереди я буду включать определенный звук. Ваша задача, определить, что вы сейчас услышите.

    Учитель включает запись различных звуков…

    – Что помогло вам почувствовать, услышать это?

    – Речь людей и шум ветра, шелест травы и журчание ручья, пение птиц – все это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам все это почувствовать?

    На столах лежат задания розового цвета. Обратимся к ним. Посовещавшись в группе, дайте мне на него ответ.

    1гр.Как вы думаете, каким бы был мир без звуков?

    2гр. Людям какой профессии нужно острое чувство слуха?

    3гр.Как вы понимаете поговорку «Медведь на ухо наступил»?(лишен музыкального слуха)

    4гр. Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить хороший слух?Ведь и уши нам нужны. Давайте, вернём их человечку.

    – Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? – слуха. Правильно.

    Форма ушей у животных разнообразна. Иногда они не только орган слуха, а еще и опахало.

    Исследование органа обоняния.

    Загадка:Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит. (нос)

    У.: Для чего необходим нос?

    Д.: У.: Способность чувствовать запахи называется обонянием.

    Практическая работа

    Цель: выяснить, когда возникает чувство запаха; какие вещества вызывают неприятные ощущения.

    Ход работы

    Перед вами  футлярчики, в которых лежат различные вещества. Можем ли мы на глаз, не открывая футлярчик, определить, какие именно? Что мы должны сделать?(понюхать).

    Определите эти вещества.

    У: Какие запахи вы определили?

     Запах №1-чеснокЗапах №4-лук

    Запах №2-кофеЗапах №5-апельсин

    Запах №3-духиЗапах №6-зубная паста

    У.: Когда вы ощущали запах?

    Д.: Когда делали вдох.

    У.: Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать?

    Д.:На столах лежат задания желтого цвета. Обратимся к ним. Посовещавшись в группе, дайте мне на него ответ.

    1гр.Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния

    2гр. Как вы понимаете поговорку «Зарубить на носу»

    3гр.Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить орган обоняния( Беречься от простуды, не курить, не толкать в нос посторонние предметы)

    4гр. .: -Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах чего может предупреждать об опасности? (Запах газа, испорченной пищи, запах дыма)Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом нос работает как сторож.

    Давайте отдохнем и подышим воздухом.

    Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.

    - Руки за спину положим

      И легко – легко подышим.

      Вдох через нос, выдох через рот.

      Дышим правою ноздрей…

      Дышим левою ноздрей…

      Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,

      Выдох через левою ноздрю… (переменное дыхание)

      Раз – подняться, потянуться,

      Два – согнуться, разогнуться,

      Три – в ладоши три хлопка,

      Головою три кивка,

      На  четыре руки шире,

      Пять – руками помахать.

      Шесть – за парту тихо сесть.

    – Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этомнаш нос. Нос очень нужен человеку.Вернем его нашему человечку?

    Подберите научное определение. Нос-это орган чего?орган обоняния.

    Разнообразны формы носа у различных животных и разнообразны их возможности.

    Опыт

    Цель: выяснить, связано ли обоняние со вкусом.

    Ход опыта: ученики 4 человека  закрывают глаза, закрывают нос пальцами и кладём в рот кусочек хлеба, морковь, картофель, свеклу.

    Сможешь ли ты определить какой продукт кушал???С помощью чего ты почувствовал вкус???

    Вывод: С помощью языка мы можем почувствовать вкус продукта, без запаха.

    Исследование органа вкуса.

    Отгадайте загадку: Всегда во рту, а не проглотишь.

    Д.: Язык.

    У.: Рассмотрите свой язык в зеркало. Что вы увидели?

    Д.: Полоски, красные точки.

    Опыт. Цель: выяснить, что и как чувствует язык.

    Ход опыта: У вас на парте стоят стаканы.

    (Учащимся выдаются три стакана с водой: соленой, сладкой и кислой).  Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали? Можем ли мы на глаз определить, что в них находится?

