Урок окружающего мира 3 класс Тема: "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Михайлова Ирина Витальевна

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" имеет следующие цели:

           1. Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой.

           2. Передать важные сведения о гигиене органов чувств.

           3. Воспитывать у детей здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок:  Окружающего мира

Тема:  Органы  чувств.

Класс:  3

Цель: 1. Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой.

           2. Передать важные сведения о гигиене органов чувств.

           3. Воспитывать у детей здоровый образ жизни.

План урока

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания

    - фронтальный опрос;

    - пословицы о здоровье.

III. Работа над новым материалом.

      1) Сообщение темы урока: кроссворд «Органы».

      2) Цели урока.

      3) Знакомство с органами чувств.

IV. Физ.минутка.

V. Закрепление и обобщение.

VI. Тестирование. Взаимопроверка.

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

IX. Оценка работ учащихся.

Ход урока

I. Организация класса.

- Здравствуйте, ребята.  Сегодня на улице холодно и пасмурно.  Давайте сделаем так, что бы у нас в классе стало радостнее и солнечнее.  А для этого улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

II. Фронтальный опрос по домашнему заданию.

1. Какую тему вы начали изучать?   (Мы и наше здоровье)   (на доске)

2. Какие органы человека вы знаете?

3. Какую работу они выполняют?  (я показываю и закрепляю на доске лепестки цветка,

                                                             они отвечают).

4. Для чего нужно знать и изучать свой организм? (чтобы сохранять и укреплять здоровье)

 

- О здоровье и нездоровье сложено много пословиц.  Вот некоторые из них.

                                                                          (на доске, на плакатах)

  1. Здоров будешь – все добудешь.
  2. Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.
  3. У кого что болит, тот о том и говорит.
  4. У кого болят кости, тот не думает в гости.
  5. Здоровье не купишь, его разум дарит.

III. Работа над новым материалом.

1) Сообщение темы урока.

- Но чтобы быть здоровым, надо хорошо знать свой организм и сегодня мы продолжим изучать наш организм и его отдельные очень важные органы.  Давайте отгадаем кроссворд «Органы».   (показ на мультимедиа).

1. С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?  (ухо)

2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге.  (глаз)

3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у елки?   (кожа)

4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?   (нос)

5. С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, соленую от кислой?  (язык)

2) – Какие это органы?  (органы чувств).

- Правильно.  «Органы чувств» - это тема нашего урока.  Как вы думаете, что мы сегодня на уроке о них узнаем, попробуйте предположить?  (познакомимся с ними, узнаем их значение).

- К ним относятся  уши, глаза, нос, язык, кожа  (то, что отгадали в кроссворде).  С их помощью человек воспринимает окружающий мир.  Давайте  познакомимся с ними поближе.

3) Знакомство с органами чувств.

Я вам загадаю загадку, ответив на нее, вы узнаете с какого органа чувств мы начнем разговор.                     Брат с братом через дорогу живут,

                                     а один другого не видит.   (глаза)

               (Показ слайдов с фотографиями класса)

- Вы узнали эти кадры?

- А с помощью какого органа вы смогли это сделать?  (глаз)

- Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле.  Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг.  Зрение помогает различать цвета, форму, узнавать далеко они или близко, движутся или неподвижны.

- Ребята, а что мы делаем благодаря зрению?  (читаем книги, смотрим телевизор, любуемся красотой природы…)

- Как вы думаете, зрение нужно беречь?

- Существуют правила охраны зрения.                     (читаем  их)

Итак, мы познакомились с первым органом чувств – это глаза.

                     (на доску крепится табличка).

                          Глаз  -  орган  зрения

IV. Физ.минутка

4) – Закройте глаза  (запись звуков).

- С помощью какого органа мы определили звуки и угадали их?  (уши)  Как этот орган  помогает человеку?   (слышим речь, звуки природы, музыку).

- Второй по важности орган чувств у человека – ухо.  Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.     (показ  схемы)

То, что мы называем «ушами» - это только так называемые ушные раковины.  Сами они ничего не слышат, а только улавливают звук.  Посередине есть маленькое отверстие, куда попадает этот звук, он идет по проходу и заканчивается тоненькой пластинкой – барабанной перепонкой.  Она колеблется и от этого мы слышим все звуки.  Ухо – очень тонкий и сложный орган.

- Ребята, а у кого болели уши?  Почему?  Как нужно беречь их?

(1. Мыть с мылом, чистить туго скрученной ваткой.

  2. Никогда не ковырять спичками, булавками.  Так можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.

  3. Портят слух – сильный шум, громкая музыка.  Чаще отдыхайте на лугу, в лесу, в тишине.

  4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка – обратитесь к врачу.)

- Еще один орган – это уши.   (табличка)

                         Ухо – орган слуха

5) – Отгадайте загадку  (дать ученику)

                                   Между двух светил

                                   В середине я один.     (нос)

                (табличка на доске)

                               Нос  -  орган  обоняния

- Нос – это орган обоняния  (читаем вместе).

