Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Моря,реки и озёра России"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл morya_reki_i_ozyora_rossii.docx21.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Моря, озера и реки России

    Цель урока:

    Сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России и познакомить с их местонахождением.

    Задачи:

    -обучающие: дать представление о  морях, озерах, реках России и их местонахождении;

    -развивающие: развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

    -воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.  

    Оборудование:

    Картины, рисунки, фотографии, слайды с изображением изучаемых объектов; физическая карта России; карта полушарий, мультимедийный проектор, компьютер.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Добрый день, дорогие друзья!

        Новой встрече рада я!

      Сегодня нас ждут (наверно, не зря)

      Озера, реки и моря.

      Чтобы о водах России знать,

      Надо карту уметь читать,

      Быть внимательным, уметь наблюдать,

      И, конечно, рассуждать.

    II. Проверка знаний и умений

    Фронтальный и индивидуальный опрос.

    -        Расскажите об Ильменском заповеднике, покажите его местонахождение на карте.

    -        Покажите на карте и назовите горы на территории России. Демонстрируются слайды, иллюстрации, фотографии с горами.

    • Покажите на карте известные вам равнины нашей страны.

    Тест  «Равнины и горы России»

      1. Наш город расположен на…

         а) Средне-Сибирском плоскогорье;

           б) Восточно-Европейской равнине;

           в) Западно-Сибирской равнине.

    2. Каменным поясом земли назвали…

           а) вулканы Камчатки;

           б) Кавказские горы;

            в) Уральские горы.

    3. Самые высокие горы России – это…

             а) Саяны;

              б) Алтай;

               в) Кавказские горы;

              г) Вулканы Камчатки.

    4. Восточно-Европейская равнина – это..

           а) холмистая равнина;

           б) плоская равнина

    5. В список Всемирного наследия включены…

            а) вулканы Камчатки;

            б)Кавказские горы;

            в)Уральские горы.

      6. Ильменский заповедник расположен…

              а) на Кавказе;

               б) в Саянах;

               в) на Урале.

    7. Соедини стрелками тип гор и их название.

    Молодые горы

    Старые горы

    Уральские горы

    Кавказские горы

    Саяны

    Алтай

    Вулканы Камчатки

    III. Работа над новой темой.

    У вас было творческое домашнее задание

    - Путь наш начнем с города-порта Владивосток, наш маршрут пройдет по морям. Каким?

    На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? (Ответы детей)

    • Нам предстоит выяснить вопрос: какие моря, к какому океану
      относятся? Обратимся к карте полушарий. Какие океаны омывают материк Евразия? На востоке?
    • На севере?
    • На западе?
    • Какие моря относятся к Тихому океану?
    • Перечислите моря Северного Ледовитого океана.
    • А какие моря относятся к Атлантическому океану?
    • Совершенно верно, это моря Атлантического океана, которые глубоко вдались в сушу.

    Показ слайдов  «Моря Северного Ледовитого океана» (покрытые льдом), «Моря Тихого океана» (ветры и туманы), «Моря Атлантического океана» (пляжи).

    • Что вы можете сказать о морях Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов?
    • Что вы можете сказать о воде в морях?  

    IV.        Физкультминутка

    Игра «Море волнуется»

    Море волнуется раз,

    Море волнуется два,

    Море волнуется три,

    Морская фигура на месте – замри!

    V. Продолжение новой темы

    • А сейчас наш путь лежит на озера страны. Какие озера вам знакомы?
    • Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено?
    • Покажите на карте озеро Байкал и Каспийское озеро-море.

    Показ слайдов озера Байкал и Каспийского моря.

     Показ слайдов и картин «Ладожское озеро», «Онежское озеро».

    Сообщения учащихся о Ладожском и Онежском озерах.

    - Наш волшебный «транспорт» познакомит нас с реками. Первую группу он прокатит по Восточно-Европейской равнине, вторую - по Западно-Сибирской, а третью - по Средне-Сибирскому плоскогорью. Ваша задача: после путешествия по рекам познакомить одноклассников с самыми крупными реками.

    Показ слайдов с изображением рек.

    Работа в группах

    Каждой группе даются карточки - «помогайки» следующего содержания:

    I группа: ... ~ это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере ..., на юге - ..., в центре - ....

    // группа: Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются ... и ... . Река ... имеет много притоков, одним из них является река          берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно- Сибирской равнины ... не имеет. Обе реки впадают в ....

    III группа: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - ... и ..., еще приток Енисея .... Река ... имеет ... количество притоков. На севере текут реки ... и ... . Реки ..., ... и ... несут свои воды в ... океан, а ... -в ... море.

    VI.        Закрепление изученного материала

    Групповая работа

    -        Заполните контурную карту.

    I        группа подписывает названия морей;

    II        группа подписывает названия рек;

    III группа подписывает названия озер.

    Игра «Капитаны»

    -        Проложите морской путь из Мурманска на остров Сахалин в
    Охотском море.

    Дети играют в парах, ведут записи в тетрадях.

    VII.        Подведение итогов работы

    -Какая была тема сегодняшнего урока? (Дети формулируют тему урока).

    Самооценивание: - Достигли мы цели урока? Как мы поработали?

    Учитель оценивает деятельность учащихся, благодарит за хорошую работу, старательность, активность, любознательность, внимательность.

    VIII. Домашнее задание

    Учитель дает на выбор творческие задания:

    1. Привести примеры использования человеком в хозяйственных целях морей, озер и рек.

    2. Подобрать высказывания, пословицы и поговорки о морях, озерах и реках России.

    3. Используя материал учебника (с. 72-77) составить вопросы для викторины или кроссворд.

    Список литературы

    1.А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова Учебник для 4 класса «Мир вокруг нас», М., «Просвещение», 2006.

    2.О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», М., «ВАКО», 2006.

    3.Большая детская энциклопедия. Перевод с английского А. И. Кима, В. В. Демыкина, М., «РОСМЭН», 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру во 2 класе по теме "Россия-многнациональная страна".Программа "Начальная школа XXI века"

    Урок знакомит учащихся с народами,живущими на территории России,воспитывает уважительное отношение к людям разных национальностей....

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России" Наш край – Саратовская область

    Цели урока:Сформировать представление учащихся о родном крае; изучить географическое положение Саратовской области, используя методы исследования.Совершенствовать умение работать с картой и дополнител...

    Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие рек. Части реки. Озёра".2 класс

    Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе....

    Конспект урока по окружающему миру, тема: «Проверочная работа «Золотое кольцо России» (3 класс, УМК "Школа России")

    Цели деятельности учителя: создание условий для проверки знаний по теме «Золотое Кольцо России».Планируемые результаты:Предметные:- знать всю информацию о городах Золотого кольца;- уметь п...

    Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. Обобщение. УМК "Школа России".

    Цель деятельности учителя:- обобщение знаний о городах Золотого кольца России;Планируемые результаты:Предметные:- знать: достопримечательности городов Золотого кольца России-уметь: находить на карте г...

    Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. 1 ч. УМК "Школа России".

    Цель деятельности учителя:- формирование знаний о городах Золотого кольца России; знакомство детей с основными достопримечательностями городовЗолотого кольца РоссииПланируемые результаты:Предметные:- ...

    Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. 2 ч. УМК "Школа России".

    Цель деятельности учителя:- формирование знаний о городах Золотого кольца России; знакомство детей с основными достопримечательностями городовЗолотого кольца РоссииПланируемые результаты:Предметные:- ...