Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Титкова Наталия Юрьевна

    Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx33.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Наши помощники - органы чувств. Цели:

    • показать роль и специфику разных органов чувств;
    • показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;
    • прививать бережное отношение к своему организму;
    • учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.

    Оборудование: презентация, рисунок для раскрашивания, цветные карандаши, свисток, колокольчик, апельсин, лимон, кофе, мяч, три стакана с водой сладкой, обычной и солёной, рабочая тетрадь.

    Форма работы: фронтальная, групповая

    В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД

    I. Актуализация

    - Дети, вам тепло? (Да)

    Познавательные УУД:

    знаний

    - В классе светло? (Да)

    1) формируем умение извлекать

    - Прозвенел уже звонок? (Да!)

    информацию из схем,

    - Хотите учиться? (Да!)

    иллюстраций, текста;

    - Значит можно всем садиться!

    2) формируем умение

    - Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами

    представлять информацию в

    будем исследователями.

    виде схемы;

    - Кто такие исследователи? Слайд 2

    3) формируем умение выявлять

    II. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний

    (Люди, которые путем исследования получают, открывают новые

    знания)

    - Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным

    человечком Слайд 3

    (Дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без

    лица)

    - Чем он интересен? Что же в нем странного?

    (У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

    1. - А нужны они ему?

    • Как, одним словом можем назвать эти органы?
    • Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? I

    -        А точнее «Наши помощники - органы чувств» Слайд 4

    -        В конце урока вы мне ответите на вопрос:

    Почему органы чувств называют нашими помощниками?

    -        Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока: Слайд 5

    Познакомиться с         (органами чувств)

    Узнать.... (для чего они нужны)

    2.- Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?

    (Нарисовать ему органы чувств)

    - Я предлагаю сегодня работать в группах.

    - По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы

    чувств.

    - Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила

    работы в группе. Слайд 6

    - Давайте мы эти правила вспомним. (Работаем тихо, дружно; Говорим по очереди, не перебивая друг друга;

    Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника)

    3. Работа в группах. 4 3 4 5

    Класс делится на 5 групп. Каждая группа выбирает капитана,

    который будет руководить   исследовательской работой.

    - У каждой группы будет свое задание.

    - А я буду вашим помощником.

    - Капитаны подойдите ко мне за заданиями.

    Задания:

    I группе - найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым

    цветом.

    Капитану выдаются рисунки для раскрашивания и карандаши.

    II группе - с закрытыми глазами определить, какие предметы

    издают звуки.

    Капитану выдаётся мешочек со свистком и колокольчиком..

    Каждому члену группы - повязка на глаза. Капитан издаёт звуки,

    ученики должны с помощью слуха определить, что это.

    III группе - определить, какая вода в стаканах.

    Капитану выдаются 3 стакана с водой сладкой, соленой и

    обычной.

    IV группе - с закрытыми глазами определить кофе, апельсин, лук,

    чеснок.

    сущность, особенности объектов;

    1. формируем умение на основе
      анализа объектов делать
      выводы;
    2. формируем умение
      устанавливать аналогии;
    3. формируем умение обобщать
      и классифицировать по
      признакам

    Коммуникативные УУД:

    1. формируем умение слушать
      и понимать других;
    2. формируем умение строить
      речевое высказывание в
      соответствии с поставленными
      задачами;
    3. формируем умение
      оформлять свои мысли в
      устной форме;
    4. формируем умение
      совместно договариваться о
      правилах общения и поведения.

    формируем умение учиться

    определять цель деятельности

    на уроке;

    формируем умение

    определять успешность своего

    задания в диалоге с учителем;

    формируем умение

    оценивать учебные действия в

    соответствии с поставленной

    задачей.

    Личностные УУД:

    1) формируем умение

    устанавливать связь между

    целью учебной деятельности и

    ее мотивом;

    2)формируем умение

    определять общие для всех

    правила поведения; 3) формируем умение определять правила работы в

    Капитану выдаётся мешочек с кофе, апельсином, лимоном.

    Каждому члену группы — повязка на глаза. Капитан раздаёт

    фрукты, ученики должны по запаху определить, что это.

    V группе — в мешке находятся предметы, определить их на ощупь.

    Капитану выдается мешочек с ложкой, мячиком, мягкой

    игрушкой. Ученики должны с помощью рук определить, что это.

    Слайд 7

    - Выполнив работу, вы должны проанализировать свою работу по

    плану:

    У нашей группы было задание...

    Чтобы выполнить его нам помогли...

    ...   нам нужны        

    Научное название...

    Физминутка

    4. Анализ работы в группах 4

    Капитаны каждой группы дают ответ на вопрос, выбирая из

    плана урока символы - органы чувств, которые помогли

    выполнить задание.

    I группа. У нашей группы было задание...

    Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы

    видеть.