                        (Словарная  работа   -   обоняние)

- А об этом органе вы расскажите сами, откройте учебник с.134, прочитайте.

   Что узнали, расскажите.

- Действительно, нос – это страж  воздушных ворот, он определяет качество воздуха.  Чувство запаха возникает, когда человек делает вдох.  Давайте проверим.  У вас на партах лежат кусочки мандарина, поднесите к носу, вдохните.  Что почувствовали?  А теперь задержите дыхание, не убирая кусочка от носа.  Что-то чувствуете?  Нет.

               Съешьте его.

- Проведем игру «Угадай запах».  Подношу к ребенку хлеб, духи, яблоко.

- Как беречь орган  обоняния?

   (1. Закалятся, беречь от простуды.

     2. Не курить, не толкать посторонние предметы).

6) - Вы сейчас съели кусочек мандарина.  Каким он был на вкус?  Какой орган помог вам это определить?   (язык)

- Язык – это орган вкуса.  (анимация на медиуме).

- Таким образом, язык тоже один из наших сторожей.  Если ты ненароком возьмешь что-то несвежее в рот, язык тот час донесет это мозгу, а тот даст приказ это выплюнуть.

- Игра.  Вы видите на картинке разные продукты (конфеты, соль, арбуз, лимон).

Назовите вкус этих продуктов.   Какой орган их заполнил?   (язык)

                                      Язык – орган  вкуса

 7) Послушайте сказку-загадку и скажите о чем она.

           Идут по дороге четыре братца, а навстречу им пятый.

           - Здорово, большак! – говорят они.

           - Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Машка-сиротка, да крошка-Тимошка.

                                                                                                    (пальцы)

- Правильно, вот сейчас вам они и пригодятся.

- Опустите руку в мой волшебный мешочек и угадайте, что там?

                                           (расческа,  мяч,  зубная щетка)

- Как вы догадались?   (на ощупь)

- Что на пальцах вам в этом помогло?   (кожа)

- Посмотрите на свои руки. Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает.  Она сообщает к чему прикасаемся.  Давайте проверим.  Закройте глаза. Проведите рукой по парте, какая она?  А теперь по дощечке на вашей парте, а она какая?  Можно почувствовать холод и тепло  (приснитесь к парте и ко лбу).

- Вот это чувство называется  осязанием.  А кожа является органом осязания.  (табличка)

                                  Кожа – орган осязания

 - Как же можно охранять кожу?

(не ранить, не обмораживать, не обжигать)

8) – Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств.  И все же ученые говорят  (показ)  «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг».

Как же это понять?

- Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, посылаются в головной мозг.  Он анализирует полученную информацию и дает приказ на исполнение.

V. Закрепление и обобщение материала.

Итак, ребята. Вот и весь материал, с которым мы должны были познакомится на уроке.

Его я не случайно поместила в солнечные лучи, это значит. Что в классе стало светлее не только от ваших улыбок, но и от ваших знаний.

VI. Тестирование.  Взаимопроверка.

А чтобы лучше запомнить новый материал нам поможет тест.

  1. Соедини линиями.

        глаза                                       орган  осязания

 

        уши                                        орган вкуса

        нос                                         орган зрения

 

       кожа                                       орган  слуха

       язык                                        орган  обоняния

2. Подчеркни правильные правила сохранения зрения.

    1) Не читай лежа.

     2) Три глаза грязными руками.

     3) Свет должен падать слева.

     4) Читай в транспорте.

     5) При чтении книга должна быть на расстоянии 30 см.

     6) Не стесняйся носить очки.

- Проведем взаимопроверку.  Сверяем с правильными ответами на медиуме.

   Если нет ни одной ошибки  то это 5.  Если 1-2 ошибки – то 4.

- Поднимите  желтый кружок, если 5  и  зеленый, если 4.

                 (Вот еще один радостный момент, посмотрите наш класс украсился

                   солнечным светом.  Молодцы.)

VII. Итог урока.

- Что вы узнали нового, из намеченного в начале урока?

- Какие полезные сведения получили?

- Чему удивились?

VIII. Домашнее задание.

Стр. 132-135 читать,  тетрадь стр.35   (на доске)

IX.  Оценка работ учащихся.

- Свой труд вы смогли оценить сами, мы видели, что почти все усвоили новый материал.  Мне остается добавить, что вы мне очень понравились, спасибо вам за ваши ответы, за ваши знания. Вы молодцы.  Урок окончен.  До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Органы чувств"

В презентации представлены интересные факты об обонянии животных....

Урок окружающего мира по теме "ОРГАНЫ ЧУВСТВ" 3 класс "Школа России"

Технологическая карта урока и презентация...

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств", УМК "Школа 2100" Вахрушев

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением исследовательского метода. В нём подробно прописаны деятельность учителя, деятельность ученика, УУД на всех этапах урока...

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств"

конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Органы чувств". 3 класс.

Презентация к уроку окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств"....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира по программе "Школа России" Плешаков, 3 класс. "Органы чувств"....