Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста
статья по окружающему миру на тему

Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.И. Квасова

МОУ «Хохольский лицей», Р.П. Хохольский

Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста

Основой всех материальных доброт, родником здоровья и духовного богатства людей, является природа.

Мир природы. Это и чарующий узор ярких цветов, и свежий воздух, вселяющий в нас новые силы. Это и несметные богатства, которые людям надлежит беречь их и приумножать.

В наше время повсюду в мире осознают, что природе грозит опасность, и в то же время во многих странах продолжается стихийное использование ресурсов биосферы, продолжает бытовать представление о ней, как о неисчерпаемой кладовой и бездонной свалке. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Актуальный когда-то лозунг «победить» природу, «обуздать» ее, заставить «отступить» сменяется сейчас призывами понять ее, сберечь. Это естественная и отрадная смена. Наука обосновала многие законы природы, расшифровала ее коды. И человечество удивилось мудрости природы, ее величию и совершенству. Но земля умирает, если ее убивать. И земля оживает, если ее возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том,  чтобы давать земле посильные нагрузки. Беря от нее, давать ей. Видеть в ней не временный объект добычи, а постоянное поле жизнедеятельности.

Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи и взаимодействии человека и природы.

Еще древнегреческие философы рассматривали человека как часть природы, огромную роль в его жизни отводили всевозможным связям, взаимоотношениям с окружающей средой. Смысл гармоничного развития человека они видели в развитии и совершенствовании его интеллекта, в формировании умения воспринимать и познавать окружающий мир.

Совершенно естественно, что будущее человечества, его жизнь будет определяться уровнем экологической культуры общества в целом и каждого человека в отдельности. А поэтому важность экологического воспитания в современном мире переоценить невозможно. Наше будущее – это наши дети. Мы сможем сохранить планету только, если воспитаем наших детей экологически культурными, если научим их понимать взаимосвязь человека и природы, уметь видеть и чувствовать ее красоту, стремиться не только познавать природу, но и беречь, и приумножать ее богатства.

Свойственные младшим школьникам эмоциональность, отзывчивость, любезность, а вместе с тем способность овладеть определенными знаниями делают начальную школу очень важным звеном в системе экологического образования.

В классической педагогике обоснованы и развиты положения научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании миравозрения в процессе познания природы, об эстетическом воспитании ребенка под воздействием природы. Педагогическую ценность  укрепления гуманных  чувств ребенка средствами природы подчеркивали  великие педагоги: Жан-Жак Руссо, Песталоцци, Дистервег.

В отечественной педагогике еще на рубеже XIX – XX  столетий возникла идея создания интегрированного курса по ознакомлению младших школьников с природным окружением. Великий русский педагог К.Д. Ушинский горячо призывал расширить общение  ребенка с природой и удивился тому, что «воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике». Его идеи о воспитательной ценности общения ребенка с природой развивали многие педагоги – натуралисты, такие как А.Я. Герд, Д.Н. Кайгородова, А.П. Павлова: они настаивали на введении в начальную школу неразделенного курса об окружающем неорганическом и органическом мире.

Этому положению выдающихся педагогов способствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране, зародившегося в 1918 году. Особенно большой вклад в юннатское движение внес его основатель Б.В. Всесвятский, а также   ученые – методисты: Н.И. Дергунов, Б.Е. Райков, С.В. Герд, Н.М. Верзилин и многие другие.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение  влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Он считал, что именно «в природе вечный источник детского разума».

«Я вижу, - писал В.А. Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок  видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе». Отношения к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное  взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и  длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание  активно защищать, улучшать природную среду.

В исследованиях психологов и педагогов не раз отмечалось, что уже  у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями природы, об экологических  связях между живой  и неживой природой, между различными компонентами живой  природы (растениями, животными, грибами), между природой и человеком на доступном уровне.

Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нем. Это относится и к экологическим  связям. Изучение этих связей играет важную роль в развитии у детей  логического мышления, памяти, воображения.

В содержании экологического  образования в начальной школе могут быть прослежены несколько содержательных линий:

  • человек – природное существо и член общества;

Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические и санитарно-гигиенические качества окружающей среды – значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. Вопросы экологии человека и его здоровье могут включиться в разные разделы программы всех классов, но лучше их представить в содержании специального раздела, посвященного здоровью человека.

  •     многообразие природного и социокультурного окружения человека;

То есть в содержании должны найти отражения знания о местах обитания живых организмов, об их домах – природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.

  • экологическое взаимодействие живых организмов с окружающей средой;

Это материал об отношении живых организмов со средой обитания: многообразие обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям между собой и человеком.)

  • труд и поведение человека в окружающей среде;

Человек, его деятельность, как уменьшить вредное взаимодействие этой  деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных. Здесь представлены знания о человеке и обществе, и их связях с окружающей средой.

Необходимо познакомить детей с предметами, созданными трудом человека (сахарная свекла → сахар), со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природы, как с положительных, так и с отрицательных сторон и на основании этого наметить  пути гармоничных отношений человека и природы.

Младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации. Он будет идти по лесу тихо и спокойно, если поймет, что шум беспокоит и пугает  лесных обитателей, что отлов бабочек ради праздного любопытства приносит  большой вред луговым растениям  и загубит жизнь существа, на которую оно имеет право, как и все земные обитатели.  Поэтому  содержание экологического  воспитания должно подводить детей к выводу: надо  поступать  так и почему именно так.

Кроме того, содержание  экологического образования должно быть направлено на то, чтобы показать  природу не только  как источник материальных благ и условий для существования человека и всего живого, но и как источник духовных ценностей – наслаждение красотой ферм, звуков, ароматов, красок.

Перед педагогами стоят следующие основные задачи воспитания:

  1. Доказать ученикам, что в природе все взаимосвязано.
  2. Помочь понять,  для чего человек должен знать природные связи, т.е. не нарушать их, либо нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека.
  3. Помочь научиться строить свое поведение в природе на основание знаний о взаимодействиях в ней и соответствующей оценки возможностей последствий своих поступков.

Важнейшую роль в процессе формирования бережного отношения к природе имеет изучение окружающего мира. Этот предмет обеспечивает естественно-научную основу для понимания младшими школьниками необходимости охраны природы. В действующих программах и учебниках содержаться знания о конкретных  объектах и явлениях природы. В действующих программах есть сведения о связи  между ними, о взаимовлиянии  человека (общества) и природы, о нормах и правилах поведения в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.характеризует этапы становления познавательного интер...

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен т...

Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско-патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста"

Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско - патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего возраста"...