    – Значит, нам необходимо еще одно исследование – на вкус.

    Возьмите пипетки. Опустите в 1 стакан…У.: Какой вкус почувствовали?

    – Что помогло вам почувствовать вкус? (При ответе «рот» предложить исследование губами.)

    Учитель высовывает язычок у наглядной модели «рот».

    Фронтально:

    Можно ли по вкусу определить испорчена ли пища? (Да).

    Чувствуете ли вы вкус очень горячей пищи? (Нет).Почему нельзя есть слишком горячую пищу?Д.: Обжигается язык и мы почти не чувствуем её вкуса.

    Людям какой профессии нужно острое чувство вкуса?

    Объясните смысл выражения: проглотить язык (перестать говорить).

    - Язык, помогает нам  отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка.

    Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха.

    Давайте и нашему человечку вернем этот орган.

    – Дайте научное определение этому органу. Язык – это орган вкуса.

    Язык в жизни животных играет немаловажную роль, у некоторых он даже является инструментом ловли добычи.

    Исследование органа осязания.

    Игра «Узнай, что в корзинке».

    2человека. Определи предмет в корзинке!!!

    Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.). Корзинка закрыта салфеткой.

    – Что ты чувствуешь? Можешь ли ты узнать предмет? Учащийся, надев рукавичку, пытается определить предмет. Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.

    Учитель предлагает снять рукавичку и определить предмет.

    – Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?

    Если учащиеся отвечают «при помощи рук», то учитель продолжает диалог:

    – Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смог ли отгадать предмет.

    – При помощи чего вы отгадали предметы? (кожи)

    Опыт.

    - Слегка ущипните себя. Что вы почувствовали? (боль)

    - Саша, закрой глаза. Я положу тебе на руку один предмет (металлические ножницы). Что ты почувствовал? (холод)

    - Кожа очень важна для нашего организма.

    - Что она помогает почувствовать человеку? (тепло, холод, жару, мороз, боль)

    – На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность.

    На столах у вас лежат образцы с различными материалами. Потрогайте. Что вы ощущаете????

    Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.

    Кожа – это орган осязания.

    Кожа у живых существ на земле бывает различной.

    6Закрепление изученного материала

    Наши исследователи хорошо поработали, мы познакомились с органами чувств человека.А управляет работой всех органов чувств головной мозг человека! И я хочу, чтобы ваш мозг сейчас еще немножко подумал.

    Я предлагаю вам такое задание. Выберите из картинок, которые лежат на столе, подходящие к данному органу чувств. Их должно быть 4!!!!

    Давайте проверим правильность работы. 1 группа сравните. У нас все так же. Мы выполнили правильно.Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники, которые помогают нам полноценно жить????

    глаза                           различаем и узнаем предметы, их цвет, форму, величину

    уши                             слышим целый мир звуков

    язык        определяем вкус

    нос                   чувствуем запахи

    кожаощущаем теплоту, холод, боль

    9.Итог урока

    Вот и закончилось наше исследование.

    Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями.

    Какую цель мы ставили перед собой?(изучить особенности органов чувств человека) Достигли мы этих целей?

    Что мы хотели доказать человечку???Сделали мы это???

    Вот те кто считает, что урок был интересен, получил полезную информацию, у него хорошее настроение, нарисуйте….

    Если вы считаете, что хорошо работали, но испытывали затруднения, может быть стеснялись, нарисуйте…

    Было скучно, неинтересно, вы грустили, нарисуйте….

    1.У зверушки на макушке,

    А у нас – выше глаз. (Ухо)

    2.На ночь два оконца

    Сами закрываются,

    А с восходом солнца

    Сами открываются. (Глаза)

    3.Мы в нее зимой и летом
    С головы до ног одеты,
    Даже на ночь снять не можем,
    Потому что это… (Кожа)

    4.Меж двух  озер стоит утес,

    В нем две пещеры – это…(Нос)

    5. Первым пробовать привык

    Угощенья все ….(Язык)

    3  к

    1 у

    о

    5 я

      х

    ж

    з

      о

    р

    2 г

    а

    4  н

    ы

      л

    о

    к

      а

    с

      з

    1гр.Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния

    2гр. Как вы понимаете поговорку «Зарубить на носу»

    3гр.Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить орган обоняния

    4гр. Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах чего может предупреждать об опасности? 1гр. Как вы понимаете поговорку?

