Урок окружающего мира по теме "ОРГАНЫ ЧУВСТВ" 3 класс "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Андреева Иванна Валерьевна

Технологическая карта урока и презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciyaivanna1.pptx606.72 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Органы чувств Орган зрения Орган слуха Орган обоняния Орган вкуса Орган осязания Кожа


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3 "В" КО

Программа: УМК "Школа России"

Тема урока: "Органы чувств".

Тип урока: урок-исследование.

Учитель: Андреева Иванна Валерьевна.

Техническое оснащение урока:

  1. Компьютер, проекционный экран.
  2. Для проведения опытов: листы картона одинакового размера, но разных цветов; геометрический материал разной формы и величины; игрушки: машинки, мяч; журналы; музыкальная запись; стаканчики с ароматическими веществами; стаканы с солёной , сладкой, кислой, простой водой; яблоко, апельсин, клубок ниток, рукавички.
  3. 4 карточки с надписью "лаборант" для руководителя каждой группы.
  4. "Толковый словарь" С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

Учебно-методическое обеспечение: учебник « Окружающий мир» 3кл. 1 часть, рабочая тетрадь 1 часть

(А. А. Плешаков.)

Методы, применяемые на уроке:

  1. Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
  2. Наглядный (презентация учителя, наблюдения обучающихся)
  3. Проблемно- диалогическая технология
  4. Исследование

Формы организации работы на уроке:

  1. Фронтальная
  2. Групповая

Цели урока:

  1. Упорядочить опыт учащихся.
  2. Сформировать понятие «органы чувств».
  3. Показать роль и специфику разных органов чувств.
  4. Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

Задачи педагога:

  1. Формировать новые способы действий.
  2. Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
  3. Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.
  4. Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
  5. Обогащать чувственный  опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.

УУД:

Личностные УУД:

  1. проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
  2. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
  3. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

  1. использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
  2. строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

  1. слушать и понимать речь других
  2. совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Планируемый результат:

Знать:

  1. названия органов чувств
  2. признаки органов чувств

Уметь:

  1. определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
  2. различать группы органов чувств
  3. ставить опыты с помощью учителя
  4. формулировать результат опыта
  5. устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока

Этапы урока

Ход урока

Организационный момент

Психологический настрой 

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Хочу, чтобы вы поздоровались с нашими гостями.

- Говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь  кивком головы.

- «Здравствуйте!»  - говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

Посмотрите-ка на нас,

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться.

Не болтать, не отвлекаться,

А стараться и стараться!

Актуализация знаний  

Постановка проблемы.

Разминка (отвечают хором)

- У птицы крыло - у человека... (рука)

- У зверя лапа - у человека... (нога)

- У собаки морда - у человека... (лицо)

- У конфеты фантик - у человека... (кожа)

- У льва пасть - у человека... (рот)

- У машины мотор - у человека... (сердце)

- У подводной лодки перископ - у человека... (глаза)

На проекционном экране человечек,  но без лица.

- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человечек. Что                        

же в нём странного? (У него нет лица)

-Что это значит?   (У него нет глаз, носа, рта, ушей)

На экране появляется таблица с рисунками  органов чувств.

-Что общего у этих частей?

-Можем ли мы их назвать одним словом?

 Формулирование темы и целей  урока

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их  «профессия»?

- Как их называют и почему, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

Открытие детьми нового знания

Первичное закрепление нового материала

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание

-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

Что означает это понятие? (варианты детей)

 Работа со словарём.

А в толковом словаре Ожегова говорится так:

 Исследование – научный труд.

Исследовать – это значит:

подвергнуть научному изучению;

осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.

- А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?

(варианты детей)

- Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Кто будет предметом нашего исследования?   (Человек)

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы уже знаете это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

1. Исследование органа зрения.

-Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)

-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?  (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.)

Вывод.  Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

- Продолжаем наше исследование. Каждая группа получит своё задание (на столе предметы для исследования.)

1-я группа получает конверт с листами картона одинакового размера, но  различных цветов.   Что общего и в чём различие предметов?                                 

2-я  - конверт с геометрическими  фигурами  одного цвета, но разной формы и размера. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.

3-я пара – игрушки ( машинки). Рассмотрите игрушки,   покатайте.

4-я пара – журналы. Рассмотрите журналы.

- Проведите исследование  своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод.        

     Выступление представителей от групп:

1-я  приходит к мнению, что глаза помогают нам видеть различные цвета.