    Научное название - орган зрения. Слайд 9

    ее мотивом;

    2)формируем умение

    определять общие для всех

    правила поведения; 3) формируем умение определять правила работы в группе

    Духовно-нравственное

    развитие и воспитание:

    1) воспитание нравственного

    чувства, этического сознания и

    готовности совершать

    позитивные поступки, в том

    числе речевые;

    2) гражданско-патриотическое

    воспитание;

    3) воспитание трудолюбия,

    способности к познанию;

    4) воспитание здорового образа

    жизни;

    5) экологическое воспитание;

    6) эстетическое воспитание

    • Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш? (глаза)
    • Что еще мы можем делать при помощи глаз? (Читать,
      смотреть телевизор)
    • При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира,
      видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы
      получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
      (рассматривают иллюстрацию с изображением глаза)
    • Глаза надо беречь - потерянный глаз ничем не заменишь!
    • Вы хорошо справились с заданием.
    • Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния.
      Слайд 10

    II группа. У нашей группы было задание...

    Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы

    слышать.

    Научное название - орган слуха. Слайд 11


    • Что вам помогло услышать звуки?
      (уши)
    • Вы постарались, выполнили задание верно.
    • Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь,
      музыку)

    (рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)

    -        Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?
    (Нарисовать уши) Слайд 12

    III группа. У нашей группы было задание...

    Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы

    определить вкус.

    Научное название-орган вкуса. Слайд 13

    • (дети рисуют язык человечку) Слайд 14

    • Что помог определить вкус воды? (язык)
    • Какие ещё" качества пищи различает язык? (Теплая пища,
      холодная, кислая, горькая...)
    • Молодцы. С задание справились верно.
      (рассматривают иллюстрацию с изображением языка)

    Поможем нашему герою почувствовать вкус апельсина

    • Что помог определить вкус воды? (язык)
    • Какие ещё" качества пищи различает язык? (Теплая пища,
      холодная, кислая, горькая...)
    • Молодцы. С задание справились верно.
      (рассматривают иллюстрацию с изображением языка)
    • Поможем нашему герою почувствовать вкус апельсина.
      (  язык человечку) Слайд 14

    IV группа. У нашей группы было задание...

    Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы

    определить запахи.

    Научное название-.... Слайд 15

    • Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)
    • Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы,
      цветов...)
    • А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах
      газа, гари, испорченной пищи.
    • А умение человека различать запахи получило название
      обоняние. Нос - орган обоняния.
      (рассматривают иллюстрацию с изображением носа)
    • Помогите нашему герою.
      (дети рисуют нос) Слайд 16

    V группа. У нашей группы было задание...

    Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы

    определить на ощупь предметы по форме...

    Научное название -.... орган осязания. Слайд 17

    III. Применение нового знания

    VI. Итог урока

    • Что помогло определить предметы? фуки, кожа рук)

    Верно, справились с заданием.
    (рассматривают иллюстрацию с изображением рук)

    Физкультминутка

    -        Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было
    очень приятно работать с умными, наблюдательными
    исследователями.

    Слайд 18

    • Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
    • Сколько у человека органов чувств?
    • На какой вопрос вы должны мне ответить?
    • Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками?
      Докажите.

    . Работа в рабочей тетради. 1 3

    1.        - Посмотрим на таблицу в задании № 4.

    • Как вы думаете, о чём нам рассказывают обозначения над
      таблицей? (Показывают, какие органы чувств помогают узнавать
      различные признаки предметов.)
    • Прочитайте признаки, рядом нарисуйте условное обозначение
      органов чувств, которые помогают узнавать эти признаки.

    2.        Самостоятельная работа.

    Взаимопроверка в паре. Учитель озвучивает правильный ответ.

    -        В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом,
    как, на ваш взгляд, вы справились с заданием.

    Слайд 19

    - А напоследок хочется сказать:

    Есть пять помощников на службе у тебя.

    Не замечая их, используешь всегда:

     Глаза тебе даны, чтоб видеть,

    А уши служат, чтобы слышать,

     Язык во рту, чтоб вкус понять,

    Руки, чтоб ласкать, трудиться,

    А носик - запах различать.

    И ни к чему твоя тревога,

    Они всегда тебе помогут.

    Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу. Слайд 20 

    - Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось. - Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.

    Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт - человека похожего на нас. Реализуя системно - деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что исследования делают процесс познания более продуктивным


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 1 классе "Органы чувств и необходимость бережного отношения к ним"

    Разработка урока окружающего мира для обучающихся 1 класса по теме "Органы чувств и необходимость бережного отношения к ним"...

    Урок окружающего мира в 1 классе "Органы чувств"

    Урок создан для использования на учебно-лабораторном оборудовании "Живой опрос"....

    Урок окружающего мира в 3 классе "Органы чувств"

    Разработка урока по окружающему миру 3 класс...

    Урок окружающего мира 3 класс Тема: "Органы чувств"

    Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" имеет следующие цели:           1. Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с вне...

    Презентация к уроку окружающего мира 3 класс. Тема:"Органы чувств"

    Презентация преследует  цель:Наглядно сформировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой....

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ.» 3 КЛАСС ЗПР

    Цели:1. Обобщить знания детей об органах чувств человека.2. Развивать практические навыки, наблюдательность, умение работать в группе.3. Воспитывать бережное отношение к своему организму.Планируемый р...

    конспект урока окружающего мира в 3 классе "Органы чувств"

    Цель урока: создать условия для ут   На уроке были используются следующие методы обучения: по виду источника информации: словесные, наглядные, практические; по виду учебной деятельности...