Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско-патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста"
статья
Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско - патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско-патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста
Современное общество требует наличия у человека умения разбираться в сложных экономических понятиях, моделей экономического поведения, основ финансовой грамотности, которые формируются в течение всей жизни человека. Данная тема не является новой для педагогики, однако, остаётся всегда актуальной.
В этой связи несомненно очень важным становиться построение системы непрерывного функционального образования населения.
Одним из компонентов функциональной грамотности является финансовая грамотность.
Исторически сложилось так, что в российском обществе привычка не говорить о деньгах закрепилась в сознании граждан и при обсуждении вопросов, связанных с понятиями «личные средства», «финансы», «выгода» действует социальный стереотип нетактичности, неловкости, особенно в отношении детей.
Однако, современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой они стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уверенностью утверждать, что знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому, обучение финансовой грамотности касается каждого лично. И повышать финансовую грамотность нужно с детства.
Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг, не понимая важности ответственного отношения к вопросам нравственности и гражданско-патриотического долга.
Не понимая природу происхождения доходов и потребительского отношения к деньгам, человек сводит к минимуму ценность гражданственности и патриотизма.
А гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
С 2021 года в школе реализовывается курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». Целью которого является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи данного курса
- осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
- определять актуальные и потенциальные источники доходов;
- анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения.
Это курс рассчитан на 1 час в неделю и охватывает такие важные темы, формирующие гражданскую позицию, чувство патриотизма, как:
- «Откуда взялись деньги»
- Рассмотрим деньги поближе
- Защита денег от подделок
- Какие деньги были раньше в России
- Современные деньги России и других стран
- Откуда берутся деньги
- Зачем нужны банки
- Что такое Центральный банк России
При изучении данных тем очень важно фиксировать внимание детей на идентификации себя как гражданина России. При освоении курса применялись такие формы и методы работы как:
- Работа над проектной задачей
- Мини-исследование
- Экскурсия
- Игра
- Практическое занятие
В начале ведения курса учащимся предлагалось заполнить анкету с такими вопросами: 1 вопрос «Как ты понимаешь, что такое деньги?», 2 вопрос «зачем современному человеку деньги?», 3 вопрос «все ли деньги одинаковы?», 4 вопрос «что такое купюра?», 5 вопрос «какие иностранные деньги ты знаешь?».
Проанализировав ответы детей, пришла к следующим выводам, что дети:
- не понимают разницу понятий деньги и купюра;
- не могут идентифицировать российские деньги и иностранные;
- не понимают природу происхождения доходов в своей стране
В связи с этим был сформирован план по формированию основ финансовой грамотности через методы и формы гражданско-патриотического воспитания.
На занятиях при работе в форме мини-исследования привлекло большое внимание учащихся непосредственно их личный вклад в создание небольшой коллекции старинных денег. Благодаря этому дети заинтересовались историей России.
Учащимся очень интересно было узнать о банкнотах других стран.
На мини-исследовании по теме «Современные Российские деньги» учащиеся сделали вывод, что «государство заботиться о своих гражданах и защищает денежные купюры от подделок.
В ходе изучения тем, учащиеся ответили на вопросы что такое банк и зачем он нужен, откуда берутся деньги и на что тратятся. Ответы представили в форме таблиц и картинок.
Пройдя курс «Финансовой грамотности» за 3 класс дети ещё раз ответили на вопросы той же анкеты. Результаты анкетирования показали, что учащиеся свободно ориентируются в понятиях деньги и купюра, могут идентифицировать российские деньги и иностранные.
Считаю необходимым продолжить работу над этой темой в 4 классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/29/picture-596743-1627560520.jpg)
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста
Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1198753-1576606765.jpg)
Специфика формирования экологической грамотности у детей младшего школьного возраста
Формирование экологической грамотности младших школьников – процесс длительный, который стоит рассматривать с разных сторон. Цель этого процесса – овладение основными закономерностями в об...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-507007-1426907365.jpg)
Формирование функциональной грамотности у детей младшего школьного возраста
Функциональная грамотность...
"Формирование математической грамотности у детей младшего школьного возраста"
Создать условия для формирования у учащихся представления о технике выполнения кувырка вперед; развитие физических качеств (гибкость, быстрота, сила)....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-1214384-1580702224.jpg)
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повт...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/14/picture-463891-1405337280.jpg)
Использование методов игротерапии в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей с интеллектуальными нарушениями
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в коррекционной педагогике. Финансовая грамотность – это не только умение распределять деньги и ходить в магази...