2-я - Глазами мы различаем форму и величину предмета.

3-я  - С помощью глаз мы можем наблюдать движение предметов.

4-я пара - С помощью глаз мы можем читать журналы и книги.

Вывод:

- Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При  помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.

После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего?    (Орган зрения)    

(На экране напротив рисунка глаз появляется запись « орган зрения»).

С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

                      ( Рисунок глаз учитель перемещает на лицо человечка).

Физминутка для глаз

2. Исследование органа слуха.

-Приступаем к следующему исследованию. Закрываем уши.

  (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)

-Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь? Почему? (Мы ничего не слышали, уши были закрыты).

Какой вывод можно сделать?  (Уши нужны, чтобы слышать)

Учитель включает грамзапись музыки.

-Какая музыка прозвучала? Что помогло вам это почувствовать, услышать?

(Нам помогли в этом уши)

-  Уши помогают  людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.

Уши – это орган чего?   (Орган слуха)

- Правильно. Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков.

(На экране в таблице появляется запись «орган слуха». Учитель переносит рисунок ушей на  изображение человечка).

Физминутка

(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга, «качающееся дерево» - расслабление позвоночника)

3. Исследование органа обоняния.

- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт. Лаборанты, возьмите по стаканчику.

                                          (Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Определите, что внутри, не снимая крышечки.  (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)

-Нужен новый опыт.

Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами. Проведение опыта: ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

- Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (Нос)

- В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

Проведём второй опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (Приглашаются представители от групп. Дети закрывают глаза и определяют по запаху чеснок, апельсиновую дольку, лук).

-Вы хорошо справились с заданием.

А умение человека различать запахи получило название  «обоняние».

Дайте научное определение.    

( Делает запись « орган обоняния» в таблице).

Вывод: Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. (Рисунок носа перемещается на изображение человечка).

Физминутка

(дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха, «медуза» - релаксация)                                                    

3. Исследование органа вкуса.

-Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?   (Затруднение в ответе)

-Значит, нам необходимо ещё одно исследование – определение воды на вкус.  Дети определяют воду по вкусу.

Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды? Дети догадываются, что это язык.

-Дайте научное определение этому органу. Язык-это орган вкуса.

(Появляется запись «орган вкуса» в таблице.)

Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. (Рисунок языка перемещается на изображение человечка.)

Физминутка

(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса, «медвежьи покачивания» - снятие напряжения)

Исследование органа осязания

                           Игра «Узнай, что в коробке»

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы:

мяч, клубок ниток, яблоко. Коробка накрыта салфеткой.

-Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет?

Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут.

Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет.

Дети отгадывают предмет и достают его из коробки.

-Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? При помощи рук. Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке , и не смогли отгадать предмет.

 (При помощи кожи).

(На экране в таблице убирается «?» и появляется запись «кожа».)

Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа- это орган осязания.

( Напротив слова «кожа» в таблице появляется запись «орган осязания».)

-Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники? Дадим им общее название. Посмотрите на экран (учитель показывает на левую сторону таблички)- это органы, а это - чувства (показывает на правую сторону таблички). Какое название отсюда следует?

Органы чувств.

(Учитель даёт название таблице «Органы чувств» и делает соответствующую запись.)

Охрана органов чувств

- Нужно ли беречь органы чувств? Почему?

Работа по учебнику.

 - Откройте учебники на с. 126. Прочитайте статью «Органы чувств». О каких правилах гигиены органов чувств говорится в данной статье?

Проверка самостоятельной работы. (Выборочное чтение.)

Работа в творческих тетрадях.

-Откройте тетради на с._________ Выполните задания №.1. и №.2.    

Проверка самостоятельной работы.

Обмен тетрадями. Работа в парах.

-А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?

    (Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус)

-Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?  

    (Органы чувств)

-Назовите их.   (Хоровой ответ)

-Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

– Как бы оценили своё настроение после урока? Лесенка.

Объяснение домашнего задания.

Урок хочу закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

 А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас –

это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.

Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Конспект урока окружающего мира на тему "Трудовой фронт России", 4 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений об истории Трудового фронта России; ознакомление с изменениями, которые произошли в России и Челябинской области.Планируемые результ...

Конспект урока окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах, входящих в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностях.Планируемые результаты»Предметные:Знать названия городо...

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Города России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- особенности городов России.Уметь:- анализировать и делать выводы.Личностные: ...