    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

    2гр. А нужно ли беречь свое зрение? Как сохранить свое зрение???

    . Какие правила охраны зрения вы знаете?

    3гр. Людям каких профессий нужно хорошее зрение?

    4 гр. Значение зрения в жизни человека.

    1гр. Как вы думаете, каким бы был мир без звуков?

    2гр. Людям какой профессии нужно острое чувство слуха?

    3гр.Как вы понимаете поговорку «Медведь на ухо наступил»?

    4гр. Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить хороший слух?

    КРОССВОРД

    По горизонтали:

    4.Орган обоняния. 5. Работа уха. 6. Работа носа.

    8. Работа глаз. 9. Орган осязания.

    По вертикали:

    1.Орган зрения. 2. Орган слуха. 4. Работа кожи. 7. Орган вкуса.

    5

    6

    7

    8

    9


    Приложение 2

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.

    1. Представьте, что вы находитесь в абсолютно темной комнате и кушаете мороженое. Что вы почувствуете? (обведите в кружок)

    ВКУС                 ЗВУКИ ЖЕВАНИЯ                  ЦВЕТ                   ХОЛОД                  ЗАПАХ

    1. Вам на голову надели звуконепроницаемый шлем. Что вы почувствуете встречая подъезжающую машину? (обведите в кружок)

    ВКУС                                                ШУМ МОТОРА                                   ЦВЕТ МАШИНЫ

                       БРЫЗГИ ГРЯЗИ                                                    ЗАПАХ ВЫХЛОПА

    1. Подчеркнуть только те определения, которые подходят для (по группам):

    1 группе

    2 группе

    3 группе

    4 группе

    5 группе

    ЗРЕНИЯ

    СЛУХА

    ОБОНЯНИЯ

    ОСЯЗАНИЯ

    ВКУСА

    Крупный

    Музыкальный

    Ароматный

    Влажный

    Безвкусный

    Голубой

    Певучий

    Кислый

    Мягкий

    Кислый

    Грязный

    Еле слышный

    Резкий

    Теплый

    Вяжущий

    Пятнистый

    Громкий

    Сладкий

    Сухой

    Сладкий

    Мутный

    Тихий

    Горький

    Твердый

    Горький

    Глаза –

    орган зрения

    Уши –

    орган слуха

    Язык –

     орган вкуса

    Нос –

    орган обоняния

    Кожа –

    орган осязания


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Твои помощники-органы чувств"

    Окружающий мир 1 класс. Тема: «Твои помощники – органы чувств» Цель: проверка развития у учащихся разных ощущений, а также формирование правил охраны органов чувств....

    конспект урока "Наши помощники-органы чувств"

    Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI век»    Тема: «Наши помощники – органы чувств»....

    Конспект урока по окружающему миру "Наши помощники-органы чувств"

    Конспект урока по окружающему миру  "Наши  помощники-органы  чувств" во 2 кл. Цель:  создать условия для формирования представления об органах чувств, углубить и расширить знания ...

    Конспект урока по окружающему миру для 1класса: «Твои помощники – органы чувств»

    Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа XXI век" с использованием Сингапурских обучающих структур , формирующий представление об органах чувств и их значением в ж...

    Конспект урока по окружающему миру. 3 класс Тема "Наши органы чувст"

    Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. тема "Наши органы чувств". УМК "Перспектива". Данная разработка заняла первое место в областном конкурсе методических разработок  уроков "Идеи ФГОС в ...

    Конспект урока окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"

    Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа....