Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме:
    Урок окружающего мира по теме "Органы чувств", УМК "Школа 2100" Вахрушев

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением исследовательского метода. В нём подробно прописаны деятельность учителя, деятельность ученика, УУД на всех этапах урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organy_chuvstv.docx37.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира в 1 классе                                                                                             Учитель: Галицына Н.Д.           

    Тема: «Наши помощники – органы чувств»

    Цели урока:.

    1.Показать роль и специфику разных органов чувств (1-я линия развития – уметь объяснять мир);

    2.Развивать умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни (формирование познавательных УУД);

    3.Прививать бережное отношение к своему организму , культуру труда, отдыха (2-я линия развития – уметь объяснять своё отношение к миру)

     Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать  развитию познавательного интереса.

    Оборудование:

    1.Для проведения опытов: листы картона одинакового размера, но различных цветов; геометрический материал разной формы и величины;  игрушка,  книги, журналы, репродукции картин; запись пения птиц;  освежитель воздуха, цедра лимона, стаканы с солёной водой , сладкой, кислой водой; дольки апельсина, моркови, яблока, орехи, ластики, скрепки

    2.Презентация «Органы чувств»

    Этапы урока

    Содержание урока

    Характеристика деятельности учащихся

    Универсальные учебные действия

    1. Организационный момент.

    2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

    3.Открытие  новых знаний.

    (работа в группах)

    4.Первичное закрепление

    5.Рефлексия

    (слайд1)

    Прозвенел звонок весёлый.

    Всех зовёт он на урок.

    Ну-ка, дети, все готовы?

    Начинаем точно в срок.

    На места все тихо сядем,

    Не нарушим тишину.

    Приготовились все слушать,

    Я урок сейчас начну.

     

    На доске плакат с изображением человека, но без лица (слайд2)

    - Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного?

      (-У него нет лица, него нет ушей, нет глаз, носа, рта.)

    -А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?(Так некрасиво)

    ( Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть. Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу)

    - нос (Если бы у нас не было бы носа, то мы бы умерли, потому что не смогли бы дышать)

    - рот (Рот нужен нам для еды , чтобы не умерли от голода)

    - уши  (Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал)

    - А что вы чувствуете, когда на улице мороз?- и прикрепляется на доску знак вопроса.     ( Мы чувствуем холод) После ответа детей  появляются все органы чувств. (слайд4)

    - Ребята, что у всех этих частей общего?

    - Можем ли мы назвать их одним словом?

    - Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?

    - Как и почему их так называют, и предстоит ответить сегодня на уроке.

     

    - А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (Это люди, которые что-то изучают, исследуют)

     -Значит , и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

    ( Мы будем исследовать человека)

    - Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. (вы , наверное, уже слышали это слово) Глаза, рот, нос, уши- Это всё части организма- его органы. Давайте приступим к исследованию.

    - Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм.  Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию.

    1.Исследование органа зрения.

    -Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)

    _Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

    - Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

    - Продолжаем наше исследование.(каждый ученик получает задание ,на каждый стол выдаются предметы для исследования)

    1.Что общего и в чём различие предметов?( 1-й получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов(белый, красный, зелёный)

    2. Рассмотри  фигуры и разбейте их на группы(2-й получает конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера.)

    3.Рассмотри книги, журналы,  может успеешь почитать.( 3-й Книги , журналы  репродукции картин)

    - Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?   Дети вместе с учителем формируют выводы:

    1.Глаза помогают нам видеть различные цвета. Глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов. С помощью глаз мы  можем читать книги , журналы, видеть красивые картины.  Учитель: Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет , их форму. Величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего  нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза- это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Может  быть, вы догадались орган чего? (слайд4)

    Глаза- это орган зрения. С их помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире . Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»(слайд 5)

    Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

    Дополняю ответы детей:

    -Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе  2-3 метров,

    -При письме свет должен падать слева.

     « От улыбки» (слайд 6)

    (слайд 7)

    Теперь наш человечек может видеть.

    2.Исследование органа слуха. Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! (В нашем классе тишина)

    - Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать?( Мы ничего не слышали , потому что уши наши были закрыты .Уши нужны чтобы слышать.)

    (слайд 8) 

    Включаю грамзапись пения птиц.  

    Речь людей, пение птиц, шум ветра-всё это  звуки окружающей нас природы . Какой орган позволяет нам это почувствовать?

    (слайд 9) 

    Уши -это орган чего?( это орган слуха).

    Охрана слуха  (слайд 11)

    3.Исследование органа обоняния.

    Закройте нос. Что вы чувствуете?

    (распыляю освежитель воздуха)

    ( Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.)

    - Откройте носики, понюхайте.

    -Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах?

    ( С помощью носа мы чувствуем запах)

    -В носовой полости расположены особые клетки, которые, которые воспринимают различные запахи.

     Проведем второй опыт.

    -Сможете ли вы с закрытыми глазами  определить по запаху предмет?

    (лимон, огурец, лук)

    -Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название  обоняние.

     (слайд 12)

    -Кто  сможет дать полное научное определение? Нос – орган обоняния.

    - Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности , о пожаре. То, что мы не  видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом  орган обоняния .

    (слайд 13)

    Теперь наш человечек может чувствовать запахи

    4. Исследование органа вкуса.

    (раздаю 3 стакана с водой - солёной, сладкой, простой)

    -Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?

    Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?

    (Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

             Игра «Угадай по  вкусу.»( У детей закрыты глаза .Они по вкусу отгадывают предмет -апельсин, банан , яблоко, морковь)(раздаю кусочки фруктов, овощей.)

    -Что помогло вам  почувствовать вкус пищи? (слайд14)

    -Дайте научное определение этому органу.( Язык - орган вкуса.)

    Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха (слайд 15)

    5.Исследование органа осязания.

    Игра «Угадай предмет»

    ( в корзине, накрытой салфеткой резиновый мяч, карандаш, орех)

     (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)

    При помощи чего вы отгадали предметы?

    На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа- это орган осязания. (слайд 16)

    Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?

    Теперь дадим их общее название.

    V.Первичное закрепление

    (слайд17)

    Тест. Соедини предметы и органы чувств .

    Проверка по шаблону.( слайд 18)

    VII.Итог урока.

    -Что нового мы узнали?

    -Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте мы их  назовем одним словом?

    Выводы:

    -Органы чувств - наши верные помощники.

    -Они помогают узнать, что происходит  в окружающем мире в мире.

    -Они показывают нам разные признаки и свойства 

    Оцените свою работу на уроке при помощи цветных кружков.


     

    Отвечают на поставленные вопросы

    Характеризуют основные функции органов чувств

     

    Сопоставляют признаки предметов с органами чувств

    Группируют предметы по различным признакам (цвет, форма, размер)

    Обобщают полученную информацию, формулируют выводы, опираясь на результаты практической деятельности.

    Формулируют правилами сохранения и укрепления здоровья

    Обобщают полученную информацию, формулируют выводы, опираясь на результаты практической деятельности.

    Самостоятельно формулируют правила бережного отношения к органам слуха. Опираясь на зрительные образы.

    Обобщают полученную информацию, формулируют выводы, опираясь на результаты практической деятельности.

    Регулятивные  УУД

    (постановка и решение проблемы)

    Коммуникативные УУД (Учащиеся учатся работать в группах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности)

    Познавательные УУД

    (На основе опыта осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков.

    Формулируют вывод по результатам исследований)

    Познавательные УУД

    (установление причинно – следственных связей)

    Познавательные УУД

    (структурирование знаний)

    Регулятивные УУД

    ( формирование правильной самооценки)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс

    Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс...

    Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"

    Разработка урока  окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....

    Презентация к уроку окружающего мира по теме "Органы чувств"

    В презентации представлены интересные факты об обонянии животных....

    Урок окружающего мира по теме "ОРГАНЫ ЧУВСТВ" 3 класс "Школа России"

    Технологическая карта урока и презентация...

    урок окружающего мира по теме "Органы чувств"

    конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века"...

    1 класс. Урок окружающий мир по теме: Наши помощники - органы чувств .

    Урок для обучающихся 1 класса по теме: " Наши помощники - органы чувств."  Структура урока усвоение новых знаний методом исследования своего организма, органов чувств. Школьники, на протяжении вс...

    Конспект урока окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"

    Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа....


     

    Комментарии

    на данном уроке ведётся целенаправленная работа по формированию исследовательских умений младших школьников

    На протяжении всего урока учитель поддерживает высокий уровень познавательного интереса учащихся. Дети вовлечены в активную продуктивную деятельность.